Валерий БутаевКак же мы Курилы отдадим, если жизнь там только начинается?Наш корреспондент посмотрел, как живет самый большой остров Курильской гряды, принадлежность которого оспаривают японцыУже успеешь дважды ошалеть от восьмичасового перелета и разницы во времени, а ты все еще в России. Сахалин, куда тебя привозит самолет с большой земли, хотя и тоже остров, - но не самый край. Если сходу повезет с погодой, винтокрылый «Бомбардье» еще час будет порхать над волнами, чтобы каждый на борту ощутил - ну какая же страна наша огромная! Вот оно, чувство Родины.
Вместе с врачами-участниками экспедиции «Рубежи России» я лечу на курильский остров Итуруп. С погодой подфартило не сразу - из-за циклона на сутки застряли в Южно- Сахалинске.
- Да вы не расстраивайтесь, я тут уже третий день маюсь, - «обнадеживает» случайный попутчик Сергей. - Медвежий угол, по своей воле сюда только рыба на нерест возвращается. А люди... Климат суровый, цены зверские, с работой - не особо.
Курилы, конечно, не Канары, это факт. Но вот загадка: многие, приехав сюда на время, прирастают навсегда.
Многие, приехав сюда на время, прирастают навсегда
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Итуруп - самый большой остров Курильской гряды, где постоянно живут почти шесть тысяч душ. Работают, рожают детей.
Полтора года назад здесь открыли аэропорт. От него до столицы острова - Курильска, - километров семь. А от прежнего, оставшегося еще от японцев аэродрома «Буревестник», - около 60. Для Москвы это не расстояние. Но острова словно живут в своем измерении «Урал»-вахтовка по перевалам и бездорожью идет сюда часа три. К тому же в «Буревестнике» зимой - метели, летом - туманы и бесконечные задержки рейсов. А с новым аэропортом авиация все-таки стала не так зависима от погоды.
Тайфун не грянет - самолет прилетит! Одно «но» - мест в нем немного. Так что билеты с Сахалина до Итурупа (а других рейсов сюда и нет) желательно покупать загодя. А еще - заранее получить от ФСБ разрешение на приезд. Территория-то особая, приграничная.
Выгружаемся из самолета и охаем: снега вокруг чуть ли не по колено!
- Подумаешь, снег в мае, - пожимает плечами местный доктор Любовь Бородина, но чуть задумывается и добавляет: - А вообще иногда пугает. Изолированность эта, вулканы... И таблички всюду: «В случае цунами беги на возвышенность».
В Курильск Любовь Николаевна приехала в 2006 году по контракту - нужно было отработать 3 года. Но срок давно вышел, дочери разлетелись - старшая работает в Москве, стюардессой в «Аэрофлоте», младшая учится в строительном техникуме, - а мама вышла замуж и осталась на острове.
- В казахстанском Джамбуле, где я выросла, воздух сухой, дышать нечем. А здесь - красота! - объясняет свой выбор Бородина. - Сразу было как трудно - словами не передать. Дома у нас паркет, тут из удобств поначалу были только унитаз и кран. Мылись в тазике, работали в старом бараке, ни асфальта, ни дорог, и гирлянды мусора на каждом кусте...
Но в 2010-м к изумлению местных Итуруп начал меняться на глазах. Сейчас Курильск больше похож на детскую разукрашку: на фоне заснеженных сопок - аккуратные двухэтажные домики, обшитые разноцветным сайдингом. Говорят, это помогает островитянам бодрее переживать унылые зимы. В центре города выросла новая больница. Есть Дом культуры с 3D кинозалом и плавательным бассейном. Впервые с 1945 года положили асфальт!
- Поначалу было трудно - словами не передать. Мылись в тазике, работали в бараке, ни асфальта, ни дорог...Любовь БОРОДИНА, ВрачЕще недавно народ жаловался, что на остров ни приехать, ни улететь. Теперь главная тема ворчаний - из рук вон плохо работающая мобильная связь и дороговизна.
Маленькая буханка хлеба стоит 50 рублей, баночка йогурта - 80, литр молока - 120, десяток яиц - 120 - 180, помидоры сморщенные и мятые - 450. При средней зарплате в 65 тысяч рублей и «коммуналке» в 7 тысяч не разгуляешься.
Раньше доходило до смешного: вокруг полно рыбы, а в островных магазинах к ней не подступишься. Сейчас в витринах с этикеткой «региональный продукт» красуется мороженая треска по 109 рублей за кило и камбала по 80. В соседнем магазине такая же, но уже без региональной пометки и за 260. Как говорится, почувствуйте разницу.
Только в Курильске до полусотни магазинов. Но вот, к примеру, кефира, тут днем с огнем не сыщешь.
