Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 20:42:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Вот, что нас губит!  (Прочитано 2269 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Смирнов Игорь Павлович
Новичок
*
Сообщений: 8


Просмотр профиля
православный христианин
« : 18 Апреля 2012, 12:57:05 »



ВОТ,  ЧТО  НАС  ГУБИТ !
 
«Живи людям себе!»
  (древняя русская пословица)

Недавно на улице города я стал невольным свидетелем такого разговора, который до глубины души затронул меня и явился последней каплей, заставившей взяться за эту статью.
Беседовали двое молодых мужчин в присутствии своих жён и 10 – 12 летних детей: мальчика и девочки. Речь шла об их общем знакомом. Вот отрывок из этого диалога:
 - Я ему говорю: зачем ты звонишь мне? Ведь я не донимаю тебя своими проблемами! Вот и сейчас тоже… Какое мне дело, что у тебя пропал сын?! Это твоя проблема, у меня и своих хватает!
 -  Он и мне сегодня утром звонил. Тоже жаловался! Назойливый,  как муха.  Делится своими неприятностями, плачется в чужую жилетку! Не хочет понять, что его проблемы никому не интересны!
Какой-то неизвестный мне человек искал помощи, сочувствия, соучастия  у своих, видимо, довольно близких знакомых, а встретил жестокое равнодушие чёрствых эгоистов! Такими же будут (если уже не стали)  их жёны и дети.
Не помнят они старинной русской пословицы: «Пьём, едим, как люди: чем же мы нелюди!»

