(Окончание)В христианском Закавказье долго помнили, как в 1797 году персы, взяв Тбилиси, каждой грузинке перерезали жилу на ноге, как одно время в Картли и Кахетии осталось всего 70 тысяч мужчин после участившихся «визитов» янычар. Поэтому постой небольшой русской армии аборигенам не досаждал. Новые налоги были разумнее поборов мусульман и частично возвращались Тифлису. «Я отлично помню то время, когда в каждом полку большая половина офицеров... были местные туземцы... грузины, армяне, татары... вели русского солдата на те бои, которые так прославили кавказскую армию» (С. Ю. Витте). При Сталине-Джугашвили грузины самолично, не встречая, естественно, возражений, заняли нишу самой процветающей нации Страны Советов, да так и остались в ней до её конца. Ныне, в условиях тотальной нищеты и ожидания скудных подачек из-за океана, на грузинских застольях третий тост тамада провозглашает «за 37,50!» (стоимость авиабилета «Тбилиси-Москва», позволявшая каждому уважаемому горцу слетать на денёк в столицу соцлагеря - посетить «Арагви», снять блондинку, поклониться дорогой могиле у кремлёвской стены). Сотня тысяч грузинских семей и после «военного» 2008 г. кормится за счёт заработка в России
Мусульманские Кавказ и Крым, жившие практически автономно, также ощутили выгоды стабильной жизни, что давала социальная империя... Вот здесь надобно приостановится. Российская империя отличалась от перечисленных выше европейских ещё и тем, что была социальной, а не национальной. Коротко говоря, правящие классы присоединяемых под названием губерний или областей провинций получали права и привилегии, аналогичные существующим в метрополии для дворянства и духовенства, а другие сословия пополняли российский ряд с тем же набором прав (или бесправия, кому как нравится). Да ещё получали дополнительные выгоды: рекрутов до введения военной обязанности поставляли лишь православные, поляки и католики бывших польских владений, в том числе литовцы, также латыши и эстонцы. Крепостничество было уделом подданных греческого вероисповедания и ещё жителей прибалтийких губерний, закрепощённых шляхтой и немецкими баронами задолго во вхождения Лифляндии и Курляндии, позже Вильно в состав России.
Самоуправляемые финны, «отобранные» у шведов, налогов не платили, рекрутов не давали. Плач украинства о навязанном Украине Петербургом рабстве хлебопашцев - чистой воды лицемерие. За полные сто лет до известного указа от 3 мая 1783 года «...в отвращение всяких побегов к отягощению помещиков...» (из п. 8 ) освобождённые от шляхты земли Украйны вместе с крестьянами прибрали к рукам «свои» помещики, из казацкой старшины и урядников (вчитайтесь в цитату!). В Век Екатерины малороссийские помещики становятся богаче великорусских; не удивительно: рвавшиеся к лыцарскому званию паны полковники и их жадное к привилегиям окружение лишены были шляхетской брезгливости к ростовщичеству, торговли, ко всем видам мелкой наживы. А когда эта армия помещиков возведена была Екатериной же в дворянское достоинство, да секретарём хозяйки России стал земляк казацького роду Сашко Безбородько (будущий светлейший князь и канцлер империи), зависимое положение потомков тех, кто определил Богданов успех, было окончательно закреплено. Что касается Новороссии, здесь поднимали новь, в основном, крестьяне, переводимые своими помещиками из центральных губерний.
В составе «польского наследия» оказалось 700-тысячное (в начале XIX в.), 5-миллионное через 100 лет еврейское население - вместе с антисемитизмом, русским до того не свойственным; накануне краха СССР евреями признавали себя около 2-х миллионов человек. До революции они жили по законам раввината в пределах внутренней автономии, занимаясь торговлей и ростовщичеством, христианами осуждаемым. Введение для них «черты оседлости» при Александре III вызвано было неоправдавшейся попыткой избежать погромов в Малороссии 1881-1883 гг., когда войскам пришлось стрелять в погромщиков-христиан (к месту, из 1,5 тысячи зафиксированных погромов за несколько десятилетий 1250 пришлось на Царство Польское, Украину (ок.1000) и Белоруссию, за 250 ответственны воюющие стороны в Гражданку; на великорусские губернии приходится максимум 5(пять!) погромов). Для выкрестов не существовало никаких ограничений: селись, где хочешь, выслуживайся хоть до генерала (вот начальник штаба у Деникина Романовский и выслужил). В 1886 году среди студентов российских университетов было 15% евреев (при 4% от всего населения). Ими и другими народами империи, которые были близки западной культуре (поляками, остзейцами, финнами, протестантами, выходцами из Голландии и германских княжеств, расселённых двести лет назад в Таврии, на Кубани и по Волге), в значительной степени формировались российская интеллигенция и чиновничество. Одно время в Государственном Совете было 17% лютеран, кроме того, много православных с немецкими фамилиями. Социально активны были причерноморские греки и набежавшие от турок транзитом через Новороссию от турок южные славяне. Иудеи составили заметную часть пассионариев-инородцев, принявших деятельное участие в революционном движении, а во второй половине ХХ века советские евреи образовали авангард диссидентов.
