Матвей СЛАВКОВрач богомудрый, святитель ЛукаВ минувшем году исполнилось 15 лет со дня причисления к лику местночтимых святых и 10 лет канонизации Русской Православной Церковью как священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), почившего 11 июня 1961 года, то есть 50 лет назад. Можно воскликнуть: «Целых полвека!», но можно сказать и «всего лишь полвека», потому что этот святой является фактически нашим современником.
Валентин Феликсович — уроженец Керчи, и жизненный его путь, церковное служение заканчивались в Крыму. Но прошел этот прославленный человек большой, наполненный трудностями и испытаниями жизненный духовный путь. Иконы с его ликом есть в каждом православном храме Крыма и молятся исповеднику Луке Крымскому, как и святому Пантелеимону об исцелении. Почитают целителя не только в Крыму: часовни и храмы в честь него открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Тамбове и Ольгинке. В 2000 году памятники исцеляющему духовные и физические недуги «врачу возлюбленному» (так называется книга о нем) воздвигнуты в Крыму, Нижнем Новгороде и Красноярске.
Памятник святителю Луке Крымскому в Красноярске* * *
Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году третьим ребенком в семье провизора, из дворян. Отец его, Феликс Станиславович, был тихим, честным католиком. Остальные в семье были православными: супруга Мария Дмитриевна и пятеро детей.
Из Керчи Таврической губернии вместе с родителями Валентин переехал в Киев, где учился во 2-й гимназии, а затем в художественном училище. Из-за сильного влечения к живописи поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, но уже во время вступительных экзаменов понял, что не вправе заниматься тем, что нравится, а обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей. Поэтому и решил поступить на медицинский факультет. Поскольку все вакансии там были заняты, проучился год на юридическом факультете Киевского университета, носившего тогда имя Святого Владимира.
Тогда же проявилась его религиозность. Ежедневно, а иногда и дважды в день он ездил в Киево-Печерскую Лавру, а, возвращаясь, делал зарисовки увиденного. По его собственным словам, если бы он не оставил живописи, то пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова. Недолгое время юноша увлекался учением Толстого. Правильное представление о Христовом учении будущий владыка Лука, по его словам, вынес из усердного чтения Нового Завета, причем ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус сказал:
«Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
Желая быть полезным народу, Валентин обратился к директору народных училищ, который убедил его поступить на медицинский факультет Киевского университета, который Войно-Ясенецкий и окончил в 1903 году с отличием.
Несмотря на уже проявившиеся таланты ученого, Войно-Ясенецкий подтвердил желание стать земским врачом. Но призванием его стала военно-полевая хирургия: во время войны с Японией он был направлен с госпиталем Красного Креста в Читу.
Там он познакомился с сестрой милосердия Анной, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.
С 1905 года служил заведующим городской больницей в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где как хирург приобрел большую славу среди жителей. В 1907 году у молодых родился сын Михаил, а в 1908 году — дочь Елена.
Довелось Валентину Феликсовичу поработать в разных населенных пунктах Саратовской, Симбирской, Владимирской и других губерний необъятной России. В 1916 году он защитил в Москве докторскую диссертацию по теме «Регионарная анестезия», которая была признана современниками лучшей работой года. Иллюстрации к труду были выполнены самим автором. Тогда он начал работу и над ставшей впоследствии знаменитой книгой «Очерки гнойной хирургии». По его словам, у него появилась тогда неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа», хотя мысль о том, чтобы стать священнослужителем, тогда еще не приходила.
Валентин Феликсович Войно-ЯсенецкийШесть с половиной лет Валентин Феликсович служил в Переславле-Залесском, там родился его младший сын Валентин. В 1917 году — получил по конкурсу место главного врача Ташкентской больницы.
В октябре 1919 года от туберкулеза умерла жена Анна, и он остался с четырьмя детьми. Мать им заменила операционная сестра Софья Сергеевна Ветлицкая, на попечении которой дети оставались все последующие годы.
