Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 23:46:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Николай Коняев: «Это, безусловно, выдающийся писатель»  (Прочитано 2538 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Марта 2012, 15:08:23 »

Николай Коняев: «Это, безусловно, выдающийся писатель»

Известный писатель о жизни и творчестве Валентина Распутина в преддверии его 75-летия



15 марта 2012 года исполняется 75 лет выдающему русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину. О жизни и литературном творчестве писателя рассуждает в интервью «Русской народной линии» секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев.

Это, безусловно, выдающийся писатель. Это писатель, который пришел в нашу литературу, когда в ней ощущалось голодание на правдивую, настоящую прозу о русской жизни, о русской глубинке. Он, естественно, работал не один, ему помогали его ближайшие сподвижники более старшего возраста. Это и Василий Иванович Белов, это и Василий Макарович Шукшин, это и Федор Абрамов, и Виктор Астафьев. Помогали не только по-деловому, а помогали как литераторы, как писатель может помочь писателю. Они разрабатывали очень близкий материал. Валентин Распутин сумел продвинуться дальше, как мне кажется, чем эти писатели. Он в каком-то смысле более глубок.


Н.Коняев

Конечно же, Валентин Распутин - это совершенно необходимая часть современной литературы. Его присутствие совершенно необходимо современной литературе. Хотя, конечно же, в последнее десятилетие роль его в общественном сознании несколько снизилась, но, по-прежнему, книги его остаются с читателем, формируют читательское мировоззрение современного человека.

Сам я знаком с Валентином Распутиным, мне приходилось с ним сталкиваться. Я всегда обращал внимание на то, что этот человек не просто стремится сказать какие-то правильные слова, но он всегда стремится в меру своих сил чем-то помочь коллеге. Я несколько раз ездил по его приглашению на фестиваль, который он проводит в Иркутске, «Сияние Севера». Этот праздник действительно становится праздником русской литературы в Иркутске, и не только в Иркутске, а во всей Иркутской области, на Байкале. Причем он так умеет организовать этот праздник, что он оказывается полезным не только жителям Иркутска, но и тем, кто приезжает на него. Во всяком случае, возвращаясь с «Сияния Севера», я всегда чувствовал себя обогащенным духовно.

Валентин Григорьевич всегда старается помогать современным писателям - и более молодым, и своим сверстникам. Литература для него настолько родное дело, что он не может быть равнодушным ни к одной судьбе русского писателя.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/10/nikolaj_konyaev_eto_bezuslovno_vydayuwijsya_pisatel/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 14 Марта 2012, 17:44:54 »

Станислав Куняев: «Все, что он написал, было на высочайшем уровне»

Известный русский поэт и публицист о Валентине Распутине, 75-летие которого отмечается завтра



15 марта 2012 года исполняется 75 лет выдающему русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину. О жизни и литературном творчестве писателя рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев.

Я познакомился с В.Г.Распутиным в 1958 году, когда был направлен на работу в Тайшетский район Иркутской области и через несколько месяцев приехал в Иркутск. Там я и встретил молодого человека - немногословного, крепко сложенного, с внимательным взором. Тогда еще не было создано его знаменитых произведений, он работал в молодежной газете. Я регулярно читал эту газету и тогда еще выделил его удивительную точность в описаниях простых событий, в характеристиках людей, в замечательном глубоком и свежем русском языке, который отличался от всех других журналистских материалов в газете.


С.Ю.Куняев

С тех пор прошло несколько десятилетий. Значение творчества Распутина столь велико, что его трудно определить в нескольких словах. «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Мать Ивана, дочь Ивана», у него не было неудач.

Все, что он написал, было на высочайшем уровне нравственности, художественной формы и таланта. Он один из немногих писателей 60-х годов, когда был разгар оттепели и разгул либеральных идей, который спас честь русской литературы, протянув мосточки и ниточки к великим традициям пушкинской, бунинской прозы, к великой русской литературе XIX и начала XX веков. Как бы ни повернулось время, оно уже не засыплет песком забвения его имя и его произведения.