VII. От Ф.НестероваНемецкие крестьяне, привлекаемые Тевтонским орденом для заселения Прибалтики, сразу становились в положение народа-господина по отношению к местному населению. То же самое в английской колонизации Ирландии, где англичане присвоили себе 7/8 возделываемых земель, то же самое во французской колонизации Алжира, голландской - Южной Африки, еврейской - Палестины и т.д. Русская колонизация, преимущественно крестьянская, отличалась той особенностью, что переселенцы на приобретённых землях брали себе столько земли, сколько могли обработать собственными руками, Брали, разумеется, максимально, но в неосвоенных пределах; все силы уходили на мирный труд, ладить с абригенами было выгодно. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, Прибалтике, Средней Азии, Закавказье, землю не от отбрали. Крепостное право на жителей приобретённых территорий не распространялось; оно сохранилось только там, где существовало до прихода русских. При этом только русские продолжали нести всю тяжесть повинностей, в т.ч. рекрутскую. Туземцы, как правило, подвергались необременительным ясачным поборам. От них освобождались старики, больные и увечные; крестившиеся могли отправлять государственную службу. Недруг самодержавия С.Степняк-Кравчинский в исследовании «Русское крестьянство» вынужден признать, что после завоевания или мирного присоединения нового края под русским управлением устанавливается порядок, исчезает рабство и расовая дискриминация, вводятся равные законы для всех, «уважение к ним достигается строгостью, умеряемой справедливостью», управленцами назначаются лучшие люди, «у которых честолюбие сильнее, чем алчность». Ф.Нестеров добавляет, что нигде не были ущемлены жизненно важные интересы коренного народа. Напротив, в годы бескормицы, массового падежа скота и промыслового зверя, русское зерно становилось спасительным для кочевников, охотников и рыболовов. Это понимали власти: «Через хлеб... скорее сыщется польза, чем через все другие способы» (из рапорта оренбургского губернатора в 1749 г.). Герцен отметил: «Россия расширяется по другому закону, чем Америка... Россия... как вода, обходит племена со всех сторон...Соединённые Штаты, как лавина... прут перед собой всё; каждый шаг, приобретённый ими, - шаг, потерянный индейцами». И вот «ценники» таких «шагов»: До появления англичан в Северной Америке насчитывалось 2 миллиона индейцев, к нач. ХХ в. их осталось 200 тысяч (в русской Сибири за это время отмечен многократный рост ясачного населения). А вот что стоила доблесть охотников на краснокожих: за сданный скальп власти выдавали от 50 до 100 ф.ст. Минимально оценивался скальп ребёнка, максимально - воина; женщин - в промежутке названных сумм. Вспомнился герой славных сражений доблестной армии США с североамериканскими индейцами Ф.Шеридан. Сей генерал советовал правительству не рисковать жизнью янки в схватках с дикарями. Достаточно, мол, раздать племенам охотников ружья, снабдить их порохом и свинцом, как они быстро уничтожат всё поголовье бизонов в прериях. Следовательно, индейцев ждёт неминуемый голод, и они исчезнут вслед за копытными, освободив территорию для развития демократии янки, самой демократической в мире. К слову эта практика, без тени смущения, была перенесена американцами во Вьетнам, где они к дальнейшему торжеству уже выпестованной демократии уничтожали напалмом и химикалиями джунгли, рисовые поля, реки, с тем же расчётом.
Лорд Керзон, министр иностранных дел Великобритании, вице-король Индии, называл колониальную политику Запада «вытеснением неблагородного элемента более чистым», а расширение России - «сплавом твёрдого металла со слабым». Очень верное определение расиста и русофоба. Другими, также образными словами, англичане, немцы, французы, испанцы, другие владельцы колоний, вламываясь в чужой дом, вытесняли хозяев в тесные, не жилые помещения или попросту избавлялись от них. Русские же во владениях соседей, как правило, занимали свободную «жилплощадь» и создавали с ними общее хозяйство, где каждый занимался своим делом. И привилегии получала не отдельная, наиболее многочисленная, самая активная и успешная нация-семья, а правящие верхушки почти всех народностей. Вернусь к Керзону, он писал: «Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой... Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от... вида превосходства и высокомерия. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами» (потому, видимо не уклоняется, что для него нет «низших рас». - С.С.). Далее лорд отмечает в русских позицию невмешательства во внутренние дела новых подданных, терпимость к их религиозным обрядам, обычаям и предрассудкам. Да, трудно понять «братание по-русски» тем, кого они, подчинив силой, устрашают изощрённой казнью их вожаков. Вспомните литографию с картины Верещагина «Расстрел сипаев»: пленный привязан спиной к пушке; ещё мгновенье - и в клочья! Сама картина уже давно исчезла, выкупленная «властелинами морей».
