Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 11:44:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как России удержать юг Приморья?  (Прочитано 1788 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106511

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Января 2011, 13:22:17 »

Ярослав Бутаков

Как России удержать юг Приморья?

Озеро Хасан – международный перекрёсток интересов



Летом 1938 года район озера Хасан, лежащий на самом юге нашего Приморского края у границы с Китаем и Кореей, стал объектом притязаний Японии, оккупировавшей тогда Северо-Восточный Китай. Прошло больше 70 лет, и снова для России актуальной становится проблема удержания этой далёкой, но стратегически и экономически важной окраины.

В 1990 году, когда единство СССР уже дышало на ладан, в северо-китайском городе Чанчуне состоялась конференция представителей науки, бизнеса и госструктур КНР, СССР, Японии, обеих Корей и Монголии, на которой была выдвинута «Туманганская инициатива». Туманган – корейское название реки, протекающей по границе Китая и Северной Кореи и впадающей в Японское море. На китайский манер её называют Тумыньцзян, а в СССР она в 70-е гг. ХХ в. стала по созвучию называться Туманной. В своём нижнем течении Туманная на протяжении 18 км протекает по границе между Россией и Кореей.

Что подразумевала собой «Туманганская инициатива»? Это – идея международного проекта по созданию в этом углу российской территории свободной экономической зоны, включающей крупный перевалочный морской порт, соединённый железными и шоссейными дорогами с транспортной сетью Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, а оттуда – с сухопутными магистралями Евразии.

Район озера Хасан, лежащего чуть к северу от устья Туманной – место пересечения геополитических интересов ряда стран. Китай не имеет прямого выхода к Японскому морю, но здесь его территория ближе всего подходит к нему. Китай крайне заинтересован в получении такого выхода. Идея создания международной экономической зоны в этом районе служит, в первую очередь, достижению этой геополитической цели нашего могучего восточного соседа.

Создание порта и свободной экономической зоны в устье Туманной отвечает также интересам Японии, которая получит таким путём кратчайший доступ к сухопутным транспортным магистралям Евразийского континента, пока нет прямого сообщения между Югом и Севером Кореи. Для грузов, направляемых через Дальний Восток транзитом из Северной Америки вглубь Евразии, порт в устье Туманной также может стать более привлекательным, чем Владивосток, поскольку сухопутный путь оттуда через Китай значительно короче пути по Транссибирской магистрали. Далее, для торговли государств Центральной Азии выход к Тихому океану через порт в устье Туманной ближе и удобнее, чем через российскую территорию.

Очевидно, что создание нового транзитного центра евразийского значения на юге Приморья отвечает интересам очень многих стран. Кроме России.

Что же получает Россия от реализации «Туманганской инициативы» в том виде, в каком та неоднократно выдвигается за последние двадцать лет? Практически ничего. Более того. Международный порт в устье Туманной имеет все шансы превзойти Владивосток. Да, России будут доставаться от него некоторые доходы. Но на фоне относительного процветания экономической зоны в устье Туманной остальные районы нашего Дальнего Востока погрузятся в ещё более сильную депрессию.

А в перспективе проблематичным выглядит само удержание района устья Туманной под российским суверенитетом. Ведь недаром почти все проекты в рамках «Туманганской инициативы», выдвигаемые китайской, японской или южнокорейской сторонами, предусматривают долевое международное управление экономической зоной в зависимости от уровня инвестиций. Среди китайских проектов есть и строительство в этой зоне отдельного китайского города, население которого со временем должно составить порядка 7 млн. человек.

Российские эксперты ещё в 90-е гг. обратили внимание на то, что «Туманганская инициатива» делает заинтересованным в ней один субъект РФ – Приморский край – в ущерб единству России. Вовлекая Приморье в трансконтинентальную экономическую ось, пролегающую почти повсеместно вне России, «Туманганская инициатива» отрывает регион от интересов России, грозя со временем превратить его в отдельный экономический анклав, связанный с Россией только номинально.

Новая трансконтинентальная ось целиком будет проходить вне территории России. «Туманганскую инициативу» следует рассматривать в контексте планов по созданию евразийских транспортных коридоров. Эти коридоры связывают Китай и Западную Европу через страны Центральной Азии, Каспий и Закавказье, совершенно минуя Россию. Поэтому столь пристален интерес различных зарубежных политиков и инвесторов к этой идее. Достаточно сказать, что она с самого начала получила статусную поддержку в рамках Программы развития ООН.

Ни в 90-е гг. прошлого века, ни в первое десятилетие века нынешнего возможности России не позволяли ей принять такое участие в «Туманганской инициативе», чтобы получить из неё экономическую выгоду без ущерба для собственной безопасности.

Этим объясняется, почему реализация «Туманганской инициативы», собственно, застыла на уровне 90-х годов.

Однако на хороший участок всегда найдётся хозяин. Если Россия не желает участвовать в международной инициативе, последняя может обойтись и без России. Ещё тогда же, в 1991 году, правительство КНДР объявило о создании на крайнем северо-востоке страны, у границы с Россией, особой экономической зоны Раджин-Сонбон (сокращённо Расон). Она служит в принципе тем же экономическим целям, что и «Туманганская инициатива», географически являясь частью последней. Китай уже проложил железную и шоссейную дороги к Расону. С января текущего года КНДР сняла многие ограничения на ведение бизнеса в зоне Расон.

