Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни императора Александра III. Больной Государь встретил батюшку словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»... Это было 12 октября 1894 года. После совместной молитвы государя наедине с Отцом Иоанном появились надежды на его полное выздоровление. Так продолжалось пять дней. Но 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил батюшке: «Вы – святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ». Последние слова царя были: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их»…
* * *
Иоанн Кронштадтский очень страдал за Отечество, на проповедях предостерегал и пророчествовал: «Царство Русское близко к падению… Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Но всеблагое Провидение не оставит России и в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует её и ведет к возрождению. Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим небесным Отцем, Которого ты безмерно прогневала».
После поражения в русско-японской войне 1905-1906 годов в день памяти святого благоверного князя Александра Невского батюшка говорил: «Слава Богу, даровавшему России такого чудного в вере, мужестве, мудрости и благочестии князя, воителя и победителя неустрашимого! Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от бессмысленного толстовского учения – не противься злу. Следуя ему, сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда – в постыдный плен со всем инвентарем. Какой славный учитель для всего русского воинства и для всех военных и других властей святой благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его, и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога, и себя боготворящей.
Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству».
«Я предвижу, – утверждал Иоанн Кронштадтский, – восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу, и будет по завету князя Владимира как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь – она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
* * *
Каким Отца Иоанна видели его современники? Говорил просто и ясно, без всяких приёмов красноречия, но зато от души, чем покорял и воодушевлял слушателей. Среднего роста, сухой, худенький. С ясными голубыми глазами. Некоторые даже побаивались его проницательного взгляда, потому что чувствовали, будто Отец Иоанн видел «самую душу». Глаза батюшки излучали великую любовь и сострадание. По свидетельству близких, большинство портретов так и не смогли передать теплоту его взгляда.
Лучше понять характер Отца Иоанна помогают многочисленные рассказы современников о беседах с ним. Приведу только два отрывка:
«– Батюшка! Вот Библия говорит о происхождении земли, человека. А если взять науку…
– Не бери науку в критику Библии, – строго перебивает пастырь. – В Бога мы можем только верить, а не доказывать Его бытие. Кто верит, тот не требует доказательства, а если ты хочешь доказывать, так где же вера? Я тебе говорю: у меня в кармане есть булка; а ты отвечаешь: верю, батюшка, а дай-ка я рукой пощупаю… Одно из двух: верь или щупай.
– Но ведь учение свет, батюшка?
– Свет, большой свет. Но скажи, разве ты зажигаешь лампу днём? Или, если ты придешь ночью любоваться на звёздное небо, разве ты принесёшь свечу? Она тебе мешать будет, ведь и лампа, и свеча – свет…»
«Отец Иоанн рассказал такую притчу: В аду два грешника – разбойник и писатель. Разбойник раскаялся в земных деяниях, искренне молится. Он получает облегчение и прощение. Но писатель не прощён, ибо если он и умер, то его труды продолжают губить людей».
* * *
10 декабря 1908 года, собравши последние силы, Отец Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А 20 декабря он скончался. Батюшка заранее предсказал день своей кончины.
В погребении Отца Иоанна участвовали десятки тысяч человек. На всём огромном пространстве от Кронштадта до монастыря на Карповке стояли огромные толпы. Мороз испытывал людей на верность... Похоронное шествие возглавляли священники с иконами и хоругвями. По всей дороге стояли войска, но не для охраны, а по их просьбе. Все хотели проститься с любимым пастырем.
«Плохо будет России без батюшки», – слова эти раздавались повсюду как горькое предчувствие грядущих испытаний для России…
* * *
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован. Определено чтить его память 2 января. На том же Соборе был избран на Патриарший престол митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер).
* * *
Мощи Иоанна Кронштадтского покоятся в основанном им Иоанновском монастыре в Петербурге. Мне довелось побывать там. Сейчас набережная речки Карповки в центре города. А раньше, когда строился монастырь, этот район был окраинным.
Величественный монастырский собор Святых Двенадцати апостолов заметен издалека. Построенный в византийском стиле, он выделяется на фоне особняков с пышными ажурно-лепными украшениями своей строгостью, чёткостью линий, устремлённостью ввысь.
Здесь, как нигде ранее, вижу контраст церковного и мирского.
Отдыхаю в небольшом монастырском парке. Тишь. Свежий воздух, поют птички… Шум, пыль улицы словно остались за каменной оградой. Вроде и в городе ты, и разом – вдали от него…
Раньше искренне считала, что монастырские обители – это места глубокого уединения и молитв для тех, кто решил уйти от мира и посвятить себя Богу. Потому должны они располагаться – как можно дальше от городской суеты. Но как же быть тогда с монастырями, оказавшимися, как Иоанновский, в центре крупных городов? Может, их главное предназначение – быть островками спасения для всех нуждающихся? Ведь каждый со своей бедой может прийти в монастырь за утешением, духовным советом, житейской помощью…
Подумалось ещё и о том, что намоленные монастырские обители – это хранители святынь Отечества. Доступ к ним хотят иметь все православнее люди…
Получается, настоящее место монастырей – в городах? В мирской суете и одновременно выше, вне неё? Наверное, не мне судить…
Иоанновскому монастырю сам Иоанн Кронштадтский предрёк судьбу: «Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного – многоизвестным».
