Господину Гинзбургу и его единомышленникам Обращение группы российских учёных и военных Нас, российских учёных и военных, патриотов своей страны, не может не тревожить то, с какой систематичной последовательностью продолжаются нападки со стороны отдельных граждан и групп, как например, академика Гинзбурга, на Русскую Православную Церковь и преподавание «Основ православной культуры» в российских школах. И каждый новый шаг в этом направлении оказывается всё сильней и изощрённее. Мы не можем оставаться безучастными к происходящему.
В преддверии начала учебного года не хотелось бы разжигать снова страсти, но нельзя оставить без ответа скандально нашумевшее интервью г-на Гинзбурга («Вести образования» 3(75), 2007), в котором, комментируя преподавание «Основ православной культуры», он заявил, в частности следующее:
«Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей». Тем самым, как мы считаем, нанёс оскорбление не только духовенству Русской Православной Церкви, но и всему православному населению России. Ни одна премия, даже Нобелевская, не даёт никому права, права «трамвайного хама» выражать таким недопустимым образом своё отношение к православному духовенству и вероисповеданию, доминирующему в нашей стране. Поэтому правомочным и своевременным являлись обращения общественных организаций и отдельных граждан в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против г-на Гинзбурга за разжигание религиозной вражды. Но, к сожалению, московская прокуратура, как стало известно, отказала в возбуждении уголовного дела в отношении Гинзбурга. По мнению прокурорских работников, слово «сволочи», как не странно, не является оскорбительным.
Если г-н Гинзбург и его единомышленники против введения «Основ православной культуры» в российской школе, то возникает предположение, что эти господа за то, чтобы, наши школьники изучали, например, основы материализма, большевизма, атеизма или других «измов». Но закончились в нашей стране времена воинствующего безбожного большевизма. И попытка сделать атеизм государственной идеологией, мы уверены, не пройдёт.
Пока у нас в стране идёт борьба по внедрению преподавания в школах «Основ православной культуры», парламент Молдавии уже принял закон о религиозных организациях, согласно которому
«государство признает особое значение и первостепенную роль христианской православной религии и, соответственно, Православной Церкви в жизни, истории и культуре народа Молдавии».
Нужно ли изучение православной культуры у нас в стране в современной российской школе?
Ответ может быть только один – да! Да, потому что православие лежит в основе российской цивилизации (ведь православие – это религия для большинства российских народов), а это значит, что православие определило и определяет все стороны российской жизни: нашу историю и нашу культуру, нашу духовность и нашу мораль, нашу семью и наше воспитание. Это осознается сегодня большинством населения нашей страны. Именно система традиционных культурных и духовно-нравственных ценностей должна лежать в основе российского воспитания, а освоение и изучение этой системы культурных, духовных, нравственных, религиозных, интеллектуальных ценностей с колоссальным напряжением и трудом наработанных нашим многонациональным российским народом, должно проходить в каждой российской школе.
И сегодня, к счастью, это уже не только гипотетическое предположение – сегодня практически по всей России идет преподавание православной культуры. Экспериментальная работа, ведущаяся во многих регионах, однозначно свидетельствует о том, что преподавание этого предмета приносит свои положительные и заметные результаты: дети приобщаются к ценностям своей великой культуры, растет уровень их духовно-нравственного развития, гражданского сознания, повышается успеваемость, улучшаются отношения в образовательных учреждениях, заметно сокращается преступность и т.д. Все это столь очевидно, что даже не требует доказательств – лучшее доказательство благотворности изучения православной культуры – это то, что многие регионы России в настоящее время принимают региональные программы духовно-нравственного воспитания, где изучению православной культуры отводится главное место.
Сегодня по данным Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министра образования и науки РФ изучение истории и культуры традиционных религий в рамках регионального компонента организовано как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации.
Мы считаем, что Министру образования и науки РФ необходимо на федеральном уровне принять соответствующие меры для создания условий изучения православной культуры в российских школах, а в местах проживания представителей других традиционных религий России найти пути изучения этих религиозных культур.
