Правда и ложь о Варшавском восстании, Красной армии и памятниках русскому солдату Владимир Кожевников 2007.09.06 Польские власти держат общественность в состоянии напряженного ожидания. Спор о том, сносить или не сносить несколько десятков памятников советским воинам-освободителям, не прекращается с тех пор, как министр культуры и национального наследия Польши Казимеж Уяздовский заявил, что эти памятники «чужды польской традиции» и потому «должны исчезнуть из городов и с улиц».
Современные мифы Как ни печально, министру удается найти сочувствующих. Польша уже подготовила два законопроекта, которые позволят местным властям сносить памятники по своему усмотрению.
Власти города Катовице вознамерились убрать монумент красноармейцу, а на его месте установить фигуру одного из президентов США – Рональда Рейгана. Польский Институт национальной памяти уже разослал по городам списки нежелательных объектов, которые нужно ликвидировать в первую очередь. Среди них памятник советско-польскому боевому братству в Варшаве, возведенный в честь освобождения польской столицы, монумент погибшим героям в городке Шамотулы (Великопольское воеводство), два памятника советским воинам в Домброве-Гурничеи, а также монументы в Кракове, Жешуве, Новы-Сонче, Старгарде-Щецинском и других городах.
Напомним, что сегодня в Польше сохранились 561 памятник советским воинам и 638 захоронений периода второй мировой войны. Пресса распространила заявление некоего самозванца Стефана Мелака, выдающего себя за лидера несуществующей организации «Катынский комитет», который называет позором тот факт, что «на поддержание этих памятников тратятся миллионы злотых из карманов польских налогоплательщиков». Эти памятники, по его словам, – «символ лжи и насилия».
Кампания, направленная на создание нужного общественного мнения, в разгаре. В ход идет нелепый, поистине чудовищный миф о том, что Советский Союз наряду с Германией был государством-агрессором, а Красная Армия не только не помогла полякам освободить Варшаву от гитлеровцев, но и препятствовала этому.
До неузнаваемости исказить историческую правду стремятся не только польская пропаганда, но и некоторые западные СМИ. Например, Би-би-си, которая распространила в эфире и на своем сайте в Интернете небылицу о Варшавском восстании, порочащую Красную Армию. События тех лет представлены в следующей интерпретации: польские патриоты решили освободить столицу. Оружие повстанцам доставляли на самолетах польские, британские и южноафриканские пилоты. Для этого было необходимо летать с перевалочных баз над оккупированной нацистами Европой. А русские-де наблюдали за всем происходящим в бинокли с другого берега реки Вислы. И когда самолеты с оружием для повстанцев залетали в воздушное пространство над советскими войсками, их якобы сбивали русские зенитчики… Потому-де из-за крупных потерь операцию по доставке оружия польским повстанцам и пришлось отменить. А генерал СС Эрих фон Бах, который отвечал за подавление польского восстания, якобы наспех сформировал подразделения из… казаков, азербайджанцев и украинцев из так называемой «Русской национальной освободительной армии» и преступников. В первые же дни восстания эти «казаки-эсэсовцы», как утверждает Би-би-си, уничтожили в Варшаве 40 тысяч мирных жителей.
Красная Армия якобы не пришла на помощь повстанцам. Сталин будто бы приказал прекратить наступление в этом направлении и перебросил войска на Балканы, потому повстанцы и были вынуждены сдаться. Немцы отомстили польским патриотам, столица была разрушена. А через полгода Красная Армия «вошла в пустой уничтоженный город»…
Третья сила Нетрудно представить себе чувства поляка, который знакомится с такой версией...
Но для того чтобы внести ясность, следует напомнить о силах, боровшихся тогда за польскую столицу. С одной стороны – германский вермахт. С другой – Красная Армия и польская Армия Людова – военная организация Польской рабочей партии (ПРП), которая действовала на территории оккупированной страны и позже была переименована в Войско Польское.
Присутствовала и третья сила – так называемая Армия Крайова, а по существу – диверсионно-террористическая организация, которая в качестве своих противников рассматривала и Красную Армию, и белорусских партизан.
Об этой организации следует сказать особо. Создана она была 27 сентября 1939 года, в начале второй мировой войны по инициативе польских эмигрантов, укрывавшихся в Лондоне. Действовала подпольно. Причем не только в Польше, но и в Белоруссии, где еще до прихода гитлеровцев совершала диверсии.
