Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 04:35:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Рукой подать  (Прочитано 2722 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 03 Июня 2012, 17:09:11 »

Рукой подать

Знаем ли мы святыни в наших родных городах? Задавшись этим вопросом еще в дни пребывания пояса Пресвятой Богородицы в Москве, мы отправили Марину Вологжанину искать ответы в одном монастыре и четырех московских храмах.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь


Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

В густых утренних сумерках, подолгу не отпускающих пасмурную Москву, я иду по переулку, круто скатывающемуся от Маросейки вниз. Для прогулки погодка так себе, а для паломничества то что надо: из тяжелых низких туч сыплется не то дождь, не то снег. Встречным курсом – от монастырских трапезных палаток, судя по пакету, – движется седобородый батюшка.

Здесь сплошь – храмы. По левую руку вырастает белый – храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, возле которого осенью так подолгу не вянут розы, а в конце переулка, ныряющего в улицу Забелина, желтеют стены моей нынешней цели – Иоанно-Предтеченского монастыря, одной из древнейших московских обителей.

Здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны держали когда-то в подземной тюрьме страшную Салтычиху – в полной тьме, только на скудной трапезе зажигая ей свечку. И только через десять лет перевели ее в келью, соединенную с монастырским храмом окном, зеленую занавеску которого отдергивал московский люд, приходивший «смотреть» на узницу.

Потом сюда сослали дочь самой Елизаветы Петровны. Эта сосланная стала святой.

«В царствование Екатерины Великой – как считают, в 1784 году, при игумении Елисавете, – в монастырь по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих пор составляет тайну русской истории. Это была монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским», – читаем о ней в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории». Через новоспасских старцев, с которыми затворница находилась в духовном общении, пишет автор, к ней «потянулась ниточка, связывающая русское иночество с афонским монашеским идеалом».

Сегодня этот монастырь, уже однажды – в XIX веке – переживший и закрытие, и возрождение, вновь набирает силу. Москвичи ездят и ходят сюда – и на службы, и просто к святыням. Моя знакомая Анастасия Андреевна – «к обручу».

Обруч – в часовне, цепочкой прикреплен к списку с древнего образа Иоанна Крестителя, лежит в ларце на подушечке – желающие надевают его на голову. Рядом – несколько заламинированных бумажных листов: тропарь и молитва. Тут же и масло. У масла – бумажная табличка: «Братья и сестры, благославляется помазывать только лоб».

Сам древний образ с частицей мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – тот самый, которому уже было 100 лет, когда в середине XVII века его носили по Москве царскими крестными ходами, – находится в соборе, но где именно, отчего-то спросить не решаюсь.

В соборе полутьма и тихо. Проходит и неслышно исчезает монахиня. Осматриваюсь. В правом приделе из темноты зовет-мерцает Казанская. Образа с частицами мощей. Вот – преподобный Серафим. Гробница. На мраморной крышке – сухие и бледные лепестки роз, а приложишься – и чувствуешь: пахнут. Это гробница блаженной схимонахини Марфы, подвизавшейся здесь во времена первого из Романовых. Кланяешься, как любимым родственникам: здравствуйте! И вы здесь, и вы – как же здорово! – ой, и вы! Вот икона великомученицы Анастасии Узорешительницы с частицей мощей, а вот – святителя Николая, а вот – наших, недавних, дивеевских: блаженной Пелагии, Параскевы, Марии. И каждая – в полном соответствии с рекомендациями на табличке – словно помазывает тебе лоб, и что-то проступает в воздухе, он густеет и будто сам становится маслом.

Но образ-то Крестителя Господня не находится, вот в чем дело! Не хватило, стало быть, мне ламинированного тропаря. Иду к свечнице. «Да как же вы не видели? По лесенке вверх – у Казанской!»

Вон он. Проявляется в полусумраке над солеей, светится темной краской. Самый непостижимый для меня из святых – полуангел.

Достаю из рюкзака канон и иду читать под лампу.

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Дальше, вниз, по Солянке: московские улицы здесь – как волны. На траверзе слева – колокольня храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, за ней (перед мысленным взором) любимый маршрут: взлет Гончарной улицы на Швивую Горку к подворью Афонского Пантелеймонова монастыря. Но сегодня у нас другие цели: древние святыни Москвы.


