(Окончание)Сценарии глобального управления. В конце 2010г. был опубликован подготовленный еще в начале того же года доклад «Глобальное управление в 2025 году: критическая ситуация». В этом проекте, помимо основных организаторов – Национального совета по разведке США (NIC) и Института изучения безопасности ЕС (EUISS), принимали участие и авторитетные эксперты из России, Китая, Индии и других стран. В качестве исходного тезиса было принято, что система глобального управления (имеется в виду совокупность государственных, международных и не государственных институтов, транснациональных компании и даже сетевых структур) в том виде, в котором она была создана после Второй мировой войны, в свое время была эффективной, но уже не справляется со сложными проблемами 21-го века. Эксперты полагают, что такое положение обусловлено тем, что «быстрые темпы глобализации» намного увеличили риски, связанные с этническими конфликтами и терроризмом, инфекционными болезнями, а также новыми видами угроз: изменение климата, нехватка энергии, продовольствия и водных ресурсов, миграционные потоки и даже новые технологии (особенно в области биотехнологий, т.к. развитие этой сферы содержит множество рисков, в частности, этического характера). Авторы документа предложили четыре сценария, по которым могут развиваться события в следующие 15 лет:
1. «Удержаться на плаву»
2. «Фрагментация»
3. «Возвращение “Европейского Koнцерта”»
4. «Реальность игры: конфликт превзошел сотрудничество»
Сценарий «Удержаться на плаву» можно назвать умеренно-оптимистическим. Эксперты полагают, что, несмотря на возрастающие риски и сравнительно медленное усовершенствование международной системы управления, эта система в ближайшие годы еще в состоянии справляться с ситуацией. Более того, по их мнению, такой сценарий является наиболее вероятным. Вместе с тем участники проекта склоняются к тому, что в более отдаленной перспективе институты управления в нынешнем виде нежизнеспособны и уже не будут в состоянии «удержаться на плаву».
Второй сценарий («Фрагментация») является в меру пессимистическим. Согласно этому варианту, в мире происходит фрагментация регионов: Азия строит свой порядок, Европа как бы замыкается в себе и стремится разрешить проблемы, связанные с падением жизненного уровня населения. Соединенные Штаты, с учетом роста рабочей силы, могут оказаться в относительно лучшей позиции, если, конечно, преодолеют известные проблемы бюджетного дефицита и долгов. В этих условиях, благодаря новым коммуникационным технологиям, процесс глобализации (этому понятию эксперты придают исключительно позитивный смысл) продолжается, но гораздо более умеренными темпами.
Третий сценарий («Возвращение “Европейского Kонцерта”») наиболее радужный. По этому сценарию, несмотря на экологические риски и конфликтные ситуации, международное сотрудничество в плане решения глобальных проблем в целом развивается очень неплохо. Этому способствует то, что США с другими странами, а также Китай и Индия прилагают совместные усилия. В свою очередь, ЕС начинает выполнять более глобальную роль, нежели ранее. Сами эксперты проекта полагают, что данный сценарий является менее вероятным, чем первые два, и поэтому его следует скорее воспринимать как некую цель, к которой следует стремиться.
Заметим также, что в аналитическом сообществе превалирует мнение, что повышение глобального статуса Европы возможно лишь при формировании близкого по цивилизационному духу и экономическим интересам политического пространства в Евразии. Поэтому нельзя исключить, что появление подобного сценария является своеобразным реверансом со стороны участников проекта по отношению к принимающей стороне – своим европейским коллегам.
Наиболее пессимистичным является четвертый сценарий («Реальность игры: конфликт превзошел сотрудничество»). Отношения между Китаем и США обостряются, растет экономическая конкуренция между членами БРИКС. Рушатся надежды на лучшую жизнь у среднего класса в Европе, что приводит к обострению в социальной сфере. На Ближнем Востоке идет гонка ядерных вооружений. Царит атмосфера подозрения и напряжения, что делает невозможными, особенно в Азии, дальнейшие реформы глобальных институтов управления.
Однако вернемся на Ближний Восток и попытаемся сопоставить сценарии глобального управления с возможными в этом регионе вариантами развитиями.
После «Удержанияна плаву» – «Фрагментация», а потом «Конфликт превзойдет сотрудничество»? Даже из беглого анализа того, что происходит в арабском мире, следует, что заинтересованность внешних сил, в частности, заключается в том, чтобы сделать регион более управляемым: ведь повышение управляемости означает не только расширение сферы влияния, но и подразумевает льготный доступ к ресурсной базе. В первом приближении можно считать, что по своей изначальной логике события в регионе подчиняются сценарию «Удержаться на плаву». Ведь с большой долей вероятности можно предположить, что в результате падения и трансформации авторитарных режимов произойдет (она уже в значительной мере происходит) определенная
деиндивидуализация арабских стран. Нынешние тенденции говорят о том, что в эти страны практически неизбежно будет введена общая для всех конституционно-демократическая атрибутика. В итоге, арабский мир, при всех своих внутренних противоречиях и проблемах, станет более
гомогенным, нежели до революционного движения, вне зависимости от того, чем оно закончилось. Но наряду с этим в регион вернется очень важный цивилизационный и религиозный элемент – ислам, т.е. произойдет определенная
десекуляризация региона. Наверное, следует также согласиться с мнением тех аналитиков, которые считают, что как минимум на первых порах исламистские течения типа «Братьев-мусульман» (кстати, не занесенных в американский реестр террористических организаций) займут достаточно умеренную позицию.
