Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 05 Января 2011, 16:06:21 » |
|
Хождение в Киев Очерк
Чем дольше живёшь в Киеве – тем труднее уезжать. Так думаю не только я, но и многие мои знакомые. В чем причина? Однозначно ответить сложно.
Несомненно, притягивает доброжелательность, гостеприимство, радушие местных жителей; уникальная архитектура улиц и улочек, причудливо овивающих холмы; уютные набережные, утопающие в зеленой тиши каштанов и клёнов; величественный Днепр, до середины которого долетит «редкая птица»... Для себя особо выделяю духовные, исторические святыни – Киево-Печерскую Лавру, собор святой Софии, комплекс парка Великой Отечественной войны…
Известный писатель-славянофил XIX века Иван Аксаков писал о Киеве: «Здесь больше, чем где-либо, чувствуешь себя русским, слышишь свою связь с прошедшим, видишь себя членом общерусской семьи, ощущаешь своё родство со всеми её разрозненными членами, с малороссом, белорусцем и прочими».
В Киеве неосознанно пробуждается генетическая память, заложенная в тебя предками. Душа словно оживает, впитывая «предания старины глубокой», сокрытые в камне старинной мостовой, в куполе, кресте древнего храма, в неохватном вековом дереве… Остро чувствуешь, что вот она твоя историческая Родина, вот откуда «есть и пошла вся Русская земля».
***
Еду в поезде Воронеж-Киев. В вагоне в основном родители с детишками. Расходившихся шалунов еле угомонили за полночь. А ранним утром вот она – граница России и Украины. Проводница будит сонный вагон. Готовим паспорта.
Каменистая насыпь, забор, колючая проволока. Все пугающе-серьёзно. А за оградой деревушка, где, пользуясь утренней прохладой, огородничают крестьяне, в палисадниках пышно цветут пионы, по-хозяйски заливисто кричат петухи.
Вроде и бояться нечего, но как-то не по себе. Российские пограничники идут с ноутбуками, сноровисто быстро вбивают в свой компьютер паспортные данные, интересуются, что в багаже. После 40-минутной стоянки и пожеланий счастливого пути – за окном Украина. Точнее, украинская таможня. Она мало чем отличается от российской. Разве что формой пограничников и тем, что после остановки поезда по радио минут пять по-украински разъясняли, как следует оформлять таможенную декларацию и что нельзя с собой провозить. Поняли далеко не все. Документы же оформили заранее. Выручили образцы заполнения, которые есть в каждом вагоне. Интересно, что графы, которые надо заполнять, подписаны только по-украински и по-английски. Я не сразу догадалась, что в графе «стать» надо указать «женский» пол, соседка долго ломала голову над словом «мета».
Не обошлось без легкого конфуза. Шестилетняя Мирослава всё шёпотом допытывалась у папы, когда же мы поедем дальше, что ищут дяди-пограничники. Тот в шутку тихо ответил: «сало» - и, как мог, утихомирил шустрое чадо. А когда пограничники заглянули в наше купе, Мирослава на весь вагон выдала: «Дяди, а сала у нас нет. Колбасу с хлебом будете?»
***
Пересекая российско-украинскую границу, всегда вспоминаю любимого актёра Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики». Его герой капитан Титаренко спрашивает вернувшихся с очередного боевого вылета товарищей, заметили ли они что-нибудь. Недоумевающим летчикам объясняет, что солнце стало ярче, небо голубее, травы зеленее, ведь летали они уже над его родной Украиной.
Днями позже в Киеве увижу памятник рано ушедшему актёру. В форме капитана эскадрильи, застыл Леонид Васильевич, сжимая шлем. У его ног бронзовый кузнечик на кленовом резном листе и надпись-девиз «Будем жить!». А за спиной капитана несет свои воды Днепр, высятся новостройки левобережья…
***
Невозможен Киев без храмов. Святых храмов, православных.