Журнал «Современник», которым я руковожу, печатал все произведения Распутина. Он иногда печально шутил, отвечая на вопрос, в каких журналах он печатается, говоря, что у него одна жена, одна Родина и один журнал. Мы гордимся, что с нами до сих пор сотрудничает великий писатель земли русской Валентин Распутин.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/14/stanislav_kunyaev_vse_chto_on_napisal_bylo_na_vysochajshem_urovne/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 15 Марта 2012, 10:39:12 »

Владимир Крупин: «Книги Валентина Распутина – молитва за Россию»

Известный русский писатель о творчестве классика, 75-летие которого мы отмечаем сегодня



15 марта 2012 года исполняется 75 лет выдающему русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину. О жизни и литературном творчестве писателя рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин.

Как ни вытесняет современная электроника книги, они сохранились и сдаваться не собираются. В них, в отличие от призрачных текстов виртуального пространства, есть осязаемость. Их можно взять в руки, перелистать, открыть на любимых страницах. В них есть магнитная сила. Рука сама тянется к книжным полкам. А как иначе? «Прощайте, друзья мои», - сказал Пушкин перед смертью, обратясь к книжным шкафам. Пушкин в книге и Пушкин в электронном варианте – это очень и очень разное. Как без его книг? И вообще, как без народных сказок, былин, без Творений святых отцов, без Державина, Тютчева, Гончарова, Достоевского, Шмелёва, Есенина, Шолохова, Твардовского? И в этот почётнейший список уже при жизни по праву вошёл наш современник, признанный классик Валентин Распутин.

Его книги – достойное завершение литературы двадцатого века, новое подтверждение того, что русская литература – ведущая в мире. Почему? Она выращена Православием. Одно только название повестей: «Деньги для Марии», «Вверх и вниз по течению», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы « Василий и Василиса», «Уроки французского», которые, по сути, тоже повести, одно их перечисление вызывает в нашем сознании образ нашей России. Любовь к ней – главное в творчестве Распутина.

«В непогоду», так называется один из последних рассказов писателя. Штормовые ветры, метели описаны так, что именно мы сами виноваты в затяжном непогодье. А так оно и есть. Святитель Иоанн Златоуст напрямую связывал климат и нравственное состояние людей. Да, давно в России непогода. И переживать это нелёгкое время нам помогают книги Валентина Распутина. Потому что его герои среди нас, герои сильные характером и сильные душой.

Книги Валентина Распутина – молитва за Россию, которую пишет её верный, высокоодарённый от Господа талантом сын.

Но какая же невыносимо тяжелая жизнь досталась ему. Голод и нищета детства и отрочества, нехватки и лишения юности, тяжелейшее становление писательской жизни. А внешне всё, как сказке: взлёт от судьбы Золушки к члену Президентского совета, к орденам и медалям, званиям, премиям. Герой соцтруда, секретарь Правления СП СССР, депутат Верховного Совета, почётный академик Российских и зарубежных академий… И поездки на все континенты, во все стороны света, сотни книг, спектакли во многих театрах, переводы на десятки языков планеты… хватило бы всего этого на десятерых.

Но Распутина, закалённого сибирской русской жизнью, воспитанного в высоконравственной трудовой семье, человека скромнейшего, не сломили ни огонь испытаний, ни мутные воды современности, ни медные трубы всесветной славы. Сорок лет я знаю его, и руку даю на отсечение – Валентин Распутин по характеру как был мальчишкой из деревни Аталанка на Ангаре, так и остался. Боже мой, сколько он испытал, сколько перестрадал. На него столько свалилось горя, бед и несчастий, болезней, что под их тяжестью многие бы давно рухнули.

И всегда он бросался на помощь, когда видел несчастья других. Тысячи и тысячи писем, сотни статей и предисловий. Бесчисленное количество встреч и звонков, когда устраивал чьи-то дела. Сколько же корыстных людей пользовались его добротой. Помогал и им, и никого, истинно по-христиански, не упрекнул. А скольких молодых писателей вывел, что называется, в люди. И эти сотни и сотни заседаний, съездов, пленумов, постоянные поездки по стране, выступления. Это ведь только со стороны кажется, что фруктово жить писателю, когда он идёт к микрофону, а зал встаёт, устраивает овацию. А каково ему, если он Распутин? Совестливый, мучающийся и перед тем, как говорить и после того, как уже выступил. И может быть, кто-то подумает, что вся, без исключения, писательская братия его любит так же, как читатели? Или, может быть, уже исчезли из жизни зависть и злоба?