Есть все основания предположить, что процесс возвращения политического ислама в регион во многом будет похож на то, что произошло в Турции, где на смену фундаменталистам во главе с Эрбоканом пришли умеренные исламисты партии «Справедливость и развитие» Реджепа Эрдогана. Известно также, что технология «умеренного исламизма» во многом базируется на проекте RAND «Формирование умеренных исламских сетей» (Building Moderate Muslim Networks). Вспомним также, что в докладе NIC «Глобальные тенденции-2025: меняющийся мир» прогнозируется, что роль «Аль-Каиды» с течением времени будет значительно снижена. Такая модель политического ислама, в отличие от фундаментализма, более предсказуема и управляема, поэтому и является более приемлемой для внешнего мира. Кстати, арабский мир такого образца, возможно, станет ближе той же самой Турции (а в определенном смысле – и Ирану, который потеряет свою эксклюзивность в качестве единственного «истинно исламского государства»), чем сейчас.
Вместе с тем, похоже, что соответствие сценарию «Удержаться на плаву» в регионе может продолжаться не очень долго. Например, если продолжить аналогии с той же Турцией, «умеренный ислам» в своей эволюции может дрейфовать в сторону радикализма, что создаст проблемы не только с соседями (Израиль), но и с Европой в целом.
Между тем, взявший курс на борьбу с «мультикультуральностью» ЕС сегодня отгораживается даже от «умеренно исламизированной» Турции (что часто находит свое выражение в дипломатических скандалах). Это означает, что есть все основания предположить, что схожие отношения установятся между ЕС и арабскими странами, если там будет преобладать идеология политического ислама. Известно, что эта проблема уже актуализирована в связи с многочисленными беженцами из африканского континента, и не похоже, что процесс этот в скором времени пойдет на убыль: ведь общества дорого расплачиваются за революцию и долго не приходят в себя после дезорганизации управления и развала экономики.
Таким образом, внутреннее сближение и исламизация арабских стран будет сопровождаться цивилизационным и идеологическим размежеванием с Европой, что в свою очередь усилит тенденции формирования мироустройства, описанного в сценарии «Фрагментация». Между тем «Новый Ближний Восток» от Марокко до Пакистана – далеко еще не вся относительно «изолированная» от остального мира Азия, о которой шла речь в докладе NIC и ISS: этот регион является также «фрагментом» в данной части света.
Некоторые аналитики предполагают, что «Новый Ближний Восток» в скором времени станет своего рода «буферной зоной» между Китаем и Западным миром. Между тем именно буферные зоны чаще всего становятся ареной острого противостояния. Так что вполне возможно, что «Фрагментации» очень скоро может трансформироваться в другое состояние, подчиняющейся логике наиболее пессимистичного сценария – «Реальность игры: конфликт превзошел сотрудничество».
ЗаключениеВ рамках изучения влияния «мусульманского фактора» на национальную безопасность США корпорацией RAND еще в 2003г. в одном из исследований отмечалось, что резкое осложнение ситуации в мусульманском мире, способствовавшее росту антиамериканских настроений и приведшее к возрастанию угрозы национальным интересам США во всем мире, связано прежде всего с американской внешней политикой, проводимой после 11 сентября 2001г. Вместе с тем, как показали исследования, целый ряд движущих сил этого процесса формировался не мгновенно, а в течение прошедших десятилетий и не связан с глобальной антитеррористической операцией. Тогда же указывалось, что
продолжение развития выявленных тенденций в ближайшие годы создаст серьезные проблемы процессам управления безопасностью в мусульманском мире, что повлечет за собой существенное увеличение политических и военных ресурсов, привлекаемых США к поддержанию стабильности в мусульманских регионах планеты. В этой связи акцентировалось внимание на крайне важном значении создания единой стратегии трансформации мусульманского мира, которая способствовала бы уменьшению влияния религиозного и политического экстремизма и снижению антиамериканских настроений в мире.
Одним из весомых результатов исследования явилось развитие типологии идеологических тенденций в различных областях мусульманского мира. Была разработана и методология классификации различных течений мусульманской идеологии и ислама в целом. Созданная методология учитывает более точную классификацию мусульманских групп и
позволяет идентифицировать регионы, на которые Соединенные Штаты и их союзники могут положиться в продвижении своей политики в мусульманском мире. В итоге была сформирована так называемая «религиозно-политическая карта мусульманского мира», позволяющая идентифицировать линии ключевых расколов и противоречия в мусульманском мире, прежде всего между шиитами и суннитами, а также между арабским и неарабским населением исламского мира. Вот результаты этого и аналогичных исследований и нашли свою практическую реализацию в революционных событиях зимы 2011г.
По материалам Центра Стратегических Оценок и ПрогнозовГагик Арутюнян, Сергей Гриняев http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=45&newsid=13668