Сергей ПтичкинРаспиленный космосДепутаты Государственной Думы намерены обсудить ситуацию в космической отрасли РоссииПотеря одного за другим двух космических аппаратов с символическими именами «Экспресс» и «Прогресс» со всей очевидностью и даже некой мистичностью показала: предел советской прочности истек даже в самой отлаженной, самой технически вооруженной и самой мощной отрасли, унаследованной от СССР — ракетно-космической.
Неудачи с военно-морской стратегической «Булавой» лишь подтверждают этот печальный диагноз. Как заявил председатель Государственной думы Борис Грызлов, депутаты досконально разберутся в причинах последних неудач Роскосмоса.
Как бы ни надували щеки и какие бы пиар-акции не устраивали чиновники от промышленности, уже невозможно скрыть: все достижения минувших двадцати лет строились только на ненавистной им советской технологической базе. Ничего своего, «свободно-российского», в области высоких технологий они не создали. А там, где достижения, как ни странно, все-таки есть, разработчикам ставят такие препоны, что пока они через них пробиваются, их прорывные идеи морально устаревают. Да и прорывы-то эти, большей частью, по мелочам, а там, где действительно можно мобилизовать народ российский на мощнейший научно-технический рывок — не тишина, а пустота.
Не так давно на самом высоком уровне, очень ярко — с воздушными шарами, оркестрами и еще какими-то красочными представлениями - в древней Коломне открыли цементный завод. Аналогичных производств в стране — пруд пруди. Но этот, как нас уверяли, особенный. Он - с иностранным участием, самый экологически чистый, самый производительный, самый автоматизированный и много еще в чем «самый-самый». Кстати, раз самый автоматизированный, значит, рабочих мест городу даст минимум, но дело не в этом. В Коломне после Великой Отечественной построили уникальный даже по мировым меркам секретный станкостроительный завод. Он выпускал станочное оборудование и мощные обрабатывающие центры для атомной, ракетостроительной и оборонной промышленности. В начале девяностых прошлого века, как раз с зарождением «свободной России», заказы на закрытом госпредприятии обнулили. Все! Завод встал, скоро в цехах задул холодный ветер, потом - банкротство, распродажа бесценного оборудования по цене металлолома.
К настоящему времени станкостроения в России нет: ни военного, ни гражданского. Закупаем за границей, в основном, в Китае.
Так вот, если бы в Коломне пару месяцев назад вдруг свершилось чудо, и руководители страны под гром бравурных маршей открывали лучшее в мире станкостроительное производство, то, наверное, рукоплескала бы вся страна. И можно было бы поверить, что технический прогресс в государстве Российском скоро действительно пойдет со скоростью экспресса «Сапсан». Но запустили производство цемента...
В высших эшелонах власти испытывают какую-то патологическую любовь к компьютерным наворотам. Утвердилась незыблемая точка зрения: вот там, где работают с компьютерами — там настоящий прогресс, там, где еще как следует не научились — полный отстой, от которого надо избавляться. С компьютерами сегодня работают практически везде, но нельзя же этот быстродействующий электронный вычислитель, можно сказать, очень продвинутые бухгалтерские счеты, возводить в абсолют. Машина – лишь инструмент, верно? Ядерную бомбу в СССР рассчитывали при помощи логарифмической линейки, основу ракетостроения, ядерного подводного судостроения, как и многое другое, тоже закладывали, не пользуясь персональными компьютерами. И ведь создали.
В одном из самолетостроительных КБ не очень давно кому-то из высших лиц государства показали, как проектируют гражданский самолет будущего. Только при помощи цифровых технологий, никаких бумаг! Высокое лицо пришло в восторг, ничуть не усомнившись в том, что именно в этом КБ сотворят российский лайнер будущего. Творят по сей день. А вот в соседней Украине, тоже используя технологии цифрового проектирования, правда, без рекламных истерик, спроектировали и запустили в производство гражданские лайнеры настоящего — Ан-148 и Ан-158. Прекрасные машины, они летают и в небе России, и в дальнем зарубежье.
В нашей стране еще десять лет назад был полностью готов к серийному производству очень хороший пассажирский самолет - Ту-344. Он прошел все сертификационные испытания, по отзывам испытателей, был просто идеальной пассажирской машиной. Мог бы летать, повторяю, уже минимум десять лет. Проект закрыли. Почему – скажу, только не хватайтесь за сердце: и потому тоже, что чертежи самолета рисовали на ватманских листах, то есть, архаично, не «продвинуто». А значит, и сама машина — старье. Ее закроем, на компьютерах в цифровых технологиях исполним-нарисуем новейший самолет будущего, в названии которого обязательно будет слово «супер». Где и каких пассажиров в настоящее время перевозит российский «супер-пупер» лайнер будущего?
Говорит это лишь о том, что уметь пользоваться цифровыми технологиями, конечно, надо, но главное не в них, а в «архаичных» человеческих мозгах. Если ума нет — никакая сила сверхмощных и сверхбыстрых компьютеров не поможет, изучайте мудрые русские пословицы.
Хотя есть и другая сторона медали: Ту-334 был полностью готов к производству, а на проектирование нового выделили и успешно освоили миллиарды. Кстати, о мозгах. Если технологическое оборудование можно купить за рубежом, то мозги-гастарбайтеры... Впрочем, некоторые очень уж продвинутые на почве рынка менеджеры уверены: и мозги иностранные Россия купит, и будут они трудиться в Сколково, выдавая на-гора сплошные наночудеса.
