Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 20:48:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Два года после Буша: всё познаётся в сравнении  (Прочитано 1951 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Января 2011, 12:39:48 »

ДВА ГОДА ПОСЛЕ БУША: ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ. Часть I




Ровно два года назад, 20 января 2009 года, первый чернокожий президент США переехал в Белый Дом. За это время эйфория многих американцев сменилась разочарованием из-за «неоправданных надежд», затем пришло время опасений в связи с резким падением популярности президента. Дальше – больше. Проигранные демократами midterm-elections и, как следствие, утрата большинства в Конгрессе, появление новой политической силы – Tea Party – все эти факторы заставляют задуматься о том, не обернутся ли президентские выборы-2012 поражением Обамы и не вернутся ли США к внешнеполитическому курсу администрации Буша-Чейни?

Пост сдал – пост принял

Для того чтобы понять, что сделал Барак Обама за два года своего пребывания по адресу Пенсильвания-авеню 1600, нам придется вернуться на два года назад, чтобы понять, в каком состоянии 44-й президент Америки принял дела от 43-го. Джордж Буш-младший вошел в историю Америки в качестве самого неудачного президента США.

Нас, естественно, в первую очередь, интересует внешняя политика Буша и то, как она изменилась за последние два года при новом президенте. В ходе предвыборной кампании Обама обещал развернуть крайне непопулярную политику своего предшественника на 180 градусов. Однако сегодня лишь «перезагрузка» отношений с Россией может быть названа внешнеполитическим достижением администрации Барака Обамы. Если вынести «перезагрузку» за скобки, то изменения в сфере внешней политики минимальны, и это стало уже общим местом в рассуждениях многочисленных политических аналитиков. Контингент США в Афганистане стал ещё больше, чем он был по окончанию правления Буша, тюрьма в Гуантанамо всё ещё функционирует, попытки наладить взаимоотношения с Ираном провалились и даже, несмотря на вывод американских войск из Ирака, после них там остаётся приличное количество Западных оборонных подрядчиков.

Журналистский пул, аккредитованный в Белом Доме, всё в более учащённом ритме повторяет мантру: «А так ли плох он (Буш) был?» Среди этого привилегированного сословия пишущей братии даже появилось некое подобие тоски по веселому, вечно попадающему впросак простаку, который занимал пост №1 в Соединенных Штатах с января 2001 по январь 2009 года. Профессор международных отношений в Школе Государственного Управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском Университете Стивен М. Уолт считает, что: «частичное следование Обамы курсом предшественника является не признанием верности политики Буша, а только напоминанием о глубине ямы, в которую тот загнал Америку».

Видимо, не желая мириться с клеймом неудачника и бездари, Дж. Буш-младший написал (?) книгу под названием «Решающие моменты» («Decision Points»). Состоит она из 14 глав, каждая из которых посвящена важному, с точки зрения Буша, решению, принятому им в период президентства. Цитированный выше профессор Уолт предложил свою версию четырнадцати глав истории 43 президента США, напоминающую четырнадцать пунктов обвинения. Итак, что же инкриминирует Дж. Бушу профессор Гарварда?



Пункт №1: Из команды Буша-старшего почему-то выбран был выбран самый худший

В 2000 году кандидат в президенты от Республиканской партии Дж. Буш-младший поручил Дику Чейни найти кандидата в вице-президенты. Чейни смело отмёл всех претендентов, выдвинув свою кандидатуру, и, о чудо! – Буш согласился. Это решение наложило отпечаток на последующие восемь лет жизни Америки и, пожалуй, всего мира. Чейни не тратил время зря, с фанатичностью бросив весь внешнеполитический аппарат администрации на выполнение программы неоконсерваторов. Как Ричард Перл (Richard Perle) – и сам некогда центральный участник команды неоконсерваторов – позднее сказал корреспонденту «Нью-Йоркера» Джорджу Пакеру: «Прикажи Буш набрать в свою команду людей, выбранных Брентом Скоукрофтом (Brent Scowcroft) и Джимом Бэйкером (Jim Baker), всё могло бы быть по-другому. Они бы никогда не купились на предложения многих высокопоставленных чиновников того времени». Что ж, после драки кулаками не машут.



Пункт №2: Американец – значит неподсуден?

