Русская беседа
 
26 Октября 2024, 08:33:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святые покровители семьи. Традиции и предания православной семьи  (Прочитано 4610 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Июня 2011, 22:21:54 »

Святые покровители семьи. Традиции и предания православной семьи



Если задуматься, какие из бытовых проблем больше всего занимают сознание взрослых людей и причиняют наибольшую боль и беспокойство, то окажется, что это не проблемы, связанные с работой, творчеством или иными подобными видами деятельности, а проблемы, связанные с собственной семьей. Конечно, я имею в виду людей, являющихся мужем или женой, а тем более - имеющих детей, то есть являющихся родителями. Я не монах и не мне рассуждать на тему монастырского устроения жизни, но мне кажется, что и там подобные проблемы взаимоотношений имеют огромное значение. Ведь каждый хороший монастырь - это семья, как, впрочем, и каждая хорошая православная семья - это монастырь со своим укладом и традициями, и опытом духовной жизни.

Опыт - это вещь, которая приобретается по мере личного взросления и преодоления трудностей, но во многом опыт передается от поколения к поколению. А как раз этой преемственности мы, современные люди, почти лишены. Разорвалась связь поколений, критически мало осталось семей, которые пережили почти вековое горнило гонений в России и выжили, сохранив и не разучившись передавать детям горение (а не тление) Православной веры. Нынешним семьям приходится практически все начинать с нуля. Большинство родителей пришли к Православию, уже будучи взрослыми людьми, у нас нет детского опыта переживания веры, мы едва-едва угадываем, что происходит с душами наших детей, растущих в Церкви с младенчества. Оттого духовная помощь детям и руководство наше часто бывает неуклюжим или вообще ошибочным.

Традиционный вопрос: "Что делать?" Как выжить современной семье в современном мире?

Характерно, что очень популярны стали сейчас разнообразные "школы выживания". Действительно, жизнь предлагает сюрприз за сюрпризом. То наводнение, то мороз, который не выдерживают городские отопительные системы, не говоря уже о ежедневной для многих жителей Подмосковья поездки с работы домой в поздней полупустой электричке. Но как же мы хотим решить наши проблемы сами, без Бога! Это старая, повторяющаяся из века в век, история. Хочется спрятаться от совести, от Бога, говорящего прямо в сердце. И тем самым мы лишаем сами себя Источника сил, мудрости, любви, защиты. Эта история повторяется во всех масштабах - как отдельных человеческих душ, так и целых народов. Мир меняется в худшую сторону, прячась от Бога. Но Бог-то остался неизменен и все так же близок к сердцам призывающих Его. Важный исторический факт: среди всех социально-религиозных устройств общества (среди которых бездуховных в принципе не бывает) лишь Православие с Его рождения и до настоящего дня остается неизменным - таким, каким даровал нам эту веру Христос. И это притом, что именно Православная вера претерпела наибольшее количество гонений и попыток разрушения. Это ли не наилучшая школа выживания! Не забудьте, что Христос победил саму смерть! А Церковь Христова, по словам Христа, пребудет на земле до скончания мира. Вывод: у нас всегда есть Источник опыта и надежная Пристань, где мы найдем защиту во время любой бури. Нужно только суметь приобщиться к этому опыту, ко всей полноте Церковной жизни с Ее Таинствами, суметь находить именно в Боге защиту и утешение. И если мы САМИ приобретем эти умения, то сможем передать их и последующим поколениям. Ничего, что нас немного. Горчичное зерно тоже мало. А если, не стремясь к личному приобретению духовного опыта, не научившись находить радость в общении со Христом, в Литургической жизни, в крестоношении, мы будем учить детей, руководствуясь только книжными познаниями, совершим страшную ошибку древних израильских книжников и фарисеев.

Но все-таки, неужели нет источников, к примеру, книг, из которых можно было бы научиться искусству воспитания детей? Конечно, полистав церковный месяцеслов, мы обнаружим очень мало людей, прославленных именно как семейные святые и тем более оставивших рукописные труды на тему семейной жизни. И это объяснимо. Первые годы жизни всех святых проходили в их семьях (а как же могло быть иначе?). Но эти люди, стремившиеся к подвигу ради Христа, заканчивали свою жизнь либо в монашестве, либо в подвиге мученичества, либо неся крест священства. Святые, семейный период жизни которых особенно отмечен Церковью - это Евстафий Плакида, мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, святые Царственные страстотерпцы Российские (император Николай II и его семья), и иные. Кстати, есть такие хорошие слова: "если семья - школа жизни, то монастырь - университет". Если не окончил школу хотя бы на "4", в университет поступать вряд ли стоит. Так вот, опыт святых, оставивших нам рукописные труды - это опыт всей их жизни, и семейной, и последующей, в избранном ими подвиге. Нужно только, читая эти книги - сокровища премудрости, уметь выбирать в них то, что поможет нам правильно решить наши семейные проблемы, уметь увидеть главное, чему учили святые. А они, следуя за Христом, учили крестоношению, терпению и любви.

Да, нам нужны эти книги. Они помогут супругам правильно построить взаимные отношения в браке - понять, например, разницу между влюбленностью и любовью, понять роли и области ответственности мужа и жены в семейной жизни. Влюбленность горяча, но всегда имеет греховные примеси: например, ревности и эгоизма. Любовь горяча, но не имеет греховных оттенков, она лишь отдает себя, не требуя ничего взамен. Поэтому она - крестоношение, но поэтому же она приносит и несравненную радость. Родители (а особенно это касается молодых семей), должны понимать: игры для них в "люблю - не люблю" кончились с рождением первого ребенка окончательно и бесповоротно. Ведь судьба родителей в вечности неразрывно связана с судьбой в вечности их детей. Влюбленность жениха и невесты должна со временем, по мере несения креста семейной жизни, перерасти во взаимную любовь во Христе. Тогда семья поистине станет малой Церковью, неиссякаемым источником живой воды, способным насытить всех жаждущих утешения.

