Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 17:26:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Любовь к отеческим гробам  (Прочитано 3346 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 23 Февраля 2012, 09:03:55 »

Любовь к отеческим гробам
Любить прошлое, благоговеть перед его святыней…


Надгробный памятник Ф.М. Достоевского

Пушкин в известном черновике 1830 г . оставил нам запись, которую мы держим в   русских сердцах уже почти два века, правда, распоряжаемся этим завещанием порой странно, даром что цитируем весьма часто:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его...

Светское сознание отметит у Пушкина парадокс: вослед за родным пепелищем (то есть отчим домом) поэт отеческие гробы в последнем катрене называет «животворящей святыней». Более того, «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир — пустыня, / Душа — алтарь без божества». То есть: гробы являются животворящими, жизнью наполняющими Землю, нашу земную жизнь!

Ого. Это мысль православного человека, глубоко духовного. В какового Александр Сергеевич вполне развился к тридцати своим годам. По мнению русского философа С. Франка, справедливо полагавшего Пушкина выдающимся религиозным мыслителем, «замечательна та философская точность и строгость, с которой здесь изображена связь духовного индивидуализма с духовной соборностью: «любовь к родному пепелищу» органически связана с любовью к родному прошлому, к «отеческим гробам», и их единство есть фундамент и живой источник питания для личной независимости человека, для его «самостояния», как единственного «залога его величия» <…> Единство этого индивидуально-соборного существа духовной жизни пронизано религиозным началом: связь соборного начала с индивидуальной, личной духовной жизнью основана «по воле Бога самого» и есть для души «животворящая святыня». Само постижение и восприятие этой связи определено религиозным сознанием, тем, что Достоевский называл "касанием мирам иным"».

Одним из таких отчетливых мест сердечного, но и духовного касания мирам иным для всякого русского человека является и монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского в Санкт-Петербурге, именуемый Лаврой. Туда нас ноги сами ведут всякий раз, когда мы приезжаем «навстречу Северной Авроры».

Теперь у входа в эту прославленную обитель стоит новый памятник святому равноапостольному князю Александру, честные мощи которого покоятся в главном храме Лавры — Троицком.

Но, проходя к Троицкому собору по узкому лаврскому переулочку и мостику, прихожанин минует два старых некрополя, остающихся по левую и правую руку. То есть к окормлению вечному человек проходит сквозь сонм великих могил.

* * *

Троицкий монастырь был создан по приказу Петра, усмотревшего в устье Черной речки «изрядное место». Первое упоминание обители в документах — июль 1710 г ., когда Петр I, осмотрев участок близ впадения Черной речки в Неву, повелел строить здесь Александро-Невский монастырь, поскольку эта территория считалась предполагаемым местом победы в 1240 г . войск князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве. Петром предполагалось воспитывать здесь ученое монашеское братство — для подготовки настоятелей крупных монастырей России.

Через два года после окончания Северной войны Петр повелел принести в новый город на Неве мощи святого благоверного князя Александра Невского. До того они пребывали во Владимире. В 1723 г. через Москву и Новгород их доставили в Шлиссельбург. Лишь через год после их исхода из Владимира, в августе 1724 г., царь Петр на ботике сопровождал раку со св. мощами по Неве. В 1790 г. мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невского монастыря, где пребывают и ныне. Рака с мощами теперь установлена на свое историческое место. Ежедневно перед мощами поются акафисты, звучат молитвы, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В Троицком соборе возле серебряной раки со св. мощами князя Александра Невского хранился ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 г . Тут подвизались известные молитвенники: архимандриты Евгений (Болховитинов) и Иоакинф (Бичурин),   Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, схимонах Досифей и его ученик Варлаам, впоследствии Тобольский архиерей. К здешнему старцу Алексию перед отправлением в г. Таганрог в 1825 г . приезжал Император Александр I. По преданию, войдя в келью, он увидел черный гроб. «Смотри, — сказал ему схимник, — вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго».

Обитель получила статус Лавры в 1797 г . по указу императора Павла I. По проникновенному слову о. Сергия Булгакова, «представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ».

* * *

Кто же покоится в Лавре?

Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этой небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев. В 1717 г. была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.
С 1947 г. в Лазаревской усыпальнице располагается музейная экспозиция — более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.

Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.

На Лазаревском кладбище — том, что остается от вас по левую руку, когда идете в Лавру от Невского проспекта — похоронены ученые М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, писатель Д. И. Фонвизин, архитекторы Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, живописец В. Л. Боровиковский, скульпоторы Ф. И. Шубин, П. К. Клодт, и И. П. Мартос, описатель Камчатки Крашенинников. Волконский, Оленин, вдова Александра Пушкина Н. Н. Ланская (все же удивляющее словосочетание, не правда ли?) и многие другие деятели культуры и науки. Знатные особы — Голицыны, Трубецкие, а также генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский, морганатический  супруг императрицы  Елизаветы Петровны . Здесь и могила друга царя Петра А. К. Нартова — посадского человека, дослужившегося до академиков, изобретателя, как пишут справочники, «первого в мире  токарно-винторезного станка  с механизированным  суппортом  и набором сменных зубчатых колес».