Только при его помощи и только благодаря ему вырос над Ангарой, в Усть-Уде, храм. Весь золотой, светящийся, он оживотворил пространство, а колокольный звон и молитва одухотворили его. В Усть-Уде Распутин закончил десятилетку. Радостно было видеть писателя среди земляков. Деточки и взрослые вышли на сцену, настойчиво вызвали на неё Валентина Григорьевича, и исполнили трогательную песнь о своём знаменитом земляке, а знаменитый земляк стеснялся такого внимания. Воистину: чем человек значительней, тем он незаметней.

Господь, давая каждому из нас жизненный Крест, знает наши силы, и крест не по силам не даёт. Значит, как же надеется Господь на раба Божия Валентина, что попустил ему такие страдания. Израненный отец мало пожил после войны, росли без него. И мама до старости не дожила. Рано ушёл из жизни младший брат. Умер маленький сыночек, это ещё в Красноярске, погибла в Иркутске, в авиакатастрофе, любимая умница и красавица дочь Мария. А самого дважды не просто избивали, а в прямом смысле убивали. Сколько больниц прошел, сколько операций. Только сибирское здоровье, только могучая наследственность, только молитвы за него помогали выкарабкаться Валентину Григорьевичу.

А ещё и, может, это главное – любовь к нему тех, кто любит Россию. А любовь самого писателя к родине – душа всех его трудов. Если сравнить количественно написанное Распутиным, с другими писателями, то заметно, что написал он меньше многих. Да, так. Но сказал больше, вот в чём дело. Русский язык радостно подчинился прозаику и помог высказать то сокровенное, чем живёт народ. И как ни надрываются ненавидящие Россию говорящие и пишущие, веры им нет. А в Распутина поверили сразу и навсегда. Потому что каждое его слово обеспечено страданиями за Россию, любовью к ней.

И каждый русский дом, все мы, сердечно поздравляем любимого нами писателя, желаем ему новых трудов, долгоденствия и дружно возглашаем: - Рабу Божию Валентину, великому труженику и заступнику за землю нашу Русскую, за Россию нашу единственную, многострадальную:

Многая и благая лета!

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/15/vladimir_krupin_knigi_valentina_rasputina_molitva_za_rossiyu/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 16 Марта 2012, 09:42:28 »

Светлана  Замлелова

Не предай!

В.Г. Распутину - 75



Добро и зло в наше время поменялись ролями. Добро стало смешным и немодным. Зло преподносится как нечто естественное и необходимое. Добро теряет доверие. Зло обретает несокрушимое алиби. Кому-то удалось вывернуть мир наизнанку и убедить остальных, что так и должно быть. Этот новый мир, получивший название «постмодерн», отличает склонность к отрицанию и разрушению. Традиции и старые формы не могут восприниматься всерьёз постмодернистским сознанием, требующим уничтожения всего, что проникнуто традиционным пафосом.



Человек, добившись послабления своей зависимости от природы, не выдержал напряжения и решил удовольствоваться достигнутым. Как школьник, которому ради пятёрок надоело корпеть над учениками, забрасывает книги и отдаётся улице.

Когда-то ради уменьшения страданий и высвобождения из оков физического мира, человек стремился открыть тайны мироздания и обернуть полученное знание себе на пользу. Это требовало предельного напряжения сил, самоотдачи, а зачастую и самоотречения. Но уже в XIX в. К.Н. Леонтьев предсказывал появление среднего человека, самоуверенного и заносчивого, ориентированного на сиюминутные потребности и бесконечную борьбу за свои права. В XX в. Х. Ортега-и-Гассет зафиксирует, что современному среднему европейцу присущи две черты: «беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врождённая неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь».

