Рудницкий Леонид АнатольевичБезопасность в метро показали тому, кто им не пользуетсяБезопасность - ключевое понятие современной жизни. Все больше становится людей, которые безопасность обеспечивают, а самой ее от этого не прибавляется. Во всяком случае, количество терактов не уменьшается. Хотя без них, возможно, их стало бы еще больше. А может, и нет. Проверке не поддается как прямое утверждение, так и обратное. И это дает возможность труженикам безопасности говорить, что если ничего не произошло, то это их заслуга, а если что-то случилось – не их вина, просто террористы проявили дьявольское хитроумие и невиданную изобретательность.
Вчера президент Медведев посетил наиболее близкую к Кремлю станцию метро «Охотный ряд», и ему продемонстрировали новую систему обеспечения безопасности метрополитена. В присутствии главы государства система работала прекрасно, а когда он ушел, ее просто разобрали и сложили в углу, а обслуживающий персонал удалился. Логичнее было бы тут же запустить систему в постоянную эксплуатацию, чтобы простые москвичи тоже порадовались, что их судьба кому-то небезразлична, но чиновники от безопасности решили иначе.
Если эта система была рассчитана исключительно на президента, то понадобится она теперь не скоро. «Звезды не ездят в метро», - как спел когда-то Андрей Макаревич. А если на рядовых граждан, то этот единственный комплекс ничего не даст. Нужно, чтобы они стояли абсолютно на всех станциях, и не просто стояли, а исправно работали. Всего станций в московском метро около двухсот, но установить такие комплексы почему-то планируют только на пятидесяти из них, то есть лишь на 25%. Какой-то эффект они, конечно, дадут, но далеко не тот, который могли бы. Злоумышленнику ничего не стоит войти в подземку там, где их нет, доехать до требуемого места, а уже там взорваться с толком и максимальной эффективностью. И все пятьдесят новейших комплексов окажутся бесполезными.
И почему, собственно, их должно быть только пятьдесят? Денег не хватает? Не верю. Проезд в метрополитене постоянно дорожает, а по рельсам бегают все те же древние скрипучие вагоны, и на платформах ничего радикально нового не прибавляется, не считая красно-синих информационных «леденцов» в центре зала, которые, как оказывается, и работают-то не всегда – можно нажать кнопку и не получить никакого ответа, будь ты хоть президентом страны.
Даже простую систему наблюдения в вагонах до сих пор не смонтировали, не говоря уже про ЖК-телевизоры под потолком каждого, через которые удобно не только рекламу крутить, но и оповещать людей, если что. В некоторых метрополитенах, отнюдь не таких больших и богатых, как московский, они есть, а вот в московском – нет. И рамок металлодетекторов перед турникетами тоже не имеется. Словом, чего там только нет: того нет, этого нет, пятого-десятого. Куда, спрашивается, уходят денежки от ежегодного удорожания проезда? Не хочется думать, что рассовываются по карманам, но и внятной информации об их использовании нам не дают, туманно ссылаясь на инфляцию.
А может, следует наценить проезд еще на рубль-два, но смонтировать настоящую систему безопасности на каждой станции и держать сотрудников при ней постоянно, а не только для демонстрации президенту? У него-то с безопасностью и так все в порядке, а если случится что-то совсем уж непредвиденное, он и на «Метро-2» уедет, куда нам доступ закрыт.
Как все происходило с испытанием системы безопасности на «Охотном ряду» рассказал корреспондент «Русской службы новостей». Ее обслуживающий персонал уехал сразу после отъезда президента, рассказали дежурные в метро. Всю аппаратуру сложили в углу, не удосужившись даже выставить возле нее милицейскую охрану. Один милиционер, правда, продолжал стоять на входе, но он не умел пользоваться системой, которую оценил глава государства
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев рассказал, что на станции «Охотный ряд» «создана опытная зона». Распространение таких зон будет проводиться после того, как ее примет и утвердит государственная комиссия. Непонятно только, что помешало государственной комиссии принять и утвердить комплекс досмотра намного раньше - решение о его создании было принято еще после терактов в метро весной 2010 года. А еще раньше, после взрыва в метро в апреле 2004 года тот же Гаев заявил, что в течение двух лет металлоискатели появятся на всех входах в метро, а датчики газа - во всех вестибюлях и тоннелях. Прошло три раза по два года, но не появилось ни того, ни другого.
Кстати, о датчиках газа. Мне как-то довелось увидеть, как из подошедшего к платформе вагона буквально вываливались задыхающиеся люди, ругая какого-то психа, распылившего внутри баллончик с газом. Милиции поблизости не было, и хулигана даже не задержали. А вот будь в вагоне датчик газа, его на станции уже встречали бы.
Тогда же Гаев пообещал, что в течение ближайших двух лет во всех вагонах будут установлены системы видеонаблюдения. На финансирование проекта было выделено 2,5 млрд рублей. Однако до сих пор камеры видеонаблюдения установлены далеко не во всех вагонах, металлодетекторы - только на станции «Охотный ряд», а газоанализаторы – лишь на «Белорусской» (радиальная).
На «Охотном ряду» к приезду Медведева было установлено две системы досмотра. Одна - рентгеновский комплекс, состоящий из ленты досмотра багажа и кабины досмотра людей. Вторая система – небольшая рамка, которой в случае обнаружения подозрительных предметов можно накрыть их и просканировать. Таким образом, пояснили Медведеву разработчики оборудования, не потребуется эвакуация пассажиров и не будет нарушен график движения и пассажиропотока. В общем, президента они успокоили. А нас?
http://news.km.ru/bezopasnost-v-metro-pokazali-tomu-kto-im-ne-polzuetsya