На линии фронта
Жарким летом 1941-го линия фронта проходила через Голосевскую пустынь. До сих пор в окрестных лесах отчётливо видны следы траншей – ходов сообщений, окопов.
Две улицы, которые последовательно выводят к современному Свято-Покровскому Голосеевскому монастырю носят имена генерала Родимцева и полковника Затевахина.
В августе 1941 года у них было одинаковое звание, занимали одинаковые должности.
Александр Ильич Родимцев (1905-1977) при обороне Киева командовал 5-й бригадой 3-го воздушно-десантного корпуса; первую Звезду Героя получил за бои в Испании (1937), герой обороны Сталинграда и освобождения Европы (вторая Звезда – за форсирование реки Одер в Польше), войну завершил освобождением Праги, генерал-майор с мая 1942 года, генерал-полковник 1961.
Иван Иванович Затевахин (1901-1957) один из организаторов советских воздушно-десантных войск, при обороне Киева командовал 212-й бригадой 3-го воздушно-десантного корпуса ; генерал-майор с конца 1941, генерал-лейтенант с 1944 ; командующий Воздушно-десантными войсками (1945-1946).
Командир отделения роты разведки 212-й воздушно-десантной бригады сержант Яков Ватомов (русский, 1918 - 20. 12. 1941; Указ о присвоении звания Героя Советского Союза от 20.11.1941 ) писал из кисловодского госпиталя в деревню отцу на Урал : «Глохли уши от неумолкаемой артиллерийской канонады, непрерывных бомбежек. Казалось, вокруг нас нет клочка земли, не начиненного свинцом. Фашисты бросали на нас танки. Бронированные машины с крестами на башнях неумолимо надвигались. Прячась за ними, бежала пехота. «Комвзвода ранен!» - проносится по рядам. Пришлось принимать командование взводом на себя: «Подпустить ближе - и гранатами. Пехоту отсечь!» Вражеская пехота не выдержала нашего огня, залегла. Зажав связку гранат, ползу навстречу танку. Бросок под гусеницы. Танк словно споткнулся, беспокойно заворочал башней. Сизая струйка дыма поползла по броне. Подбит. Я вижу, как вспыхивают факелами другие танки. Остальные поворачивают обратно. Еще одна атака отбита!»
Это о боях с 1 по 16 августа, когда ещё удалось выправить ситуации.
Киев оставлен советскими войсками 19 сентября. Через сутки в древнюю столицу Руси вошли вражеские войска.
По данным Генерального штаба Вооруженных Сил России (1993) советские потери при обороне Киева составили свыше 700 тыс. человек, из них 627,8 тыс. безвозвратно.
К началу боевых действий в Голосеево ещё находился культхоз (совхоз), в котором трудились некоторые уцелевшие насельники монастыря. Жила там инокиня Елена, которая до последнего дня ухаживала за могилой о. Алексея. Благодаря её заботе, там в любую погоду горела лампада. Известно, что матушке Елене было за 80 и что она нянчилась с детьми работников культхоза, известно, что всегда – несмотря на дух времени – ходила в монашеском облачении. Погибла матушка Елена в 1941 году, подорвавшись на мине, собирая в поле картошку. Похоронена рядом с о. Алексеем. Недавно восстановлен и памятник-крест.
Во время чудовищных боёв 1941-го на территорию Голосеевского кладбища не упал ни один снаряд.
+++
Порой спрашивают: как в Голосеево попасть? Легко запомнить: на маршрутке № 212 от станции метро Лыбедьска до сельхозакадемии. Легко, потому что такой же номер был у легендарной воздушно-десантной бригады полковника Ивана Затевахина.
Матушка Алипия Голосеевская
Лучик от лампадки на могиле о. Алексия Голосеевского прямиком ведёт в наш день. Все годы, когда уж и жителей в Голосеево не осталось, в той ломпадке поддерживался огонёк. В особые дни приезжали к народному батюшке миряне, священники, монахи, служили панихиды…
Все советские годы так было. А в 1979 году вблизи руин Пустыни, на улице полковника Затевахина, средь леса, на краю оврага в бывшем монастырском домике поселилась юродивая старица, монахиня, теперь известная всему православному миру – матушка Алипия. К ней потекли люди. Она не принимала, пока человек не сходит к могиле о. Алексея, посылала: иди, там священник служит. Она видела то, что другим не дано было.
О её жизни известно не много. Предположительно родилась она в 1910 году. Это год начала строительства каменного храма Живоносный Источник. Известно, что родилась она в Пензенской губернии, в мордовской семье Авдеевых, и при крещении получила имя святой мученицы Агафьи.
ХХ век прошёлся по её судьбе всеми треками своих гусениц. В 1918 году она чудом осталась жива, отойдя к соседке; вернулась, родители убиты, расстреляны. Восьмилетняя девочка всю ночь читала над их телами Псалтирь… Она странствовала по святым местам. Как-то красноармейцы Первой конной пожелали взять её с собой. Представляется, не с добрыми помыслами. В одном из жизнеописаний говорится: «Буденного тронули слёзы девочки, и он велел её отпустить». О себе говорила она иносказательно, например место своего тюремного заключения называла «Одесса». По воспоминаниям Марии: « Однажды её арестовали и посадили в общую камеру... В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5—6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и Матушка. Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»... А Матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая». Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда. Матушка осталась одна: в камере неслышно отворилась дверь, вошел Апостол Петр и через черный ход вывел Матушку к морю. Шла она без пищи и воды 11 суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. Но Господь сохранил её. На руках у нее остались глубокие шрамы… Возможно, тогда Матушка посетила Великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия, который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама Матушка сказала «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил Матушку на великий подвиг юродства...»
