(Окончание)«Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей. Приведём наиболее распространённые примеры проявления зла: сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним; обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки; насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» (стр.13, урок 5).
После туманного определения «добра» следует туманное определение «зла», как противоположности туманного добра. Когда же дело доходит до конкретных примеров зла, перечень их снова оказывается очень скудным. Подозрительным видится то обстоятельство, что анонимные авторы пособия по «Светской этике» учат, что злом является не обман сам по себе, а только такой обман, после которого обманутые люди совершают «неправильные поступки». В подобной «светской этике» и взрослому трудно разобраться. Например, обманули какие-либо мошенники наивного человека, допустим, на 100 000 рублей. А он на мошенников в суд подал. Подать в суд - это «правильный поступок» или «неправильный»? Зло совершили мошенники, или не зло? Вывод из всего этого можно сделать довольно интересный: обманывать можно, но лучше обманывать так, чтобы обманутый человек об этом не догадался. А если догадается - чтобы не совершил «неправильного поступка». А если обманутый совершит «правильный поступок», то обман злом не считается.
Другой пример зла - «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым». Насилие, причиняющее вред здоровью человека, анонимные авторы за зло, очевидно, не считают. А насилие, угрожающее жизни человека? Между прочим, «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» - это же тюремное заключение, довольно распространённая современная форма наказания преступников! Вывод: правоохранительные органы, суды, прокуратура, система исполнения наказаний - вот это для анонимных авторов пособия по «светской этике» априори является злом, а вовсе не насилие преступников, угрожающее здоровью человека!
Любопытно, что все наши рассуждения для анонимных авторов пособия по «светской этике» будут абсолютно безразличны. У них свои жизненные установки, и наших доводов они просто не услышат. Они хотят и российских школьников научить следующему:
«Светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло» (стр.7 урок 2).
Очевидно, что анонимные авторы в этом убеждены. Налицо проповедь крайнего индивидуализма, важнейший атрибут либерально-демократической идеи. Таким образом, мы убедились, что модуль «Светская этика» работает на формирование у школьников нравственных установок гипертрофированного индивидуализма, на воспитание будущих последователей нерелигиозной либеральной концепции. Не социалистическо-коммунистической, не национальной, а именно либеральной. Дальнейший анализ содержания учебника только подтверждает этот вывод.
Анонимные авторы обещали разъяснить детям, «что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм...» Про добро и зло мы уже узнали. А что такое добродетель в «светской этике»? Читаем:
«Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность... образцом для подражания могут быть родителя, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (стр.17. урок 6).
Анонимные авторы предлагают конкретный перечень личностей, как образцов для подражания. Но можно ли априори считать артиста или спортсмена нравственной личностью, стремление быть похожим на которую является добродетелью? Например, быть похожей на Ксению Собчак или иных актёров из «Дома-2»? В рамках либеральной «светской этики» это оказывается возможным, так как человек САМ определяет, что такое добро. В рамках «светской этики» подражание Ксении Собчак вполне может быть добродетелью. А что в таком случае учебник называет пороком?
«Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками» (стр.17, урок 6).
Если учесть, что «светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло», то и понятие порока оказывается очень индивидуальным. Человек САМ определяет, что является или не является пороком. Блуд перестаёт быть пороком, если не видеть в нём зла. Порнография перестаёт быть пороком. Гомосексуализм в либеральной концепции пороком также может не являться, если всё делается по «любви», по согласию. Даже педофилия не будет пороком в подобном случае, если ребёнок «полюбит» взрослого дядю. Перечень можно продолжить... Но, посмотрим, чему ещё учат анонимные авторы школьников:
«Стыд - это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после обсуждения его поведения окружающими людьми» (стр.44, урок 21).
Что можно сказать? По мысли учебника, если окружающие люди не будут обсуждать твоё поведение, то и стыд не появится. А так как стыд связан с некомфортным состоянием, то лучше бы эти люди не обсуждали плохие поступки, а ещё лучше, чтобы вовсе не знали о них. И можно жить спокойно и весело, без стыда.
В чём особенности «светской» морали?
«Моральные нормы (правила) нигде не записаны... Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм» (стр.10-11, урок 4).
Удивляться этой установке анонимных авторов уже не приходится. Ведь «человек САМ определяет, что такое добро, а что такое зло». Такова либеральная «светская этика»: моральные нормы устанавливаю для себя сам. Кстати, в коммунистическо-социалистической «светской этике» моральные нормы получили документальное оформление, например, в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Тем более моральные нормы были документально оформлены в религиозных системах этики. Но эти очевидные факты анонимные авторы игнорируют: коммунисты со своим кодексом оказались за бортом «светской этики».
Знаковой является пропаганда анонимными авторами «разумного эгоизма»:
«Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо... Альтруизму противостоит эгоизм... Другое дело - разумный эгоизм. Разумный эгоизм - способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу» (стр.30-31, урок 13).
Для либеральной идеи с её установкой на крайний индивидуализм воспитание эгоиста разумного, конечно, естественно и органично. Можно «поздравить» российскую школу, которой предстоит выполнение столь важной задачи: вырастить из ребёнка разумного эгоиста! Впрочем, либеральная «светская этика» и саму российскую школу сделает не совсем российской. Анонимные авторы, например, в качестве нравственных идеалов для подражания предлагают ученикам типажи явно нероссийские: «джентельмен» (стр.52-53, урок 25), «леди» (стр.53, урок 25). Анонимные авторы учат стесняться своей национальности: «Не принято спрашивать у человека, какой он национальности» (стр.57, урок 27).
Некоторые перлы «Основ светской этики», конечно, относительно безобидны и даже забавны:
«Щедрость - это середина между расточительностью и скупостью» (стр.20, урок
;
«Мужество - середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой» (стр.20, урок
.
Дети впоследствии смогут использовать эти идеи где-нибудь на школьном КВН, но воспитанию из них реально щедрых и мужественных людей модуль «Основы светской этики» никак не поможет. Видимо, такой цели либеральная концепция с её разумным эгоизмом и индивидуализмом просто не ставит.
Что тут можно сказать в заключение?
Внедрение либерально-демократической концепции привело за последние двадцать лет Россию к тому трагическому состоянию, которое всем хорошо известно. Именно насаждение стереотипа, что каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя содержание понятий «добро» и «зло», «порок» и «добродетель», сам устанавливает для себя моральные нормы без учёта общественных интересов и традиционных нравственных ценностей, привело к духовному и экономическому кризису нашу страну. Разгул преступности, коррупция чиновников, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей...
Сделаны попытки противостоять этому кризису, угрожающему самому существованию страны, путём возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конкретно это выразилось, например, в попытке преподавания в школах «Основ Православной культуры», «Основ ислама», «Основ иудаизма», «Основ буддизма»... Но бес не дремлет. В рамках комплексного учебного курса ОРК и СЭ в виде модуля «Основы светской этики» внедрили обучение всё той же либерально-демократической концепции. Пожар предлагается заливать керосином. Quo vadis, scholae?
http://www.ruskline.ru/analitika/2011/10/19/osnovy_svetskoj_etiki_ili_zalem_pozhar_kerosinom/