Почему сегодня стало возможным то, что мы называем «пересмотром результатов Великой Отечественной войны», «фальсификацией истории»? Проще всего было бы найти внешнего врага и спихнуть вину на него. Но не сидит ли этот враг в нас самих? И не говорит ли это о том, что наш современник просто перестал понимать, ради чего, собственно, жили прошлые поколения? Когда Зою Космодемьянскую объявляют сумасшедшей и, ничтоже сумняшеся, говорят о ненужности и бессмысленности её подвига, происходит это потому, что судьи Зои не понимают значения слова «самоотверженность». Точно так же, как зулус не понимает индейца, а магрибинец - китайца. Человек постмодерна живёт другими ценностями, среди которых всё меньше традиционных, ещё вчера понятных подавляющему большинству. В вопросе освобождения такой человек пошёл дальше предшественников, он нацелен на освобождение и от моральных уз, от всего того, что подавляло инстинкт, обязывало к самодисциплине и налагало ответственность. Он стремится избежать любого напряжения в пользу личного удобства и расслабленности. Появление этой расслабленности, как некоего жизненного ориентира, многое способно объяснить в нашей жизни. Так, например, вера и творчество немыслимы без проявления воли, без предельного напряжения сил. Но когда гедонизм попадает в разряд ценностей, стоит ли удивляться тотальной нравственной деградации и предельному творческому оскудению.

Но «отрицание» и «разрушение» - это всего лишь слова, не объясняющие сути и не дающие оценки. Когда человек отрекается от того, что ещё недавно считал святым, отрекается не потому, что святое вдруг обернулось своей противоположностью, а потому что, отрекшись, он оказывается в более выгодном и удобном положении, вне постмодернизма такое деяние назовут «предательством». Постмодернизм пытается убедить нас, что в предательстве нет ничего худого. Что для человека естественно поступать в соответствии с собственной выгодой и удобством. Но постмодернизм возник не сразу и вдруг. У него были свои апостолы и пророки, свои адепты и апологеты. Носители его идей жили всегда, с тою лишь разницей, что это были изгои и одиночки. Но время пришло, и постмодернизм не просто пожалел и оправдал их, гонимых жестокой традицией, но и назначил выразителями истины, сводимой к утверждению, что истины нет.

Русская литература давно уловила, что надвигается что-то новое и страшное, что с человеком происходит необоримое - формируется новый человеческий тип. И тип этот страшен тем, что знает свои права и существует по законам своего удобства.

Тема предательства звучит во многих произведениях В.Г. Распутина. Писатель кропотливо исследует разные стороны и разные проявления предательства. Подчас оно очевидно, подчас сокрыто от глаз. А бывает и так, что человек и сам не в силах разобраться, предал ли он.

В повести «Последний срок» (1970) взрослые дети предают старуху-мать. Вопреки прогнозам, старуха не умирает, а идёт на поправку, чем вызывает досаду приехавших на похороны к матери и потратившихся на дорогу детей.

Оказавшись на исходе войны в госпитале недалеко от дома, герой повести «Живи и помни» (1975) Андрей уверен, что перед возвращением на фронт ему позволят съездить домой. Но ему не позволили. И Андрей, не устоявший перед соблазном, ушёл сам. Дезертировал. Предал. И теперь уже перед страшным выбором - предать мужа или самоё себя - оказывается жена Андрея Настёна. Конец Настёны предрешён в тот момент, когда настала необходимость выбирать. Потому что любой её выбор несовместим с обычной, размеренной жизнью. Любой выбор - слишком тяжёлая ноша, которая едва ли по плечу Настёне. И ношу эту взвалил на Настёну Андрей, предавший не только Родину, но и жену, родителей, односельчан. Наслаивающиеся одно на другое предательства приводят к трагедии.

В повести «Прощание с Матёрой» (1976) всё выглядит не так определённо и однозначно. Строят на Ангаре электростанцию, и вода должна подняться и затопить деревню, людей из которой переселяют в новый посёлок. Но вместе с деревней уйдут под воду и отцовский дом, и кладбище, где лежат деды и прадеды, и пашня с хорошей, жирной землёй. Мучаются старики, что именно на их долю выпало бросить деревню, предать свою малую Родину.