В 1920 году Войно-Ясенецкий выступил одним из инициаторов создания Ташкентского университета, где стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии.
В Ташкенте Валентин Феликсович начал посещать заседания церковного братства. В 1921 году на епархиальном съезде духовенства и мирян познакомился с епископом Ташкентским Иннокентием (Пустынским), сказавшим, что Валентину надо быть священником. Хирург воспринял это как Божий призыв, и в ближайшее воскресение был рукоположен во диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, — во иерея.
Служил в Ташкентском кафедральном соборе до 1923 г. Священническое служение сочетал с чтением лекций в университете и работой хирурга, поэтому в храме служил только по воскресениям. Треб почти никаких не совершал, ему было поручено все дело проповеди. Проводил по воскресениям беседы, на которые приходило много народу.
Продолжая свои научные изыскания, отец Валентин часто вскрывал тела усопших, в том числе завшивевшие трупы беженцев с Поволжья, отчего заразился возвратным тифом.
Епископ Лука, 1923 годВ 1923 году Валентин Войно-Ясенецкий был избран кандидатом на возведение в архиерейский сан (вместе с архимандритом Виссарионом). После церковного раскола и ареста только что нареченного во епископа Виссариона епископ Иннокентий тайно уехал. Отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом возглавили управление епархиальными делами. Приехавший в Ташкент ссыльный епископ Андрей (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество с именем Лука — в честь евангелиста, врача и иконописца.
Епископ Андрей направил его в Педжикент для совершения тайной архиерейской хиротонии епископом Даниилом (Троицким). Через 10 дней епископ Лука был арестован.
В тюрьме по разрешению властей ученый закончил свой труд и на заглавном листе написал — как виделось когда-то: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».
Начался 11-летний период заключения и изгнания, который епископ Лука провел в ссылках и тюрьмах (Бутырка, Таганка), а также работал практикующим хирургом, служил Богу. В камере ташкентской тюрьмы он написал также статью «Артромия при гнойных воспалениях больших суставов».
Во время этапирования арестованного в Москву случилось непредвиденное: поезд долго не мог отправиться из-за того, что толпа народа легла на рельсы, чтобы оставить хирурга в Ташкенте.
Епископ Лука прошел по этапу Ташкент — Москва — Енисейск — Туруханск — деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В январе 1926 года вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён был в мае 1933 года.
В 1923 - 1925 годах епископ Лука писал научно-богословскую книгу «Дух, душа, тело», в которой собрал самые последние достижения научной мысли того времени и с позиции этих знаний рассмотрел известные места Святого Писания. В этой удивительной книге знаменитый ученый и экспериментатор, богослов и философ как бы соединились: автор легко переходит от квантовой механики, процессов аннигиляции и материализации к психическим процессам, отмечает необычную чувствительность сердца человека к «жизненным треволнениям». Он считает, что наше «одиночество» во Вселенной мнимо, так как вся она вполне может быть населена бесплотными духами или неизвестными нам формами телесности, приспособленными к жизни в самых необычных условиях. Епископ Лука высказал мысль, что развитие духа в нас не закончено, что мы лишь первая ступень духовности, и ссылается на апостола Иакова, который писал, что Господь «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
Епископ Лука за работойЕпископ Лука пишет: «Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни... Сущность этого заключения можно свести к тому, что
дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем, и сам принадлежит вечности... В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла». В заключение архиепископ Лука дает классическое описание Воскресения, принимая сторону тех, кто считает Воскресение всеобщим, то есть распространяемым и на человека, и на всех других тварей, которые также получат новые тела, новую жизнь и новое оправдание перед Господом.
В ссылке в городе Енисейске Красноярского края он пробыл два месяца. Приезд епископа в Енисейск произвел сенсацию, которая усилилась, когда он сделал успешную операцию по удалению катаракты трем маленьким братьям, вернув им зрение. Он делал много сложных операций, принимая и на дому. Рукоположил во пресвитера одного диакона, а также постриг в монахини двух послушниц монастыря, который был незадолго до того закрыт.