В первый же год своего президентства Буш предпринял довольно необычный шаг, официально выйдя из соглашения по созданию Международного Уголовного Суда. Решение было не только бессмысленным само по себе – законопроект о создании суда в любом случае не имел бы шансов в Сенате – оно ещё и разозлило преданных союзников Америки по блоку НАТО, горячо поддерживавших создание этой организации. И, тем не менее, администрация не остановилась даже на этом: представители США последовательно угрожали прекратить помогать своим более слабым союзникам, в случае если последние не хотели выходить из соглашения по примеру Америки. Этот шаг ещё сильнее отдалил сторонников Соединённых Штатов и рассердил правительства тех стран, чьи руки «выкручивались» таким бесхитростным образом. Короче говоря, Буш с самого начала своего правления продемонстрировал своё пренебрежение к мнениям других государств и чересчур нарочитое стремление давить на авторитет Америки по случаю и без.



Пункт №3: Глобальное потепление – не проблема для Америки?

Киотский протокол по вопросам защиты климата был небезупречным соглашением, и шансы что Сенат ратифицировал бы его, были невелики. Однако вместо того, чтобы признать необходимость борьбы с глобальным потеплением и выработать более правильный подход к проблеме, Буш просто отмёл идею подобного соглашения, поскольку, как выразился его представитель по связям с общественностью Ари Флейшер (Ari Fleischer), – «это не очень-то отвечает экономическим интересам США». Таким образом, вместо того чтобы представить Соединённые Штаты как дальновидного и великодушного игрока на мировой арене, ответ Буша выставил страну близорукой и чёрствой к проблемам окружающих. «Благодаря» безразличному отношению Буша, за 8 лет его правления одна из самых сложных проблем современного мира оставалась практически без внимания, и сегодня – десять лет спустя – мир ни на шаг не приблизился к решению этой задачи.



Пункт №4: Американских чиновников наказывали за чрезмерное внимание к Бен Ладену

Буш почти не уделял внимания терроризму и Аль-Каиде во время своей кампании 2000 года; до самых терактов 11 сентября и он сам, и его команда по национальной безопасности отличались безразличным отношением к этим проблемам. Советник по Национальной Безопасности Кондолиза Райс понизила в должности Ричарда Кларка – национального координатора по вопросам безопасности, – а помощник Министра Обороны Пол Вольфовиц даже сказал ему в начале 2001 года, что тот «уделяет слишком много времени всяким Бен Ладенам». Хуже того, предупреждения разведки о нависшей угрозе атаки летом 2001 года не получили достаточного внимания, и всем известно, что произошло вслед за этим. Итак, 11 сентября лежит на совести Джорджа Буша, и свалить вину ему не на кого.



Пункт №5: Третья мировая война с терроризмом

После 11 сентября Буш мог запросто объявить войну Аль-Каиде и её пособникам. Вместо этого он объявил войну самой идее терроризма. Это решение привело США к участию в конфликтах по всему миру – от Ирландии до Узбекистана и Шри-Ланки – причем, отнюдь не всегда на стороне хороших парней. «Борьба с терроризмом» также принесла Осаме бен Ладену гораздо более высокий статус, нежели он заслуживал. Вместо того чтобы представить его кровавым убийцей, способным на международные преступления и кое-что сверх этого, риторика глобального конфликта возвысила его до роли воина, в одиночку противостоящего единственной супердержаве мира. Кроме того, это заставило американцев относиться к терроризму как к военной проблеме, несмотря на то, что она должна решаться при помощи работы разведки, мер по усилению национальной безопасности и не привлекающего внимания сотрудничества с государствами-единомышленниками.



Пункт №6: Буш сделал «Пытку утоплением» словом из лексикона домохозяек

В течение нескольких дней после атак 11 сентября администрация Буша санкционировала ряд действий – дотошно запротоколированных в блестящей статье Джейн Мейер «Тёмная сторона» – обычно ассоциировавшихся с жестокими режимами военных диктатур. Они включали в себя использование пыток при допросах, задержки в предъявлении постановлений об аресте, тайную выдачу лиц, подозреваемых в терроризме, заказные убийства и бессрочное содержание пленников в тюрьме Гуантанамо и других подобных заведениях за рубежом. Все эти меры были рекомендованы и одобрены Джоном Ю (John Yoo) – средней руки чиновником из Отдела по правовым вопросам при Министерстве Юстиции – и, как признает Буш в своих мемуарах, он лично одобрил применение пыток утоплением* при допросах лиц, подозреваемых в терроризме. Грязная история с тюрьмой Абу-Грейб вряд ли была единичным инцидентом, произошедшим по недосмотру офицеров; по сути, эта история вполне согласовалась с отношением Буша к правам человека и гражданским свободам. И неспособность Обамы закрыть тюрьму в Гуантанамо свидетельствует о том, что возможно потребуется не один десяток лет, чтобы избавиться от такого подхода и восстановить запятнанный международный имидж Америки.