Если в повести «Живи и помни» герои, раз предав, гибнут, то чем дальше во времени разворачивается повествование, тем более незаметным и естественным выглядит предательство. Писатель и сам хочет разобраться в причинах надвигающегося перелома и осознать его возможные последствия. Он смотрит на происходящее глазами разных людей, перевоплощаясь то в одного, то в другого своего героя и рассуждая устами каждого из них. А поскольку действие большинства произведений В.Г. Распутина разворачивается в деревне, то и герои его большей частью оказываются мудрствующими простецами. Все они вместе с автором чувствуют надвигающиеся перемены и стараются понять причины их неотвратимости. Никто из них не знает слова «постмодернизм», но каждый знает, что «путаник он несусветный, человек твой. Других путает - ладно, с его спросится. Дак он ить и себя до того запутал, не видит, где право, где лево <...> Будто как по дьяволу наущенью» («Прощание с Матёрой»). В меняющемся, выворачивающемся наизнанку мире герои В.Г. Распутина чувствуют себя неуютно. И зачастую, будучи не в силах прижиться в нём, задаются вопросом: как и зачем жить дальше, если «можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, за что держались ещё недавно всем миром, что было общим неписанным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство» («Пожар» 1985). Сегодня, когда перелом произошёл и прежний человеческий тип сменился новым, эту мысль можно смело продолжить: а то, что было предательством, стало твердью.

Проза В.Г. Распутина оказалась пророческой по отношению к настоящему времени. Исследуя феномен предательства, его психологию и философию, В.Г. Распутин предупреждал своего современника о грядущих и неотвратимых переменах, о том, что «свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чём вечно держались?» («Пожар»).

Одним из первых в русской литературе начал В.Г. Распутин дискуссию о постмодернизме. Его проза - не просто плач по селу, понятный исключительно советскому крестьянину, не просто исследование деревни. Это размышления о месте русской цивилизации в эпоху крушения одной системы ценностей и становления другой. Узкое определение «писатель-деревенщик», ограничивающее масштаб писателя околицей, так же неприменимо к В.Г. Распутину, исследующему взаимоотношения Человека со Злом, как, например, «бытописатель» неприменимо к М.Е. Салтыкову-Щедрину. Опасность постмодернизма, о которой предупреждал В.Г. Распутин, заключается в его нацеленности на окончательное освобождение человека. Освобождение от угнетающих личность традиции и морали. Но освободившись от морали, признав, что нет единой истины, человек, возможно, и сам того не желая, окажется в условиях естественного отбора, когда перед ним откроются лишь два пути - для одних к озверению, для других - к оскотиниванию. Потому что, как утверждает постмодернизм, человек - это не образ Божий и даже не разумное существо. «Человек» больше не звучит гордо.

Творчество В.Г. Распутина - это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв вернуться не к дедовской старине и патриархальности, но к самим себе, призыв сохранить подобие Божие, чтобы оставаться людьми.

http://www.ruskline.ru/analitika/2012/03/16/ne_predaj/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106522

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 17 Марта 2012, 06:31:03 »

Патриаршее поздравление В.Г. Распутину с 75-летием со дня рождения



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил писателя В.Г. Распутина с 75-летием со дня рождения.

***

Сопредседателю Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, члену Патриаршего совета по культуре, члену Союза писателей России В.Г. Распутину

Уважаемый Валентин Григорьевич!

Сердечно поздравляю Вас с 75-летним юбилеем.

Вы посвятили свою жизнь и таланты служению слову и народу. Созданные Вами произведения воспитывают в читателе христианские чувства, утверждают духовно-нравственные и патриотические ценности. Своим трудолюбием, высоким профессионализмом, открытым и добрым отношением к окружающим Вы снискали любовь многих людей, авторитет и признательность представителей разных поколений. Отрадно также отметить, что на протяжении долгого времени Вы принимаете самое активное участие в деятельности Всемирного русского народного собора, внося свой вклад в упрочение связей Русского мира.

В этот знаменательный для Вас день примите мои искренние пожелания дальнейших творческих свершений, духовной радости и помощи Божией. Да обновит Господь Ваши душевные и телесные силы, сохраняя в крепком здравии на многая лета.

С уважением

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


http://www.sedmitza.ru/news/2859290.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!