Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 23:41:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Украина – Россия: время собирать камни  (Прочитано 2100 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Сентября 2011, 04:51:25 »

Украина – Россия: время собирать камни



Политических и экономических «завалов»  в отношениях между Россией и Украиной за последние годы накопилось немало. Бывало и так, что стороны иногда не были готовы слушать и слышать друг друга.

Наивно полагать, что  все эти сложности, элементарное недопонимание намерений соседа-партнера, накопленный негатив взаимных упреков и недоверия можно легко и быстро устранить. Чтобы вывести двусторонние отношения  на новый, более высокий уровень, придать им глубокое, необратимо положительное содержание необходимы политическая воля и желание (они, похоже, есть у обеих сторон), а также поиск новых, нестандартных путей разрешения возникающих проблем.

Если взглянуть на эти вопросы предметнее и масштабнее, вычленить из общей динамики двусторонних отношений торгово-экономическую составляющую,  кооперационную интеграцию между регионами и предприятиями, которые во времена  Советского Союза  прочно скрепляли  российско-украинские производственные, научные, технологические, торгово-экономические отношения, ещё раз проанализировать, в чём же заключаются и какими могут быть взаимные интересы сторон, то по-другому - гораздо более оптимистично - представляются и перспективы взаимоотношений наших государств.

Совокупный потенциал Украины и России таков, что наши страны могли бы совместно и успешно преодолевать мировые и внутренние финансовые неурядицы и даже глобальные кризисы, если только внимательно учитывать глубину украинско-российских  отношений (даже на их нынешнем уровне), умело использовать их характер и специфику. Ведь  Россия и Украина являлись - и в значительной мере остаются - частями единого экономического пространства, сформировавшегося в советское время. Естественно, их производственная и транспортная инфраструктуры объективно ориентированы друг на друга.

Российские и украинские предприятия в силу  сложившейся специализации являются  друг для друга монопольными поставщиками многих важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации.  Разрыв этих связей негативно повлиял бы на ситуацию  как в российской, так и в украинской экономике, ибо создание аналогичных или параллельных производств в обеих странах потребует громадных финансовых затрат и времени. Взаимозависимость двух экономик не вызывает сомнений.

Для России стратегически важным является вопрос транзита через украинскую территорию российских грузов, направляемых в Европу. Кроме того, у России, к сожалению, не осталось  современных глубоководных незамерзающих коммерческих портов на Балтике. Нет их и на Севере, если не считать Мурманского торгового порта. Единственный глубоководный  порт в европейской части России – Новороссийск, но и там есть ограничения, связанные с пропускным потенциалом железной дороги и территориальными  ограничениями для развития структуры порта. Отсюда особое значение для России приобретают порты Одессы, Ильичевска, Южного,  Мариуполя, через которые ещё во времена Советского Союза проходили значительные объемы внешнеторговых грузов.

В свою очередь, Украина также находится в прямой зависимости от северного соседа: ведь это энергодефицитная страна, удовлетворяющая топливно-энергетические потребности за счёт собственных ресурсов  лишь на 47-49 процентов. За счёт российских энергоносителей покрывается 100 процентов потребностей Украины в ядерном топливе, около 75 процентов в сырой нефти и около 50 процентов в природном газе.

Очевидная взаимозависимость России  и Украины выражается ещё и в том, что вследствие сложившейся специализации многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий. Например, 100 процентов собираемых украинцами  свеклоуборочных и кукурузоуборочных машин, полевых жаток, паровых, поршневых и других видов насосов, 80 процентов кранов на пневмоколёсном ходу реализуется на российском рынке.

Стремление украинского капитала к экспансии на постсоветском пространстве приветствуется в Москве. Сколько ведется разговоров, плодится небылиц об «экономическом засилии москалей» на Украине, а если посмотреть на факты, то убеждаешься в широком проникновении украинских компаний в Россию. Мало кому известно,  что российское  ОАО «Останкинский молочный комбинат» с 2010 года  на 94 процента принадлежит украинской компании «Милклэнд». Индустриальный союз Донбасса контролирует металлопрокатный завод в Армавире, корпорация «Богдан» вкладывается (700 миллионов долларов) в строительство автомобильного завода в Нижегородской области. Группа «Приват» контролирует Алапаевский металлургический завод. Концерн «Энерго» владеет угольной шахтой «Заречная» (Кемеровская область), а Group DF – Астраханским нефтегазовым комплексом.

Россиянам пришлись по душе  кондитерские изделия, конфеты и прочие сладости из соседней страны, и  корпорация «Рошен» сразу же воспользовалась новым спросом и приобрела кондитерскую фабрику ЗАО «Кондитер-Курск».  Особое слово об украинской горилке: 52 процента крепкого алкоголя Россия импортирует из Украины, у «Немиров Холдинга» - четверть российского импортного рынка. Компания «Союз-Виктан» имеет два ликёроводочных завода в Московской области.

