Своя правдаЮрия Назарова Ю.Назаров
В мае народному артисту РФ Юрию Назарову исполнилось 75 лет. Действительно, народному любимцу. Актер с народным, русским обликом, светло-русыми густыми волосами, на которых до сих пор не преобладает положенная по возрасту седина, одетый по простецкому в джинсовую куртку, он растворяется в мельтешне московских улиц, хотя в поездах метро его сразу признают, приветливо кивают головами. Своей машины у Назарова никогда не было.
За плечами выдающегося актера, по самому беглому счету, более 200 кино- и телекартин. Фильмы «Андрей Рублев» и «Зеркало» А. Тарковского, «Горячий снег» Г. Егиазарова, «Кавказский пленник» Г. Калатозишвили, «Маленькая Вера» В. Пичула, в которых сыграл актер, вошли в золотой фонд отечественного кино. Творческий путь Назарова начался в «оттепель», в конце 50-х прошлого века. Сегодня Юрий Владимирович по-прежнему востребован, много работает в кино и на ТВ, преподает актерское мастерство во ВГИКе, выступает с концертными программами. Времена меняются, но при этом гражданская позиция Назарова неизменна.
Юрий Владимирович Назаров родился в 1937 году в Новосибирске. Был рабочим сцены прославленного театра «Красный факел», стропальщиком автокрана, три года поднимал целину в Казахстане (теперь трудовой энтузиазм здесь начисто забыт). Закончил в 1960 году знаменитое Щукинское училище, служил в «Ленкоме». С 1963 года – актер Театра-студии киноактера в Москве. Одна из последних ролей на сцене – потрясающий Лука, седобородый старец-праведник, из спектакля «На дне», который специально для Назарова поставил Э. Марцевич, артист Малого театра. Я вспоминаю, как однажды пришла за кулисы театра, за полчаса до спектакля. Юрий Владимирович наклеивал бороду, рядом в костюмерке гримировались В. Теличкина и Г. Корольков. «Надо еще текст поглядеть, - кивнул мне Назаров. – Маленько слова подзабыл. А горьковский говорок поразительно точный, - ничего нельзя пропустить. Ты увидишь такого Луку, какого во МХАТе никогда не играли. Лука у меня – сама народная отзывчивость, доброта».
В 1996-м Назаров был уволен из труппы по сокращению штатов, вместе с ветераном советского кино девяностолетней М. Ладыниной.
Скромный дебют в кино – молоденький рабочий из фильма С. Юткевича «Рассказы о Ленине» (1957), вместе с сокурсником по «Щуке» Сашей Белявским. А первый успех – молоденький капитан Новиков в картине «Последние залпы» (1960, режиссер Л. Сааков).
Командир артбатареи в черной работе войны, капитан свой и не свой солдатам. Предзимье 44-го, Карпаты. Огонь боя, крутая тьма разрывов. Немецкие танки вырываются из окружения. Офицер долга, опытный солдат, Новиков сам, с автоматом на шее, идет напролом, как рядовой пехотинец. «Батяня-комбат»… Автор повести «Последние залпы», писатель-фронтовик Ю. Бондарев скажет актеру: «У меня такое впечатление, словно мы с вами вместе воевали». А Назаров до сих пор недоумевает, почему его так часто режиссеры любят в военных ролях снимать? Смеется: «Я же сутулый, косолапый. Может, потому, что сапоги кирзовые и телогрейки обожаю?»
Позже они, актер и писатель, снова воевали вместе на картине «Горячий снег» (1972), поставленной Г. Егиазаровым по выдающемуся роману Бондарева, участника Сталинградской битвы. Старший сержант Уханов, командир орудия, практик боевой стрельбы, балагур, герой, не унывает под шквалом огня, водочку комбижиром заест. В декабре 1942-го, погибая, солдаты Родины не позволили танкам фельдмаршала Манштейна прорвать кольцо окружения вокруг Сталинграда.
Чтобы понять секрет изумительного творчества Назарова, надо знать, как он гордится подвигом отцов в страшной войне и Победой, какой бы горькой она ни была.
Молодого актера заметил молодой А. Тарковский и пробовал на роль капитана (им стал В. Зубков) для фильма «Иваново детство». А затем снял в своем гениальном «Андрее Рублеве» (1966). Это одна из самых дорогих для Назарова работ. Актер играет неких вымышленных близнецов: Великого и Малого князей. Точно таких в русской истории начала IX века не было. Тарковский обострил драматическую тему, потому что всегда на Руси были дружба-вражда, были жестокость и вероломство, любовь и покаяние. В киноновелле «Набег» (1408) Назаров чудодейственным образом показывает одновременно звериный испуг, плутовство, коварство, раскаяние Малого князя, предательством наведшего татарского темника на беззащитный Владимир. Сам князь, разогнав лошадь, зарубил русского мужика. Вытер платком клинок.
