Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 14 Декабря 2011, 16:42:13 » |
|
Богородичная канавка в Москве Святая ночь
В начале октября в газетах и по радио объявили, что по благословению нашего Патриарха Кирилла, 20 октября в Россию привезут Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне. Сказали, что Пояс никогда не покидал пределы Греции, что Богородица подпоясывалась им, когда носила во Чреве Своего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Объяснили, в какие дни в каких городах будет пребывать Святыня. Сначала в Санкт-Петербурге, потом в других городах, и в конце – в Москве: с 19 по 23 ноября. Что, в первую очередь, этот Пояс помогает женщинам в бесплодии – родить детей, и много от чего помогает: «от недуг и скорбей». А так как на Афоне женщины не могут побывать, то, конечно, это единственная возможность им не упустить такой случай. Рассказали, и как Пояс помогал в военных сражениях... Много чего рассказали и светские СМИ и православные. Только светские с присоединением слова: «считается», а православные со словом – «вера». Сообщили, что Пояс провезли по всей нашей стране крестообразно: с Запада на Восток и с Севера на Юг.
Послушала я это всё и решила для себя: «Это не для меня». Раньше, когда была помоложе, я ходила ко многим святыням, привозимым в Москву. И к мощам великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары ходила ночью и помню, как, поднимаясь уже на площадку Храма Христа Спасителя, встречала рассвет над Москвой.
На Афонском подворье, в церкви Никиты за Яузой, подходя к ковчегу со стопой апостола Андрея Первозванного, удивлённо смотрела, как двое крепких послушников берут под руки рычащего и лающего человека, стоящего в стороне, и ведут к святыне приложиться. И как он неистово сопротивляется, и как, наконец, после того, как они силой нагнули его голову, он обмяк, перестал буянить, становясь кротким и послушным.
Была в Храме Христа Спасителя, когда привезли икону Божьей Матери Тихвинской. И было у меня чудо, связанное с просьбой к Ней – исполнение её. Пережила я и с другими иконами Божьей Матери чудеса: «Семистрельной» в Арзамасе, «Всех Скорбящих Радость» у нас на Ордынке. Это было так: среди людей пробирался человек средних лет по направлению к чудотворной иконе. Он шёл с палкой, еле передвигая ноги. Они не слушались, разъезжались, сам он весь дрожал от напряжения. Казалось, сейчас упадёт. Неимоверными усилиями добрался он до ступенек мраморной полукруглой лестницы к иконе «Всех скорбящих радость», но поднять ногу не мог. Сердобольная женщина, обхватив сзади его ботинки, стала помогать, передвигая его ноги вверх по ступеням. Наконец он добрался и припал к иконе. Постоял довольно долгое время, и затем вдруг повернулся лицом к стоящим людям совершенно другим человеком. Ноги его окрепли. Он победоносно взглянул сверху на всех, наблюдавших за этим происшествием, и стал спускаться совершенно твёрдой походкой, словно демонстрируя чудо выздоровления. Казалось, ему и палочка не нужна была. Наверно, это не в первый раз было, раз он так целеустремлённо, через «не могу», шёл к Божьей Матери за помощью: только бы дойти.
Видела изумлённое лицо молоденькой фельдшерицы, приехавшей по вызову на Скорой к нашему старенькому врачу – Варваре Ивановне. «Кто это? – спросила девушка, увидев на стене фотографию с иконы Божьей Матери. – Я давно ищу эту женщину. Она спасла меня от скорого поезда, которого я не видела, увела с рельс, а мне все говорят, что я сама отошла в сторону, что я сумасшедшая». Варвара Ивановна выслушала рассказ, сама рассказала о Богородице и подарила фотографию.
Помню, как рассказывали служители Афонского подворья про женщину с тяжело больной девочкой-инвалидом. Как женщина, поставив кипятить бельё на газовую плиту, прилегла отдохнуть и заснула. Во сне ей явился прекрасный юноша и велел встать, иначе они погибнут. Когда она вошла на кухню, то услышала сильный запах газа и увидела, что конфорка погасла: вода залила огонь. Женщина всё вспоминала, кто бы это мог быть, явившийся ей – может родственник? Но не могла такого припомнить. В те дни на Афонское подворье привезли мощи св. Пантелеимона. И кто-то её уговорил приложиться к св. мощам. Они с девочкой приложились и, когда она подошла к иконе св. Пантелеимона, она узнала в нём того юношу, который явился ей во сне и спас их. Через несколько дней в поликлинике девочку признали здоровой.
Да что говорить: чудес в жизни было много – главное замечать их, хотя часто они бывают и не такие явные. Когда у меня тяжело заболела крошечная дочка, и мы с ней находились в Институте Педиатрии, моя мама с моим крестным, отцом Александром, молились на коленях в нашем храме перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали» о болящей. Удивительно, что главными словами батюшки были не просьба об исцелении, а такие: «Матерь Божия, сохрани нас всех в вере! Господи, сохрани нас всех в вере». И через много лет родился у дочки сын, мой старший внук. И родился он в день празднования той самой иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», перед которой молилась со священником моя мама, бабушка моей дочери.
