И все таки море останется морем…БеседаВ.Н.Ганичев:
– Владимир, интересно, каким образом выстроился ряд из 30 твоих романов, неразрывно связанных с морской тематикой? Что было началом, тем успехом, который позволил и дальше продолжить эту работу?
В.В.Шигин:
– Я долгое время все занимался историей парусного флота. Первым мой роман «Чесма» появился достаточно неожиданно. В это время я служил в Лиепае. Вот так на корабельном мостике и писались страницы моей первой книги. Город, куда я выходил, был маленький, архивов не было, но по межбиблиотечному абонементу (была такая система) мне приходили заказанные мною книги, и по ночам я от руки переписывал их. Поэтому до сих пор помню их практически наизусть.
Уже позже узнал, что должны быть главные герои, что надо составить план книги. Тогда моим сюжетом стала линия действий российского флота в Средиземноморье.
Я считаю, что мне в жизни очень повезло. В 1988 году поступил в Военную политическую академию на научно-педагогический факультет, по специализации история и философия. Там готовили преподавателей общественных наук. Затем, еще молоденьким лейтенантом, я познакомился с Вами, Валерий Николаевич, и принял участие в девятом совещании молодых писателей.
– Я помню нашу встречу. Кажется, итоги совещания для тебя были позитивными?
В.Ш.:
– Да. Позже, по итогам совещания, мою книгу рекомендовали к печати в издательстве «Патриот», где она вскоре и вышла. Уже через три года «Чесму» опубликовали в «Роман-газете» и роман получил широкое признание читателей, появилась своя аудитория, что было приятно и вдохновляло работать дальше.
По окончании учебы удалось остаться в Москве, служил заместителем начальника в пресс-центре Главнокомандующего ВМФ, а затем в 1996 году перешел в журнал «Морской сборник», где и работаю до сегодняшнего дня.
Мной всегда двигало желание рассказать о несправедливо забытых героях нашего флота. Так как с детства я занимался морской историей, у меня сложилось достаточно полное представление по этому вопросу от Петра Великого до сегодняшнего дня.
Когда я пишу книги, то стараюсь, чтобы их вначале прочитали настоящие моряки, так как любая фальшь сразу угадывается. Только после их одобрения я могу представить свои произведения широкому кругу читателей.
В.Г.:
– Это правильно. Однако помимо уже далеких времен есть и современная история флота, не так ли?
В.Ш.:
– Конечно. Я писал о белых пятнах и более позднего времени. В апреле 1970 года советский ВМФ проводил крупнейшие в своей истории маневры «Океан». Погибла атомная подводная лодка «К-8».
Лодка вышла из военно-морской базы Северного флота в феврале 1970 года. Ей предстояло участвовать в маневрах в Северной Атлантики, но случилась трагедия и ее экипаж больше никогда не увидел родной земли…
На ней погибли четыре отца моих одноклассников – сгорели заживо. Мой отец тоже должен был быть там, но чудом не пошел в поход и остался живым. Долго это событие в СССР было под строжайшим секретом, но мне все же удалось найти материалы, и я посвятил свою новую работу памяти поколению людей – детей и их отцов. С тех пор меня интересовали проблемы гибели наших атомных лодок.
В.Г.:
– Наверное, существуют и другие малоизвестные факты морских трагедий?
В.Ш.:
– Я горжусь еще двумя вещами – у меня есть две документальные повести о подобных драмах на Дальнем Востоке, о которых не знали даже ветераны. Произведения были написаны на основе архивных данных, некоторые из которых еще даже не были рассекречены. В них я рассказал о гибели минного заградителя "Ворошиловск" и исчезновении подводной лодке С-117.
В результате кропотливой работы удалось восстановить полный список погибших ребят и поставить два памятника – один в Советской гавани, а второй на острове Русском.
В.Г.:
– Я знаю, что спектр твоих книг весьма широк. Что еще привлекало твое внимание в истории российского флота?
В.Ш.:
– Интересны разные страницы отечественной истории по событиям на море. Это и подвиги моряков в героическое время Великой Отечественной войны. Например, лидера "Харьков" и двух эсминцев "Беспощадный" и "Способный" в набеговой операции на Ялту в 1943 году, а также темная и запутанная история гибели кораблей на Северном флоте. В 1942 году эскадренный миноносец "Сокрушительный" разломился на гребне волны в девятибалльный шторм. Корабль к тому времени практически был представлен к званию «гвардейский», а командир – к званию Героя Советского Союза. О том, что происходило после гибели корабля, долгие годы уцелевший экипаж молчал. Командир эсминца был расстрелян, а сама трагедия была предана забвению. Пожалуй, лишь союзники отдали дань уважения погибшим – именами двух офицеров "Сокрушительного" были названы в 1943 году спущенные во Флориде корабли.