Когда епископ Лука прибыл в Туруханск, то толпа народа, ожидавшая его, опустилась на колени, прося благословения. Ему сразу же предложили вести лечебную работу, и он сделал здесь немало операций, в том числе глазных.
В ТуруханскеЗа отказ прекратить проповедование епископ Лука был сослан в Заполярье. Путь в новое место ссылки (село Хая на реке Чуне, притоке Ангары) по замерзшему Енисею на санях в сильный мороз был очень тяжелым. Епископ Лука прожил там 2 месяца и был возвращен в Енисейск, откуда после недолгого заключения в тюрьме его отправили в станок Плахино (на Енисей, 230 верст за Полярным Кругом). Этот населенный пункт состоял из трех изб и еще двух больших, как казалось, груд навоза и соломы, которые были жилищами двух семей. Жить пришлось в половине избы, где вместо вторых рам примораживались льдины. В углу избы были щели наружу. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, располагалась внутри избы у порога входной двери. А морозы в Плахино были такими сильными, что там даже не жили птицы.
В 1927 году епископ Лука вернулся в Ташкент из первой ссылки и по собственному прошению был уволен с работы. Занимался приемом больных на дому. В 1930 году был арестован и принуждаем отречься от веры. После двух голодовок был отправлен в Котлас, по решению ОСО ОГПУ получил 3 года ссылки в Северный край. Перенес тяжелую неврастению.
Работал в Архангельской больнице хирургом в амбулатории. В 1933 году обнаружил у себя опухоль и получил разрешение поехать в Ленинград для операции, после которой вновь вернулся в Архангельск, откуда был вызван в Москву к особоуполномоченному. Здесь, по словам епископа Луки, с ним случился великий грех, так как под давлением он написал заявление о том, что в нынешних условиях не считает возможным продолжать служение. После этого его снова вернули в Архангельск и добавили полгода.
После ссылки епископ Лука работал в Узбекистане, в Андижане, и чувствовал, что благодать Божия покинула его. Операции его бывали неудачны. Читал лекции о злокачественных опухолях, считая это неуместным для епископа, за что, по его словам, получил тяжелое наказание от Бога: заболел тропической лихорадкой Папатачи, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. Две операции на левом глазу прошли без должного эффекта, и его левый глаз перестал видеть. Все это случилось после серии несчастий с детьми епископа Луки (тяжелая травма старшего сына, психическое заболевание среднего).
В 1934 году вышла в свет его книга «Этюды гнойной хирургии» с рисунками автора.
В 1937 году он вновь был арестован в Ташкенте «по подозрению в шпионаже». 13 суток продолжался допрос конвейером, несмотря на объявленную им голодовку. Епископа заставляли все время стоять, однако, ничего не добившись, перевели в центральную областную тюрьму, где содержался 8 месяцев. Хотя следствие зашло в тупик, епископ Лука был сослан в третью ссылку — в Сибирь, на 3 года — в село Большая Мурта, в 130 км от Красноярска.
Епископ Лука работал хирургом в Муртинской больнице. По разрешению властей уезжал в Томск для работы в библиотеке медицинского факультета, где перечитал всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках. По возвращении в Большую Мурту закончил большую книгу «Очерки гнойной хирургии».
Специалисты считают, что и сегодня научные труды архиепископа Луки по регионарной анестезии, ставшие классическими исследования в области гнойной хирургии не потеряли своей актуальности, а топографоанатомические данные о клетчаточных пространствах человеческого тела и путях распространения гнойной инфекции хотя и могут быть дополнены, но не могут уже быть превзойдены.
В 1942 году Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии своим решением приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел Луку в сан архиепископа Красноярского и Енисейского.