Пойдёт ли наше общество, страна к возрождению её духовных, нравственных, культурных и исторических ценностей по пути гармонического развития её науки, промышленности, обеспечению безопасности страны и её граждан на принципах государственности и патриотизма. Или даст увлечь себя иной идеологии, что, несомненно, приведёт к окончательному самоуничтожению.
Взаимоотношение государства и Церкви достаточно полно раскрыл наш современник святитель Серафим (Соболев) в своем труде «Русская идеология». Архиепископ Серафим показал смысл симфонии властей. Смысл симфонии состоит в согласии государственной и церковной властей, при таком отношении правителя, при котором охранялись церковные догматы, защищалась и оберегалась Православная Церковь. Правитель, носитель всей государственной власти, почитал себя сыном Церкви и руководствовался православной верой и духом Церкви во всей своей деятельности.
Шельмования «Основ православной культуры» Вам, г-н Гинзбург, оказалось мало. Появляется новая провокация – письмо к Президенту страны десяти учёных-безбожников о
«…возрастающей клерикализации российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни…», по сути – кляуза, донос на Русскую Православную Церковь. Вы понимали и отдавали отчёт своим действиям, написав данное «обращение» Президенту, и вряд ли надеялись получить удовлетворяющий Вас ответ. Ваш шумный демарш состоял в том, чтобы спровоцировать в обществе идеологическое разделение, раздор, поднять волну противостояния. По этому поводу достаточно точно высказалась в своём письме Ольга Николаевна Куликовская-Романова, председатель благотворительного фонда имени Великой Княгини Ольги Александровны:
«Когда на волне эйфории от полученной Нобелевской премии… В.Гинзбург попытался учинить нечто подобное на своей исторической родине в Израиле, лидеры религиозных общин быстро урезонили зарвавшегося академика. После этого он сразу все понял и переключился на «верную цель» – Русскую Православную Церковь».
Вам не нравится, что РПЦ занимает активную позицию в вопросах социальной и общественной жизни Российского государства, армии и флота. Вы испугались возрастания духовности российского народа. Действительно РПЦ участвует во многих областях общественной деятельности в нашей исторически
православной стране. Подчёркиваем – в нашей
православной державе, хотите Вы этого или нет, г-н Гинзбург и Ваши товарищи-подписанты. И это правильная позиция, ведь Церковь – один из важнейших институтов, хотя и в соответствии с законом Церковь как особый институт отделена от государства (и с этим мы согласны), но при этом надо учитывать, что верующие не отделены от государства и являются его полноправными членами. Мнение верующих людей неотделимо от их прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане нашей страны.
«Церковь можно попытаться отделить от государства, но нельзя отделить Россию от Бога» - написал православный патриот М.Лесков. И с этим не поспоришь.
Активная позиция РПЦ возникла не вчера и не сегодня. Вспомните, как много веков назад русский народ во главе с князем св. Дмитрием Донским был благословлён преподобным Сергием Радонежским на борьбу с ордынским игом. Как воевал и не проиграл ни одного сражения великий русский полководец Александр Суворов! «Мы русские, с нами Бог», - говорил он и шёл в бой, уповая на Бога. Наше воинство, стоящее между жизнью и смертью всегда отличалось особенно сильной религиозностью, как в прошлое, так и в настоящее время. Вспомните другого великого защитника православной России – адмирала Фёдора Ушакова, не проигравшего ни одной морской баталии, ныне причисленного к лику святых. Вспомните великого русского полководца Александра Невского, причисленного Церковью к лику святых за сохранение Веры и Отечества, принявшего перед смертью монашеский чин – схиму с именем Алексий. Вот какие были славные ратники за Бога и Отечество на Святой Руси!
