(Окончание)Несмотря на довольно неприкрытую враждебность, которую проявляет к Москве большинство польских политиков, в общественном дискурсе всё равно бытует такое понятие, как «пророссийский политик». Эта характеристика почти никогда не бывает самозаявленной позицией – обыкновенно её навешивают в качестве позорного ярлычка идейные оппоненты. Смотря на это из России, трудно разобраться в том, почему тот или иной политик в глазах конкурентов и недоброжелателей оказывается «пророссийским». Обыкновенно обращается внимание на то, сколь сильно проявлена в публичных выступлениях антироссийская риторика – и слабая её акцентировка принимается за «пророссийскость». Однако на деле различие здесь принципиальное, и касается оно вопросов самого стратегического характера.
Как уже было отмечено, польский мессианизм в отношении Востока имел две составляющих, по-своему противоречивших друг другу: с одной стороны, Польша видела свою цивилизаторскую миссию в отношении русских пространств, несла им свет западной культуры и в этом видела своё предназначение; с другой стороны, польская мысль концентрировалась на угрозе, якобы исходящей из России для Европы и всей цивилизации, и свою миссию понимала не столько в окультуривании «восточных варваров», сколько в противостоянии им и ограждении (и даже прямо – спасении) Запада. Во втором случае культурная миссия виделась уже излишней – упор в рассуждениях делался на её безнадёжности, на неистребимое варварство России и на непросветную тьму с Востока.
Так вот, пророссийский политик (или интеллектуал) в Польше – это тот, для кого Россия не безнадёжна. Пророссийский политик пусть и осторожно, но склонен к мысли о том, что в будущем Россия всё же придёт к цивилизации, и священный долг Польши – помочь ей в этом. Что интересно, такая «пророссийская» позиция более свойственна той части польского политикума, которая имеет склонность к прагматизму. Они, так сказать, имеют менее замкнутое на польской специфике, а более общеевропейское мышление, и потому образ Востока для них также шире. В условиях нарастающего противостояния Запада с миром ислама возникает желание видеть в России потенциального союзника – не частью евроатлантического мира, но его периферией, признающей авторитет его ценностей и институций.
Стоит всё же подчеркнуть, что сторонников интеграции России в западное сообщество в Польше в общем-то нет. Все так или иначе согласны в восприятии России как иной цивилизации, Западу чуждой, которой просто нельзя давать в западном сообществе полноправного места. И всё же «пророссийские» политики хотели бы видеть западного человека (и, конечно же, именно поляка) покровителем и учителем России, а не борцом с ней. Такой взгляд более актуализирует сарматскую традицию отношения к Востоку, чем романтическую традицию противостояния XIX века – что логично следует из независимого статуса современной Польши.
В наши дни это различение проходит между либеральной партией «Гражданская платформа» (и с этой же стороны – почти все польские левые) и консерваторами из «Права и Справедливости». Польские либералы более всего склонны к «приручению» России, к участию в любых акциях, которые могли бы сделать Россию «мягче», «менее враждебной», «менее русской», а потому более склонной к восприятию западных ценностей. Это видится и как мессианский долг «западного человека» по отношению к «восточным народам»: ведь так он спасает их от прозябания в невежестве и выполняет своё историческое предназначение – борется за «правду и справедливость». Один из таких «пророссийских» политиков современной Польши – нынешний президент Бронислав Коморовский, так пишет об основной линии политики в отношении России: «Как поляк, историк и политик я утверждаю, что то, что мы добиваемся правды и справедливости, является необходимостью и моральным, а также политическим обязательством не только по отношению к нам самим, но и по отношению к простым россиянам»21.
А для представителей партии «Право и Справедливость» отношения с Россией видятся только в форме противостояния, по сути вечного, но успехи в котором – исторический долг Польши перед «латинской цивилизацией». Для них Россия безнадёжна – она всё равно «всегда будет Россией». Зато именно это делает политику Польши столь важной для всего Запада: только в Польше есть понимание сущности России и только Польша имеет достаточный опыт борьбы с нею. А потому именно она может быть главным защитником Запада от угрозы с Востока. Такой подход, кстати, требует постоянного воспроизведения в сознании той эпохи, когда Польша была подчинена России – будь то Российская империя или Советский Союз. В речах польских консерваторов Польша и по сей день предстаёт подчинённой Москве, а отношения с нею так или иначе описываются в категориях освободительной борьбы и призывов к Европе сплотиться для совместного отпора агрессору. Что, конечно же, никак не отменяет задачи нести свет западной культуры всем тем народам Востока, которые можно «освободить из когтей российского орла».