Я написал еще одну книгу, которую мне многие советовали не делать, а называется она «Лжегерои русского флота». В результате многолетних исторических изысканий и работы в архивах удалось собрать уникальные документы и свидетельства, совершенно по-новому освещающие, казалось бы, хорошо известные нам исторические события, а также истинную роль в них исторических личностей.
Книга связана с событиями революции 1905 года. Этот жуткий мятеж на «Потемкине», организованный бандами, зверское убийство офицеров. Хотелось объективно разобраться в происходившем. И вот в процессе работы над книгой стало ясно, что некоторых деятелях отечественного флота, которые в силу стечения обстоятельств и политической конъюнктуры в советское время были объявлены героями, на самом деле были лжегероями, а точнее – преступниками. Среди них – руководитель восстания на броненосце «Потемкин» Афанасий Матюшенко. И даже знаменитый красный лейтенант Петр Шмидт, принесший своей непорядочностью много горя России и русскому флоту…
В этом году вышла еще одна книга, посвященная судьбе крейсера "Память Азова" (1906 г.), где произошло восстание в чем-то похожее на события на броненосце «Потемкин».
В.Г.:
– Наверное, Черное море и Севастополь в твоих книгах занимают не последнее место?
В.Ш.:
– Будучи севастопольцем, я счел долгом перед своей малой Родиной сделать книгу о неизвестной истории севастопольской земли за 10 000 лет под названием «Талисман России», но в издательстве название изменили… Видимо, из каких-то коммерческих соображений. И назвали «Севастополь. История. Легенды. Предания». Тем не менее, этот город всегда считался талисманом России – и я считаю, что, если наша страна его не вернет, то, скорее всего, погибнет…
В.Г.:
– В своем творчестве ты много внимания уделяешь трагическим моментам истории флота, но мне интересно в твоем творчестве то, что касается анализа русского духа и героизма моряков.
В.Ш.:
– Основная тема, которой я занимаюсь более 30 лет, это история золотого века русского флота, а именно: парусный флот. По этой теме на сегодня получилось 8 больших романов. Во главе каждого одна из великих побед российского флота, о которых до сих пор далеко не все известно. Это «Чесменский бой», «Битва за Дарданеллы», история экспедиции Синявина и ряд других.
В этот период, к сожалению, флот столкнулся с масонством…
В.Г.:
– Да. Я в своей книге «Росс непобедимый...» тоже касаюсь этой проблемы. В итоге, как это ни печально, флот наш был захвачен масонством и ложа Нептуна долгое время пронизывала его руководство сверху донизу. Потом всего этого стало меньше…
В.Ш.:
– Совершенно верно. При работе над книгами я сталкиваюсь с уникальными и интересными страницами нашей истории. Так, например, удивительна история русского черноморского десанта, который находился на русских кораблях вместе с митрополитом Петра Негошем из Черногории. Он был союзником России и вел свой народ на борьбу против общего врага.
В.Г.:
– Я недавно был в Черногории на Празднике в честь 300-летия установления дипломатических отношений между нашими странами. Была большая встреча с черногорцами. Я сказал, что, конечно, не 300 лет связывают Черногорию с Россией. Еще у Петра I были адмиралы черногорцы. В «навигатских» школах Черногории учились посланные Петром представители России. Морская связь с этой страной проходит через века и это весьма интересная тема.
В.Ш.:
– В сражениях вместе с черногорцами участвовал контр-адмирал Боратынский, дядя поэта и дядя М.Ю. Лермонтова, который сражался в десанте против французов и к которому поэт обращается «Скажи-ка дядя, ведь не даром…».
В романе «Битва за Дарданеллы» интересны судьбы кораблей, оставшихся после экспедиции на Средиземном море. Там фактически был повторен подвиг Варяга, о котором никто никогда не писал. На Сицилии фрегат «Венус» окружила английская эскадра, и тогда командир решил дать последний бой – были приготовлены смоляные и пороховые бочки Противник испугался и отошел…
При работе с архивами я нашел уникальный материал о том, что на Мальте англичанами был сформирован славянский полк для отправки в Америку для подавления Войны за независимость. Он был укомплектован пленными русскими, поляками, черногорцами, сербами. Этот полк поднял мятеж и захватил один из портов Мальты. Пару недель была осада, но потом, понимая, что проиграли, славяне взорвали себя в порту. То есть они предпочли смерть, чем роль карателей в Америке.
В.Г.:
– Ко мне несколько недель назад приехала делегация из Нарофоминска. Вот хотят восстановить храм, где была усадьба и где крестили адмирала русского флота Синявина. Что ты об этом знаешь?