В метро на станции «Невский проспект» часто вижу пожилую, полную, болезненного вида женщину. Опершись о стену и широко расставив ноги, она виртуозно исполняет на скрипке классические вещи. На полу перед ней - тарелка с несколькими монетами. Без сомнения она – профессионал, скорее всего преподаватель. У неё, наверняка, когда-то было много уважающих и любящих учеников. Может быть, кто-то из них многого достиг в жизни. Скорее всего, у неё хорошо развито чувство собственного достоинства, она помнит былую честь, оказываемую ей учениками и коллегами. Но мизерная пенсия, современная тяжёлая жизнь заставили «выйти на панель». Людям  бы ей посочувствовать. А вместо этого слышу:  «Знаешь, сколько эти попрошайки зашибают!?»
На тротуаре лежит человек. Может быть, он мёртв, болен или просто пьян.  Прохожих это не интересует! Они, обойдя его или даже перешагнув, спокойно продолжают свой путь. Так он может пролежать очень долго. А если ему была необходима срочная медицинская помощь, и он её не дождался?
В автобусе, битком набитом пассажирами, молодой тщедушный парень вытащил из кармана сгорбленной старушки кошелёк. Она схватила его за рукав, держит и взывает о помощи. Однако рядом стоящие крепкие, рослые молодые люди, по виду студенты, мирно продолжают беседу. Их много, а воришка  один. Не думаю, что они боятся его. Просто не хотят связываться:  равнодушны к чужой беде! На остановке вор с кошельком  спокойно выходит из автобуса. Пенсионерка рыдает. Возможно, она лишилась своей пенсии и на месяц осталась без средств к существованию!
Телевидение сообщает: забеременела одиннадцатилетняя девочка, тринадцатилетний мальчик задушил своего  одноклассника, мошенники продали за один доллар морское судно и т. д. и т.п.  Возмущения общества (электората, как сейчас принято называть население) не слышно! 
В обывательской среде я не заметил бури негодования и по поводу бесподобных по жестокости и бесчеловечности событий в Беслане, взрывов в Москве и других наших городах, тем паче, - террактов за рубежом. Страх за себя у людей есть, а желания взяться всем миром за искоренение общего зла – нет!
Идёт очередной призыв в российскую армию. Опрос призывников показал: только четырнадцать процентов готовы защищать Отечество. Остальные заявили, не стесняясь, что в случае войны сразу дезертируют или сдадутся в плен! Думаю, что это даже «нашему» правительству не должно понравится! Кто же его безграничные возможности по обогащению будет защищать!? МВД и охрана здесь не помогут! Они пригодны только для войны с безоружными стариками на демонстрациях!
Большинство людей равнодушны даже к действиям  правительства, направленным со всей очевидностью против них самих: повышению тарифов на жильё, инфляции, продаже земли, лишению заслуженных льгот и т.п. В акциях протеста участвуют только очень немногие! Естественно, в данном случае апатия властям на руку: народ безмолвствует – можно спокойно продолжать обирать его и дальше!
Хорошим показателем равнодушия наших людей является отношение к выборам депутатов всех ступеней. На избирательные участки с каждым годом приходит всё меньше и меньше. Даже денежные и водочные подачки кандидатов стали мало помогать. Россияне разуверились в возможность изменения своего положения в лучшую сторону, а в худшую – привыкли! Привыкли ко лжи властей, их  обещаниям райской жизни, морям крови в теле боевиках, назойливым страшилкам жёлтой прессы и….перестали реагировать! 
При желании, каждый читатель может к приведенным мною примерам сегодняшнего равнодушия соотечественников к ближнему, обществу, государству может добавить десятки других, своих!
Народа, как монолитного коллектива, объединённого и сплочённого общей идеей, единым порывом на достижение общих целей в нынешней России уже нет! Либерал-демократы своего добились!  Каждый живёт сам по себе и для себя. Лозунг: «Пепси! Бери от жизни (для себя любимого) всё!» реализован. А кто же будет восстанавливать разрушенную экономику (удваивать внутренний валовой продукт), возрождать Россию как мировую державу, с оружием в руках защищать её интересы? Да и будет ли вообще существовать страна, если никому ни до чего, кроме самого себя, дела нет!?
Л.Н. Гумилёв в своих работах приводит массу исторических примеров, как   исчезали народы, рушились государства и империи в результате утраты пассионарности, апатии, равнодушия людей. Не эта ли судьба ждёт и Россию? Может быть, нам пора очнуться, вспомнить: какими мы были, и постараться вернуться к прошлому!?
О былой доброте, любви к ближнему, неравнодушии, склонности к сопереживанию русских людей хорошо написал один из крупнейших историков XIX-го века  В.О. Ключевский в статье «Добрые люди древней Руси». … «Когда видишь, что человек тонет, первое движение – броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление на него произведёт наша помощь!» То есть, первой Заповедью русского человека всегда было неравнодушие к судьбе ближнего. Русское общество под руководством Православной церкви в продолжение веков училось понимать и исполнять и вторую из двух основных Заповедей – Заповедь о любви к ближнему. Эту любовь наши предки всегда видели в сострадании к нуждающемуся, страждущему. И первым требованием полагали личную милостыню (помощь). Идея этой милостыни была положена в основу практического нравоучения, потребность в ней у русских людей воспитывалась всеми средствами. Любить ближнего, как считали наши предки, – это значит, не пройти мимо нуждающегося, протянуть ему руку помощи, накормить голодного, напоить жаждущего. Человеколюбие считалось высшей добродетелью. В.О. Ключевский даёт множество примеров проявления высокого человеколюбия русских людей, принадлежащих к разным слоям общества, в различные периоды русской истории. Заветом наших предков нам – потомкам служит мысль: «Жить – значит любить ближнего, т.е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить!» Удивительно замечательные слова! Можно ли их забывать!?
У казаков издревле существовал обычай о появлении в доме гостя оповещать всю округу выстрелом из ружья. Это означало, что хозяин готов защищать его всеми средствами. Этот прекрасный обычай сохранился и по ныне у некоторых восточных народов.