Пункт №7: Благодарность Ирану – включение в «ось зла»

В первые несколько месяцев после катастрофы 11 сентября США получили на удивление серьёзную помощь от Ирана в ситуации с Афганистаном. Несмотря на историю своих предыдущих отношений с Соединёнными Штатами, Иран явно не был в дружественных отношениях с Аль-Каидой, а также был заклятым врагом движения «Талибан». Взаимодействие разведок и координация дипломатических усилий с Тегераном помогла Америке обратить талибов в бегство и позже посадить Хамида Карзая в президентское кресло в Кабуле. И как же Буш отблагодарил Иран за столь ценное содействие? Он приклеил Ирану ярлык одной из стран «Оси зла» наряду с Ираком и Северной Кореей во время его отчёта Конгрессу в январе 2002 года. Этот глупый пафосный оборот стоил ему возможности развить партнёрские отношения с до-ахмадинежадовским Ираном. Впрочем, возможно именно этого и добивались неоконсервативные спичрайтеры Буша.



Пункт №8: Ирак: война не «окупилась сама собой»

Война в Ираке стала ошибкой такого колоссального масштаба, что на её фоне меркнут все те отдельные промахи, которые в конечном итоге привели к ней. Сюда относятся и никогда не существовавшее оружие массового поражения, и выдуманная связь между Саддамом Хуссейном и Осамой бен Ладеном. Унизительный спектакль госсекретаря Колина Пауэлла, несколько часов дававшего лживые показания Совету Безопасности ООН и абсурдные заявления Пола Вольфовица о том, что война окупится сама собой (при том, что на текущий момент её стоимость превысила 1 триллион долларов), тоже являются частями этой оперы. Не стоит забывать и о самой тяжелой утрате – 4 000 американцев и 100 000 граждан Ирака погибло на этой войне, более 30 000 американских солдат были ранены и несколько миллионов иракских беженцев были вынуждены покинуть свои дома. Стратегия, согласно которой США должны были привести дружественный им демократический режим к власти на Ближнем Востоке, вместо этого привела к усилению Ирана и сделала баланс сил в регионе ещё менее устойчивым. Только одна вещь поражает воображение больше, чем масштабы этой катастрофы – тот факт, что бывший президент не сожалеет о содеянном даже теперь.



Пункт №9: Иран хотел помириться – ему показали на дверь

В разгар эйфории, вызванной падением Багдада в апреле 2003 года, обеспокоенный таким развитием дел Иран, направил в Вашингтон швейцарского посла в качестве посредника с далеко идущим предложением заключить «большую сделку», включающую отказ Ирана от поддержки групп вроде «Хезболла» и уступки по своей ядерной программе. Это предложение было санкционировано высшим руководством Ирана, включая Верховного Лидера Аятоллу Али Хомейни. Администрация Буша, однако, на корню отвергла иранское предложение – какой смысл вести переговоры со следующим кандидатом на смену режима? Сообщалось, что Чейни и Министр Обороны Дональд Рамсфельд даже сделали выговор швейцарскому послу за то, что тот вообще вызвался доставить сообщение.



Пункт №10: Саботаж мирных переговоров на Ближнем Востоке

Как только Буш занял свой пост, он решил отодвинуть палестино-израильские мирные переговоры на задний план, хотя очень многие и предупреждали его о том, что если проигнорировать эту проблему, положение только ухудшится. После 11 сентября он некоторое время пытался удержать Израиль от дальнейших действий на оккупированных территориях; он понял, что тамошняя ситуация только подпитывает антиамериканские настроения в арабском и исламском мирах, и следовательно, мешает ослабить Аль-Каиду. Вскоре, однако, израильские лоббисты надавили на Буша, убедив его в том, что Соединённые Штаты и Израиль являются «союзниками в борьбе против терроризма» и в том, что в этом вопросе ему следует довериться последнему.

