Крови не будет. Кокойты согласился уйтиСенсационную новость передали российские СМИ за несколько минут до начала 10 декабря. Кризис в Южной Осетии, похоже, имеет все шансы разрешиться. В минувшую пятницу сторонам, проводившим напряженные консультации в Цхинвале в режиме нон-стоп, удалось договориться практически по казавшемуся нереальному варианту развития событий – президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты, официальные сроки полномочий которого истекли на этой неделе, согласился уйти в отставку.
Республику на период подготовки к третьему туру выборов возглавит глава правительства Вадим Бровцев. В отставку подают ключевые персоналии властной вертикали Южной Осетии – генпрокурор Таймураз Хугаев, его зам Эльдар Кокоев и глава Верховного суда Ацамаз Бильченов.
И, наконец, самое невероятное – Аллу Джиоеву допускают до третьего тура выборов. В общем, неожиданная и такая благополучная развязка реализуется на наших глазах, выглядя откровенным жизнеутверждающим позитивом на фоне того информационного мрака, в который погрузили русское пространство контролируемые иными силами СМИ.
В результате Джиоева, которую называют реальным победителем на состоявшихся выборах, отказалась от запланированной на 10 декабря инаугурации, подготовка к которой шла в республике полным ходом, грозя ввергнуть осетин в состояние двоевластия. Еще несколько часов назад Эдуард Кокойты заявлял, что не допустит действия параллельных органов власти, применив любые силы и средства для этого. Однако резкое заявление возымело обратный эффект.
По информации наших источников из Цхинвала, представители силовых структур Южной Осетии высказались за мирное решение проблемы, отказавшись применять силу в отношении собственного народа. К тому же сторонники Аллы Джиоевой предупредили уходящего президента, что прибегнут к самообороне в случае, если к ним будут применены физические методы воздействия и будет открыт огонь. Без преувеличения скажу, что в эти дни многострадальная Южная Осетия находилась на грани гражданской войны.
Трагическую ситуацию в Цхинвале внимательно мониторили в Тбилиси. Представители Саакашвили, обязанные общаться со СМИ, заранее торжествуя, обвинили во всем происходящем, разумеется, Россию и лично Владимира Путина. Но главное слово в примирении сторон, осталось, разумеется за Москвой. Титанические усилия приложила для этого делегация России во главе с представителем администрации президента РФ Сергеем Виноградовым.
В условиях, когда до конфликта не доставало любой маломальской искры, Кремль, на удивление, принял адекватное решение, подтолкнув Эдуарда Кокойты сложить полномочия, то есть, буквально следовать букве закона. Пожалуй, это самый адекватный (хотя и запоздалый шаг) в отношении Южной Осетии и Кавказа в целом за последнее время, не считая ввода также запоздалого ввода российских войск в Южную Осетию и Абхазию в августе 2008 года.
Дело в том, что Эдуард Кокойты сам стал заложником ситуации. Не имея возможности баллотировать на новый срок по Конституции РЮО, он заранее объявил, что уходит. Его преемником называли Анатолия Бибилова, главу МЧС республики. Якобы, его кандидатура устроила Кремль. Но Бибилов не смог тягаться по популярности с той же Аллой Джиоевой. В итоге ситуация, близкая к вооруженному противостоянию, заставила Кокойты делать противоречивые заявления о своей собственной политической судьбе, что уже не могло устраивать Москву, разумно требующую предсказуемости на своих границах и, тем более, на Кавказе.
Итак, Эдуард Кокойты уходит, несмотря на то, что однозначно заявлял СМИ: женщина во главе республики – это нереально в условиях Кавказа. И в этом он оказался не прав. Осетинские женщины испокон веков жили в условиях войны вместе со своими мужьями, бывало – брали в руки оружие, прекращали кровную распрю мановением руки. И уже не кажется незыблемой позиция Верховного суда республики, не пускавший Аллу Джиоеву участвовать в мартовских выборах. Это решение уже не важно.