Новелла перебивается кадрами-вставками воспоминаний Малого князя, это сцена примирения братьев в храме, куда прибыли они по настоянию митрополита. Всего-то год назад обнялись кровные братья перед алтарем, а вот теперь один из них, обделенный великокняжеским титулом, нарушил крестное целование, переметнулся на сторону заклятых врагов Святой Руси.
На съемках бывший бульдозерист Назаров впервые сел на коня. Снимали по несколько дублей.
В 2008 году вышла замечательная книга Юрия Владимировича – «Только не о кино». В перерывах между съемками, урывками в свободное время он вел записи. Так получилась целая книга – о собственной судьбе и судьбах Родины, о людях и событиях, с которыми столкнула жизнь.
Одна из глав называется символично: «Чем мне дорог Тарковский». Актер признается: «У меня в душе, в памяти, в очень глубокой моей любви к нему и благодарности (конечно же, ему в свое время не высказанных) живет свой Тарковский. Возможно, очень мало похожий на «всеобщего». Наверняка неполный. Мой. Локальный». И еще: «Сам я – реалист. По натуре, по душе, по идеологии (мировосприятию). И естественно, что мне дорога именно эта сторона его творчества – реалистическая. Но в общем-то и все его «странности», если на них смотреть философски, - это нормальный художнический, а может, и художественный реализм».
Они не были закадычными друзьями. Как гражданин и сложившаяся личность, Назаров гораздо больше получил не от близкого общения, а от фильмов Тарковского. «Андрей Рублев», уверен актер, занимает в русском кинематографе примерно такое же место, как «Война и мир» Толстого в русской литературе.
В картине Тарковского «Зеркало» (1974) Назаров незабываемо сыграл контуженного военрука. Рождался образ из военного детства. Были родители, отчая семья, дворовая среда. Назаров из поколения детей войны. Родился-то он еще в мирное время. Юрий Владимирович хорошо запомнил довоенную жизнь, но и, конечно, время войны запомнил. В фильме Тарковского из обыкновенного сержанта или старлея, которому тоскливо без боевого оружия, актер вывел самоотверженность и подвиг. Фильм Андрей Арсеньевич посвятил своей матери, тяжело и трудно вырастившей двоих детей, Назаров мог бы сказать то же самое и о своем дорогом и самом близком человеке.
Рос Юра в женском, бабьем царстве. Шла война, матери было 24 года. Ей приходилось работать по 12 часов в сутки и добираться до службы пригородным поездом, час только туда. Как-то Юра пришел домой с улицы, нагулялся, а мать уже засыпала, было часов 10 вечера. И вдруг она заплакала - от жалости к самой себе, оттого, что она такая молодая, а уже без сил, вымотанная, уставшая. Тогда, ребенком, актер понял, что такое женщина, - это Божье творение, сама жизнь, которую надо беречь и ценить. Это отношение к женщине он пронес через все творческие работы.
Многие экранные герои Юрия Назарова «вышли из народа». Сам он интеллигент в третьем поколении. Со стороны матери все были врачами, одна из прабабушек закончила гимназию, затем Бестужевские курсы в Петербурге. По отцу – тоже интеллигенция, прошлого века, дореволюционная, дед был геодезистом-топографом. Жили предки Назарова скромно. Не было ни богатства, ни драгоценностей. Потому-то Юрий Владимирович, повторим, в «мирской» жизни выглядит «бессребреником»: в простой куртке, потертых джинсах, свитере грубой вязки он может бежать по Тверской, затерявшись в толпе, а потом запросто войти под аплодисменты в Дом кино. Для него это не важно. Он вспоминает, что в семье про кого-то говорили: «Ой, я так тянусь к культуре, что губы всегда мажу». Все домашние очень смеялись. Юрий Владимирович и сегодня считает, что тяготение к культуре посредством «мазания губ» - это не культура. Менталитет нации в другом.
«Искусство – это все же кафедра. И чтобы с нее проповедовать, надо что-то за душой иметь», - считает державник Назаров. Мальчишкой он был недоволен собственным детством – в послевоенной жизни ему не хватало героических ситуаций. Из родных никто и на Гражданской войне не был, никого не убивал. Дед по отцу прошел японскую и германскую кампании, был награжден двумя Георгиевскими крестами. И за всю жизнь никого не застрелил. Свое «геройство» Юрий Владимирович не раз подтверждал удивительными поступками.
