Ганичев В.Н.:
– Хочу выйти на те рычаги, на те точки воздействия на происходящее, которые следовало бы иметь в виду. В первую очередь это средства массовой информации. Вот я лежал недавно, месяца полтора-два назад в больнице и смотрел телевизор: тысячу двести убийств насчитал в течение двух-трех дней. Они же приучают к этому. К абсолютному спокойствию при виде крови. Абсолютно спокойные убийства, абсолютно спокойные чувства. При этом никакого возмущения. Когда Отелло задушил Дездемону, это же драма, трагедия, ужас. А здесь – души, убивай, режь и т.д.
Что делать с телевидением? Вот высказывание академика Гинзбурга, которого я не очень люблю за то, что он выступал против введения Основ православной культуры. Но он как-то сказал: придет время, когда наше телевидение будет считаться преступной организацией. Что сейчас делает телевидение – впрыскивает яд в молодое поколение. За старшее поколение не так страшно. Они какие есть, такими и будут. А молодое поколение призывается к бунту, к протесту.
Может, иногда и надо. Я прочитал недавно, что немцы вдруг обнаружили, что молодое поколение гастарбайтеров, живущее второй или третий срок на территории Германии, относится хуже к Германии, к языку, к культуре, чем те, которые приехали. Те, кто приехали – толерантно приехали, с уважением к немецкому народу. Но сейчас, при отрицании молодыми великой немецкой культуры это привело к тому, что теория плавильного котла этнокультур провалилась.
Мы, общество, власть, представители культуры, общественные советы должны активно воздействовать на утверждение и пропаганду русского слова, классической культуры на телевидении.
Первое и главное, о чем говорил отец Димитрий: те, кто молится, идет на обедню – это и есть наша опора для созидания. И нет тут другой никакой идеи. Можно сколько угодно придумывать общественных платформ, задач, которые выдвигает та или иная партия, но нет таких идей, которые способны объединить народ так, как делает это наша православная вера.
Хорошо, что коммунистическая партия нашла в себе силы отказаться от «научного» атеизма. Я вспоминаю один из Всемирных Русских Народных Соборов, который был посвящен теме веры и знания. И вот на этом Соборе, где выступал ии Патриарх, и президент Академии наук, где выступали министры, митрополит Кирилл, ученые, говорили о том, что вера и знание – не антагонисты. Мы с этого поля уже ушли, где пытались сталкивать науку и веру. Я думаю, что на пути самопожертвования, служения высшим идеалам мы и утвердились как русские. Вера – это первое.
И второе – русская культура. Она вся в высших своих проявлениях на координатах православия была построена. Категорически говорил об этом Достоевский: «Русский человек – это православный». Кто-то, может быть, менее категорически высказывался, но это так. Возьмем такого сибарита и барина, как Тургенев. И он утверждал: «Самая высокая книга – это Библия». В свое время я занимался Шолоховым. Он же храм-то сохранил у себя в Вешенской. Его «Судьба человека» – может быть, самое христианское произведение в послевоенные годы. Судьба русского простого человека.
На Патриаршем совете по культуре Лиепа, наш знаменитый танцор, сказал, что мы не видели в Большом театре уже 15-20 лет, а то и больше образцов русского балета. Они уничтожены, они уведены на задний план под видом так называемой модернизации. То же самое и в других наших театрах. У нас нет центра, который достаточно успешно боролся бы за наше достояние, за самобытность русской культуры.
И последнее. Великие цели рождают великую энергию. Есть цель? Есть представление, что мы строим? Какое общество, какое государство? Нет! Это не разработано, скажем, на всенародном референдуме. Может быть, партийные программы могли быть сложены вместе, из этой мозаики что-то могло бы вырисоваться. Нужно найти какие-то объединяющие начала. Иначе человек все время «понижается». Есть такое выражение: «русского человека слили в россиянина». Что касается самоутверждения, то мы стоим сейчас на 75-м или на 78-м месте в мире по тому показателю, насколько оптимистично смотрит человек на свое будущее.
К русскому народу никто давно положительно уже не обращался. Только критика: вы нецивилизованные, пьяницы. Вот муфтий выступает и говорит: «Русские только пьют». Такие неосторожные высказывания тоже влияют на общую обстановку. Надо успокоиться, вдохновиться и идти по пути созидания. На одном из съездов в 90-м году я сказал: «К топору зовите Русь!» Кто-то вдруг зааплодировал. А я говорю: «Не к топору ушкуйника, а к плотницкому, созидательному топору».
Конечно, с плохими проявлениями бороться необходимо. И это молодежь почувствовала, может быть, раньше, чем наше остальное общество.