Деятельность Армии Крайовой была направлена на отторжение Западной Белоруссии от БССР. Это следует из директивы ее командующего Стефана Равецкого от 28 сентября 1940 года: «Исход ожидаемого конфликта между Россией и Германией в настоящий момент предугадать невозможно. Для нас было бы лучше всего, если бы немцы атаковали Россию, уничтожили ее вооруженные силы и облегчили тем самым для нас решение в будущем вопроса о нашей восточной границе».
При наступлении советских войск на запад директива предписывала «быть готовыми исполнить специальный приказ по проведению массовых диверсий и организации партизанского движения в тылу у Советов». К моменту освобождения Варшавы подпольные диверсионно-террористические отряды Армии Крайовой действовали в Гродно, Бресте, Лиде, Сморгони, Барановичах, Молодечно, Мяделе и других населенных пунктах Белоруссии. Наибольшее количество вооруженных групп было сосредоточено в Гродненской (Русской), Рудницкой, Беловежской, Налибокской и Липичанской пущах и Августовском лесу.
Находясь в тылу наступающей Красной Армии, террористы разрушали линии связи, организовывали ночные засады на одиночные советские патрули, нападали на отделения милиции, совершали убийства советских работников и активистов из числа местного населения. Показателен и приказ (сентябрь 1944 года) поручика Лубиковского, командира одного из отрядов Армии Крайовой, действовавшего в окрестностях Новогрудка: «Операция должна быть всесторонней – взрывы воинских эшелонов, сжигание мостов, ликвидация складов и сельсоветов. Исполнение скрытное».
Армия Крайова для Белоруссии и России была такой же вражеской террористической и карательной организацией, как СС или отряды предателей-полицаев. Местные власти вели с ней беспощадную борьбу.
Трагическая авантюра Именно эта террористическая организация, подчинявшаяся польскому эмигрантскому «правительству» в Лондоне, организовала и начала восстание в оккупированной немцами Варшаве. Что было чистейшей воды авантюрой.
По замыслу повстанцы должны были накануне вступления советских войск в Варшаву овладеть столицей, оказаться хозяевами ситуации, захватить власть и противопоставить себя Польской рабочей партии и Войску Польскому, которые 21 июля 1944-го создали в городе Холм Польский комитет национального освобождения.
По понятной причине эмигрантское «правительство» не стало согласовывать план ни с польскими демократическими организациями, ни с советским командованием. Восстание было начато без учета обстановки, сложившейся к тому времени на варшавском направлении советско-германского фронта.
С военно-технической точки зрения оно было совершенно не подготовлено. Руководство ПРП пыталось предотвратить преждевременное и неподготовленное выступление. Однако когда действия варшавян, горевших желанием сражаться с гитлеровскими оккупантами, приняли массовый характер, ЦК ПРП отдал приказ всем членам партии и частям Войска Польского сражаться вместе с восставшими. А у Красной Армии появился одиозный союзничек – Армия Крайова.
С началом восстания немцы подтянули к городу значительные силы, поддержанные авиацией. Проявила активность и Красная Армия – 14 сентября она овладела предместьем Варшавы – Прагой на восточном берегу Вислы. С 13 сентября по 1 октября 1944 года советская авиация сделала более 5.000 самолетовылетов (из них 700 – силами 1-й авиационной дивизии Войска Польского), сбросила восставшим 156 минометов, более 500 противотанковых ружей, около 3.000 автоматов и винтовок, 41.780 гранат, 3 миллиона патронов, 113 тонн продовольствия и медикаменты. Кроме того, авиация непрерывно вела разведку, прикрывала повстанцев от ударов с воздуха, поддерживала наступление советских войск и войск 1-й армии Войска Польского.
15 сентября подразделения Войска Польского, действуя совместно с частями Красной Армии, форсировали Вислу в пределах города и захватили несколько плацдармов. А потом произошло непредвиденное…
Командование Армии Крайовой опасалось контакта с частями Войска Польского. Причина такой боязни очевидна: многим бойцам Армии Крайовой претило участие в этой террористической организации, и они подумывали о переходе на службу в войска, которые пользуются поддержкой и уважением польского народа. Чтобы не растерять живую силу, главари Армии Крайовой отвели своих бойцов, предав тем самым и вынужденных стать их союзниками красноармейцев, и соотечественников – воинов Войска Польского, и ополченцев из числа горожан.
Командование Красной Армии было озадачено столь непоследовательными действиями Армии Крайовой, а немцы, конечно же, не могли не воспользоваться столь непоследовательными и сумбурными действиями своего противника. Восстание захлебнулось, бойцы Армии Крайовой сложили оружие и сдались в плен.