В этом плане очень важно понимать позицию и роль в общественном сознании прежнего президента Польши, Леха Качинского. Он был своего рода символом исторической политики Польши, её мессианской устремлённости на Восток и защиты европейских ценностей в противостоянии с Россией. Его политика была концентрированным выражением польского исторического самосознания; это была воплощённая историческая политика в её бескомпромиссной полноте. И понятно, что столь яркая по символизму гибель человека, который в своей деятельности максимально воплощал традиционный символический код польской культуры, сама по себе делает его культовой фигурой польской истории. Именно этим объясняется то, что он был похоронен с такими в прямом смысле слова королевскими почестями: на Вавеле, рядом с основателем Второй Речи Посполитой Юзефом Пилсудским. Отныне он – один из символов Польши, важнейшая фигура польского осмысления роли и места своей страны.
Лех Качинский – несомненно, герой для значительной части польского общества, и эта часть составляет около половины всего населения. Многим могла не нравиться политика этого президента в её конкретике, но это не мешает ассоциировать себя с теми символами, которые он воплощал всей своей жизнью. Мессианизм видится даже в самой его гибели. Как пишет ксёндз Кшиштоф Олдаковский, смысл трагедии 10 апреля в том, что «весь мир услышал о преступлении, совершённом 70 лет тому назад против польских офицеров», и это послужит тому, чтобы в будущем состоялась «совместная историческая политика Европы» – несомненно, важнейшая цель польской политики. В этом «современная миссия Польши в Европе и мире»22. Лех Качинский стал для многих поляков «santo subito» («святой немедленно», как и папа Иоанн Павел Второй), ведь он воплотил Христову жертву польского народа, и как таковой он войдёт в польское самосознание.
Смоленская трагедия для поляков не может быть сведена к «ошибке пилотов» – она имеет слишком большой символический заряд, и именно в своих символических значениях она останется. «Для понимания того, что произошло в Смоленске, самым важным является анализ в сакральном времени, в котором это всё происходило… Эта трагедия осветила нам миссию, которую для Польши приготовило Провидение», – пишет Томаш Треликовский. «Поляки – хотят они этого или нет – призваны для миссии, которая решит, являемся ли мы народом, который удовлетворяется только самим своим существованием. … Поляки постоянно приносят огромную кровную жертву. … Польская жертва по-прежнему осуществляется. … Смыслом истории Польши является участие в единой жертве Христа»23. Так, даже в публицистике молодых поляков консервативной направленности можно встретить яркие проявления старых мессианских идей о «Христе народов» и польской жертвенности, которые прекрасно актуализируются в связи с произошедшей трагедией.
Очень важно отметить, что традиция польского мессианизма, жёстко ориентируя Польшу на «Восток», одновременно фактически блокирует адекватное восприятие России в польской культуре. Россия для поляков – это антипод Польши, это выражение всего того, что осознаётся негативно и осуждается. Такой образ глубоко укоренён в сознании и к реальности отношения почти не имеет. В каком-то смысле жители отдалённых от России стран (возьмём, к примеру, Францию) знают её культуру и чувствуют её своеобразие гораздо лучше, нежели поляки, для которых реальная Россия всегда закрыта Россией собственной, то есть той Россией, которая существует в польской культуре как негативный образ себя. Этот образ имеет основания только в польском самосознании и с реальностью никак не соотнесён. Зато именно такой образ России как анти-Польши Варшава транслирует на Запад, претендуя на роль «эксперта по России». На самом деле в Польше Россию знают гораздо хуже, чем в других странах Европы, и причиной этому – сложный культурный комплекс понимания России как «Востока» в польской культуре.