У каждого народа есть собирательный образ Отечества: «добрая старая Англия», «сладостная Италия», «прекрасная Франция»… Для наших предков Родина – «Святая Русь».
Неповторимый символ Киева – белокаменный собор Святой Софии, построенный в XI веке. Тринадцатиглавый, с золотыми и зелеными куполами, храм потрясает своей мощью и величием. В нём сохранились старинные фрески и мозаики. Одна из самых известных – изображение Богоматери в алтаре с воздетыми к небу руками.
В храме сейчас музей. За вход положена плата. Кстати, немалая. Отдельно – за вход на территорию, отдельно за осмотр храма и колокольни.
Для нас, воронежцев, особенно памятно и дорого, что в Святой Софии могила известного земляка – Евфимия Алексеевича Болховитинова, жившего на рубеже XVIII-XIX веков.
Он окончил Воронежскую духовную семинарию, Славяно-греко-латинскую академию в Москве, слушал лекции в Московском университете. Стал почетным членом Академии Наук, членом многих научных обществ. После смерти жены и детей принял монашество с именем Евгений. Был епископом в Вологде и Калуге, архиепископом Псковским, митрополитом Киевским и Галицким…
Болховитинов выступил инициатором создания губернской типографии в Воронеже. Издал жизнеописание святителя Тихона Задонского. Составил первое светское и церковное исследование по истории края «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», несколько раз переиздававшееся.
Многое сделал для нашего края этот выдающийся человек. Помним, знаем…
***
Украинские власти в последнее время прилагают все усилия для создания самостоятельной поместной церкви. Для них это необходимый атрибут независимой государственности, её идеологическая база, основа проведения новой внутренней и внешней политики. Плоды этих усилий в Киеве уже налицо. В части храмов служба идет на украинской мове, в массовом порядке издаются переведённые молитвословы, разрабатываются каноны богослужебного пения с новыми текстами. Об интересах простых людей, верующих, судя по всему, никто не думает.
История же учит, что разделение и взаимная рознь, борьба православных между собою всегда были и остаются выгодны врагам православия. Извечный принцип «разделяй и властвуй» и сейчас не сдаёт своих позиций.
Митрополит Антоний Сурожский пишет прямо: «Политика Рима – это захват. Обращение всего некатолического мира в католический. Рим думает только о «погашении» Православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь». Проще это делать частями. Почему бы не начать с Украины, которая стоит на пороге раскола…
Отлученный от церкви «патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет» не скрывает, что «возможно объединение греко-католиков и православных, если на Украине будет единая поместная православная церковь, независимая от Московского Патриархата».
Только в XX веке это уже третья попытка её создания. Первая «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) была создана в 1921 году. Никто из архиереев не поддержал раскольников. Тогда они сами себя рукоположили в сан. Отсюда второе название автокефалистов – «самосвяты». УАПЦ была вынуждена самоликвидироваться в 1930 году. Вторая УАПЦ возникла в 1942 году при поддержке германских нацистов, которые надеялись использовать церковный раскол для того, чтобы облегчить установление своей власти на оккупированной Украине. В 1945 году сбежавшие вместе с фашистами автокефальные «епископы» обратились с посланием к Папе Римскому Пию XII с просьбой о принятии УАПЦ в лоно католической церкви. Это послание было переведено на несколько языков и использовалось для пропаганды католичества в среде украинских эмигрантов.
Схиархимандрит Зосима (Сокур) объясняет: «И сейчас эти католики, папы римские, не успокаиваются, лишь бы добиться своего, сеять на Руси у нас ересь католическую, униатство своё, лишь бы подчинить папе.
Папа римский хотел захватить русскую землю при Крещении Руси, но не получилось; Владимир святой отверг католические притязания.
И сколько на колы сажали, на кострах сжигали, сколько казачества истребляли эти католики и паны польские, служители папские, – они у нас истребляли веру православную.