Еще юношей Юрий искал встречи с Шолоховым. Без предварительного телефонного звонка пробился в московскую квартиру Михаила Александровича. Тот недоуменно вышел навстречу сибиряку, сжал руку, обнял. Сказал, что глаза у Назарова хорошие, «крепкие». Видимо, не суетились глаза, не заискивали. А еще напутствовал: учись, сынок, учись! Это тебе говорит человек, который никогда ничему не учился…
Впоследствии судьба вновь свела актера с классиком русской литературы, но уже в кино. В 1964-м оператор В. Монахов (лауреат Ленинской премии за фильм «Судьба человека») в качестве режиссера снимает черно-белый фильм «Непрошеная любовь», экранизацию шолоховского донского рассказа «Чужая кровь». Назаров, как в «Андрее Рублеве», играет сразу две роли: казака Петра и продотрядовца Николая. В партнерстве с кудесником И. Лапиковым Назаров добивается замечательного художественного результата. «Для актера понять своего героя, - считает Назаров, - в какой-то мере уже значит встать на его защиту. И если не оправдать, то дать зрителю пищу для размышлений о его судьбе. О смысле жизни, о верности идеалам, честности и прямоте идейных устремлений».
Картина «В лазоревой степи» (1970, режиссеры В. Лонской, В. Шамшурин) – триптих. Три ярких донских рассказа М. Шолохова. В первой новелле - «Коловерть» играет Назаров. Его подъесаул расстреливает отца и старшего брата, красногвардейца. На экране – шолоховский суровый реализм, который всем своим существом разделяет актер.
В Щукинское училище Назаров поступил случайно. Его друг и однокашник с седьмого класса, ныне известный писатель Виктор Лихоносов, отправился поступать в Щукинское училище. Витя отчаянно рвался в артисты, а Юра решил его просто поддержать. Но поступил Назаров, и из него получился талантливый актер, а Лихоносов стал в конце концов талантливым писателем.
Проучившись полгода, Назаров сбежал из «Щуки». Ведь пришел он учиться туда просто так, был уверен, что не поступит, и поедет туда, куда зовут газеты, - на целину. Примеры для подражания были. Горький, прежде чем за перо взяться, жизнь повидал. Толстой по четвертому бастиону полазил. Достоевский на каторге маялся. Щукин с фронтов Гражданской войны пришел в актеры, - считал юноша. Отговаривать его пытался замечательный актер и наставник Юрий Васильевич Катин-Ярцев, но все было бесполезно. Упрямый студент не поддавался. Тогда его направили к ректору Щукинского училища самому Б. Захаве. Он похвалил за благородные идеи, но заставил сдавать зачеты за полугодие. Думал, будущий актер одумается. Но Назаров, все долги сдав, забрал документы и уехал на строительство мостов в Казахстан. Работал разнорабочим на линии Акмолинск–Карпаты стропальщиком, затем бетонщиком, проходчиком. Потом вместе с Лихоносовым вернулся в Новосибирск, работал в стройконторе, пытался поступить в сельхозинститут. Вскоре романтик поехал молотобойцем на Дон, потянуло в море – пошел в Одесскую мореходку. Собирался в армию. Но в 19 лет, получив повестку, передумал и поехал «перепоступать» в Щукинское. Опять поступив, он просто вынужден был стать артистом.
Но после окончания престижного училища, трех лет работы в «Ленкоме» и десятка киноролей, Назаров и тут не был уверен в правильном выборе профессии. Взял и уехал на родину, поработал на земснаряде. Решил поступать в Институт инженеров водного транспорта. Но с киностудии его пригласили сразу на две большие роли, повысили ставку. Вот Назаров и остался.
Свои «метания» Юрий Владимирович объясняет так: «Я ко всему подхожу серьезно и очень обстоятельно. И искусство ради искусства меня мало волнует. Если это искусство, а не то, что нам сегодня изображают, оно должно влиять на жизнь, помогать найти что-то. Это воспитание нравственности. Если тебе понравился герой, ты заинтересуешься его судьбой, ты влезаешь в эту душу. Мы в детстве с пацанами очень горячо обсуждали, что вот зря Петька в «Чапаеве» сразу две гранаты кинул, можно было одной обойтись, а вторую сохранить… А ведь если тебя волнует что-то не свое – это и есть основа нравственности. Не собой заниматься, а войти в положение другого».
Назаров – из тех немногих, в ком совершенно отсутствуют признаки причастности к кинематографической профессии. Он принадлежит к тому типу актеров, у которых плоть для создания образов – собственная личность, духовный опыт, сама натура. Одухотворяясь человеческой незаурядностью, наполняясь обаянием личности, блестящая техника Назарова приобретает характер прямо-таки универсальный.
Точностью и строгостью выразительных средств отличается воссоздание актером образа Жилина в экранизации Г. Калатозишвили толстовского «Кавказского пленника» (1975).
Картина «Земля Санникова» (1974) режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова была лидером советского проката, и по сей день часто демонстрируется по ТВ. Увлекательный, фантастически-приключенческий сюжет захватывал зрителей. Назаров играет революционера, бежавшего от властей на край земли, на котором и находит свое призвание и место для воплощения в жизнь «коммунистических идей». Вместе с Назаровым снимались Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Николай Гриценко. Теперь песню «Есть только миг», которую в фильме исполнил Олег Анофриев, Назаров замечательно поет под гитару на своих творческих вечерах и концертах.
Окончание в следующем сообщении