Печерский А.Н.:
– Отталкиваясь от слов отца Димитрия о том, что все в наших умах, я бы добавил еще: и в сердцах. Вспоминаю слова очень дорогого мне человека. Я с ним много лет и подолгу общался. Это архимандрит Кирилл Павлов, наш известный старец. Как-то я пригласил с собой одного сельского батюшку, и он задал вопрос отцу Кириллу: «А как мне разговаривать, батюшка, с атеистами, с неверующими?» – «А ты говори с ними о совести. Совесть-то ведь у каждого есть!». А потом в этот же день, когда мы вдвоем с ним сидели на скамеечке в санатории, он вздохнул: «Эх, Андрей! Если бы сейчас весь наш русский народ хотя бы на минуточку поверил в Бога, Господь в благодарность все бы изменил кругом»! Я очень верю в эти слова.
В селе Лужки Истринского района Московской области я познакомился с местным батюшкой, который был свидетелем настоящего чуда – явления в небе иконы Державной Божией Матери. Это было десять лет тому назад. И когда мы снимали для «Русского Дома» эпизод об этом, меня спросил тележурналист, а почему же так плохо мы живем? Я ответил: а может быть, пусть каждый поищет в своей душе ответы на эти вопросы. Может быть, я сам виноват, что выбрал себе вот такого начальника, выбрал себе такого мэра города, выбрал себе такую жизнь, скотскую. Я потом подумал, а почему именно в Лужках явилась Державная Божия Матерь, почему батюшка так расписал храм: все лики у него суровые и грустные. Я как-то спросил его: – Отец Василий, почему у вас такие грустные лики на иконах? – А время такое грустное, – ответил он.
Иконостас у него венчает не Господь, не Троица, а Державная Божия Матерь. И тогда я задумался, а почему? Оказывается, этот древний храм был подворьем Чудова монастыря, который был уничтожен в Кремле. То есть, по сути дела, Матерь Божия Державная – это символ власти. Богородица еще раз обозначила, что именно Она руководит Россией. Она является царствующей. Это подтверждает, кстати, еще и программа «Под звездой Богородицы», в которой наша газета принимала активное участие. Тысячи людей пересекли всю нашу страну именно с образом Державной Божией Матери. От Владивостока, с юга и с севера нашей страны пришли в Москву тысячи людей, и сколько чудес было с ними. Несли державные иконы и представители власти, и военные, и молодежь. Почему это состоялось? Значит, кто-то этому помог, чтобы это произошло. Когда Святейший Патриарх Алексий освятил в Коломенском, где находится чудотворный Державный образ, эти иконы крестных ходов, то они замироточили. Это же от чего-то происходит. Наверное, Господь посылает нам какие-то знаки, но мы их не замечаем. У нас, скажем, в начальственных кабинетах двуглавый орел или портреты президента, или премьер-министра на стене, а вот иконы Божией Матери Державной явно не хватает, чтобы владелец кабинета задумался: может быть, не я-то здесь решаю. Может быть, все-таки Божия Матерь решает. Все-таки нужно прислушиваться к голосу веры. Поэтому, может быть, и происходит у нас такое размывание. Мы говорим красивые слова, говорим о вере православной, а народ бьет друг друга, убивает. О какой вере мы можем говорить, когда подростки забивают какого-то человека насмерть? Не важно, какой он национальности. Это же происходит. Это же делают наши дети. Наверное, нам не хватает стержня, а стержень нам дает православная вера. И отец Кирилл всегда любил повторять: «Андрей, ведь без Бога не до порога».
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Мы даже как-то и не дискутировали. Каждый говорит о том аспекте, который наиболее близок его уму и сердцу. А так, я думаю, мы союзники в этом плане, как люди, которые печалятся о том, что происходит. Может быть, это специфика мышления моего, но мне хочется сказать, что какого-то улучшения всегда можно достичь. Например, представим себе: вот сейчас вычистим все улицы, и 14 миллионам жителей Москвы, и приезжим будет лучше. Хотя это не решит других проблем.
Мне кажется, наше государство занимается просто локальными задачами. А есть задачи глубинные, решение которых может дать далеко идущие благоприятные последствия. Если к этому обратиться? Иметь в виду людей, которые не разделяют христианских взглядов. Это нам нужно постараться понять, и Андрей Николаевич об этом сказал, что люди, даже верующие, забывают главный фактор нашей жизни.
И во Второй мировой войне этот главный фактор сыграл важнейшую роль. Это Бог. Ну как можно Его обойти, если человечек – это маленькое существо, затерянное в космосе на маленькой планетке. Мы что-то копошимся, все хотим улучшения ситуации. Конечно, наш народ страдалец. Но мы как народ заслуживаем этого улучшения? Нам дан великий дар – вера. В то же время находятся люди, которые спокойно отрицают самого Бога. Вглядываясь в ту ситуацию, в те проекты, которые министерство образования устраивает в нашей стране, и в те проекты, которые осуществляется в наших ЖЭКах, или в какие-то еще другие, мы видим в самом народе какое-то полное равнодушие в отношении этих проектов и нежелание что-то изменить, видим полную пассивность.
Я понимаю, что народ до сих пор не оправился от 70 лет коммунистического правления, когда жизнь человека перестала вообще что-либо стоить. Она уравнена была по стоимости с жизнью мухи. Людей же не расстреливали. Их «шлепали». Убить человека – это «шлепнуть». Это до сих пор в генетической памяти находится. Поэтому мне кажется, что важен труд людей, которые могут что-то делать, а каждый на своем поприще может что-то сделать.
