Мартынюк ВикторУкраинские депутаты приравняют русский язык к ромскому и новогреческомуДепутаты от Партии регионов внесли в парламент законопроект о региональных языкахНезадолго до очередных парламентских выборов на Украине русский язык все же получил шансы обрести равный с украинским статус государственного языка. Соответствующий законопроект на рассмотрение Верховной рады в последний день лета был внесен депутатами от «Партии регионов» Вадимом Колесниченко и Сергеем Киваловым.
При этом парламентарии в каком-то смысле пошли наперекор воле своего лидера – Виктора Януковича, который ранее уже вполне однозначно заявил, что вопрос о придании русскому языку особого равноправного с украинским статуса на государственном уровне в повестке дня и вовсе не стоит, наказав своему электорату: «Учите украинский». Тем не менее, будем справедливы: с повестки дня «языковой вопрос» на Украине все же снят не был, и в ходе нескольких «боев местного значения» удалось придать русскому языку статус регионального в Харьковской и Луганской областях, а также в Севастополе. В Запорожье подобное решение было сперва принято, но буквально тут же обжаловано прокуратурой и отменено.
Инициатива «регионалов» примечательна, пожалуй, тем, что депутаты на сей раз решили действовать не в лоб, а предельно деликатно. Так, официальный статус «регионального языка» помимо русского должны обрести также армянский, белорусский, болгарский, венгерский, гагаузский, идиш, караимский, крымско-татарский, крымчацкий, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский и румынский языки. В пояснительной записке к законопроекту дается мотивация столь богатому присутствию языков – претендентов на получение регионального статуса: «Языковое законодательство Украины несистемное, противоречивое и полностью нерегулируемое».
Оставим в стороне откровенно насмешливое сравнение в рамках законопроекта русского языка с караимским или новогреческим. Даже самому закоренелому и последовательному «западенцу» в этом месте должно стать неловко: уж явно неравные предложены весовые категории. Хорошо еще, если перечисленные в документе языки нацменьшинств Украины в сумме наберут сопоставимый вес с русским языком, на котором, например, в Крыме, по украинским же данным, говорит 97% населения (включая и немалую часть крымских татар), а в Донецкой области – 93%. В целом же, согласно опросу 2008 года, проведенного американским институтом Gallup, 83% опрошенных по всей Украине граждан в повседневном общении отдают предпочтение русскому языку.
Следует ли из этого, что депутатам не стоило «довешивать» русский язык богатым перечнем остальных, на порядок, а то и на три менее распространенных? Конечно, нет. Но сама реальность, даже невзирая на опросы, взывает к необходимости как-то определенно обособить русский язык. И если уж армянскому, белорусскому и идиш предлагается придать статус региональных языков, то русский язык и подавно напрашивается на ступень выше: коль не судьба, согласно букве Конституции, назвать русский язык государственным, дайте ему новое определение – «второй государственный» или «межрегиональный». Либо пропишите особо, что «язык межнационального общения», коим русский язык официально признан на Украине, согласно Закону УССР «О языках УССР» от 1989 года, уравнивается в правах с государственным... Как ни крути, юридически безвыходной ситуацию с определением статуса русского языка на Украине не назовешь. Были бы желание и политическая воля. Да одного желания хватило бы с лихом.
Тем не менее авторов законопроекта стоит похвалить за находчивость. Удобно поносить инициативу об уравнивании русского языка с украинским. Тут уже и так столько копий было поломано, и носов разбито, да сколько предстоит поломать и разбить еще. Но то ли дело теперь! Уж немцам и полякам не предъявишь, что они «нас оккупировали», да и вообще как-то нетолерантно, что ли, это будет – гласно и открыто урезать в правах «нацменьшинства» (хотя чего еще активисты «Свободы» не стеснялись?). Так что перспективы у законопроекта видятся вполне себе приличные. Так просто на полку пылиться уже не положишь. Другое дело, какие модификации ждут сам текст в процессе рассмотрения, и не уберут ли вообще под шумок обсуждений из указанного перечня языков русский, мотивировав это решение как раз тем, что, дескать, и правда, слишком разные весовые категории. Нехорошо, мол.
Собственно, сам законопроект действительно дает перечисленным региональным языкам полномочия, равные с государственным украинским. Так, законопроект предусматривает, что во все основные документы граждан по их требованию органы власти должны будут вносить записи на указанном региональном языке. Также «языки нацменьшинств» будут равноправны с государственным украинским языком в судопроизводстве. СМИ, а также в образовании: предлагается организовывать отдельные классы или группы обучения. Также, что интересно, предлагается дублировать фильмы на любом из указанных языков, ориентируясь при этом на спрос. Что ж, ради такого можно побыть и «нацменьшинством», наверное... Раз уж на полноценный закон «регионалам» пока не хватило не то смелости, не то ума.