Интерес китайских инвесторов к Расону показывает, что создание «нового Гонконга» на стыке российской, китайской и корейской границ – следствие объективных экономических причин. Если этот транзитный пункт не возникнет на российской территории, он будет создан на сопредельной территории Кореи. И в этом случае он нанесёт ещё больший урон экономическим интересам РФ. Но российскую территорию всё равно не оставят в покое. Так что альтернатива выглядит просто: или Россия найдёт оптимальную форму участия в этом назревшем международном проекте, или часть российской территории просто вовлекут в него, уже без согласия России и, естественно, игнорируя её интересы. Недаром в официальном плане Китая по развитию зоны Туманган значится: «Создание международного транспортного коридора путем строительства железной дороги до порта Зарубино. Ширина колеи этой дороги должна соответствовать китайским стандартам, чтобы не тратить время и деньги на замену колесных пар. По возможности взять в аренду порт Зарубино».

Таким образом, главная угроза российским интересам на этом пятачке Дальнего Востока заключается не в создании порта международного значения, а в том, что оно может в конечном итоге произойти без согласия и участия России.

Сам же по себе такой порт – неотвратимый шаг по дальнейшему развитию данной территории. И Россия должна найти в себе силы и волю сделать этот шаг самостоятельно.

Иностранные эксперты оценивают численность населения, потребного для обслуживания такой экономической зоны, примерно в 10 млн. человек. Понятно, что при этом подразумевается: главные людские ресурсы для освоения территории даст соседний Китай. Чтобы перехватить инициативу, России нужен в регионе масштабный проект, для реализации которого понадобятся миллионы людей. Где их взять – проблема не стоит, была бы лишь воля для её решения. Не далее, как в 2006 году кое-кто из наших политиков обещал переезд в РФ в ближайшем будущем 25 млн. соотечественников из Ближнего Зарубежья. Что-то нет пока и сотни тысяч. Дело, наверное, не в отсутствии потенциальных желающих репатриироваться в Россию, а в том, что им нечего делать в стагнирующей экономике РФ.

Между тем, именно указанный район Приморья пока, что называется, лежит впусте. С 30-х годов прошлого века, после выселения отсюда корейцев, приток населения из СССР в эту приграничную военную зону был ничтожным. России надо заселять этот район. А для этого нужен экономический проект его развития.

При этом международный проект не даст нужного эффекта, так как район тогда станет заселяться, прежде всего, жителями близких Китая и Кореи. России следует инвестировать не только в «новый Гонконг», а в развитие данного района, чтобы уже на этой почве создавался транзитный центр международной торговли, в котором преобладающее участие России было бы неоспоримым.

Что может стать стержнем такого проекта? Российские эксперты, занимающиеся данной проблемой (к слову, тех, кто осознаёт её значение для России, пока, увы, немного), чаще всего называют строительство нового приморского города в районе залива Посьета, на базе одного из существующих посёлков – Славянка, Зарубино, Краскино с освоением на первых порах прибрежной полосы протяжённостью не менее 10 км. Причём город не должен быть завязан только на будущую транзитную роль.

Среди возможных градообразующих предприятий называют, прежде всего, научно-исследовательский и производственный комплекс морского биотехнологического цикла, включая развитие фармацевтики на базе продуктов морской биотехнологии. Указывают на экзотичность этих мест для России (крайний юг нашего Дальнего Востока), что подразумевает широкое использование рекреационных ресурсов территории и акватории. Здесь мог бы разместиться и национальный центр киноиндустрии, этакий российский Голливуд. Традиционная для Дальнего Востока деревообрабатывающая промышленность также может сыграть большую роль. Здесь может расположиться управление объектами дальневосточной транспортной и энергетической инфраструктуры. Новый город не будет монопрофильным, что обеспечит ему устойчивый рост и развитие.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и транзитную функцию города. В этой связи перспективным представляется создание здесь логистического транспортно-распределительного контейнерного терминала. В сочетании с сооружением Транскорейской железной дороги до границы с Россией это позволит, как считают специалисты, повысить заинтересованность Японии в транспортировке контейнерных грузов по Транссибу, а не через территорию Китая. Кроме Транскорейской дороги, через район могут пройти ответвления ЛЭП, газо- и нефтепроводов из России в Корею. А корейские и японские интересы в этом случае могут стать противовесом территориальным притязаниям Китая.

Так или иначе, России необходимо весомо обозначить своё экономическое присутствие в этом районе Дальнего Востока, к которому столь пристален интерес всех субъектов международной политики в АТР.

Сделать это можно только экономическим освоением, для чего нужны соответствующие проекты развития территории и политическая воля по их осуществлению. Только тогда Россия сможет удержать юг Приморья в условиях ключевого значения этого района в азиатской геоэкономике.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kak_rossii_uderzhat_jug_primorja_2011-01-19.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!