Труд наш должен быть направлен на оживление души нашего человека. Что у нас происходит в умах? И имею в виду покаяние. Покаяние – это изменение мысли. И тут нужен творческий подход, чтобы начать Россию обустраивать. Повороты тоже должны сперва совершиться в мозгу. Например, я живу в каком-то свинском подъезде. Неужели не могу я «три рубля» истратить, купить банку краски и покрасить подъезд? Могу. А чего же я жду и бездействую? Всегда можно ситуацию улучшить. Можно плюнуть в лифте на пол, а можно в носовой платок. Всегда можно высморкаться в салфетку, а не в скатерть. Вот на таком уровне происходят порой изменения в жизни.
Атмосферу в стране можно улучшить сразу на порядок. Например, просто перестать ругаться матом. Не будем общаться на мате, а давайте на великом русском языке. У нас язык, где полмиллиона слов в обороте. Они живут, действуют, на них говорят. Зачем нам эти два десятка слов, да еще из них глаголы всякие изобретать? И уже сразу улучшится духовная атмосфера.
Даже в таких вопросах мы можем очень многое сделать. Просто надо каждый день стараться что-то сделать полезное. И к этому призывать людей.
От редакции «Руси Державной»
В России живут люди многих национальностей и традиционных верований. Россия – наш общий дом. И нам вместе надо удерживать ее от разрушения, от нарастающих центробежных сил. Это первое поле нашей деятельности.
Второе. В нашем русском народе крещены почти все, но не просвещены светом православной веры; большинство не молится и не ходит в храмы, пребывает в духовном сне. И здесь нам надо всею душою откликнуться на призывы Святейшего Патриарха Кирилла и недавнего съезда миссионеров и возжечь в себе миссионерскую ревность, обращенную к русскому народу, прежде всего. Это может пробудить к активной, духовой, созидательной деятельности миллионы людей.
И третье. В русском народе и в целом в России есть тот называемый социологами процент верующих, кто молятся, ходят в храм, понимают истинные – духовные причины происходящих в современной России процессов. К ним, к «соли земли русской», особенное слово наше: усилим наши молитвы.
Будем не теплохладно, а всеми силами души, ума, всем существом своим – молиться. Встав на колени перед святыми иконами, помолимся из глубины сердца о спасении России.
Не оставим наши главные святыни – Владимирскую, Казанскую, Державную чудотворные иконы. Возле них, по сути, нет никого! Да там ежедневно должны молиться пятьдесят, сто, лучше тысяча человек! У чудотворных образов, у святых мощей особенная благодать. А святыни пребывают во всех пределах земли Русской. Собираемся ли мы у этих святынь?
У нас, православных, есть могучее оружие, оно невероятной силы – молитва. Вспомним слова Евангелия, они о том, что главные духовные бастионы разрушителей побиваются только «постом и молитвой». По слову святителя нет ничего сильнее молитвы во всей вселенной.
Будем непрестанно на всяком месте молиться, исполняя христианскую обязанность, призыв нашего военачальника Христа, обращенный через апостола к каждому из нас. Будем помнить слова наших пастырей и архипастырей: не твое ли личное нерадение, русский человек, не позволяет России остановиться на краю пропасти и включить процессы оздоровления.
На молитву – всюду, на всяком месте. Идем по улице, и видим: люди с детьми – помолимся за эту семью. Хотя бы самой краткой молитвой: «Господи, помилуй их! Матерь Божия, защити их. Помоги им создать семью православную, многочадную». Помолимся при этом и за весь наш народ.
Видим человека в погонах, военнослужащего – помолимся за него, а вместе с этим и за всю Армию нашу, за всех военнослужащих российских, украинских, белорусских. Создадим вокруг себя, своих семей, и все вместе вокруг нашего триединого народа, вокруг России молитвенную защиту.
Идет война, «бой в невидимой области духа» и надо совершать заповеданное Христом духовное действие – молитву. Не уклоняйся от духовного боя, не будь дезертиром, русский человек!
Идет и ювенальная атака и многое другое.
В условиях лавинообразно нарастающих угроз спать – преступление.
Русский человек! Бросим пить и замирать перед телевизором, когда гибнет Родина. Прекратим убивать детей во чреве и предавать супругу (супруга). Каждый день – добрые дела, всюду, и дома и на всяком месте. С полной отдачей исполнение своих должностных обязанностей. Каждый день – молитва за себя, семью, народ, власть и Россию!
Молитва к Матери Божией Державной на первой странице нашей газеты – это молитва о спасении России, о защите от междоусобной брани и всех лавинообразно нарастающих угроз. Молитва красным цветом на первой странице – это главное содержание каждого номера газеты.
Матерь Божия Державная, спаси землю Русскую!
Соб.информ.
http://voskres.ru/idea/sobinfo46.htm