«Господи, сохрани нас всех в вере!»
Внука моего, Кирюшу иногда родители его отдавали нам по семейным обстоятельствам на длительное время, и мы с ним всё время ходили в Скорбященский храм. Батюшка благословил причащать его каждый день как младенца. Кирюша подрос, и незаметно из кулька в одеяле, в котором я подносила его к Чаше, постепенно превратился в самостоятельного человечка. Ещё не говорил, но всё понимал. Заговорил тоже рано. Помню, как поразил меня его разговор с Божьей Матерью. Обычно поможешь ему подняться по ступенькам на мраморную площадку перед иконой, поднимешь до уровня иконы, он поцелует её. Снова поставишь на ноги, опустив. А тут он сам остановился и, обращаясь к иконе, сказал тоненьким доверительным голоском, по-детски произнося: «Богородица, мама поправилась, она вернулась из больницы. Но сестрёнку ещё не привезла…»
Помню, как я катала Кирюшу по Битцевскому парку в Чертанове на саночках, а он распевал на весь лес: «Богома-атерь Каза-анская, моли Бога о нас!» «Богома-атерь Скорбящая, моли Бога о нас!»
– Кирюша, ты очень громко поёшь.
– Я сильно пою, бабушка, сильно. Богома-атерь Московская, моли Бога о нас!»
– Кирюша, такой иконы нет.
– Есть, бабушка, я знаю, есть!
«Может и есть» – подумала я, вспомнив записи папы: «Родина моя белоствольная. Москва белокаменная. Богоматерь Московская» Как это он с правнуком своим, не видевшись никогда, заодно?!..
Вспомнила, и как Кирюша, ещё недавно научившись говорить, что-то хотел объяснить мне: «…писёк, бабушка…»
– Кирюша, какой песок? – спросила я.
– Ну, писёк, писёк! – настаивал он.
– Песка нет, кругом снег – зима.
Кирюша подумал, подумал, видя, что бабушка не понимает, и сказал по-другому: «ремесёк!».
Ремешок. Только тогда я поняла, что значит «писёк». Это он синоним придумал для непонятливой бабушки. Поясок. Поясок!
Давно это было, но я даже записала, что ему тогда только исполнилось два года. Удивительно: «ПОЯСОК!»
Да, вот теперь Поясок привезли: «Пояс Пресвятой Богородицы». Но я уже старая. Всё в прошлом. По радио объявляют, что очередь к Храму Христа Спасителя протянулась на несколько километров. И в метро, говорят, объявляют, что к концу очереди надо выходить уже не на метро «Парк Культуры», а на «Фрунзенской», потом – на «Спортивной»… Десятки тысяч людей стоят поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. «Ну, куда ж тут? Я не могу столько стоять и никуда не пойду. Разве что подойду к храму и поклонюсь издали». Когда-то читала рассказ, как спросили одного крестьянина, кланяющегося монастырской стене Троице-Сергиевой Лавры – войти он в монастырь не мог из-за огромного стечения народа: «Так, ведь, ты Его, Преподобного Сергия, не видишь». – «Но Он-то меня видит», – уверенно ответил молящийся.
Вот и я так подойду к храму. Да и Божья Матерь в каждой иконе, в каждом храме... Как мне сказала одна древняя бабушка, которой я помогала дойти после службы до дома: «Милая, если с верой подходить к иконе – то они все чудотворные». Да, велика вера у бабушек! Тогда я была ещё молодой женщиной и только-только научилась не просто так прикладываться к иконе, а с молитвой. Этому меня научил отец Александр, но не мой крёстный, а тот, что служил тогда в Скорбященском храме. Книг не было, а он такие проповеди говорил, что узнав, что он служил, плакала, что не была, и не послушала, и не поучилась. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писания?» (Лк. 24,32) – говорили друг другу апостолы о неузнанном ими Христе на дороге в Эммаус. «Горело, горело тогда сердце наше!» – хочется ответить и мне. А как полны людьми были храмы в праздники, и как хотелось после работы, опаздывая, но всё-таки втиснуться, воткнуться к ним, в эту толпу, найти кусочек пространства, чтобы быть вместе, чтобы праздник окутал тебя, слышать божественные возгласы священников, слышать неземное пение на Всенощной, подлить маслица в свою «лампадку», чтобы горело и оно, сердце моё.
Вспоминаю, как совсем старенькую бабушку спросили, зачем она ходит в храм, ведь всё равно уже ничего не слышит. «А благодать-то!..» – улыбаясь, показала старушка движением руки от алтаря.
«Нет, нет! Я не могу. Куда мне! Сил уже нет. Хотя пройти до Храма Христа через Патриарший мост – недалеко, совсем близко. Но я не могу!» – повторяла я про себя, извиняя себя, оправдываясь. «Жалко, но не выдержать!..»