Вспомните, как наша Церковь «вмешивалась» в годы Великой Отечественной Войны, помогая фронту и тылу эскадрильями самолётов и танковых соединений. Вспомните, как помогли отстоять Москву, Ленинград, Сталинград, облетая вокруг этих городов с чудотворными образами икон Божьей Матери. И не случайно радостная весть о великой Победе совпала со светлым Праздником Воскресения Христова и святого Георгия Победоносца на 6 мая 1945 года. Всё это замалчивалось и скрывалось богоборческой властью.
Что получила РПЦ от большевистской безбожной власти? Беспримерное гонение за веру, превзошедшее даже гонения христианства первых веков. Миллионы и миллионы репрессированных, расстрелянных, замученных и убитых священнослужителей и православных. Жестокость, проявленная по отношению к священнослужителям, не поддаётся описанию. Их зверски пытали, топили в прорубях и колодцах, бросали в огонь, отравляли, заживо погребали, распиливали пилой, распинали на кресте, сдирали кожу, вырезали на теле знаки, заливали рты расплавленным оловом и свинцом, обливали кипящей смолой и т.п. Вспомните 37-ой год, ГУЛАГ, Соловки – все эти безвинные жертвы богоборческой власти. Вспомните полигон Бутово, где были зверски замучены и расстреляны сотни и тысячи наших соотечественников – это «Русская Голгофа», где покоятся останки новомучеников, за Веру и Отечество пострадавших.
Особо большие человеческие потери понесла РПЦ во время изъятия церковных ценностей. В этот период было расстреляно около 8 тыс. священников и монахов. Общее число арестованных, сосланных и расстрелянных, было не менее 20 тыс. человек. К 1929 году на свободе осталось всего 4 правящих епископа. Кроме зверских репрессий большевистское правительство создавало в стране искусственный голод. Только в 1918-1920 годах погибло более 10 млн. человек. Фактически это был геноцид.
Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Стояние и пламенная молитва этих мучеников перед Престолом Божьим удерживает мир от новых войн и потрясений.
Без преувеличения можно сказать, что при сегодняшних запасах ядерного, химического, бактериологического оружия, экологическом состоянии планеты, при духовно-нравственном упадке, мир висит на волоске от катастрофы, и только милость Божья и молитва тысяч и тысяч святых, в земле российской просиявшей и не только в ней, удерживает человечество от гибели.
Вызывает недоумение другой Ваш выпад, г-н Гинзбург, – в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что якобы
«РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке».
Вам, вероятно, как академику известно, что в науке существует ряд направлений, в противоположность дарвинизму, которые не противоречат и объясняют Божественное происхождение мира и широко преподаются во многих образовательных учреждениях зарубежных стран (кроме России). На западе, к которому Вы часто апеллируете, никто и никогда не говорит, что
«религиозная вера идёт в ущерб науке». Напротив, в некоторых европейских странах преподаётся даже «Закон Божий». Далее, смеем заверить Вас и ваших коллег академиков, что науке не известно направление, которое Вы обозначаете как «настоящая наука». Поэтому дискутировать с Вами по поводу
«настоящей науки» или не настоящей нет смысла, так как Вам, по-видимому, как представителю
«настоящей науки» и атеисту приятнее ощущать своё происхождение от обезьяны. Ощущайте в полную «академическую меру» это Ваше частное мнение, но не навязывайте обществу этого мнения, выдавая его за научное. Причём здесь школа, образование, наука, президент? Можно лишь порадоваться за Вас и других представителей этой самой
«настоящей науки», что приматы показывают хорошую обучаемость в эксперименте на определённый вид поощрения, и, возможно, у Вас есть ещё шанс увидеть, как
«труд превратил обезьяну в человека».
Многие ученые были верующими людьми, в том числе большинство Нобелевских лауреатов. Без Бога нельзя познать истину. Выдающиеся гении человечества, способствовавшие своими открытиями становлению и развитию современной науки, как: Декарт, Линней, Ампер, Планк, Ньютон, Коллинз, Коперник, Бойль, Кеплер, Пастер, Бэкон, Эйнштейн – верили в Бога.
