Русский ЦарьградГород, называвшийся Константинополем, Царьградом и Стамбулом, на протяжении многих столетий привлекал к себе внимание путешественников, купцов, воинов, политиков, историков, художников, паломников из различных стран и народов.
Особое, сакральное значение для русской культуры несёт в себе образ этого древнего града, раскинувшегося на берегах пролива Босфор, прохладные воды которого соединяют Европу и Азию.
Для Древней Руси Константинополь был символом процветающего государства, важного с точки зрения торговли и нередко становившегося целью военных походов русов и их союзников. Так, киевские князья Аскольд и Дир в 866 году отправились на ладьях в поход на Царьград, но их воинственность была смягчена заступлением Пресвятой Богородицы, ризу которой св. Патриарх Фотий с молитвой окунул в воды Босфора. Аскольд и Дир заключили с Византией мир, приняли крещение с именами Николай и Илия и обратились к императору с просьбой прислать на Русь епископа для проповеди христианства.
В 907 году на Царьград пошёл войной князь Олег, собрав огромное войско, в состав которого вошли представители различных славянских племён, населявших просторы Древней Руси. Византийцы перекрыли цепями вход в залив Золотой Рог, омывающий крепостные стены Константинополя, но князь Олег, недаром получивший прозвание Вещего, то есть мудрого, велел поставить ладьи на колёса. С попутным ветром флот русов под парусами двинулся к осаждённому городу по суше, как по морю. Подписав с запросившими мира византийцами первый в истории русско-византийских отношений договор о торговле, князь Олег в знак победы повесил на Золотых вратах Константинополя свой щит, превратившийся в памятник несокрушимой отваге русов.
Вторая половина X века стала периодом постепенной сакрализации образа Царьграда в русской культуре. В первую очередь это было связано с именем святой российской княгини Ольги, управлявшей Русью после гибели своего супруга князя Игоря, пока их сын Святослав был ребёнком. Познакомившись с христианством, начавшим распространяться в Киевской Руси ещё во времена Аскольда и Дира, княгиня Ольга отправилась в Царьград для того, чтобы принять святое крещение от рук самого Константинопольского Патриарха. Таким образом, премудрая княгиня Ольга, которой Русская Православная Церковь присвоила наименование равноапостольной, послужила установлению духовной связи между Византией и Русским государством.
Когда при внуке Ольги князе Владимире на Руси встал вопрос о выборе веры, послы князя отправились в разные страны для «испытания» того, во что и как верят другие народы. Побывав в Царьграде и посетив там службу в величественном соборе святой Софии, послы свидетельствовали князю: «Не знали, на небе или на земле мы находились, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что на выбор Русью христианской веры повлияла и неподражаемая атмосфера Софийского собора, благочестивый создатель которого св. император Юстиниан, войдя в собор после завершения строительства и обозрев его во всём великолепии святыни, воскликнул: «Слава Богу, удостоившему меня совершить это великое дело! О, Соломон, я превзошёл тебя!»
После крещения Руси в 988 году и женитьбы князя Владимира на византийской царевне Анне духовные и культурно-исторические связи с Константинополем упрочились. Царьград стал для Руси не только сокровищницей духовной премудрости, но также источником новых знаний в сфере архитектуры, иконописи, литературы, науки, общественного устройства.
В XI веке по образу Софийского собора в Константинополе в столице древнерусского государства Киеве и крупнейших городах того времени Новгороде и Полоцке были построены храмы в честь святой Софии Премудрости Божией. Именно в Царьграде находился Студийский монастырь, строгий устав которого взяли за основу монашеские обители, появившиеся на Руси вслед за Киево-Печерской Лаврой. Золотые врата Константинополя, использовавшиеся для торжественных въездов императоров в город, вдохновили русских князей дать это название главному входу в свою столицу. Так появились Золотые врата в Киеве и во Владимире, избранном столицей Русского государства в конце XII века. Образ Царьграда веками использовался в русских народных сказках в виде заморской волшебной страны, полной чудес.