Неравнодушие, неприязнь, ненависть к врагам Отечества всегда культивировались особо, ибо эти чувства помогают поддерживать высокий моральный дух воинов и являются необходимым условием их победы в войне.
Старшее поколение может вспомнить трудные годы Великой Отечественной войны и годы послевоенной разрухи. В СССР было уничтожено семьдесят тысяч городов и сёл, погибло более двадцати миллионов граждан! Материально жилось много труднее, чем сегодня! Но советские люди были совершенно другими, не похожими на сегодняшних! В них жила общая идея, порыв, жажда победы над врагом и восстановления утраченного. Только благодаря этому наш народ победил в войне, по сути, всю Европу; в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство и пошёл дальше – создал великое и могучее Советское государство, уважаемое всем миром! По многим показателям государство, превзошедшее Соединённые Штаты Америки, войной не разрушенные, а на ней ещё больше разбогатевшие!
Равнодушие людей (по В.И. Далю – это покой, косность души, сердца, чувств, рассудочность, холодность, безучастность)  начало заметно проявляться в нашем обществе уже во времена Хрущёва. Постепенно  расширяясь и углубляясь, оно достигло апогея в наши безрадостные и бездуховные реформенные дни. В короткой статье вряд ли возможно вскрыть все причины этого народного бедствия, но основные из них назвать следует.
Материальное житейское благополучие, технические достижения цивилизации, как и всё в мире, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Широкое жилищное строительство и расселение коммуналок в шестидесятых – семидесятых годах, внедрение в быт советских людей телевидения существенно повлияли на их единение, способствовали внедрению в их сознание индивидуализма. Имея персональную квартиру с телевизором и телефоном, люди стали реже ходить в гости друг к другу, замкнулись в своём семейном мирке. Вечера стали проводить не в беседах на общей кухне или за доминошным столом во дворе дома, а перед телевизором. Телефон во многих случаях заменил личное, душевное общение. Стали ослабевать и рваться даже родственные и семейные связи. Индивидуализм наступал быстрыми темпами. (Кстати, этот процесс охватил не только нашу страну, но и весь западный цивилизованный мир). Своя квартира потребовала обустройства – стали расти частнособственнические настроения. Хрущёв в своей экономической политике сделал ставку на материальную заинтересованность. Это «подлило масла в огонь». Подняли головы диссиденты – сторонники западного образа жизни, либеральной идеи, поклонники потребительства; люди, в системе ценностей которых материальные ценности преобладали над духовными. Как известно, либеральная идея реализуется в политике в форме буржуазной демократии, в экономике – в форме капитализма и предполагает свободу предпринимательства во всех сферах общественной жизни. Предпринимательство же зиждется на эгоизме. Что бы ни говорили нынешние ангажированные буржуазией СМИ, но предприниматель работает на себя, для личной выгоды и он не может быть одновременно эгоистом в производстве и альтруистом в других видах общественной жизни.   Иными словами, либеральное общество – это общество эгоистов!
Эгоизм  (от латинского еgo – я) – это принцип поведения, заключающийся в том, что человек следует только своим личным интересам, не считаясь с интересами других, с интересами общества. В либеральном обществе с его понятием Добра и Зла это вовсе не порок, а норма, а его антипод – альтруизм (от латинского alter – другой, бескорыстное служение другим людям) – это условность, глупость, мешающая красиво жить. Конечно, и в буржуазном обществе есть и альтруисты, но их меньшинство. Ведь государство служит буржуазии и всеми средствами проповедует её ценности и взгляды. Благодаря огромному влиянию СМИ очень многие люди и не принадлежащие к классу буржуазии, т.е. не имеющие капитала и не использующие его для получения прибыли, тоже становятся равнодушными эгоистами.
Хочется отметить ещё одну – психологическую причину апатии сегодняшних россиян. Либеральное государство в начале девяностых годов заменой системы ценностей социалистической на буржуазную обесчестило и унизило человеческое достоинство огромной массы  образованных, т.е. наиболее мыслящих и активных людей: учёных, инженеров, офицеров, учителей, врачей, работников культуры и т.п. В советском государстве было очень престижно иметь высшее образование, тем паче, учёные степени и звания. Известно, что  этические категории честь и достоинство человека определяются его оценкой обществом и  самооценкой  соответственно. Высокая честь и достоинство человека жёстко связаны между собой и стимулируют его общественную активность. Снижение общественного статуса интеллигенции – лишение  бывшей ранее высокой чести и достоинства – привело к снижению её общественной активности. Невостребованная масса прежде почитаемых людей опустила головы, ушла в себя, став апатичной ко всему. 
Вот, вкратце, на наш взгляд основные причины, по которым мы – русские люди пришли к нынешнему бездушному, эгоистическому буржуазному обществу. Остаётся только добавить, что до 1917-го года буржуазия с её либеральной идеей в России хотя и существовала, но господствующей никогда не была. В те времена государственной была не буржуазная эгоистическая, а аристократическая система ценностей, в которой индивидуализм, эгоизм не были приоритетными, и высшими добродетелями считались воинские доблести, служение вере, царю и Отечеству. Из всего сказанного  следует только один вывод: если мы хотим сохраниться на Земле как нация со своим государством, то либеральную идею следует заменить  более плодотворной, ибо иначе она нас погубит.
Новая идея обустройства общества – это новая система взглядов на мироздание, принципиально новое мышление, в котором должны соединиться материализм и идеализм, наука и религия, духовное и материальное. Этот процесс объединения ещё недавно казавшегося несовместимым уже идёт в сознании передовых людей.

Смирнов Игорь Павлович,
Другие произведения автора можно читать на сайтах:

Igorpavlovitch.narod2.ru   pan-i.ru      petrani.niido.ru     и др.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!