Тем не менее, даже у столь приглаженного варианта уравнивания в правах украинского языка с русским и другими нашлись критики. Так, руководитель «Украинского барометра» Виктор Небоженко на страницах российской «Независимой газеты» пригрозил усугублением сепаратистских настроений на западе Украины, которые там и без того присутствуют. Дескать, Венгрия и Румыния и без того уже раздают свои паспорта соотечественникам в Закарпатье и Черновицкой области, а если вступит в силу предлагаемый закон о региональных языках, то, неровен час, Украина и вовсе получит внутри себя автономные территории. «То, что делают Колесниченко и Кивалов, приведет не к стабилизации ситуации на Востоке, а к сепаратизму на Западе», – заявил Небоженко. При этом он предположил, что «Партия регионов» представила данный законопроект не от хорошей жизни: мол, боятся они возникновения некоей пророссийской партии левоцентристского уклона на западе Украины, вот и претворяют активно в жизнь былые предвыборные обещания.
А руководитель депутатской группы «За Украину» и вовсе в интервью изданию не стал углубляться в анализ мотиваций и просто пригрозил «общественным взрывом», язвительно попеняв «регионалам» за их наивность: мол, захотели дешевого газа – так повышение статуса русского языка тут вообще ни при чем.
Но выльется ли пусть спорная, но все же небесполезная инициатива депутатов Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова в нечто большее, чем повод для определенных сил как на Украине, так и в России поупражняться в самовыражении, покажет нам и им уже недалекое будущее.
Выборы в Верховную раду Украины, напомним, состоятся в 2012 году.
В своей статье «Россия отказалась от русских, проживающих за рубежом и на Украине в частности», опубликованной на нашем портале, известный общественный деятель и председатель «Русской общины Украины» Константин Шуров уже дал развернутую оценку инициативе депутатов Верховной рады Колесниченко и Кивалова, отметив, что предложенный ими документ носит прежде всего ярко выраженный предвыборный характер.
В беседе с обозревателем KM.RU эксперт подробнее коснулся концептуальной составляющей законопроекта и проблемы фактической оторванности русской общины от официальной Москвы.– Я думаю, что до того, как этот законопроект станет законом, «или ишак сдохнет, или падишах умрет». Это первое. Второе: говорить о том, что он внесет какой-то раздрай в народ, смешно, хотя бы потому, что практически все, за исключением некоторых политических сил, относятся к двуязычию на Украине абсолютно нормально. И принятие любого закона, который бы в какой-то степени изменил нынешний статус-кво, а именно помог бы русским получать образование на русском языке, получать доступ к источникам информации, будет объективно служить консолидации социума Украины, а отнюдь не разобщению. Потому что разобщить то, что уже, по сути, разобщено по национальному, языковому и религиозному признакам, практически невозможно. И то, что значительная часть электората получит наконец реальное подтверждение защиты своих прав, послужит только консолидации.
Хочу особо отметить следующий важный момент. Все законопроекты о статусе русского языка не будут иметь никакой силы и станут, по сути дела, профанацией, если Конституционный суд Украины не отменит свое же решение от 1999 года о запрете получения высшего образования на русском языке. По сути, последовавший за этим слом вертикали образования и обусловил отсутствие мотивации у родителей защищать русскоязычное преподавание в школах. Сейчас же к людям приходит все большее понимание, что придание русскому языку государственного статуса – это прежде всего защита их прав и защита будущего их детей.
– Как Вы прокомментируете предостережения об усугублении сепаратистских настроений со стороны румын и венгров на западе Украины в связи с принятием предлагаемого закона?
– А куда же еще усугубляться, когда румынский и венгерский сепаратизм уже и без того существует не только де-факто, но и практически де-юре? Когда то же высшее образование они могут получать на родном языке... Ничего там тайного нет – секрет Полишинеля. Венгры и румыны при помощи своих государств защищают свои права на территории Украины, а вот русские не могут защитить себя – ни с помощью посольства, ни с помощью МИД, ни с помощью российских чиновников вообще. Поэтому мы сегодня открыто обращаемся к тем политическим силам в России, которые понимают всю трагичность положения русского языка на Украине, положение Русского мира: помогите нам прежде всего морально, информационно, предоставьте площадку, чтобы донести до общественного мнения России всю правду о реальном состоянии Русского мира на Украине.
http://www.km.ru/ukraina/2011/08/31/istoricheskoe-edinstvo-rossii-i-ukrainy/ukrainskie-deputaty-priravnyayut-russkii-