Десять уроков металлургаПавла Петровича Аносова П.П. Аносов
Отечественная металлургическая школа сложилась к концу XIX века. Крупнейшими представителями ее являлись: П.П. Аносов (1799-1851), Д.К. Чернов (1839-1921), П.М. Обухов(1820-1869), Н.И. Беляев(1877-1920), В.Е. Грум-Гржимайло (1864-1928), М.А. Павлов (1863-1958), А.А. Байков (1870-1946) и другие. Павел Петрович Аносов в этом списке первый и по возрасту, и по заслугам. Впереди него может быть только М.В. Ломоносов со своей диссертацией «Первые основания металлургии или рудных дел». В постановлении Совета Министров Союза ССР от 15 ноября 1948 года «Об увековечении памяти великого русского металлурга Павла Петровича Аносова» наш земляк назван основоположником учения о стали и родоначальником высококачественной металлургии.
Некоторые историки науки и техники России ставят П.П. Аносова в один ряд с Н.И. Лобачевским, В.В. Петровым, Н.И. Зининым, Н.И. Пироговым, Д.И Менделеевым и другими выдающимися русскими учеными, внесшими неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники.
П.П. Аносову, как и великому нашему поэту А.С. Пушкину, в этом году исполняется 211 лет. Жизнь и творчество Аносова-металлурга, его труды, научная и инженерная деятельность позволяют говорить о десяти уроках-заповедях П. П. Аносова для современников.
Урок первый
Инженер-металлург должен быть высокообразованным человеком, с широким кругозором, с прекрасной подготовкой не только по техническим, но и по гуманитарным дисциплинам. П.П. Аносов изучал металлургию и горное дело в Петербургском Горном кадетском корпусе — единственном учебном заведении подобного рода не только в России, но и во всей Европе. В1817 году выпуск состоял из 12 человек, и лишь двух наградили большими золотыми медалями — Павла Аносова и Алексея Батракова. Что касается гуманизации образования: музыка, пение, танец, фехтование, риторика, поэзия, иностранные языки — то к этому наше высшее техническое образование только-только начинает приобщаться. И конечно, утопична и даже реакционна мысль, что в России сейчас необходимо свертывать металлургическое образование. Уроки Аносова говорят о противоположном: металлурги с блестящим общим и техническим образованием как никогда нужны России. Заметим, что П.П. Аносов учился в кадетском Горном корпусе за счет уральских заводов и именовался «казеннокоштным хребта Уральского». Заводы готовили для себя специалистов. И это окупалось сторицей.
Урок второй
Для достижения успеха в профессиональной деятельности необходимы целеполагание, идея-страсть. Такой идеей для Павла Аносова стала технология получения булата. Этой идеей он «заразился» в студенческие годы. И этому способствовали профессора Архипов и Чабаевский, преподававшие в Горном корпусе металлургию, а также оснащение лабораторий, коллекция изделий из черных металлов, куда входили, например, идеально ровной толщины лист кровельного железа в 4 квадратных аршина, древние сабли и мечи, столовые приборы. Аносова уже тогда заинтересовала бадаевская сталь, полученная С.И. Бадаевым на Воткинском заводе. Серьезно повлиял на Павла Аносова его дед, известный на Урале механик.
Урок третий
В первой половине XIX века в России укрепилась металлургия как отрасль промышленности. Центр ее переместился на Урал. К тому времени, когда юный Павел Аносов окончил Горный корпус, на Урале, в целом, и в Златоусте, в частности, было что обобщать, было за чем наблюдать и что совершенствовать. А поскольку Павел Аносов умел читать, писать и считать на инженерном уровне, у него были блестящие способности обобщать, развито чувство нового — эти качества в полной мере были использованы в Златоусте. То есть нужный человек появился в нужном месте и в нужное время.
Аносов был чрезвычайно восприимчив к опыту наших мастеров и умельцев. «Россия, богатая железными рудами различного свойства, не бедна и искусными руками», — писал он. И пусть не покажутся слишком высокопарными слова академика Н. Т. Гудцова, которые как бы обобщают второй и третий уроки: «Великие свершения, вся жизнь замечательного ученого-новатора Павла Петровича Аносова зовут молодое поколение нашей страны дерзать и побеждать в науке и труде во имя славы народа, во имя Отчизны».
Ну, а Златоустовскому металлургическому заводу нужно сохранить свой профиль, свои традиции, кадровый потенциал. Современные же Аносовы найдутся.
Урок четвертый
П. П. Аносов — рационализатор металлургического производства. Уже его отчет о практике «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода» вселяет надежду, что усовершенствования не заставят себя ждать.