Глас народа Следует заметить, что общественное мнение склоняется именно к этой, исторически-правильной версии событий вокруг Варшавского восстания. Сайт Би-би-си, опубликовавший фальшивку, позволяет людям оставлять комментарии. Они небезынтересны. Вот некоторые из них: «Знали, что восстание обречено на неудачу, но поднялись. Хотели освободить Варшаву без участия Красной Армии – но обижаются, что «советские войска наблюдали за всем происходящим с другого берега реки Вислы». Не удивлюсь, если немцев убедят в том, что в трагедии Варшавы виноваты не они, а русские...».
«Уважаемые господа из Би-би-си, не считаете ли вы, что автору следует более подробно ознакомиться с историческими документами в части действий Красной Армии в сентябре 1944 года под Варшавой?»
«Как видим, Би-би-си взялась переписывать историю: русские, мол, «наблюдали» с того берега Вислы… А почему вы умолчали о том, что варшавское предместье Прагу охраняли пять немецких дивизий, в том числе три танковые, и выйти к Висле удалось после трехдневных ожесточенных боев? Хватит порочить русского солдата!»
«Вы утверждаете, что-де Сталин виноват, остановился на правом берегу Вислы и не освободил Варшаву осенью 1944-го… Так позвольте мне процитировать приказ по Армии Крайовой от сентября 1944 года: «Большевики перед Варшавой. Они заявляют, что они друзья польского народа. Это коварная ложь. Наша окраина, Вильно и Люблин взывают к мести. Большевистский враг встретится с такой же беспощадной борьбой, которая поколебала немецкого оккупанта. Действия в пользу России являются изменой Родине. Час польского восстания еще не пробил. Приказы советских приспешников аннулирую. Комендант Армии Крайовой обязал подавить всякие попытки поддержки Советов. Немцы удирают. К борьбе с Советами! Да здравствует свободная Польша! Бур – Главный комендант вооруженных сил в стране».
«Допускаю, если иностранный неопознанный самолет случайно залетел на территорию, занятую советскими войсками, его могли сбить. Война есть война. Но умышленно такое ж не сделали бы!»
«Освобождая Польшу, Красная Армия потеряла 600 тысяч бойцов, а поляки хотят снести памятники, поставленные в честь освободителей. Это вместо благодарности?»
«По логике автора, главным врагом восставших был Сталин. А немцы – как бы честные военные труженики, профессионально повергшие город в руины... А чего стоит утверждение про то, что «советские войска вошли в пустой город». А куда же немцы-то делись? Неужели убежали?»
Бои над Вислой Советские войска вошли в Варшаву во время Варшавско-Познанской наступательной операции 1-го Белорусского фронта – это была одна из крупнейших фронтовых операций Великой Отечественной войны. Руководил ею Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Осуществить такую операцию Красная Армия смогла, лишь основательно поднакопив необходимые силы. Начав прорыв на нескольких участках общей шириной 34 километра, войска 1-го Белорусского фронта к концу операции расширили его по фронту до 500 километров и продвинулись на глубину 500 километров, освободив всю западную часть Польши.
Рано утром 16 января 1945 года 11-й и 9-й танковые корпуса освободили Радом. 47-я армия, перейдя в наступление, отбросила противника за Вислу и с ходу форсировала ее севернее Варшавы. В полосе действий 5-й ударной армии была введена в прорыв 2-я гвардейская танковая армия. Совершив за день стремительный бросок на 80 километров, она вышла в район Сохачева и отрезала пути отхода варшавской группировке противника. В этот день советская авиация произвела более 3.470 самолетовылетов. И, наконец, 17 января войска 47-й и 61-й армий совместно с 1-й армией Войска Польского освободили польскую столицу. В честь этого исторического события учреждена медаль «За освобождение Варшавы».
…В годы тяжелейших испытаний русские, белорусы, поляки сражались плечом к плечу, совместно прошли сложный исторический путь. У наших народов одно прошлое. Оно неделимо – и все же находятся силы, которые стремятся произвольно вырвать его части… Поляки гордятся, когда их страну относят к семье цивилизованных. Но тут…
Не помешало бы некоторым представителям этого народа поучиться у своего соседа, у Германии. Вот уже почти 60 лет в берлинском Трептов-парке возвышается величественный памятник советскому воину-освободителю с немецкой девочкой на руках. Германское государство заботливо отреставрировало его и тщательно охраняет. Современные немцы понимают: сокрытие или искажение прошлого мешает выбрать правильный путь в будущее.
http://forum.msk.ru/material/fpolitic/379991.html?0246