- Предприниматели неохотно везут скоропортящийся товар, - объясняет глава муниципального образования «Курильский городской округ» Татьяна Белоусова. - Доставить морем контейнер-трехтонник стоит 20 - 30 тысяч рублей, и задержки в пути, и утраты случаются.
Островитяне вспоминают, как два года назад льды встали у берега, и теплоходы не могли подойти неделю. Ладно взрослые - потерпят. А у кого дети? Не то что фруктов, творога ребенку не купить.
- Все риски закладываются в стоимость. И норма прибыли - тоже по максимуму, - продолжает Белоусова. - Регулировать цены мы, конечно, не можем, но вот предоставить льготы социально ответственным бизнесменам - в наших силах. Птицеферму свою хотим строить, и теплицу - на дизельной станции есть избыток тепла. С рыбой решили вопрос, и с ценами решим.
- За прошлый год у нас, пожалуй, впервые за много лет приток населения выше, чем отток.Татьяна БЕЛОУСОВА
Глава муниципального образования «Курильский городской округ»НЕ ДАНЬ МОДЕ, А НЕОБХОДИМОСТЬЕще из примет нового - на острове появилось такси.
- Вот раньше - даже руку поднимать не нужно было, любой водитель сам остановится, предложит подвезти. И рубля не спросит, а теперь все комерциализировалось, - вздыхает Любовь Бородина.
Беру машину, еду покататься. Благо, погода налаживается, из-за шерстяных облаков показывается вершина самого высокого на Итурупе вулкана Богдан Хмельницкий, полтора километра в высоту, между прочим.
Валера, водитель старенького «крузака», входит в роль экскурсовода:
- Сюда бы туристов больше заманивать: горячие источники у нас, охота, рыбалка. Две гостиницы построили - со всеми удобствами! И история богатая - вон, вдоль берега до сих пор укрепления на случай агрессии сохранились - врытые в землю танковые башни.
На тихоокеанской стороне острова, где дорога к «Буревестнику» идет прямо по песчаному берегу, и волны захлестывают под днище машины, - окутанный тайной японский госпиталь, устроенный в пещере Чертовой скалы. Рассказывают, якобы в 50-е туда пошла группа военных, да так и не вернулась, после чего вход засыпали и завалили камнями - от греха подальше...
- Машины тут, конечно, не у каждого, но довольно много. А дэпээсников только двое и тех водилы узнают издалека, по «Ниве» с левым рулем, - смеется Валера.
Все остальные островитяне ездят на японских и корейских праворульках. Везут их по морю, через Владивосток и Южно-Сахалинск. Причем, когда в прошлый кризис во всей России всерьез взялись за поддержку отечественного автопрома и задрали пошлины на подержанные иномарки, на Дальнем Востоке научились ловчить. Иной раз с японок норовят отвинтить двигатель и ввезти машину как запчасти. Внедорожник здесь - не дань моде, а крайняя необходимость, шутят курильчане.
С заправкой - еще интереснее. На острове она одна. И та ни дня не работала. Строили ее за областные деньги и хотели сдать в аренду. Но желающих так и не нашлось: по сравнению с ожидаемой выручкой арендная плата, рассчитаная независимыми оценщиками, оказалась просто неподъемной. Пока депутаты решали, как писанные на «большой земле» законы приладить на местную почву, влажный морской климат сделал свое дело, что-то там пришло в негодность.
Впрочем, проблема где взять горючку, здесь все равно не стоит - на острове полно предприятий.
Все - от спичек и иголок до продуктов и машин на остров доставляется морем. Причал со 145-пирсом построили по федеральной целевой программе развития Курил
ПЛЮСЫ ИЗОЛЯЦИИКажется странным, но изолированность Итурупа многие островитяне расценивают как несомненный плюс.
- Мы друг друга знаем как облупленных. Не дай бог кража или какой беспредел - злодея вмиг вычислят. И в долг товар отпускаю, когда просят: если у кого-то сегодня гулянка, значит, завтра похмеляться придут, - смеется продавщица Татьяна. - Гостила у сесты в Питере: до дачи - два часа на электричке. А тут из дома вышла - слева речка, справа - ягоды. И за ребенка я всегда спокойна, пальцем никто не тронет...
- У нас квартира на материке. Но пока есть свет и тепло, есть ученики, - буду жить здесь, - вторит Татьяне учительница начальных классов Наталья Васильевна Шовкопляс из поселка Горного.
Раньше в Горном стояла большая военная часть, был Дом офицеров и военторг. Но в 1994 поселок сильно тряхнуло - дома сложились как домино. Устояли с десяток трехэтажек. Военные из поселка ушли - уцелевшую казарму перестроили под школу. Наталья Васильевна забрала сюда из Южно-Сахалинска внука:
- Мы спасаем детей от городских соблазнов! - уверена она.