Вот краткие описания нескольких его изобретений:
1821 год — первое изобретение П. П.Аносова по усовершенствованию конструкции цилиндрических воздуходувных мехов для горнов и домен.
1828-1829 годы — закалка изделий сжатым воздухом и при минусовых температурах. Это был первый опыт обработки стали холодом.
1828 год — шлифовка клинков корундовым порошком местного изготовления (взамен английского). Корунд он отыскал в Кыштыме.
В это же время начинается использование местных точильных камней. На них Аносов обратил внимание, осматривая массивные фундаменты жилых домов.
К этому же направлению деятельности П. П. Аносова относятся: новые конструкции нагревательных горнов, огнеупорные тигли из местных материалов, золото-промывальные машины и так далее.
В 1829 году в «Горном журнале» появились две его статьи об этих усовершенствованиях.
Конечно, Аносов в Златоусте был сам себе голова, но, судя по всему, начальство препятствий ему не чинило (хотя были и неудачи). В современном самоменеджменте есть метод альтернатив, суть которого: нет пределов в совершенствовании техники и технологии управления. Аносов неукоснительно следовал этому методу.
Урок пятый
Аносов — экономист. Этот урок является логическим продолжением четвертого. Павел Петрович был членом комиссии по урокам и припасам. Уроком тогда называли норму выработки. И Аносов активно участвовал в нормировании труда. Кроме того, он буквально «зациклился» на резком уменьшении оборудования и материалов, покупаемых по импорту. Собственно, и все его изыскания по стали преследовали одну из целей: как можно меньше покупать сталь в Англии.
Тигли для завода покупали в Пассау (Германия). Стоил такой тигель 25 рублей. Аносов подобрал местную огнеупорную глину. Путем экспериментов резко снизил трещинночувстви- тельность тиглей (подмешивая к глине сначала угольную пыль, а потом графит). И сколько стоил местный тигель? 44 копейки! Впечатляет, не правда ли? То же самое с корундом, графитом, химикатами и другими материалами. Петербург, казна, министр финансов очень одобряли такого типа деятельность. Заметим: ни одной заграничной командировки! Правда, книги и журналы иностранные читали. Иногда из столицы приходили указания что-то проверить, опробовать (например, после опытов Фарадея по добавкам в сталь платины).
Урок шестой
Павел Петрович Аносов был первым в мире металлургом, широко применившим в металлургии стали метод строго научного анализа и научного толкования процессов производства. Он первым пришел к выводу, что будущее за литой сталью. Иного не дано. А отсюда такая цепочка поисков: конструкция плавильной печи (горн, тигли), разработка технологии выплавки стали (включая исходные материалы), разливка стали, ковка, закалка, отпуск, дальнейшая механическая и химическая обработки, контроль качества металла по макро- и микроструктуре, механическим свойствам. Простой перечень составляющих такой цепочки говорит не только о грандиозности замысла, но и о гениальности исполнителя. Но этот масштабный план не есть плод «озарения» гения-одиночки. Были изучены и проанализированы опыт уральских металлургов, труды Фарадея, Реомюра, Рин-мана, Гей-Люссака, Бертье и других европейских металлургов, древние описания и образцы булатной стали. «Оставалось прокладывать новый путь», — написал П.П. Аносов.
Появляется ли необходимость разработки подобных цепочек перед современными металлургами? Без сомнения. Есть, например, технология высшего уровня производства электростали. Но всю цепочку создать вновь очень сложно и дорого. Можно усовершенствовать отдельные звенья. Только в США и Канаде работают около 600 старых дуговых печей, таких, как в Златоусте. Урок Аносова: нельзя топтаться на месте, нужно «прокладывать новый путь».
Урок седьмой
В результате многолетних исследований (только в журнале наблюдений написаны данные 185 опытных плавок). П.П. Аносов стал первооткрывателем газовой цементации. Это был прорыв в науке и технологии. До Аносова цементацию проводили только путем соприкосновения твердого или тестообразного металла с углем. Нашему земляку удалось создать в реальной плавке то, что сейчас называют восстановительной атмосферой. Это был прообраз специального периода электроплавки.
Далее П. П. Аносов разработал оригинальный способ выплавки стали, который заключается «в сплавлении негодных к употреблению железных и стальных обсечков в глиняных горшках при помощи возвышенной температуры воздушных печей». Читателю нетрудно сделать вывод, что это есть переработка отходов или, по-современному, «скрап-процесс». (Далее был предложен вариант скрап-рудного процесса). И когда Франция пыталась запатентовать в России мартеновский процесс, мы отказались это сделать, считая, что в России этот метод уже существует. Многие исследователи считают, что мартеновский процесс необходимо было назвать аносовским.