В общей сложности украинские инвестиции в российскую экономику составляют пока 100 миллионов долларов. Есть большие возможности для увеличения этого показателя. Если же говорить о российских инвестициях в экономику Украины, то они направляются главным образом в новейшие отрасли – мобильную связь, авиастроение, производство алюминия, нефтепереработку. Российский бизнес участвует в создании  новых рабочих мест в пяти украинских регионах    – в Полтавской области, Крыму, Киеве, Ровенской области и Севастополе. Очень интересны проекты в производстве медицинского оборудования, энергосбережении, дорожном и жилищном строительстве, в сфере железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности.

Что касается торговых связей, то приходится признать, что Россия по-прежнему остается  крупнейшим торговым партнёром Украины. Только за январь-октябрь 2010 года внешнеторговый оборот  соседей составил 36,170 миллиардов долларов, увеличившись на 150 процентов к аналогичному периоду 2007 года. Объём украинского экспорта в Россию увеличился на 36,5 процента, а объём российского импорта в Украину - на 30,2 процента. По общему объёму российский экспорт вплотную приблизился к докризисному уровню, а импорт уже давно превысил этот уровень. Причём это без учета того факта, что произошло сокращение экспорта нефти из России на 6 процентов. Если же посмотреть динамику взаимного товарооборота, то даже в самые сложные 2002-2008 годы он  вырос в четыре раза.

Россия остается  крупнейшим импортёром украинских товаров (в общем импорте России – это почти 24 процента, пятое место в общем товарообороте).  Для сравнения: вторым импортёром  Украины является Турция (6,9 процента от общего импорта страны). Несмотря на то, что Украина вступила в ВТО, в ее отношениях с  Россией сохраняется режим свободной торговли. Поэтому таким выгодным для Киева было бы присоединение республики к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.  «Приварок» от такого шага  может составить, согласно предварительным прогнозам, более 10 миллиардов долларов.

Когда имеешь дело с такими красноречивыми фактами, закономерно возникает вопрос: а справедливо ли звучащее порой утверждение, что Киеву «заграница поможет»?  У Евросоюза своих проблем достаточно, чтобы ещё начинать «с нуля»  развивать экономические связи с Украиной. Кроме того, в Европе не ждут  украинский экспорт. Чего греха таить, украинская продукция  по сопоставлению цены и качества пока остается не конкурентоспособной на западных рынках.  А вот, скажем,  запорожский автозавод в 2010 году реализовал в России  более 20 тысяч своих автомобилей   ZAZ Chance. О подобных объемах реализации украинских товаров на европейских рынках не может быть и речи.
 
Если взять кооперационные связи предприятий обеих стран, то выясняется  любопытная закономерность. Часть российских заводов, оказывается, не готова собирать свою продукцию без поставок комплектующих деталей и узлов из Украины. Уральский завод химического машиностроения имеет более 20 украинских партнёров, а корпорация «Пумори-СИЗ», импортируя продукцию украинских производителей,  в свою очередь поставляет сложные инструменты собственного производства 15 партнёрам Украины. Уральский завод тяжёлого машиностроения ведёт переговоры о восстановлении кооперационных связей с ОАО «Запорожсталь» и Запорожским титаномагниевым комбинатом. А Каменск-Уральский металлургический завод поставляет алюминиевый прокат по заказам  украинских партнеров, которые, в свою очередь, проявляют интерес к предложениям Уральского турбинного завода принять участие в модернизации турбинных установок на теплостанциях Украины.
 
Большое внимание развитию  кооперации  в экономике, укреплению производственных связей между отдельными  регионами и предприятиями уделяет руководство обеих стран. Так, президент России Дмитрий Медведев подчеркивает, что для развития диалога, возрождения полноформатных отношений между Россией и Украиной необходимо активизировать все связи, прежде всего на уровне министерств и ведомств. Россия заинтересована в политической и экономической стабильности на Украине, отметил Д.Медведев, и готова поддержать её интересы «на различных международных площадках, включая площадки «большой восьмёрки»,  «большой двадцатки» и международных финансовых организаций». Со своей стороны, президент Виктор Янукович  считает, что сотрудничество с Россией помогает решать и многие социальные проблемы его страны.

Дмитрий Медведев предложил украинской стороне рассмотреть формы сотрудничестве и в космической сфере. «Полагаю, - сказал он, - что вполне можно было бы подумать об использовании единого навигационно-временного пространства наших стран на базе российской системы ГЛОНАСС».