Церковь монастыря, где обретаются мощи Иоанна Кронштадтского, была создана ещё при жизни святого. Освящена в честь небесных покровителей его родителей – святых пророка Ильи и царицы Феодоры.
Храм необычен для усыпальницы. Выглядит нарядным, почти праздничным. Он словно соответствует светлой личности батюшки Иоанна. Беломраморные стены, иконостас, гробница, у которой горит неугасимая лампада. Сотни свечей озаряют храм своим сиянием. Зажгла и я свою свечу…
* * *
Побывала я и в Кронштадте. Уже трижды. В разные годы ездила с экскурсиями из Петербурга. Прошлась по кольцевой чугунной мостовой, как говорят, – единственной в мире! Посмотрела на «Пуп Земли» – знаменитый мерный пост с футштоком . Узнала, что от нуля Кронштадтского футштока на всей территории России производятся измерения глубин и высот. Географические карты равняются на Кронштадтскую точку отсчёта. Даже космические орбиты ведут отсчёт от небольшой черты на медной табличке, прикреплённой к устою Синего моста через Обводный канал в Кронштадте.
Видела я и набережную, военные корабли и даже подводную лодку! Знаю теперь, что в Кронштадте жил Герой Советского Союза – великий подводник Александр Маринеско, которого Гитлер назвал своим личным врагом номер один.
Экскурсоводы занимательно и интересно рассказывали об истории Кронштадтской крепости, строительных особенностях дамбы, Кронштадтских фортах и многом другом, но об Иоанне Кронштадтском в двух случаях не упомянули вовсе. В третьей поездке «повезло»: экскурсовод напомнил группе о святом батюшке, не заостряя внимания на его пастырской деятельности и причинах причисления к лику святых. Особо был выделен только один факт: со своей женой Лизой отец Иоанн фактически жил как брат с сестрой, оставаясь девственником в миру. «Пикантная» деталь вызвала улыбки слушателей. Думаю, она им запомнится…
Успокаивает одно: пока в Отечестве есть люди православные, не безразличные к своему духовному наследию, не будет преград настоящей народной памяти. Не подвергнутся забвению труды и молитвенный подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, жившего не для себя – для людей, для России…
* * *
В Кронштадте сохранилась квартира-музей батюшки. Узнала об этом только недавно. Будет смысл ехать туда ещё – и не раз…
* * *
Сердце рвётся в Кронштадт ещё и потому, что там проводится реставрация Морского собора . Очень хочется увидеть его обновлённым, возрождённым в былом великолепии. Ведь даже пребывая в запустении, он производил очень сильное впечатление!
Невозможно проникнуть в тайны кронштадтской земли, не зная о её молитвеннике и печальнике – святом батюшке Иоанне. И нельзя представить себе Кронштадт без его архитектурно-духовной основы – Морского собора.
* * *
Родной мне Воронеж – историческая колыбель Российского флота. Именно здесь по указу Петра I были построены первые военные суда, принявшие бой за турецкую крепость Азов. Здесь их благословлял святитель Митрофаний – сподвижник и духовный наставник Петра. Позже одну из основных баз флота Петр I основал в Кронштадте.
В начале XX века островной город-крепость Кронштадт становится духовной колыбелью нашего флота. Становится не случайно. В честь 200-летия Российского флота на Якорной площади Кронштадта по указу Николая II был заложен Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. Собор задумывался как православный символ мощи и величия Российского флота, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран.
Святой Иоанн Кронштадтский был активным сторонником строительства Морского собора. Сохранилось его письмо, адресованное начальнику Главного управления кораблестроения и снабжений контр-адмиралу В.П. Верховскому: «Из газет узнал, что дело постройки Морского собора в Кронштадте отложено в долгий ящик, то есть до скончания или града сего, или – самого века сего, близящегося к концу… Бог с вами, господа! Доколе же это будет? Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь – тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцем и Духом Святым и лучше всяких военных судов может охранять не только флот, но и всё воинство и всю Россию».
Был объявлен конкурс на лучший проект собора. Главным его условием были высота и монументальность. Морской храм должен стать хорошим ориентиром с моря, а его крест заметен мореплавателям с любой точки Невского фарватера.