Но в какой-то момент остановила себя, оборвала: «Как это? Живу в пятнадцати минутах от Храма Христа Спасителя и не приду поклониться Богородице? Совесть не даст покоя. Она к нам прилетела, а я не могу дойти. Решила попробовать пройти со священниками нашего храма – не получилось. Пояс в Москву привезли 19 ноября, а 20 ноября, в воскресенье, был день рождения нашего Патриарха, и священство поздравляло его в храме. Патриарший мост был в самом начале перекрыт. Пришлось вернуться и идти по Каменному мосту. Но спуститься с него тоже не получилось. Набережную перекрыли. Очередь всю развернули в сторону Крымского моста. Пошла по Волхонке. Застава стояла за спуском в метро, выход из которого был закрыт. Пропускались через контроль только счастливчики, выходившие через кордон полицейских. Я постояла, постояла, поняв, что всех своих уже пропустила, перекрестилась, поклонилась на фасад храма и пошла обратно домой.
«Слава Богу, что могла – сделала. А стоять… Я не могу… Она меня видела.» . «Надо смиряться. Слава Богу, что ещё на ногах…» «Нет, нет, я не могу». Но, уже побывав около храма, вернувшись и отдохнув, решила: «Пойду! На неделе, в другой день. Ну как это я не поклонюсь Божией Матери, не приложусь к её Пояску. И всё Кирюшкины слова звучат во мне: «Писёк»! ПОЯСОК!»
Расспросив у разных знакомых, кто был и сколько стоял, решила тоже объединиться. Кто-то стоял в очереди с субботы на воскресенье, с трёх часов ночи до десяти утра, кто с воскресенья на понедельник поехал последним метро, и стояли до утра. А потом их отвезли автобусом на Курский вокзал. А кто-то с утра первым поездом метро стоял и того меньше. А кто и по четырнадцать часов стоял и уходил, не дождавшись… Говорят и сутки стояли – кому как повезло. Ну, думаю, пока мы соберёмся со вторника на среду, народу, может, поменьше будет и нам повезёт. Выбрала я себе знакомых из города Ногинска: «Мы обязательно пойдём, у нас последняя надежда, никак у дочки не получается родить ребёночка: поехали с нами. Вот дочка придёт с работы, и решим – поспит она немного или сразу поедем. Как она будет себя чувствовать. Мы на машине – можно будет отдохнуть, погреться. Вы не волнуйтесь, одевайтесь теплее. Мы за вами заедем, позвоним, когда выедем из Ногинска». В общем, так тепло приглашали идти вместе, что я стала собираться. Ощущение было, что впереди Новый Год или Рождество – в ночь, ведь идём. Навязала на себя пуховых платков. Снизу, как юбочку подвязала и сверху уже на пальто. По радио объявили, что ночью 10 градусов мороза. Объявили, что очередь растянулась на несколько километров. Ощущение было, что вся Россия стоит к Богородице. Сказали, что прикладываться к ковчегу уже не разрешают, только рукой дотронуться, чтобы быстрее очередь шла. Ну как Бог даст!
Наконец мы едем в машине через Крымский мост, на Садовом кольце разворачиваемся и выезжаем на Комсомольский проспект, но где свернуть на набережную никак не можем понять, Наконец выехали на набережную. Вот она – очередь… Темно и очередь кажется одним живым телом Машин в переулках тьма. Брошены – видимо это всё машины тех, кто стоит к Поясу. Спросили у милиционера, где конец очереди?
– Вы можете сутки стоять? – спросил он в рупор и добавил: – Прежде, чем встать в очередь, подумайте как следует: можете ли вы стоять столько километров и столько часов?
– Нет, не можем – замотали мы головами.
– Стоять больше двадцати часов. Можете? Конец под метромостом – станцией «Воробьёвы горы», отсюда примерно километр, – объяснял он нам, и в рупор говорил всем.
И люди шли по набережной навстречу очереди. Шли и шли. По одному, по два, по три человека, группами, молодёжь – стайками. Тоже, видно, искали конец.
– Нет, я не могу. Придётся возвращаться, – подумала я и про себя, и вслух.
– Да, наверно, придётся возвращаться, – грустно подтвердили мои спутницы, а сами мы всё-таки устремились в сторону конца очереди: – Посмотрим как там и уйдём. Раз уж мы тут.
Но когда мы нашли конец и присоединились к группе ожидавших людей, об уходе уже не помышляли. Ни разу ни одной мысли такой ни у кого не появилось. Тем более что, постояв не очень долго, нам открыли сдерживавшее ограждение, и мы почему-то бегом побежали до следующего. Так был сделан весь маршрут наш: шлюзами, загончиками, видимо потому что нас было очень много. Потом нашу группу разделили ещё: слишком большая.
Продолжение в следующем сообщении
|