С учетом результатов последних встреч   Д.Медведева и В.Януковича глава Объединённой авиастроительной  корпорации (ОАК) Михаил Погосян предложил, чтобы ОАК и ГП «Антонов» на Украине приступили к строительству новых сверхтяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». Он подчеркнул, что для реализации этого проекта специалисты ОАК вместе с украинскими коллегами уже создали рабочую группу. Спрос на эти самолёты будет большим, убежден М.Погосян. Поэтому для реализации проекта предусматривается привлечение как государственных, так и частных финансовых ресурсов.

Примерно в таком же формате партнеры намерены действовать и в процессе  создания нового военно-транспортного Ан-70. Эксперты обеих стран считают,  что принципиальных и  непреодолимых препятствий для реализации намеченных  программ нет. «ОАК заинтересована в широкой кооперации российских и украинских предприятий при реализации этих программ, использовании производственных и технологических  мощностей Киевского, Харьковского, Ульяновского и Воронежского авиационных заводов», - подчеркнул     М. Погосян.
 
Такого рода объединение усилий и потенциала партнеров уже дает хорошие результаты, например при сборке  грузовых железнодорожных вагонов. С украинской стороны в этом процессе участвуют рабочие и инженеры известного  «Азовмаша» (Мариупольский завод тяжёлого машиностроения и «Днепровагонмаш»), с российской – Армавирского  завода тяжёлого машиностроения. Между прочим, 8 из 10 собираемых вагонов поставляются в Россию.

Сейчас у политиков и деловых людей Москвы и Киева горячая пора. Идёт подготовка к заседанию российско-украинской Межгосударственной комиссии, возглавляемой лидерами двух государств. Комиссия обсудит широкий перечень вопросов экономического и торгово-экономического сотрудничества на длительную перспективу, даст новый импульс многогранным и  взаимовыгодным связям наших братских стран.
______________

Владимир КУЗНЕЦОВ - эксперт Российского Союза промышленников и предпринимателей.

http://www.fondsk.ru/news/2011/09/05/ukraina-rossija-vremja-sobirat-kamni.html
 
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Сентября 2011, 17:55:56 »

Мартынюк Виктор

Единственный способ сохранения суверенитета Украины – интеграция с Россией



Политика же изоляции от РФ лишь приведет к окончательному краху украинской экономики

Ближайший новый год Украина имеет все шансы встретить с легким привкусом дежавю, вспомнив новогоднюю ночь 2007 или 2008 года. Тогдашняя ситуация с неоплатой газовых поставок стала практически предметом народного фольклора, порой действительно остроумного. Будет ли до него теперь?

О том, что непонимание в вопросе следования условиям заключенного в начале 2009 года контракта зашло слишком далеко, стало уже окончательно бесспорно после того, как на саммите стран СНГ высказались первые лица. Сенсации не случилось: лидеры высказались предсказуемо и независимо друг от друга. Встречаться тет-а-тет не стали (говорят, по инициативе Медведева). Политологи немедленно узрели в этом особый знак, недобрый прежде всего для Украины.

Итак, президент Янукович открытым текстом подтвердил намерение Украины ради пересмотра тимошенковского договора дойти хоть до Международного суда в Стокгольме, не говоря уже о реструктуризации «Нафтогаза». Какую именно комбинацию с ним предпримут, покуда неизвестно, но практически уже нет сомнения в том, что в нынешнем виде этого контрагента «Газпрома» не оставят. Однако российская сторона уже дала понять, что такая хитрость не прокатит. «Считаем неприемлемым манипуляции реорганизационной процедурой для того, чтобы оправдать односторонний отказ от существующего соглашения. Любые внутригосударственные решения Украины не должны влиять на исполнение международных обязательств. В противном случае это может повлечь за собой тяжелые последствия для экономики Украины», – отметила пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова.

В свою очередь, пресс-секретарь главы российского правительства Дмитрий Песков отметил, что пересмотр газовых соглашений возможен лишь в случае слияния «Газпрома» и «Нафтогаза». Если же Киев в одностороннем порядке решит реорганизовать компанию, то это, «безусловно, внутреннее дело Украины», однако на судьбу заключенных ранее по газу соглашений не повлияет. Они автоматически распространятся на правопреемника «Нафтогаза», что предусмотрено международной практикой. Тем не менее, если Украина на основании реорганизации откажется следовать газовому контракту, тут уже Россия оставляет за собой право обратиться в Международный суд.

В такой непростой атмосфере Виктор Янукович высказался определенно резко: «Любое давление в этих вопросах для нас унизительно. И мы не позволим, чтобы с нами так говорили. Сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия. Это унижает сегодня не лично меня, это унижает государство. И я не могу этого допустить». С этой фразой был, надо признать, вбит последний гвоздь в гроб умозрительного проекта «Антиющенко».