Отражения Царьграда сохраняются в топографии и топонимике Москвы, на долю которой выпала роль русской столицы в середине XIV века: расположение города на семи холмах; стены Кремля, геометрической формой и местоположением на берегу реки Москвы напоминающие крепостные стены Константинополя; названия ряда московских улиц, связанные с Золотым Рогом и Босфором. Долгое время приток московской реки Яуза, впадавший в неё возле Спасо-Андроникова монастыря (а ныне заключённый в трубы и протекающий под шоссе Энтузиастов), носил название Золотой Рожок в память о константинопольском заливе Золотой Рог. Название ручью было дано в XIV веке московским митрополитом Алексием, застигнутым бурей на Босфоре по пути в Константинополь и спасшимся от непогоды в тихом заливе. Ручей Золотой Рожок дал название Золоторожской набережной, Золоторожским улицам, переулкам и проезду. Проходящая неподалеку 2-я Бауманская улица ранее называлась улица Коровий Брод в память о Босфоре, название которого именно так переводится с греческого языка.
В 1453 году турки-османы завоевали Константинополь, ослабевший в силу ряда внутренних и внешних причин, прежде всего захвата и разорения византийской столицы в 1204 году европейскими крестоносцами, от последствий более чем пятидесятилетнего правления которых Византия уже не смогла оправиться. Падение Константинополя и женитьба Великого князя Московского Иоанна III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог превратили Россию в духовную наследницу исчезнувшей Византии, вместе с атрибутами государственности восприявшую вселенскую идею великой православной державы, считающей поддержку больших и малых православных народов своим священным долгом. Царьград стал духовным символом, с которым веками были неразрывно связаны ключевые понятия русской культуры, такие как православие, самодержавие, империя, симфония духовной и светской власти, евразийство. Оформленным выражением преемственности культурно-исторического и общественно-политического сознания стала возникшая в начале XVI века концепция «Москва — Третий Рим», объяснявшая необходимость в духовном смысле заменить собою Константинополь, именовавшийся Вторым Римом.
Одновременно Россия, сообразуясь с международными реалиями, установила дипломатические отношения с новыми хозяевами Царьграда, переименованного в Стамбул. Посольские делегации из Москвы начали регулярно прибывать в османскую столицу, вслед за ними постепенно возрастающим потоком потянулись купцы и паломники, посещавшие Царьград по пути на Святую Землю.
Для многих россиян образ Царьграда оказался связан с печальными событиями. В Стамбуле находился невольничий рынок, на котором решалась судьба многих тысяч страдальцев, угонявшихся в плен крымскими татарами из южных пределов Руси. Невольничий рынок Стамбула не был изобретением турок, он существовал со времени Византии, служа местом продажи славянских рабов, в суровую эпоху дохристианских нравов на Руси нередко доставлявшихся туда воинственными представителями соседних племён. Однако в XVI–XVII вв. масштабы данного бедствия, конец которому был положен с присоединением Крыма к России в 1783 году, потребовали общероссийского участия. Всё население Российской империи платило особый налог, носивший название «полоняничные деньги». Собранные средства шли на выкуп пленников и возвращение их на родину. Даже в XVIII в. посещавшие Стамбул путешественники рассказывали о том, что в городскую гавань почти ежедневно прибывают суда, наполненные русскими пленниками. Большинство закованных в цепи гребцов на османских галерах, называвшихся «кадырга» и давших название русскому слову «каторга», составляли пленники славянского происхождения.
Трудности приходилось испытывать в Стамбуле и российским дипломатам, которых сажали в тюрьму Семибашенного замка, когда между двумя империями вспыхивали вооружённые конфликты. Целых полтора года провёл в Семибашенном замке посол Пётр Толстой во время Прутского похода Петра I (1710—1711 гг.).
