Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 02:48:54  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Отворивший в космос дверь  (Прочитано 2019 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 11 Апреля 2011, 19:52:31 »

Отворивший в космос дверь
Полет Юрия Гагарин


Юрий Гагарин
Мы помним:

В космос

Начался поход

С гагаринского

Русского

«Поехали!»

Спустя полвека о полете Гагарина вспомнила Генеральная ассамблея ООН и 8 апреля 2011 года на своем внеочередном пленарном заседании провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В этот день, признала Генеральная ассамблея, произошло «историческое событие, открывшее путь для исследования космического пространства на благо всего человечества».

А много раньше,1 июня 1970 года, астронавт Нейл Армстронг – первый человек, ступивший на Луну, написал в Книге памяти Юрия Алексеевича Гагарина, что лежит в мемориальном кабинете первого космонавта Земли в Звездном городке: «Он всех нас позвал в космос».

12 апреля 1961 года был сделан первый, самый трудный шаг на звездной дороге человечества. То, что еще недавно считалось фантастикой, стало реальностью. И первым преодолел барьер космической неизвестности простой русский парень со Смоленщины Юрий Гагарин. Своим полетом он доказал, что жить и работать в космосе можно!

А ведь была и другая точка зрения. Недаром, чтобы убедиться, что космонавт находится в здравом уме и твердой памяти при переходе к ручному управлению в случае отказа автоматики, был введен «логический» замок. Он был снят после полета Германа Титова.

Американский художник Рокуэл Кент в памятные апрельские дни 1961 года писал: «Советские друзья. Ваш Юрий – не только ваш, он принадлежит всему человечеству. И дверь в космос, которую он открыл, распахнется для всех нас, нужно только время. Только ли время? Нет, время и мир… Пусть человечество чтит день полета Юрия как день всеобщего мира. Пусть празднуют его по всей земле с музыкой и танцами, песнями и смехом…».

К сожалению, днем всеобщего мира 12 апреля не стало, а ООН в лице своего Совета безопасности в преддверии 50-летия первого полета человека в космос дает разрешения на войну. И в эти дни натовские бомбы падают на Ливию. Горит земля, гибнут люди.

Перенесемся в 30-е годы прошлого века. За двадцать шесть лет до звездного полета Юрия Гагарина Константин Эдуардович Циолковский писал: «Я свободно представляю первого человека, пре­одолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... у него отвага умная, лишенная безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола».

Юрию Гагарину было в то время около года...

Не правда ли, вещие слова? Портрет космонавта, нарисованный основоположником теоретической космо­навтики, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Гагарина, и содержание его внутреннего мира.

Когда Гагарин приземлился под Саратовом, над Техасом только занималась заря. Американские летчики, будущие астронавты, еще крепко спали. В роскошном номере полковника Джона Пауэрса, офицера связи ВВС США и пресс-секретаря программы «Меркурий» (программа разработки первых американских кораблей, предназначенных для одноместных полетов), раздался телефонный звонок. В Хьюстоне было 4 часа утра.

– Доброе утро, сэр! С вами говорит журналист Белл из Вашингтона. Слышали последнюю новость – русские запустили человека в космос! Что вы на это скажете?

– Что за идиотские шутки в такое время! Если у вас не все в порядке с психикой обратитесь к врачу! – заорал Пауэрс в трубку.

Даже осведомленный сотрудник, имеющий непосредственное отношение к американской космической программе не мог поверить, что первым в космосе оказался русский.

День 12 апреля 1961 года потряс планету. Равно­душных в этот день не было. На первой пресс-конференции после полета Юрия Гагарина пораженный личностью первого космонавта корреспондент американ­ского информационного агентства спросил: «Я могу допустить, что вы рассчитали свой космический ко­рабль и космическую орбиту. Но как вы рассчитали че­ловека? Как рассчитали своего Колумба вселенной! Красив. Умен. Мил. Обаятелен. Образован. Спортсмен. Летчик. Храбрец. Княжеская фамилия и... классиче­ская красная биография! Как вам удалось добыть та­кого уникума, как Гагарин?»

Людям Земли полюбился улыбающийся русский паренек, которого они увидели на экранах телевизоров и на первых полосах газет.

В Манчестере к Н. П. Каманину, в то время руково­дителю подготовки советских космонавтов, сопровож­давшему Гагарина в поездке по Англии, подошел пожилой человек и спросил: «Сэр, у вас все такие, как этот?»