Остается лишь вспомнить слова постоянного автора KM.RU, известного политолога Юрия Крупнова: «Через какое-то время наступает естественное разочарование, когда очередной «пророссийский» президент начинает действовать, исходя из реалий своего независимого государства, а не из того, что понапридумывали наши фантазеры... Политик, оказавшись в конкретной ситуации, действует, исходя из обстоятельств. Это – карма, судьба всех политиков. И Россия должна действовать как держава, а не как скупердяй, который обирает соседние, прежде им брошенные государства. Отсюда и идут эти разговоры – «пророссийский», «проевропейский»... Забудьте! Проукраинский, пробелорусский, проазербайджанский, прокиргизский...»

Впрочем, любви в таких условиях никто и не взыщет. Российская сторона готова рассмотреть предложения официального Киева, но надо понимать, что украинские коллеги пока не смогли предложить что-либо, стоящее дальнейшего диалога. Российский глава прямым текстом предложил Украине представить конкретные предложения и в очередной раз упрекнул в «иждивенчестве».

И повеяло каким-то – опять же полузабытым – душком из ранних 90-х.

В беседе с обозревателем KM.RU директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин поделился своим видением нынешней «газовой битвы» между Москвой и Киевом.

– Знаете, очень редко можно так сказать про наше руководство, но в данном случае оно право. Есть договоренность с Украиной, Украина ее подписала как государство, украинский народ выбрал себе то начальство, которое выбрал. Соответственно, дезавуировать договор на основании того, что г-н Янукович о чем-то там подумал, нет никаких оснований. Попытка дезавуировать подписанный договор путем реструктуризации «Нафтогаза» производит впечатление мелкого шулерства. Я надеюсь, что это впечатление ошибочно.

– Как в целом Вы бы проанализировали действия украинской власти по преодолению проблемы? В частности, Янукович в принципе не исключил слияния «Нафтогаза» с «Газпромом».

– Украинская бизнес-культура несколько отличается от российской. Думать-то они могут сколько угодно, но при этом должны выполнять взятые на себя обязательства. Т. е., в принципе, ситуация здесь очень прозрачная. В условиях глобального финансового кризиса Украина не только не может выполнять подписанные ею же газовые соглашения, но и не может существовать как экономика в принципе, к глубокому сожалению. Премьер Азаров сверху делает все, что можно и «не можно», что даже вызывает негодование украинских предпринимателей. Да, он – блестящий управленец, выдающийся государственный деятель, прекрасный экономист, но, при всем этом, не волшебник.

Сама по себе экономика Украины, будучи отрезанной от России и находясь в условиях глобального экономического кризиса, существовать не может: это есть некоторая данность. При этом украинское руководство сейчас не горит желанием интегрироваться с Россией в рамках Таможенного союза и даже в рамках схемы «3+1». И тут есть внутреннее противоречие. Для того, чтобы Украине сохраниться как экономике, ей просто нужно идти на интеграцию. Я понимаю, что интегрироваться с нашими либералами ей неохота. Киев легко можно понять. Но, к сожалению, другого выхода тоже нет. И поэтому украинские власти пытаются найти некие промежуточные варианты, которые выглядят иной раз смешно, иной раз – глупо, а порой – просто противно.

Искренне считать, что «Газпром» наплюет сам на себя, и Россия легко откажется от договоренностей? Так ведь не бывает... И все же я надеюсь, что какой-то выход будет все равно найден. Единственный сейчас способ сохранения государственного суверенитета Украины, украинской экономики – это интеграция с Россией. Вопрос лишь в скорости, в формате, в том, как это организовать так, чтобы никому не было обидно и при этом всем выгодно. Это требует серьезных переговоров, время на которые в значительной степени упущено. Пока же все то, что делает украинское руководство, вызывает лишь недоумение.

– А что Европа? Стоит ли надеяться на то, что ее возможное вмешательство поможет как-то разрулить ситуацию?

– Европа уже показала во времена «оранжевых», что она готова пожертвовать стабильностью газовых поставок ради того, чтобы реализовать свои политические представления о том, что Россия и все, что связано с Россией, – это всегда плохо. Евросоюз показал себя во всей красе во время «газовых войн» времен г-на Ющенко. И рассчитывать, что политика Евросоюза в отношении Украины будет политикой Германии, а не политикой Польши и Прибалтики, я бы не стал. В конце концов, это – проблема, которую никто, кроме двух народов и двух государств, не решит.

http://www.km.ru/ukraina/2011/09/05/otnosheniya-rossii-i-ukrainy/edinstvennyi-sposob-sokhraneniya-suvereniteta-ukrain
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!