Для российской политики всегда будет оставаться проблемой, кто России выгоднее в качестве партнёра в Польше. С одной стороны есть те, которые хотят «мирного взаимодействия», но чей оптимизм в отношении России основан на надежде, что со временем она лишится «своей российской сущности». Они проводят политику активного ценностного воздействия на Россию, давления на неё, под которое по мере возможности организуют всё евро-атлантическое сообщество. С другой стороны есть те, кто готов воспринимать Россию «такой, какая она есть», но делают из этого вывод о необходимости вечного противостояния с ней и жёсткого ограничения её контактов с Европой. В любом случае надо понимать, что между этими двумя польскими позициями нет никакого расхождения в исходном образе России: радикальном отказе ей в европейском статусе и восприятии её как «Востока» со всеми теми атрибутами, которые привычны для него в европейской культуре. И кто бы ни был у власти в Варшаве, Россия для Польши всегда была и будет важнейшим Другим, на задачи взаимоотношения с которым так или иначе направлена вся польская политика – и восточная, и западная.
Опубликовано:
Неменский О.Б. Асимметрия польско-русских отношений: исторические причины и современные проявления // Звенья, 2011, № 1 (14): Россия – Польша: Перезагрузка? М., Фонд исторической перспективы, 2011. С.11-38. ______________________________
1 Саид Е.В. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб., 2006. С.9.
2 Там же, с. 66.
3 Там же, с.99.
4 Там же, с.77.
5 Janion M. Niesamowita Słowiańszczyzna. Fantazmaty literatury. Kraków, 2007. S.223-224.
6 (Podhorecki J.D.) Nemezis kraju północnego. Zamość, 1614. (См. последнее переиздание: Warszawa, 2010).
7 Pasja żołnierów obojga narodów w stolicy moskiewskiej. B.m., 1913. С.B-об.
8 См. его соч.: Posiłęk Bellony Sauromackiej szlachetnemu rycerstwu Dymitra Iwanowicza w. cara moskiewskiego przeciw Szujskiemu i inszym zdrajcom jego. Kraków, 1608.
9 См.: Dęmbołęcki M. Wywód jedynowłasnego państwa świata. Warszawa, 1633.
10 Palczowski P. Kolęda moskiewska (1609). Warszawa, 2010. S.108.
11 Например, её же можно найти у Яна Щасного Хербута в «Zdaniu o narodzie Ruskim» (1611, изд.: Документы, объясняющие историю Западно-Русского края и его отношение к России и к Польше. СПб., 1865).
12 Niemojewski St. Diariusz drogi spisanej i różnych przypadków pociesznych i żałosnych prowadząc córkę Jerzego Mniszka, Marynę, Dymitrowi Iwanowiczowi w roku 1606. Wyd. R.Krzywy. Warszawa, 2006. См. недавнее российское издание перевода: Записки Станислава Немоевского (1606-1608). Рукопись Жолкевского. Рязань, 2007.
13 Palczowski P. Kolęda moskiewska. С.36.
14 Charakterystyka narodu moskiewskiego // Czas, 1863, Kraków, 12 kwietnia. S.1.
15 См. III часть поэмы «Дзяды» и парижские лекции А.Мицкевича.
16 Цит. по: Tazbir J. Polska przedmurzem Europy. W., 2004. S.179.
17 Dmowski R. Kościół, Naród i Państwo. W., 1927. S.13.
18 См. его «Историю Польши» и «Историю России», а также многочисленную публицистику.
19 Polska polityka wschodnia: Materiały konferencji zorganizowanej w dniach 28-29 październuka 2005 roku we Wrocławiu. Wrocław, 2005. S.79.
20 Wolak J. Przedmurze // Myśl Polska. 1997, nr 5, s.6.
21 Gazeta Wyborcza, 19.09.2005, c.24.
22 Ołdakowski K. Powracający mesjanizm // Przegląd Powszechny, 2010, nr 9.
23 См. статью Т.Терликовского в журнале Fronda, 2010, № 55. Цитата по: Lisicki P. Mesjanizm spod Smoleńska //
http://blog.rp.pl/lisicki/2010/07/16/mesjanizm-spod-smolenska/ .
___________________________
http://www.edrus.org/content/view/23535/56/