Можно согласиться со всеми эпитетами в адрес Юрия Гагарина. Но самый характерный эпитет насчет биографии. Таких биографий в нашей стране тысячи и тысячи. Родился в крестьянской семье, рос в трудные военные годы, учился в техникуме, окончил аэроклуб, затем авиационное училище. У многих княжеские фа­милии, но не из-за родства. Их прадеды были крестья­нами, мастеровыми, служилыми людьми, крепостными Гагариных, Потемкиных, Румянцевых ...

Нет, не родня российской громкой знати

При княжеской фамилии своей,

Родился ты в простой крестьянской хате

И, может, не слыхал про тех князей.

 

Фамилия – ни в честь она, ни в почесть,

И при любой обычная судьба:

Подрос в семье, отбегал хлеботочец,

А там и время на свои хлеба.

 

А там и самому ходить в кормильцах,

И не гадали ни отец, ни мать,

Что те князья у них в однофамильцах

За честь почтут хотя бы состоять.

 

Что сын родной, безгласных зон разведчик,

Там на переднем космоса краю,

Всемирной славой, первенством навечным

Сам озаглавит молодость свою.

Читая эти строки Александра Твардовского, посвященные памяти Гагарина, невольно вспоминаешь героя другого его произведения – Василия Теркина. Гагарин и Теркин земляки – со Смоленщины. Ощущаешь их родство. Оба они от плоти народной.

«Смоляне испокон веков были ратоборцами, защитниками Руси. Смоленск называют городом-крепостью. По старой смоленской дороге бежала наполеоновская армия, бежали разбитые под Москвой дивизии Гитлера», – с гордостью сказал Юрий в одном из своих выступлений в Смоленске.

Вмиг став публичным человеком, Гагарин не мог оставаться в стороне общественных процессов. Об этом свидетельствует его взволнованное и откровенное выступление на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 года, проникнутое беспокойством за судьбу исторических памятников русской воинской славы:

«…На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята Триумфальная арка 1812 года, был разрушен Храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? …Примеров, к сожалению, много».

Услышать такие слова о Храме Христа Спасителя, в то время было неожиданным, да еще из уст первого космонавта.

Летчик может не быть космонавтом,

Космонавту нельзя не летать!

Гагарину полюбились эти строчки из песни. Они созвучны его мечтам о новом полете в космос. И он готовился к нему. Утром 27 марта 1968 года он на спарке, учебно-тренировочном МиГ-15, вместе с инструктором, командиром части Владимиром Серегиным, вылетел в зачетный полет. Этот полет оказался последним. Самолет потерпел аварию и упал в густых лесах в районе Киржача.

Всего 34 года прожил первый космонавт. Столько же, сколько Валерий Чкалов, мечтавший «облететь вокруг шарика». Его мечту осуществил Юрий Гагарин. В своем планшете Юрий хранил фотографию легендарного летчика.

Ровно за 25 лет до гибели Юрия, 27 марта 1943 года, на седьмом испытательном полете первого отечественного ракетного самолета БИ-1 погиб тридцатичетырехлетний Григорий Бахчиванджи. Как и Гагарин он был выпускником Оренбургского летного училища.

Вряд ли следует искать символику в трагических совпадениях дат гибели и возрастов героев. Профессия летчика сопряжена с риском. Символика в другом: Чкалов, Бахчиванджи, Гагарин были первопроходцами. Словно по эстафете они передавали друг другу стремление летать дальше всех, быстрее всех, выше всех.

Владимир Высоцкий посвятил Юрию стихотворение «Космонавт», которое заканчивается такими строками:

И стало тесно голосам в эфире,

Но Левитан ворвался, как в спортзал,

И я узнал, что я впервые в мире

В историю «поехали» сказал.

В гагаринском «Поехали!» прошелестела метафора. Ведь у ракеты нет колес. Возможно, Юрию вспомнились замечательные гоголевские строки, и он уподобил космическую ракету птице-тройке. «Поехали!» – И какой же русский не любит быстрой езды?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?... и косясь, стараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Скорее всего, «Поехали!» вырвалось у Гагарина стихийно. Этот возглас отразил стихию гагаринского характера – озорство, удаль, размах…

«На долю этого человека, – сказал в апрельские дни 1961 года писатель Леонид Леонов, – выпало совершить первый …космический облет планеты. А на нашу не меньшее – быть его согражданами, современниками, соучастниками, помощниками, земляками – его народом».

Валерий Родиков
http://voskres.ru/army/publicist/rodikov.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!