XIX век, вошедший в историю как золотой век русской культуры, был отмечен расцветом проходящего через Царьград паломничества на Святую Землю, возросшим количеством путешествий по Востоку.
В числе русских паломников по святым местам Царьград посещают члены императорской фамилии: в 1859 году — младший брат императора Александра II Великий князь Константин Николаевич с семьёй; в 1872 году — второй брат императора Великий князь Николай Николаевич в сопровождении свиты. Встреченные османскими султанами с почестями, подобающими представителям царствующего дома великой России, августейшие паломники воспользовались возможностью поклониться недоступным обычным путешественникам святыням Царьграда. Прежде всего это был обращённый в мечеть собор святой Софии, даже в таком виде производивший неизгладимое впечатление небесного величия, преклонившегося к человеку.
Любопытным представляется тот факт, что турецкие зодчие избрали Софийский собор в качестве архитектурно-художественного образца при строительстве мечетей, несмотря на христианский символизм его архитектурного плана. Другим византийским храмом, открытым для Великих князей, был собор святой Ирины, использовавшийся османами как арсенал. В 381 году в стенах собора святой Ирины проходил Второй Вселенский Собор, окончательно утвердивший догматы Православия, изложенные в Никео-Цареградском Символе веры.
Поток русских путешественников, стремившихся увидеть древний Царьград, привёл на берега Босфора и двух знаменитых живописцев — Карла Брюллова и Ивана Айвазовского.
К.Брюллов приплыл в Стамбул в 1835 году на бриге, которым командовал будущий вице-адмирал и герой Севастопольской обороны 1854—1855 гг. В.А.Корнилов. Пребывание К.Брюллова в Царьграде оставило потомкам галерею портретов русских людей, находившихся в этом городе по долгу службы Российской империи, и серию полотен, запечатлевших картины повседневной жизни османской столицы.
Выдающийся маринист И.Айвазовский неоднократно посещал Царьград в период с 1845 по 1890 г., работая по заказу османских султанов. Около тридцати картин, созданных Айвазовским, украшают ныне интерьеры стамбульских музеев.
XX век определил Царьграду особую роль в судьбах русских людей. Осенью 1920 года трагические события братоубийственной гражданской войны в России привели в Стамбул отступавшую из Крыма Добровольческую армию генерала Врангеля, насчитывавшую более 50 тысяч человек. Вместе с военными из Крыма эвакуировались гражданские лица, прибывавшие на Босфор и самостоятельно, так что, по приблизительным подсчётам, общее число русских беженцев в Стамбуле достигало 200 тысяч. Среди этих людей, многие из которых прожили в Стамбуле несколько лет, прежде чем продолжить свой печальный путь в Европу или Латинскую Америку, были учёные, писатели, поэты, художники, музыканты, артисты. В тот период в отдельные районы Царьграда словно была перенесена русская жизнь: русские магазины и кафе, литературные кружки и театральные постановки. Для некоторых беженцев жизнь в эмиграции в стране, ведущей войну за независимость от оккупировавших её европейских держав, оказалась крайне тяжёлой. Не имея средств к существованию, боевые офицеры и профессора были вынуждены работать извозчиками, швейцарами и разносчиками газет, а петербургские барышни — официантками и машинистками. До сих пор в Стамбуле живут немногочисленные потомки русских беженцев, которых турки по-прежнему называют «белые русские».
В наши дни, пользуясь возродившейся свободой зарубежных путешествий, Стамбул посещают множество туристов, предпринимателей, студентов из России. Собор святой Софии в Стамбуле теперь носит статус музея и доступен для посещения любому желающему. И сегодня путешественник, которому посчастливилось войти под своды собора, обратив свой взор на священные изображения древних византийских мозаик, столь близких иконописной традиции Русского Православия, может духовно прикоснуться к живой нити, незримо соединяющей современную Россию с прикровенным Царьградом.
Ирина Александровна СВИСТУНОВАhttp://russdom.ru/node/4116