На протяжении остального срока его президентства, дипломатическая работа Буша на Ближнем Востоке заключалась в серии бессмысленных жестов, что в особенности относится к составленной в 2003 году «дорожной карте» и саммиту в Аннаполисе в 2007 году. Тем временем, Израиль продолжал расширять свои поселения на Западном Берегу без единого вздоха протеста со стороны Вашингтона. Буш отказался иметь дела с палестинским лидером Ясиром Арафатом и не сделал практически ничего, чтобы поддержать его умеренного преемника Махмуда Аббаса – даже после того как последний отказался от использования терроризма в политических целях, официально признал право Израиля на существование и подтвердил свои намерения работать над соглашением об окончательном статусе спорных территорий. Буш фактически никак не участвовал в Арабской Мирной Инициативе 2002 года, которую Лига Арабских Государств утвердила сначала на саммите в Бейруте в 2002 году, а затем на саммите в Эр-Рияде в 2007 году. К тому моменту, когда Буш оставил свой пост, мир между двумя ближневосточными государствами оказался дальше, чем когда бы то ни было, а отношение к Америке на Ближнем Востоке опустилось до рекордно низкой отметки.

Хуже того, Буш дал Израилю зелёный свет на использование их ошибочного плана воздушных ударов против движения «Хезболла» в Ливанской Войне 2006 года. Израильская стратегия была обречена на провал и, хотя официальные лица США были уведомлены о планах Израиля ещё до начала войны, Буш не предложил Израилю выработать план получше. Вместо этого, он обеспечил Тель-Авив существенной дипломатической поддержкой, даже когда стало ясно, что израильская тактика не сработала и наносит огромные повреждения всему Ливану. Соединённые Штаты даже, как могли, оттягивали принятие резолюции ООН о прекращении огня, чтобы дать Израилю возможность «закончить свои дела».



Григорий Тинский

Продолжение следует

http://www.win.ru/school/6350.phtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Января 2011, 12:46:29 »

ДВА ГОДА ПОСЛЕ БУША: ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ. Часть II



Для Соединённых Штатов было бы гораздо лучше, если бы Джордж Буш младший вообще никогда не начинал заниматься политикой, а вместо этого провёл бы последние двадцать лет, руководя бейсбольной командой. Бывший президент не добился бы успеха и на этом поприще, но, по крайней мере, его неудача повлекла бы гораздо меньше последствий для Америки и всего остального мира. Может быть, пока попытки Обамы расчистить авгиевы конюшни наследия Буша и не увенчались успехом, но это вовсе не причина предаваться тоске по эпохе правления человека, который, в первую очередь, и вызвал весь этот хаос.

__________________________________

Пункт №11: Ураган «Катрина» и бессилие Америки: даже Чавес хотел ей помочь

Ошибка во внутренней политике должна быть воистину огромных масштабов, чтобы её также сочли международной неудачей. Однако неумелые действия Буша по устранению последствий урагана «Катрина» стали именно такой ошибкой. Наблюдатели со всего света сочли этот позор демонстрацией некомпетентности властей США и разоблачением продолжающегося расового неравенства, если не сказать полной расовой несправедливости. (Если уж вы получаете предложение о помощи пострадавшим даже от президента Венесуэлы Уго Чавеcа, значит, вы действительно не справляетесь со своей работой). Катастрофа в Новом Орлеане стала ещё одним ударом по международному облику Америки. Если уже Соединённые Штаты не могут, как следует позаботиться о своих собственных гражданах, почему кто-то должен поверить, что они в состоянии «построить государственность» в какой-то далёкой заморской стране.



Пункт №12: Буш и «Хамас»: демократия – это когда побеждают «нужные» кандидаты?

Когда выяснилось, что в Ираке нет оружия массового поражения, Буш попытался представить вторжение в эту страну как часть обширной кампании по распространению демократии на Ближнем Востоке. К сожалению, в этом деле он добился не большего успеха, чем в поиске мобильных лабораторий по созданию биологического оружия или складов с химическим оружием. В 2006 году Буш надавил на Палестинскую Автономию с тем, чтобы последняя провела демократические выборы, но когда на них победило движение «Хамас», он просто отказался признавать результаты. Похоже, по мнению Буша, демократия – это когда побеждают его кандидаты. Белый Дом неоднократно пытался спровоцировать движение «Фатх» на государственный переворот – однако это выходка сработала против него, т. к. «Хамас» остался у власти, а палестинское общество осталось расколотым надвое.