Я оглядел класс и поежился. В моем школьном детстве ведь было как? В понедельник ответил у доски - до пятницы свободен. А тут за широкой спиной впередисидящего не спрячешься.
- Восемь человек в классе, а на материке - 30. Где знания лучше? - словно прочитав мои мысли, заключает Шовкопляс.
Учителя советской еще закалки, учат не на ЕГЭ, а на совесть. И островная детвора запросто поступает в вузы Владивостока и Хабаровска. Назад, конечно, хлебнув вольной жизни, возвращаются единицы.
- Восемь человек в классе, а на материке - 30. Где знания лучше?Наталья ШОВКОПЛЯС
Учительница начальных классовГлавное богатство КурилКЕТА - РЫБА ВЕРНАЯНо о том, что со временем остров может опустеть, здесь не переживают.
- Задачи массово привлекать население, как это было в советское время, сейчас нет. И рынок труда, и социальная сфера рассчитаны под определенное количество людей, - рассуждает Татьяна Белоусова. - Но за прошлый год у нас, пожалуй, впервые за много лет приток населения выше, чем отток.
Прибавка - и за счет военных подразделений, они теперь комплектуются контрактниками, которые едут с женами и детьми. Кого-то зазывают родственники и знакомые, кто-то приезжает подработать на сезон, а оседает на годы.
Заработки и рабочих, и штучных кадров навроде капитанов, штурманов, инженеров сильно зависят от улова. Но даже простые матросы хвастают, что за хороший сезон лососевой путины можно «поднять» тысяч 300 и больше. У тех, кто разделывает рыбу на берегу, заработки, конечно, скромнее.
Когда в апреле рыбокомбинат «Островной» с соседнего Шикотана за невыплаты зарплат прогремел на всю страну, на Итурупе перекрестились: с бизнесменами нам все же повезло . Когда видишь, как преображается жизнь вокруг, лучше понимаешь, что имеют ввиду чиновники, рассуждая про социально ответственный бизнес.
В начале 1990-х на острове обосновалась компания «Гидрострой». Зарегистрирована она в Курильске, здесь же платит налоги. Почти все стройки последних лет в районе - и свои, и по федеральной программе, 4 рыбоперерабатывающих комплекса, рыбоводные заводы, собственная флотилия, а стало быть и рабочие места - все это «Гидрострой».
Сейчас на Итурупе заканчивается малая путина, или, как говорят местные, белорыбица: ловят минтай, треску, терпуга. Но главный доход приносит «красная путина» в середине - конце лета, когда нерестится идут лососевые. А с ними в последние пару лет не все в порядке - ученые не могут понять, почему к островам сократился подход горбуши.
- А вот кета - рыба верная: где родилась, туда обязательно вернется! Ее мы и разводим, - обводит рукой искусственные пруды Иван Вараксин.
В живописном местечке Янкито, где уступы вулканических скал нависают над морем, год назад построили новый рыбоводный завод. Ивану всего около 30, но на заводе он главный. И о том, как из икринок появляется молодь, сколько ее нужно выхаживать и кормить, чтобы можно было выпустить в море, может рассказывать часами.
Из потомства, появляющегося на свет в природе, до нерестового возраста доживает меньше процента. А из молоди, выращенной в рыбьем инкубаторе, - 4 - 6. Получается, раз в десять больше.
- В середине июня откроем шлюзы, и по короткой искусственной речке мальки пойдут в Охотское море, - объясняет Иван. - А через три - четыре года, повинуясь инстинкту, по этой же речке уже взрослая кета будет рваться на место рождения - прямо на рыбокомбинат!
Прогнозируемый улов впечатляет: в прошлом году поймали 20 тысяч тонн лососевых. Через три года будет 30 тысяч тонн, а через 5 лет - 50 тысяч. В России выпускают в море почти миллиард мальков в год, из них около трети - на Итурупе. Этот курильский остров - роддом для всего дальневосточного лосося.
И ТЕБЯ ВЫЛЕЧИМ!…Врачи, с которыми я приехал, каждый вечер чуть ли не падают от усталости. В экспедиции 14 специалистов из лучших клиник Москвы, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока. В основном детские доктора, но народ все равно идет семьями.
Да, новая больница и аппаратура на Итурупе есть. И докторам, решившим переехать работать на остров по контракту, платят миллион рублей подъемных. Но штат все равно пока укомплектован не полностью: нет, к примеру, логопеда. А врач, который делает УЗИ, совмещает работу с еще одной должностью. Те специалисты что есть, сетуют, что в одиночку им трудно - сложный диагноз обсудить не с кем.
- За шесть дней работы медики провели 1546 приемов, - рассказывает главный врач экспедиции Ольга Сосненко. - Больше всех в личном зачете у оториноларинголога Елены Анатольевны Шевцовой - 169 пациентов!