Во время войны её увезли на принудительные работы в Германию. Существует рассказ Марфы: «Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики… Матушка ещё до окончания войны перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев... Однажды нагнали её на дороге несколько человек мужчин... Стала усердно молить Матерь Божию защитить её. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов... Добежала до стога, спиной к нему прижалась… Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые... Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они её и не увидели…»
Подвизалась она в Киево-Печерской Лавре, открытой при немцах, где и приняла постриг с именем Алипия, в честь иконописца Алипия Печерского. Во время хрущёвских гонений, когда закрыли Лавру (март 1961), жила она у разных людей, потом стала снимать комнату в частном доме на Голосеевской улице. Там, на Голосеевской и началось её открытое служение людям. На это получила она благословение священника (настоятель Вознесенского церкви на Демиевке протоиерей Алексий Ильюшенко впоследствии стал архиепископом Днепропетровским и Криворожским Варлаамом). В 1979 году для старицы было найдено более удобное жильё – на улице полковника Затевахина, в котором она прожила девять лет, в котором умерла 17/30 октября 1988 года. Жила она без паспорта. На требование милиции покинуть домик, отвечала, что главный Начальник не велит уходить. Бригады «скорой помощи» пытались её «пристроить» то в психиатрическую больницу, то в дом престарелых. «Сокровища» старицы не давали покоя уголовникам, те ломали дверь… Однажды прислали бульдозер, разрушить её домик. Старица села на землю перед машиной, воздела руки к небу и стала молиться, по её худым щекам катились крупные слёзы. На рабочих это произвело такое впечатление, что они тут же подхватились, и уехали и больше не возвращались…
По воспоминаниям наших современников: «Ее нельзя было не заметить. По пути в церковь она всегда заходила в магазин и покупала много хлеба и булочек. Все это она клала на панихидный стол. И нас учила: «Всегда имейте при себе кусочек хлеба»… К Матушке приходили люди за молитвой, советом, благословением. Во всем этом нуждались и мы…»
В жизнеописании её говорится: «Матушка проявляла свою прозорливость деликатно, чтобы не смутить человека. Хотя она умела быть строгой и даже грозной… Однажды к блаженной пришли трое молодых людей… Один из юншей был настроен к матушке критически, говоря: «Что эта старуха знает?» И вот матушка, внимательно посмотрев на него, строго сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Юноша изменился в лице, и когда его спутники собрались уходить, задержался у старицы. Вышел он молчаливым и задумчивым, а через месяц скончался от цирроза печени. Блаженная прикровенно обличила его в садомском грехе и призвала к покаянию, но покаялся он или нет – не известно».
Накануне Чернобыльской катастрофы матушка Алипия была беспокойна. Отправляя своих гостей домой, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». После аварии никого не благословила на отъезд. Действительно, уехавшие, не нашли лучшей доли. О еде: «Помойте, прочитайте Отче наш и Богородицу, перекрестите и ешьте и будете здоровы».
Предсказала она и возрождение Голосеевской обители. В сопровождении сестер Флоровского монастыря шла она как-то по руинам Пустыни, пребывая, судя по всему в хорошем настроении, и вдруг проговорила: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Ведь увидела? Это было удивительно слышать. Обитель возродилась через пять лет после её кончины, в 1993 году.
18 мая 2006 года автор этих строк почти случайно оказался в Голосеево. Это был особый день: утром с Лесного кладбища были перевезены мощи матушки Алипии и укрыты в нижнем пределе церкви «Живоносный Источник». На том месте, где некогда находился её домик, была устроена символическая могила и установлен крест с фотографией старицы. Вокруг креста стояли люди – человек тридцать, в основном женщины, были и дети; вдруг всё стихло, священник начал служить панихиду... В какой-то момент я поднял голову. Высоко в голубом небе над крестом стоял световой круг. Учёные это явление называют гало. Никому я на него не показал, а потом узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая здесь панихида по матушке Алипии, в небе возник светящийся крест…
Теперь на месте того ветхого домика – пятикупольный храм. У его стены тот же давний памятный крест с портретом старицы. Ожидается официальное её прославление в лике святых.
Ходы сообщений
Когда-то в Голосеево любили отдыхать духовные учителя отца Алексия – митрополит Филарет (Амфитеатров) и духовник Киево-Печерской лавры иеросхимонах Парфений Киевский (Пётр Краснопевцев, †1855 ), ныне прославленные в лике местночтимых святых. Отдых их был таков. Гуляя по окрестным лесам, они прочитывали наизусть Псалтирь. (Когда думаешь об этом, понимаешь свою тёмность, и невосполнимую отсталость.) Обходя по их невидимым стопам обитель, примечая в лесу провалы от ходов сообщений, можем представить здесь фигуры, лица из разных эпох, лица Святой Руси – это монахи наши, но и воины, здесь бредёт утопая в снегу старица Алипия с детской шапочкой на голове, здесь и сержант Яков Ватомов в каске, со связкой гранат. А вот сидит на скамеечке подле своего крыльца, щурясь на солнце, старец отец Алексий, улыбается вам: «Сокровище моё…»
Олег Слепынин
http://voskres.ru/obiteli/slepinin2.htm