Пункт №13: Как не нужно бороться за нераспространение ядерного оружия

Буш был явно обеспокоен риском распространения ядерного оружия, особенно после терактов 11 сентября. Однако принятые им решения привели к обратному результату. Он угрожал предполагаемым распространителям ядерного оружия санкциями и насильственной сменой режима, отказываясь вести с ними серьёзные переговоры до тех пор, пока они не выполнят все требования США. Если он чего-то и достиг этим, так это того, что у Северной Кореи и Ирана появился мощный стимул обзавестись ядерным оружием, как средством сдерживания возможной агрессии Соединённых Штатов. Неудивительно, что в январе 2003 года Северная Корея вышла из Соглашения о нераспространении ядерного оружия, а в 2006 году провела свои первые ядерные испытания. Доподлинно неизвестно, работает ли Иран над созданием ядерного оружия, но он явно разрабатывает современную технологию обогащения урана – чтобы, возникни у Тегерана потребность в таком средстве сдерживания, он был в состоянии создать ядерную бомбу. За время восьмилетнего правления Буша, Иран увеличил количество имеющихся у него центрифуг для обогащения урана с нескольких штук до более чем 5000. И в то время как против Ирана вводят экономические санкции и угрожают применить военную силу, Индия – отказавшаяся подписать Соглашение о нераспространении ядерного оружия или открыть свои ядерные комплексы для международных наблюдателей – тем не менее, добилась заключения выгодного для неё соглашения о сотрудничестве в сфере ядерных технологий.



Пункт №14: Обвал на бирже, который прокатился эхом по всему миру

Уменьшая налоги и одновременно развязывая затратные войны, Буш породил рекордный дефицит государственного бюджета и гигантский внешний долг. Вместе с этим, проводимая Аленом Гринспеном – председателем Федерального Резерва – политика лёгких денег привела к появлению огромного финансового мыльного пузыря в сфере недвижимости, который лопнул в 2008 году. Команда экономических советников Буша почти не уделяла внимания регулированию деятельности Уолл-Стрит, тем самым только поддержав их безответственное поведение, приведшее в итоге к финансовому кризису 2008 года. Начавшийся в результате этого экономический спад стоил американцам триллионов долларов и миллионов рабочих мест; что же касается долговременных последствий этого события – они будут омрачать экономические перспективы США ещё на протяжении долгих лет.

Хоть Буш и не единственный человек, повинный в величайшей с 1930 года рецессии, именно он стоял у власти, когда всё это произошло, и именно его действия внесли существенный вклад в ухудшение ситуации. А учитывая, что международное влияние, в конечном счёте, зависит от экономической мощи государства, вред, нанесённый этим экономическим кризисом можно считать главным внешнеполитическим наследием Буша.

Далее, видимо, будет лучше привести прямую цитату из текста профессора Стивена Уолта, чтобы избежать обвинения в предвзятом отношении автора к 43-му президенту США и антиамериканизме: «Этот список можно продолжать. Сюда же относятся: аннулирование Соглашения о противоракетной обороне, меркантильное решение повысить пошлины на импортируемую сталь в 2002 году, уход армейского командования от ответственности за провал попытки схватить Бен Ладена в битве при Тора Бора, отказ увольнять некомпетентного Рамсфелда после того как все усилия выиграть войну в Ираке пошли прахом, неоднозначная реакция Вашингтона, толкнувшая Грузию на войну с Россией летом 2008 года. Впрочем, возможно стоит на этом закончить, так к этому моменту у читателя может не остаться антидепрессантов».

Для Соединённых Штатов было бы гораздо лучше, если бы Джордж Буш младший вообще никогда не начинал заниматься политикой, а вместо этого провёл бы последние двадцать лет, руководя бейсбольной командой. Бывший президент не добился бы успеха и на этом поприще, но, по крайней мере, его неудача повлекла бы гораздо меньше последствий для Америки и всего остального мира. Может быть, пока попытки Обамы расчистить авгиевы конюшни наследия Буша и не увенчались успехом, но это вовсе не причина предаваться тоске по эпохе правления человека, который, в первую очередь, и вызвал весь этот хаос».

Григорий Тинский

Продолжение следует

http://www.win.ru/school/6364.phtml
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!