* * *

К началу XIX в. на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 г. неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 г. в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь в честь иконы Тихвинской Божией Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.

С 1830-х все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь Мастеров Искусств), которое было в два раза больше Лазаревского. Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 1930-х, после чего оно было закрыт на реконструкцию и приобрело статус мемориального парка. Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб многим памятникам некрополя, но в послевоенные годы были проведены тщательные реставрационные работы, вернувшие музею его первоначальный облик.

Некрополь Мастеров Искусств — он по правую руку — создан в 1940-х гг. на месте практически полностью уничтоженного Тихвинского кладбища и объединяет около 200 надгробий. В Некрополе покоятся композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Р. И Чайковский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, писатели Н. М. Карамзин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, художники А. А. Иванов, П. А. Федотов, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, архитектор А. В. Щусев, скульптор М. К. Аникушин, критик «Могучей кучки» Стасов, и другие. Пантеон деятелей российской культуры, аккумулятор останков лучших людей Петербурга, составивших за многие годы непостижимую душу города и славу его.

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие. Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 г., когда скончался знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов — народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра. Режиссер похоронен между Южной и Черкасовской дорожками, автором бронзово-стального креста на постаменте является скульптор Л. К. Лазарев, 1992 г. Это единственный в музейном некрополе мемориальный памятник советского времени, образное решение которого восходит к традиционной форме креста с Распятием.

Эффектно и надгробье писателя Достоевского. Черная голова Федора Михайловича глядит со стелы взыскующе, словно говоря: «Если Православие невозможно для просвещенного, то вся сила России — временная…»

Быть может, еще одно известное сочинение Пушкина посвящено именно этому некрополю: «Когда за городом, задумчив, я брожу / И на публичное кладбище захожу, /     

Решетки, столбики, нарядные гробницы…»

* * *

В Благовещенской церкви Лавры со времен Петра находили упокоение члены императорской фамилии. Хотя сам Петр похоронен в Петропавловской крепости; как и так называемые «останки» Семьи Царственных страстотерпцев, которые, кстати, не признаны Церковью таковыми. Недавно, после предоставления Зарубежной Церковью частицы св. мощей сестры Государыни — св. Елизаветы Феодоровны, были проведены действительно независимые исследования; экспертиза опровергла принадлежность перезахороненных в Петропавловской крепости останков членам семьи Государя Императора Николая II. Есть мнения, утверждающие, что возраст останков, которые пытались выдать за «царские», намного моложе: покойников сбросили в екатеринбургский могильник всего лет 60 тому назад.

У северной стены Благовещенского собора в пол вмурована мраморная плита «здесь лежит Суворов». Солдаты разных эпох России клялись в верности Отечеству у суворовского надгробья в Лавре.

* * *

А всего у Александро-Невской Лавры три кладбища. Есть еще и Никольское, пока не ставшее музеем, хотя и собравшее тоже целый пантеон выдающихся персон. Оно открыто в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Именно поэтому кладбище поначалу называли Засоборным, но в дальнейшем переименовали в Никольское по имени церкви, построенной неподалеку в 1868—1871 гг. Для украшения этого некрополя в северной его части был выкопан небольшой округлый пруд, придающий пейзажу особенную живописность.

Тут упокоены герой Порт-Артура, в нем же и погибший в 1904 г. генерала Р. И. Кондратенко; многострадальный сын поэтов Ахматовой и Гумилева, выдающийся историк и географ Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) с супругой; а также митрополит   Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), почивший в 1995 г.

На Никольском кладбище можно найти много часовен-склепов, оформленных по моде того времени в древнерусском стиле. Такие известные мастера, как Р. Бах, И. Шредер, Н. Лаверецкий и прочие, увековечили многих богатых и знатных людей в бронзе, граните и мраморе, создав множество великолепных скульптурных изображений, гармонично вписывающихся в пейзаж Никольского клабища. Здесь же можно найти интересные мемориальные памятники в стиле «модерн», роскошно украшенные мозаикой и майоликой.
Из трех кладбищ, входящих в состав некрополя Александро-Невской лавры, лишь Никольское кладбище не имеет статус музея. В 1970-е годы оно было тщательно отреставрировано, а в Никольской церкви был произведен капитальный ремонт. В 1985 г . Церкви был возвращен Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 г . В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Из новейших известных захоронений Никольского — могила знаменитого хирурга Федора Углова и мэра города на Неве Анатолия Собчака и депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой. Это тоже уже история, хотя эти политики — и не наши герои.

Священномученик Сергий Мечёв написал для нас в 1929 г .: «Любить прошлое, благоговеть перед его святыней, помнить о том, что много людей прекрасно прожили свой век здесь, на земле и оставили нам памятники, по которым мы можем учиться жизни в Боге и подвиге».

Ну что ж, привелось и нам побродить под некропольским снегом, посидеть на лавке в парке и, поставив свечу у раки Александра Невского в Свято-Троицком соборе, прощаясь с Петербургом, снова свернуть на аллею «отеческих гробов».

Станислав Минаков
http://voskres.ru/history/minakov1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!