Творения святых помогут родителям научиться любить детей, но не баловать; гневаться, но не раздражаться; наказывать, но не карать. Понимаете разницу? Любовь жертвует силами, временем, интересами ради того, кто любит. Баловство, наоборот, удовлетворяет наше самолюбие. Баловство - это откуп от ребенка. Гнев родителей демонстрирует силу правды, а примешанная к нему греховная раздражительность демонстрирует лишь слабость родителей, приводящую к банальной ссоре. "Наказание" и "указание" - однокоренные слова. Наказание - не кара, не вымещение зла, а указание, в чем-то неприятное и тяжкое для ребенка, но логичное соответственно его проступку. Наказание призвано научить ребенка, сделать его лучше. Ребенок обязательно должен соглашаться со справедливостью наказания, может быть, подсознательно, может быть, не сразу. Присмотритесь повнимательнее к своей жизни, к событиям, к переживаниям. И вы убедитесь, что Господь всегда поступает с нами, как талантливый Отец: любит, но не балует, гневается, но не раздражается, наказывает, но не карает. Если мы будем стараться поступать со своими детьми так же, то мы поможем им видеть в своей жизни Бога, научим их быть Его детьми, а ведь это самая главная цель родительского воспитания!

Еще нам нужно читать творения святых для того, чтобы насыщать свою душу чистой и полезной духовной пищей. Существует такая формулировка: "человек есть то, что он ест". Можно рассуждать о ее точности, но, ведь действительно, наше тело превращает потребляемую, Богом дарованную нам посредством земной природы пищу в само себя, в свою энергию и рост. Если кормить тело недоброкачественной пищей, или принимать ее неправильно, организм будет болеть. Но и душа наша устроена подобным образом. Ее здоровье напрямую зависит от потребляемой нами душевной и духовной пищи. А многие на своем опыте знают, что болезни души могут причинять несравненно большие страдания, чем болезни тела. Кроме того, тело и душа глубоко взаимосвязаны: болезни душевные могут влиять на тело, и наоборот. Недаром церковная культура поста учит о воздержании в гармонии как для души, так и для тела. Что же потребляет человеческая душа в наш век засилья информации? Увы, в основном, - отраву. Нам крайне необходимо научиться самим и научить детей подходить к информационной пище крайне осторожно и избирательно. К счастью, сейчас уже вполне возможно найти книги, аудио- и видео- материалы, которые вполне по силам "употребить" современному человеку и которые очищают, или, по крайней мере, не сквернят душу. При этом эти материалы интересны и увлекательны для современных подростков. Многие светские источники информации можно использовать, чтобы спровоцировать размышления на духовные темы. Массово переиздается детская и серьезная взрослая классика, современные богословы "пережевывают" для современного уха труды святых отцов, чтобы показать красоту и глубину Православия. Если мы захотим, мы сможем заполнить свой информационный и душевный вакуум, очистив, а не осквернив при этом душу. Но повторяю, для этого нужно прилагать определенные усилия. Чтение хороших книг всегда было традиционным в православных семьях. А для воспитания малышей бесценны минуты, когда мать или отец читают им пересказанные для детей духовные тексты или добрую сказку перед сном.

Воспитание детей в вере далеко не ограничивается духовными наставлениями. Ребенок не должен быть лишен полноты детской жизни, при условии, что эта полнота не воздвигнет препятствия между ним и Богом, а, наоборот, поможет развить заложенные таланты. Необходимы занятия спортом, музыкой, рукоделием.

Важной традицией православных семей является многодетность. В многодетной семье старшие дети учатся возиться с малышами - играть, кормить, укладывать спать, таким образом, готовясь к материнству и отцовству. Среда многодетной семьи (разновозрастного детского коллектива) несравненно более полезна для воспитания детей, чем одновозрастного (например, детского сада). В многодетной семье меньше предрасположенность к избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых малых лет.

Православная семья невозможна без совместной молитвы. Опыт личной, сокровенной молитвы приходит к кому-то раньше, к кому-то позже. Это зависит от склада души, от жизненного опыта. Но общесемейная утренняя и вечерняя молитва, пусть коротенькая (чтобы не рассредоточилось внимание самых маленьких) - необходима. Это сплачивает семью, дети привыкают к факту, что невозможно жить, не разговаривая с Богом.

С молитвенной стороной жизни тесно связаны совместные паломнические поездки и даже просто выходы на природу - лишь бы участвовала вся семья. При этом родители должны быть вместе с детьми, а не замыкаться во взрослом коллективе (если в мероприятии участвует большое количество человек). Тогда у детей останутся лишь светлые воспоминания, а ведь детские впечатления очень сильны и часто остаются на всю жизнь.

В заключение своих слов хочу заметить, что взрослые, являющиеся родителями, будут примером для своих детей всю свою жизнь, до самой смерти. Неважно, малы еще дети или уже имеют собственные семьи. Велика и даже страшна ответственность родителей, но велика и награда от Бога за земной жизненный путь, если этот путь был устроением малой Христовой Церкви - Православной семьи.

Священник Антоний Коваленко
г. Фрязино


http://www.antoniy-k.ru/article/ar11.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!