Почему в Цхинвале говорят о победе Джиоевой? Потому что она в молниеносный для политика срок превратилась в лидера, сумев не совершить ошибок и с достоинством принимая удары судьбы и противодейсвие конкурентов. Даже сейчас, во время ликования своих сторонников, Джиоева выдерживает классическую паузу, что присуще опытным политикам – она заявляет, что еще не приняла решение о том, будет ли баллотироваться на третий срок.
Те, кто кричал о прогрузинской позиции экс-министра образования Южной Осетии, выглядят жалко. Поскольку быть прогрузинским политиком в Южной Осетии невозможно. Проще устроить публичную кастрацию на площади у фонтана в центре Цхинвала.
Прорыв на «югоосетинском фронте» говорит о том, что если события будут развиваться по благополучному сценарию, то, наконец, заслуженное внимание властей республики получит Герой Осетии Анатолий Баранкевич, во многом благодаря которому осетины не отступили и насмерть сражались в оккупированном грузинской армией Цхинвале в первые часы и дни 08.08.08. Глава Совбеза республики лично жег грузинские танки на улицах города из РПГ, в то время как Эдуард Кокойты был укрыт охраной в родном Джавском районе. Кстати, винить его в этом не стоит, поскольку за Кокойты велась реальная охота грузинским военными спецслужбами. По сигналам сотовой связи и маячков в окружении президента РЮО била грузинская артиллерия, а несколько групп спецслужб Грузии получили команду на физическое уничтожение югоосетинского лидера. Поэтому его вывезли в безопасное место. Кстати, второе лицо республики – премьер Юрий Морозов вообще исчез во время боевых действий и не появляется до сих пор.
Но с осетинами в городе оставался именно Баранкевич, который после этого попал в демонстративную опалу властей республики. Кстати, это тоже здорово подпортило имидж властей, которые по старой бюрократической традиции умудрилось кроме реальных наград вручать ордена и медали не участвовавшим, и игнорировать отличившихся, а то и героев. Ведь если в Осетии кто услышит позывной «Волга» или увидит Баранкевича воочию, то почтет за честь пригласить в свой дом и разделить с офицером стол.
В этой ситуации всем сторонам конфликта важно сохранить лицо. Эдуарду Кокойты – достойно, без скандалов и провокаций уйти в отставку, открыв поле деятельности будущему главе республики, чьё имя станет известно в марте 2012 года. Кокойты, при котором Южная Осетия обрела независимость, в чем его огромная заслуга, уже поблагодарил силовиков республики за мудрость и хладнокровие, что позволило избежать жертв.
При этом новым властям предстоит деликатная миссия – обеспечить гарантии неприкосновенности бывшим лидерам республики не только на законодательном уровне, но и в действительности. В конце концов, в Южной Осетии было не так много президентов, чтобы поносить и преследовать их после окончания полномочий.
Кстати, Кокойты – первый президент РЮО.
Учитывая эмоции и национальные особенности осетинского народа, предстоит сделать многое, чтобы удержать ситуацию в цивилизационном русле. Нужно отдавать отчёт, что в такой ответственный момент недоброжелатели извне могут искусственно спровоцировать столкновения в республике. Кстати, как говорят в Цхинвале, недавний обстрел квартиры генрокурора РЮО г-на Хугаева из этой серии.
В целом, если информация о достигнутых договоренностях подтвердится и не будет дезавуирована одной из сторон, что случается в политике, то можно признать – осетинский народ продемонстрировал довольно высокую политическую культуру. И это – самый существенный камень в огород южных соседей, обвинявших Южную Осетию в несостоятельности и полном контроле Москвы. Ныне Тбилиси, утратившим национальный суверенитет, стоит помолчать. Любое слово в русле традиций грузинской политики последних десятилетий окажется глупостью.
Фото с osinform.ru
Ярослав Таманцевhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=10&newsid=15243