В Красноярске архиепископ Лука совмещал лечение раненых с архиерейским служением, в воскресные и праздничные дни служил в маленькой кладбищенской церкви за городом.
В 1944 году Лука был архиепископом Тамбовским и Мичуринским.
По окончании войны архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
В 1946 году за расширенную работу «Этюды гнойной хирургии» В. Ф. Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Он был представлен Сталину, который спросил:
«Профессор, вы часто вскрываете человеческое тело. Вы там не видали, где находится душа?» Владыка Лука тихо ему ответил: «Часто я в человеческом теле не видел и совести».
Дом архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе, ныне часовня в его памятьС 1946 года до кончины в 1961 году он — архиепископ Крымский и Симферопольский. Это была одна из самых неблагополучных епархий, где не было возможности заниматься врачебной деятельностью. У архиепископа Луки ослеп второй глаз, развился сахарный диабет, что сделало невозможным операцию. Он служил по памяти, диктовал секретарям письма и богословские труды. Взаимопонимание с детьми и внуками было утрачено, хотя они охотно принимали материальную помощь и отдыхали на его скромной даче в Алуште. (К слову, все дети, внук и две внучки Войно-Ясенецкого своей профессией избрали медицину.)
С 1956 года для него наступила полная слепота.
За 38 лет священства архиепископ Лука прочитал 1250 проповедей, из которых 750 записаны, и составили 10 томов машинописи. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых.
Нравственные и этические принципы архиепископа Луки были заключены в лаконичной, но емкой мысли святителя: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Святитель Лука Крымский. ИконаДоктор медицинских наук профессор С. Вогулкин, настоятель Свято-Илиинского храма Екатеринбурга, заметил об ученом с мировым именем В. Ф. Войно-Ясенецком, архиепископе Луке: «Одна жизнь и одно служение, вместившие в себя несколько жизней и несколько служений, вместившие и отразившие всю трагическую историю России начала и середины ХХ в., оставившие неизгладимый след в науке и в духовной жизни нашей Родины».
Свято-Троицкий собор в СимферополеС 1996 года здесь находятся честные мощи святителя Луки.
* * *
22 июня 2010 года в торжествах, посвященных открытию в Симферополе памятника-бюста Святителю Луке на территории 386-го военного госпиталя, носящего его имя, 205-летию этого лечебного учреждения и Дню медицинского работника, приняли участие Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, представители руководства Автономной республики Крым и Симферополя, ветераны Вооруженных Сил, работники госпиталя. В архипастырском приветственном слове к участникам торжеств Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «Не будет преувеличением сказать, что имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) золотыми буквами нанесено на скрижали Симферопольской и Крымской епархии, всей нашей Святой Соборной и Апостольской Матери-Церкви. Непостижимо много совершил он для Церкви Христовой и Отечества нашего, для воспитания духовности в человеке и развития медицинской науки.
Хочу особо отметить подвиг святителя Луки в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, он находился в далекой ссылке в Красноярском крае. Святитель направил телеграмму в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой разрешить оперировать раненых воинов, а потом снова отправить его в ссылку. Просьба Владыки была удовлетворена. Всю войну он мужественно трудился на поприще хирурга и организатора помощи раненым, спасая тысячи жизней. Вдумайтесь: на его попечении в Тамбове находилось 150 госпиталей. За свои труды святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, которую передал в помощь детям-сиротам».
Еще ранее на здании лечебного учреждения была установлена мемориальная доска в память о том, что в 1946–1947 гг. здесь работал выдающийся Архипастырь и хирург святитель Лука — профессор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий.
Установленный во дворе госпиталя памятник — еще одно свидетельство почитания выдающегося православного архипастыря, врача-подвижника и сыновней любви крымчан к земляку и небесному молитвеннику.
Памятник-бюст святителю Луке Крымскому в Симферополе. Открыт 22 июня 2010 годаhttp://odnarodyna.com.ua/articles/14/1976.html