В Киеве, святом граде, святой князь Владимир – его памятник с крестом – куда он смотрит? На Москву, на Восток смотрит – его надежда, взор княжеский; там спасение, от града Москвы; а от Запада не будет спасения. Богдан Хмельницкий – в Киеве памятник, – куда он булавой указывает? На Москву, на Третий Рим, а четвёртому не бывать, там спасение наше».
Преподобный Лаврентий Черниговский писал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так и нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь».
Не перестают появляться деятели, какие только и мечтают, чтоб мы, славяне, об этом забыли…
***
Поразили в Киеве и яркие плакаты западных проповедников и «учителей», не поленившихся в юбилейный год Крещения Руси приехать в историческое сердце православного мира, чтобы научить нас новой, «настоящей» вере, открыть «свет истины разума», начертать свой «путь спасения». Как же дико и неуместно это! Больно видеть, больно понимать…
***
Посещая Киев, обязательно захожу в Лавру.
Киево-Печерская лавра – первый монастырь Киевской Руси, сердце и дух отечественного иночества. Вот как характеризует обитель Нестор Летописец: «Пошел монастырь от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, пощением, молитвою, бдением, и превзошел славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота».
За свою тысячелетнюю историю Лавра неоднократно подвергалась захватам и разграблению иноверцами, униатами, атеистами, раскольниками. Но выстояла. И сегодня является зримым воплощением единства православной церкви.
Её возрождение для современного мира имеет не меньшее значение, чем её возникновение для Киевской Руси.
С XII века началось почитание Печерских угодников Божиих, рассказы о подвигах и чудотворениях которых передавались изустно, а затем были записаны Нестором Летописцем. В XIII веке был составлен Печерский Патерик. В 1762 году Печерские святые были признаны общерусскими, собор Печерских святых включает 45 преподобных, почивающих в Дальних пещерах обители и 73 – в Ближних.
В их числе основатели обители святые преподобные Антоний и Феодосий, иконописец Алипий, целебник Агапит, затворники Никита и Федор, прогонитель злых духов Григорий, священномученики Кукша и Лукиан, Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный…
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Бог оставил нам мощи святых для того, чтоб как рукой, привести нас к той ревности, какая была в них, и даровать нам некоторую пристань и надежное врачевство против зол, отовсюду нас окружающих».
В XX веке ученые неоднократно пытались установить истинные причины нетленности мощей. В пещерах был проведен ряд исследований. В результате установили, что среднесуточные показатели температуры в пещерах изменяются в пределах 7-9 градусов, а относительная влажность составляет 79-99 процентов. Эти условия крайне неблагоприятны для сохранности каких-либо органических веществ. В конечном итоге учёные пришли к выводу, что останки святых, возраст которых исчисляется сотнями лет, не истлели, но «сохранились без использования бальзамирующих веществ удивительным, не объяснимым наукой образом».
В Дальних пещерах в глубокой нише в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы, о которых в «Патерике Печерском» сказано: «нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Ещё в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно, и состав их мира неодинаков. Химический анализ мира обнаружил наличие в нем высокого содержания белка, что характерно только для живых организмов. Феномен мироточивых глав учёные тоже объяснить не могут. Для верующих – это чудо и действие Божией благодати.
***
В Ближних Антониевых пещерах лавры обретаются мощи Нестора, Летописца Российского. В Киево-Печерском патерике о нем сказано: «Всякое событие, если оно не будет записано, может с течением времени быть забытым и неизвестным… Господь явил преподобного Нестора, который написал нам о начале и первом устроении русской земли, не только внешнем, но больше всего внутреннем».
Что может быть интересного в жизни монаха? Он не ходит в военные походы, не путешествует, не охотится на диких зверей. Один его день похож на другой. События жизни за монастырской стеной его почти никогда не касаются… Он просто молится – за себя, за ближних своих, за Отечество, за православную веру.
Окончание в следующем сообщении
|