VIII. От А. Горянина.... История западной цивилизации... Кровопролитной и зверской была ее практика. И не только в далеком прошлом - в ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошел любое прошлое. По большому счету, нет гарантий, что эта цивилизация не вернется к привычной для себя практике. (Здесь от себя добавлю: та практика будет предшествовать «Войне цивилизаций» предсказываемой мыслителями. Ибо не сегодня так завтра пресловутая политкорректность в её развитии, порождённая отнюдь не гуманизмом, но жадностью капитала, поставит Европу на край пропасти, и европейцам придётся выбирать, самой ли прыгать в небытие или столкнуть тех, кого она приманила к себе комфортом жизни, призраком «Золотого миллиарда». - С.С.).
Это гораздо, гораздо более серьезный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации, трудно не констатировать: ее самолюбование, при всей его привычности, выглядит бесконечно странным.
Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии». На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности.
ЗаключениеЯ, автор этой работы, обращаю внимание читателей на «свежее» ещё событие, которое, по Н.Девису, из тех, что подорвали моральное основание претензий Запада не только в прошлом и настоящем, но и в неопределённом будущем. Ибо то событие-преступление, крайне бесчеловечное и циничное, длится по сей день, усиливая своё негативное воздействие и на его непосредственных участников и на человечество в целом. Говорю о силовом создании Соединёнными Штатами преступного по всем меркам псевдо-государства Косово. Это преступление, завершившее «Гернику» и «Дрезден» наших дней - бомбардировку Сербии авиацией НАТО, поддержало большинство стран Европы, демонстрируя солидарность Свободного Мира (а на самом деле, жалкую зависимость от супердержавы), тем самым записавшись в соучастники убийств и погромов. Преступность такого «державотворчества» доказательств не требует (странно видеть кивки в сторону Абхазии. Абхазия в составе ГССР - это творение Сталина, абхазы под властью Тбилиси коротко побывали в глубокой давности, да и Россия принимала в своё время не Грузию, а поэтапно отдельные царства и княжества «за стеной Кавказа»). Но создание на святом для всех православных сербов Косовом поле чужеродного, иноязычного «суверенного Косово» иноверцев, как международное преступление, меркнет перед дьявольской сущностью сего уродливого «продукта демократии».
Да ужаснитесь же наконец зрелищем рынка человеческих органов и объектов, обслуживающих его! Ведь кроме торгашей у прилавков с кровавым товаром, там живут и действуют охраняемые признанием Запада и нерушимыми границами потрошители трупов и поставщики на переработку живого товара, и надсмотрщики-врачи с Клятвой Гиппократа, застрявшей в горле, и верная стража боен для двуногих, и главный распорядитель в ранге уважаемого премьер-министра. Почему его не хватают и не везут в узилище, как наркоторговца президента Норьегу? Мучаюсь вопросами, есть ли ещё христиане среди католиков и протестантов? Веруют ли в своего творца иудеи? В моей стране, ещё до эры Гулага, православного Бога в приказном порядке упразднили. Мясники и подмастерья свечки за упокой загубленных душ не ставили, Бога всуе не поминали. Или двуличие Запада и есть божественный признак его коллективной души?
P.S. Надеюсь, найдутся читатели изложенного, которые согласятся с моим определением некоторых из источников, которые питали и питают «землю обетованную», где ещё процветает избранный «Золотой Миллиард» семимиллиардного человечества. Большая часть землян элементарно недоедает и стоит перед безысходным в конце концов выбором. Или «прописаться среди сытых (точнее, переедающих), что элементарно невозможно из-за ограниченности земных ресурсов, в первую очередь продуктов питания. Или «отнять и разделить» (тогда ненадолго продлить своё существования в отнятом «золотом сне»). Или погибнуть в муках голода и нравственного истощения, растрачивая силы на бесполезный бег вдогонку за сытыми и успешными. Но ведь есть пути выхода из этих тупиков. А кто ищет, тот всегда найдёт, известно из классики.
Сергей Анатольевич Сокуров,
член Союза писателей Россииhttp://golossovesti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3621:-l-r&catid=25:2010-12-19-15-08-41&Itemid=35http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=4434&Itemid=39