В.Ш.:
– Я помню, что деревня называлась Камлево (Калужская область, Боровский район). Он там родился, там жили и его родные. Восстановление храма – дело хорошее и нужное для России.
В.Г.:
– Кстати, все наши первые русские адмиралы были родом из сухопутных центральных областей России. Спиридов, Ушаков – Тверская губерния, Нахимов – Смоленская. Это, наверное, говорит о морском тяготении, которое всегда присутствовало у русских людей…
В.Ш.:
– За многолетнюю работу по изучению истории у меня сложился свой особый образ Ушакова. Он мне интересен как человек и как профессионал искренне преданный своему делу. Очень ранимый и переживающий любую нечестность человек, идущий по жизни без каких либо протекций. Ушаков не был замазан ни в одной сомнительной истории.
В.Г.:
– Однажды я выступал с докладом в Греции и вспоминал, что Ушаков делал большие денежные пожертвования в Георгиевский монастырь. И хотя по жизни он не был монахом, но образ жизни его был очень похож на тех, кто ограничивает себя во имя главной цели. Не правда ли?
В.Ш.:
– К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ушакова. Однако это позволяет сделать вывод, что вся его жизнь была посвящена служению делу.
Моряки, подобно монахам вдали от людей, служат народу, неся свой крест.
В.Г.:
– Хочется в заключение спросить о планах. Что сейчас, на твой взгляд, происходит с нашей маринистикой в литературе?
В.Ш.:
– Наверное, как и везде… Литература не прокормит писателей, а людей остается все меньше…
Ищем молодых талантливых ребят. Стараемся их поддерживать и помогать. В Севастополе есть такой замечательный писатель Сергей Горбачев, на севере есть несколько хороших поэтов, а капитан первого ранга Сергей Ковалев – пишет исторические книги.
К осени у меня выйдет еще одна книга. К ней примыкают две небольшие работы по необычной для меня теме – быт русского парусного флота от Петра I до Крымской войны. Это был мир, о котором мы не имеем никакого представления, и хочется его достоверно восстановить – что читали, как ели, как сватались офицеры, какая была система наказания, как награждали и прочее.
В.Г.:
– А что, если мы тебя попросим провести в Союзе писателей России встречу маринистов, в том числе из Севастополя, которые сегодня реально «в теме». Пусть это будет не помпезное мероприятие, но возможность поговорить об ответственности писателя, о сохранении в армии и флоте традиций и патриотического духа. Очевидно, что подобное общение может помочь выйти на новый уровень, сформулировать цели в великом служении отечеству.
Сегодня порой не столько пишут об армии, сколько «топчут» ее…
В.Ш.:
– Раньше была такая традиция. Адмирал Горшков раз в 5 лет собирал маринистов. У меня с этих встреч до сих пор хранятся фотографии. Можно в этой работе объединить усилия Союза писателей России и клуба адмиралов.
В.Г.:
– Решено. На это базе мы можем создать свой собственный клуб. Обязательно надо собирать морское ядро наших литераторов.
Владимир Шигин , известный писатель-историк, член Союза писателей России, капитан 1 ранга, родился в марте 1958 года в Севастополе в семье военно-морского офицера. Моряк в шестом поколении. Детство прошло по гарнизонам Северного флота. После школы работал слесарем на заводе, служил матросом на Балтике. С флота поступил в высшее военно-морское политическое училище в Киеве. В 1981-1988 годах служил на различных должностях на кораблях Балтийского флота, участник 10 дальних походов, с 1991 г. — в Главном штабе ВМФ.
Уже молодым офицером начал писать свой первый роман «Чесма». Владимир Шигин автор более 50 исторических книг, сотрудник журнала «Морской сборник» ВМФ РФ. Автор таких известных романов, как «Ингерманланд», «Герои забытых побед», «Громами отражая гром», «Над бездной», «Тайна исчезнувшей субмарины», АПРК «Курск» и др.
Лауреат Международной литературной премии имени Валентина Пикуля, награжден орденом Почета, медалями «За боевые заслуги», "За воинскую доблесть" и др.
Вышло более 30 фильмов и телепередач, где он выступает в качестве сценариста, автора и ведущего. В жанре остросюжетной и юмористической фантастики написана книга «Всадник рассвета», вышедшая в 2003 г. Заслуженный работник культуры РФ.
В марте 2008 года капитану первого ранга Владимиру Шигину вручили памятную медаль «90 лет морской авиации».
На сегодня он самый большой специалист, знаток и писатель всего, что связано с морем.
Беседу записал Леонид Кутырев-Трапезников
http://voskres.ru/interview/shigin.htm