Если же серьезно, то практически во всех высокотехнологичных отраслях наша страна на глазах теряет научные, конструкторские, инженерные да и рабочие школы. Если раньше иные рабочие династии вели свой отсчет с XVIII - XIX веков, то сейчас таковых не осталось. Не осталось и нормальных ПТУ, зато появились новомодные технические колледжи. Те, кто умел проектировать и воплощать в металл ракеты и самолеты, те, кто раньше считался научно-технической интеллигенцией, вымирают, как мастодонты социализма. Впрочем, многие представители бывшей социалистической интеллигенции с пеной у рта отстаивали в публичных дискуссиях на улицах Москвы в начале девяностых годов право на рыночную свободу, самозабвенно строили хлипкие баррикады вокруг Дома Советов на Краснопресненской набережной… И та же интеллигенция трусливо сидела по своим убогим квартиркам, когда в октябре 1993-го танки освободившейся от СССР Российской Федерации расстреливали тот же самый дом вместе со всей советской властью. Про Его Величество рабочий класс и говорить не стоит. Он совершенно молча принял все, что происходило в стране.
В итоге и получили то, что получили. Винить лишь каких-то ушлых «прихватизаторов» во всех бедах современной России вряд ли будет справедливо.
Нынешние либералы и сейчас очень любят клеймить «сталинский режим». На телеэкране по этому поводу постоянно кипят дискуссионные страсти, хотя прошло с тех пор уже сколько лет. Однако чуждые народу и стране большевики, как уверяют иные правдолюбы голубого экрана, возможно, действительно были технически малообразованными людьми. Но они сразу окружили себя «буржуазными спецами» самой высокой квалификации. Эти спецы рассчитывали и строили научно-техническую базу будущего социализма
Что сделали нынешние «прорабы» рыночных реформ? Будучи большей частью профессионалами по спекулятивной торговле цветами, фарцовке – помните такой род «бизнеса»?.. - руководя примитивными лабораториями, они первым делом отстранили от работы всех настоящих специалистов — в армии, экономике, промышленности, сельском хозяйстве. Везде, где только можно, избавились от «спецов-совков». Кадры омолодили до неприличия. Один из политологов даже назвал принцип управления страной в 1990-х педократией. Примитивно-детский подход ощущался абсолютно во всем. Сейчас мы пожинаем плоды. И ведь выводов никаких не сделано, ничего не меняется. Старые кадры не подпускают к управлению на пушечный выстрел. Зеленый свет дан только «эффективным» и желательно очень молодым топ-менеджерам. Они могут управлять денежными потоками и бесконечно оптимизировать само управление. И, конечно, не забывать восхвалять себя, свои великие таланты.
Россия потеряла подряд два космических аппарата — гигантский спутник связи и грузовой корабль, летевший к МКС. Что сделал руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин в первую очередь? Он, как сообщается, произвел «крупную организационную перестройку».
Ряд управлений ликвидирован, созданы новые. Как в старом анекдоте: двигают кровати, вместо того, чтобы менять творческих импотентов, именующих себя «специалистами».
На прошедшем салоне МАКС-2011 много говорилось, что в авиастроении начинается создание продвинутых «центров компетенции». Мол, раньше компетентных людей в авиастроении не было, а в будущем они – видимо, сами собой - появятся в неких «центрах» и будут развивать авионику, двигателестроение, материаловедение и многое другое, связанное с авиацией. Да, верно, все та же перестановка кроватей. В перспективе всех, хоть что-то понимающих в авиастроении, планируется собрать в Жуковском, который станет «центром сверхкомпетенции», и вот тогда мы полетим. К «зияющим высотам», наверное, как сказал известный публицист и писатель Александр Зиновьев, правда, в ином контексте. У нас постоянно перестраивают структуру управления «Роскосмосом» и авиапромом, создают «центры компетенции», строят наукоград Сколково, у нас существует некий то ли план, то ли проект 2020, у нас, как стало известно на МАКС-2011, есть даже проект самолета 2020. У нас много что есть. Только почти все существует в «виртуальной реальности», не потрогать и не попробовать.
А теперь о реальных потерях, порожденных «компетенциями» абсолютно некомпетентных в технике, но профессионалами в разруливании денежных потоков в нужную сторону. Спутник связи «Экспресс-АМ4» - самый мощный и самый дорогой за всю историю отечественной космонавтики. Он должен был, без преувеличения, открыть новую эру в космических телекоммуникациях. Стоимость аппарата и всего, что было связано с пуском, около десяти миллиардов рублей. Деньги освоены все! Где отдача?
Как сообщил один из наших экспертов в области космонавтики, при таких бюджетных ассигнованиях воровство достигает сорока процентов.
Если с этими масштабами хищений не будет покончено, то космическая эра для России закончится в ближайшие годы. Космонавтика — дело очень дорогое. Больших средств требует постоянное обновление технологической базы производства, специалистам-расчетчикам и конструкторам тоже платить надо не копейки, наверное. А где эти деньги взять, если не украсть их просто не могут?
Всего же Россия потеряла за девять минувших месяцев шесть космических аппаратов, включая грузовой «Прогресс М-12М». Общая стоимость утраты — более шестнадцати миллиардов рублей. Поскольку финансирование шло из бюджета, то эти миллиарды вытащили и из наших с вами кошельков. Зато число долларовых миллиардеров в стране за минувшие десять лет, как сосчитали информированные финансовые аналитики, удвоилось.
Вне всякого сомнения, на новые космические и авиационные программы будут выделены новые миллиарды. Они будут успешно освоены — кто бы сомневался. Разве что придется, вопреки мудрой пословице, выкинуть из песни слова «Зато мы делаем ракеты». Ну, может, в области балета – и производства цемента, конечно – мы будем «впереди планеты всей»…
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/raspilennyj_kosmos_2011-08-26.htm