Победил проект архитектора В.А. Косякова. Он считал, что за образец для строительства нужно взять собор Святой Софии в Константинополе. Ведь именно там в X веке послы князя Владимира впервые увидели православное богослужение и были невероятно сильно и искренне потрясены. Неоднократно архитектор повторял их слова, сказанные по возвращении в Киев князю: «Не знаем, где были – на земле или на небе». В.А. Косяков даже съездил в Константинополь, чтобы лично осмотреть собор и оценить его архитектурный замысел.
Деньги для строительства Морского собора были выделены Государственным Советом и Морским ведомством. Но их не хватало. Тогда стали принимать народные пожертвования. В числе первых жертвователей были Иоанн Кронштадтский, все члены императорской семьи, высшие государственные чиновники, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Но наибольшая часть пожертвований была собрана простыми моряками.
1 сентября 1902 года Иоанн Кронштадтский отслужил торжественный молебен о начале строительства собора. На расчистку площади от хранившихся там якорей были брошены все силы личного состава флотских экипажей и учебных отрядов – около 14 тысяч человек.
В мае 1903 года состоялась закладка стен собора в присутствии императора Николая II и членов его семьи. Торжественному событию салютовали орудия крепости и кораблей, стоявших на рейде. Император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
Строительство и отделочные работы растянулись на десять лет. Собор освятили в июне 1913 года. Отец Иоанн Кронштадтский не дожил до окончания строительства, но как молитвенное напутствие звучат его слова: «Да созиждется достойный Дом Божий для морских чинов в Кронштадте прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское…»
Всё в архитектуре и внутреннем убранстве собора было связано с морем. Крест на куполе был выполнен в виде штурвала, сам купол украшен орнаментом из якорей, мраморный пол был раскрашен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей…
В Морском соборе бережно хранились реликвии, связанные с морской славой державы: Андреевские знамёна бывших флотских экипажей, иконы с упразднённых судов, уцелевшие памятные вещи с затонувших кораблей. На первом этаже в галереях храма были размещены чёрные каменные доски с высеченными на них именами 12 тысяч моряков, отдавших жизнь за Отечество с самого момента основания флота. Списки составлялись по всем морям и океанам, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Ежедневно в соборе возносилась за погибших героев молитва…
На следующий год после освящения собора началась Первая мировая война. Боевые действия на Балтике велись достаточно далеко от Кронштадта, но Морской собор служил флоту. Здесь молились моряки перед уходом кораблей в район боевых действий, их родные и близкие заказывали молебны о здравии.
В 1918 году здание собора было национализировано. В 1929 году храм был закрыт.
В разные годы в нём размещались кинотеатр, клуб, концертный зал, музей. К сожалению, ни памятные доски, ни списки имён погибших моряков не уцелели…
В начале нового XXI века собор передали Русской Православной церкви. Восстановительные работы предполагается завершить к 2013 году.
20 ноября 2010 года Патриарх Кирилл впервые совершил в Морском соборе Божественную литургию. Вот слова из его проповеди: «Свято-Никольский собор возрождается. Возрождается как реальный символ возрождения народа и страны... Я призываю всех вас служить Отечеству, не жалея жизни своей, служить так, как служили наши выдающиеся отцы, деды и прадеды, которые были готовы, оставаясь верными присяге, жизнь свою положить за Родину. Пусть Господь хранит вас, помогая вам возрастать духом и укрепляться воинской силой, пусть Господь хранит наши Вооружённые силы от того, чтобы когда-то пришлось участвовать в любых военных кампаниях, дабы не проливалась кровь нашего народа, чтобы мир и справедливость присутствовали в жизни современного человечества. Но всегда и при любых обстоятельствах страна должна иметь опору в тех, кто готов послужить ей даже до смерти».
* * *
В Киеве судьба подарила мне встречу с земляком – писателем Евгением Карповым. Пожилой человек, о таких говорят: седой, как лунь. Себя он называет: дед Эсауловец. Его родимый хутор Эсауловка ныне вобрал в себя наш город Россошь. О своём возрасте фронтовик говорит с улыбкой: девяносто лет не шутка. А в восемьдесят пять лет «с партийным билетом в кармане он вдруг пришёл в церковь». О своём многострадальном жизненном пути Карпов рассказал в книге «Всё было, как было», которую подарил мне «на счастье». На её страницах мне встретилось следующее:
«…Через Россошь проезжал Иоанн Кронштадский. Народу на пригорке у его вагона собралось видимо-невидимо.
Вышел он в рясе с крестом на груди.
Люди со слезами благоговения стали опускаться перед ним на колени, а он замахал, дескать, не смейте, не надо.
Отец Иоанн широким крестным знамением благословил стоявших перед ним в безмолвии, низко поклонился…»
Татьяна Чалая, преподаватель истории Отечества ВГАУ
http://www.voskres.ru/podvizhniki/chalaya.htm