Урок седьмой плохо усвоили россияне. Мы — изобретатели непрерывной разливки стали — безнадежно отстали в этом виде техники и технологии от других стран. Мы «прошляпили» переход от мартеновского к кислородно-конверторному процессу, к бурному развитию электросталеплавильного процесса во второй половине XX века.
Урок восьмой
П.П. Аносов впервые сделал выводы о роли и влиянии углерода на служебные характеристики стали. Он показал связь между составом шлака, методом выплавки, разливки стали и кристаллизации слитка со свойствами готовых изделий. Был открыт важнейший закон металловедения: зависимость свойств металла от его кристаллического строения.
В 1831 году впервые в истории металловедения Аносов использовал микроскоп для исследования микроструктуры на полированных и травленых шлифах. Этот микроскоп Павел купил на часть тех 500 рублей, которые были ему выданы как «подъемные» после окончания кадетского корпуса. С помощью микроскопа Аносов исследовал и закристаллизовавшийся шлак.
В этой серии экспериментов было исследовано влияние легирующих элементов на свойства стали (марганец, титан, кремний, алюминий, платина и другие элементы).
После Аносова в Златоусте (и на заводе «Булат», и на металлургическом) сложились уникальные традиции по оснащению лабораторий современными приборами и оборудованием, по исследованию тонких микроструктур. Об этом можно судить хотя бы по уникальной книге Игоря Николаевича Голикова «Дендритная ликвация стали». Она была издана в Москве в 1958 году.
Урок девятый
Златоустовский завод, как мы уже отмечали, стал экспериментальной базой для столь впечатляющих открытий не случайно. Во времена Аносова здесь производили 160 тысяч пудов чугуна, 80 тысяч пудов железа и более 2 тысяч пудов стали в год. Работала фабрика холодного оружия. Трудились опытные мастера. Поэтому эксперименты Аносова проводились в благодатных условиях.
Крупнейшие металлурги страны работали в Златоусте, продолжая дело П. П. Аносова: Лавров, Калакуцкий, Износков, Обухов и другие. Под влиянием идей Аносова развивалась научная и производственная деятельность «отца металлографии» Д. К. Чернова. Строительство в Златоусте цехов по производству высококачественной стали объяснялось не только близостью тракторных и танковых заводов, но и, без сомнения, благодаря научно-технической, лабораторной, кадровой базе, которую заложил наш великий земляк. Златоуст обречен быть центром качественной металлургии. Нужно очень «постараться», чтобы наш город утратил эту роль.
Урок десятый
Деятельность Аносова-металлурга дает нам повод для раздумий о соотношении центра и провинции в развитии науки, техники, образования, культуры. Как видим, и далеко от столиц можно создавать уникальные технологии и методы получения современных конструкционных материалов. Но без помощи столиц тоже не обойтись. В книге «О булатах» Павел Петрович пишет: «Если мои опыты и увенчались успехом, то этот успех принадлежит не мне, а правительству: оно, дав направление моей службе, наделило и средствами к исследованиям. Этого мало, оно готовило меня к успеху другими пособиями: награды при малейших успехах по службе и милостивое ободрение при неудачах постоянно поддерживали пламенное усердие к достижению предположенной цели».
Уроки Аносова настойчиво требуют от нас сохранять традиции, искать пути достижения целей.
Кстати, о традициях. Несколько лет назад в Златоусте состоялось выездное заседание Совета ректоров металлургических вузов стран СНГ. Во время посещения музея ПО «Булат» ректор МИСиСа профессор Ю. С. Карабасов с удивлением обнаружил, что постановлением 1948 года за подписью И. В. Сталина предусмотрена выплата стипендии имени П. П. Аносова одному студенту МИСиСа. На ближайшем же заседании ученого Совета МИСиСа эта стипендия была восстановлена. Решили, что получать ее будет лучший студент, обучающийся по специальности «Металловедение».
Такая же стипендия была предусмотрена и в техникуме имени П. П. Аносова. Здесь ее восстановили решением педсовета 25 декабря 1991 года. Опередили москвичей! А вот когда эти стипендии были утрачены, никто не знает. Можно только догадываться, когда.
Павел Петрович Аносов был патриотом не только России, но и Урала, Златоуста. Благодарные потомки должны усвоить его уроки, сохранить и преумножить наследие Аносова-металлурга.
*Газета «Златоустовский рабочий»
Станислав Чистяков, инженер-металлург
http://voskres.ru/economics/chistiakov.htm