- Это уже пятнадцатая наша поездка, мы привозим сюда врачей с 2007 года. И каждый раз жители ждут с нетерпением, - говорит Владимир Мищенко, вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы (они организуют «Рубежи России», а «Гидрострой» берет на себя финансовые расходы). - На счету наших врачей десятки спасенных жизней.
Только в ходе нынешней экспедиции семерым пациентам посоветовали прооперироваться в областном центре.
ЯПОНСКИЙ ВОПРОСУдивительно, но «японский вопрос», вновь всплывший на материке после недавнего визита к Путину премьера Синдзо Абэ, местных особо и не волнует. За неделю, что я пробыл на острове, наслушался от местных рассказов про что угодно, но только не про застарелый территориальный спор.
Да, Япония, вот она, рядом. И на Итурупе, который восточный сосед упорно считает частью своей префектуры Хоккайдо, это воспринимают просто как природный факт. Как снег зимой, как японские товары в местных магазинах. Начинаешь расспрашивать про большую политику - смеются, вспоминают живой анекдот из 1990-х. Тогда прошел слух, будто Ельцин собирается отдать острова. Кто-то всерьез стал ждать компенсаций, чтобы купить квартиру на материке и уехать из богом забытого места, кто-то даже выписывал словари собирался учить японский. А казаки и военные напротив грозились уйти в ополчение.
- Сейчас тут никто не верит, что острова могут отдать, а стало быть что про пустое языки чесать, - сказал мне водитель Валера. - Столько денег сюда за последние годы вбухали - жизнь, можно сказать, у нас только начинается! Может, для некоторых в Москве, Курилы - что-то вроде крапинок на карте, а для нас - это Родина.
Родоновый источник на вулкане Баранский
ВОПРОС - РЕБРОМПочему нельзя уступать острова японцам?- Потому что никакого «курильского вопроса» в действительности не существует. Он решен в 1945 году. Тогда по согласованию с союзными державами – США и Великобританией - мы вернули то, что японцы отобрали у России в 1905-м. - заявил в эфире Радио «КП» (
fm.kp.ru)
Анатолий КОШКИН, доктор исторических наук, профессор-востоковед. - Часто в разговорах с японскими коллегами я слышу от них: мы гордая нация, мы потеряли лицо, потому что утратили территории. На что я отвечаю: мы победители в войне, а вы, подписав Акт о капитуляции, теперь предъявляете нам ультиматум - так дело не пойдет!
Ящик Пандоры открыл Никита Хрущев, который проявлял волюнтаризм во всем. Чтобы как-то с японцами наладить отношения, предложил передать им Хабомаи и Шикотан. Но если Шикотан - это один остров, то Хабомаи – гряда, состоящая из 20 малых островов, камней, отмелей. И, согласно введенным в 1977 году международным нормам, вокруг каждого существует двухсотмильная экономическая зона. Если японцы гипотетически получают эти территории, то вместе с ними отойдут 210 тысяч квадратных миль акватории. Хрущев, когда предлагал отдать эти острова, понятия об этом не имел! Не знал, конечно, и то, что с шельфов островов можно будет брать энергоресурсы - а там есть и газ, и нефть, на самих островах - и золото, и редчайшие стратегические металлы!
Богатейшие биоресурсы - у островов холодное течение встречается с теплым, происходит турбуленция воды, и со дна поднимается корм для рыбы, туда устремляются огромные стада! Таких мест у нас на планете не больше десятка.
Военно-стратегический аспект. В 1960 году вместо подписания уже согласованного мирного договора с СССР под давлением США японцы вступили с ними в военный союз, который предоставил американцам право размещать все виды вооруженных сил на японской территории. Для СССР, если даже Хабомаи и Шикотан стали бы отдавать, не было никакой гарантии того, что там не появились бы американские военные базы. В том числе и ядерное оружие, как выяснилось в нулевые годы, когда были рассекречены документально оформленные тайные договоренности американского и японского правительств. А цену устным обещаниям мы знаем - Горбачеву тоже говорили, что НАТО не будут расширять на восток. Потеря вместе с островами Курильских проливов создаст для нашего Тихоокеанского флота крайне сложную ситуацию, откроет для американцев свободный вход в Охотское море, позволит контролировать передвижение российских стратегических подводных лодок и других кораблей. А это – подрыв обороноспособности России на Дальнем Востоке.
- Никакого «курильского вопроса» в действительности не существует. Он решен в 1945 году.Анатолий КОШКИН
Доктор исторических наук, профессор-востоковед Автор: Валерий БУТАЕВФото и видео: Валерий БУТАЕВ, Олег КАРПУШИН, Нигина БЕРОЕВА, Андрей РЯБЦЕВ, пресс-служба АО «Гидрострой»