Почитайте основоположников отечественной науки, русских философов и писателей, г-н Гинзбург. Наш великий русский учёный М.В.Ломоносов писал о премудрости Божей:
«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию». А.С.Пушкин о религиозной вере:
«Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра…». Вот что писал по этому поводу ещё один гений русского народа Федор Михайлович Достоевский:
«Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего». «Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол». Великий русский хирург Н.И.Пирогов говорил:
«Верую, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным, и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством….».
«Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума». Выдающийся химик Д.И.Менделеев и физиолог Лауреат Нобелевский премии И.П.Павлов – глубоко верующие люди, не скрывали своих религиозных убеждений. Наш современник, легендарный профессор, архиепископ-хирург, написавший классические труды по гнойной хирургии и спасший тысячи жизней во время Великой Отечественной войны – святой В.Ф.Войно-Ясенецкий писал:
«Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того – наука приводит к религии». Необходимо привести высказывания Нобелевского лауреата А.И.Солженицына в отношении религиозной веры:
«Для меня вера – это основа и укрепа личной жизни человека».
Очень точно сказал о богоборцах в своём стихотворении «Безбожники» баснописец Иван Андреевич Крылов, чьё творчество имеет сатирическую направленность:
«Плоды неверия ужасны таковы,
И ведайте, народы, вы,
Что многих мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы».
Действительно, кощунство наших мудрецов-академиков
«погибельный наш приближают час».
Давайте вспомним высказывания самого основоположника эволюционной теории – Чарльза Дарвина, который, как нам кажется, для Вас, г-н Гинзбург, ближе, чем наш Михайло Ломоносов:
«Я никогда не был атеистом в смысле отрицания Творца».
«В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом».
«Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума – это указание на его Творца».
Религиозное и научное познание мира, вера и наука не противоречат, а дополняют друг друга. Наука должна открывать и объяснять Богом данные законы мира, а не противопоставляться вере.
Слава Богу, что религиозная вера есть и поныне в научной и общественной жизни нашего народа, в армии и на флоте и не Вам, г-н Гинзбург, и никому другому не удастся изменить вековые устои Святой Руси.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Бог поругаем не бывает, но и мы, русский народ, народ богоносец, не должны быть безучастны к происходящему, ибо молчанием предается Бог.
Надо возродить и достойно нести религиозно-нравственный идеал русского народа, национальное самосознание, надо отстаивать интересы русского народа и иметь чувство достоинства, надо защищать и объединять русский народ – уважать его веру, уклад, стремления, быт, славные традиции, надо верить в наше призвание, чтить и ценить собирателей российских земель – Князей, Царей и Императоров, надо знать и изучать российскую историю, литературу и искусство – любить своих героев, восхвалять и преумножать великую русскую культуру, надо помнить и прославлять ратный подвиг наших предков, спасавших нашу Отчизну в годы лихолетий и войн, надо горячо и пламенно верить, хранить и почитать заветы русских святых, принесших нам свое национальное понимание восточного христианства, надо быть сильными и великодушными, бороться за Веру и Отечество и побеждать, надо беззаветно и преданно любить Великую Россию.
«
Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо, верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нём Божии дары… – писал в 1949 году великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин. –
Быть русским – значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие… Быть русским – значит созерцать Россию в Божьем луче, в её вечной ткани, её непреходящей субстанции, и с любовью принимать её как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским – значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители».
Подписали: Воробьёв С.И. – доктор биологических наук, профессор, лауреат Правительственной премии РФ.
Чучалин А.Г. – доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН.
Кутышенко В.П. – доктор физико-математических наук.
Недоступ А.В. – доктор медицинских наук, профессор.
Чернышев С.Н. - доктор геолого-минералогических наук, профессор.
Мартынов В.М. – генерал-майор.
Осипов С.П. - полковник.
Кулаков С.И. – полковник.
Борисов С.В. – полковник.
Котляр Н.Н. – полковник.
Логинов В.И. – полковник.
Москва, 1 сентября 2007 года. http://www.rusk.ru/st.php?idar=8917