Храм Иоанна Воина на Якиманке.

Спускаюсь в метро. Две станции – и я на Якиманке. Храм Иоанна Воина – старший «братец» Николы в Хамовниках – праздничный, невозможно красивый: русское барокко.

Его никогда не закрывали.

В 1922-м расстреляли настоятеля, благочинного Замоскворечья отца Христофора, конфисковали всю утварь, а потом вдруг наоборот сюда начали свозить из закрывавшихся московских церквей образа и святыни. И икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и оттуда же, с площади, иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, раньше находившиеся над воротами Кремля, и мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Расстрелянный настоятель был прославлен в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских, и все это прошлое и настоящее дышит и живет здесь, чувствуется, не может не чувствоваться, как только заходишь в храм.

Я ищу икону великомученицы Варвары с частью пальца... Но к святыням с таким настроем: «покажите мне скорее, мне еще в три места надо», – конечно, не ходят: получается экскурсия. Хоть бы акафист прочла... И во второй раз за день мне немножечко щелкают по носу: доступ перекрыт – храм убирают. Спрошенная бабуся любезно шаркает от подсвечника к скамьям, которыми загорожены от меня иконы великомученицы Варвары, и показывает издали: «Вон – глава, а вон еще одна икона, видите? Слева, в киоте». Мощи – в алтаре, выносят на праздники.

Эх! Зачем-то иду в церковную лавку. На просьбу дать недорогую книжку о храме получаю «Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875–1950)». С обложки небогатой печати глядит бело-оранжево-зеленый храм и старомодные батюшка с матушкой. Листаю, ищу картинки. Первыми попадаются знакомое лицо – митрополит Вениамин (Федченков) и факсимиле оборотной стороны фотографии: «Достопочтенному протоиерею дорогому отцу Александру на молитвенную память и в благодарность за усопшего брата Сергия и живую сестру Надежду».

Таинственная, сокровенная, «малая» история русской Церкви открывается в таких книгах, что любят издавать на приходах про своих дорогих и любимых отцов их преданные чада.

Храм Христа Спасителя


Очередь к храму Христа Спасителя в дни пребывания в Москве пояса Пресвятой Богородицы

Вопрос следующий: как попасть от Якиманки к храму Христа Спасителя? Очевидный ответ: на метро. Но мне нужен неочевидный: я чувствую, что надо срочно исправлять положение, а то и там все окажется закрыто, – и решаю потрудиться – пойти пешком, ориентируясь на мачту памятника Петру Великому: вот и она пригодилась.

Вперед и вниз – к реке. Снова кривой переулок, парк «Музеон», за оградой – подтаявший снег, скульптуры, вороны, дети. Предвкушаю эффектную вставку про скульптуры, но дудки: тетка на входе требует оплаты... За деньги мы туда не пойдем, обтекаем справа. За Яузой уже вовсю красуется красным кирпичом Арт-стрелка, пахнет свежим кофе, а я держу курс на Патриарший мост и, глядя на идущую рябью речную московскую воду, вспоминаю, когда видела ее два предыдущих раза: оба – в обрамлении толпы. На фотографиях от очереди к поясу Богородицы и почти там же, но на другом берегу – на Болотной.

На мосту дворники, выстроившись цепью, скребут наледь, девушка с разных точек фотографирует храм, мужчина, идущий навстречу от главных ворот, отчего-то только здесь ставит на землю свои обширные сумки, снимает шапку и, задрав голову к куполам, трижды истово крестится.

Внутри – публика все больше нецерковная, только приближающаяся; слева от иконостаса – роение. В основном – тетеньки; поверх брюк намотаны палантины. «К чему очередь?» – интересуется немолодой мужчина, встающий в хвост. «К ризе Пресвятой Богородицы, – шепчут ему, – и еще мощи святых там». Мужчина остается стоять. Какая-то девушка решает освятить, видимо, иконку на мощах и – бах! – ставит сумочку на раку. Секунда ужаса, но женщина в палантине реагирует как профессиональный охранник, то есть мгновенно и без эмоций: беззвучно почти выпрыгивает вперед, трогает девушку за локоть и машет рукой: «уберите-уберите».

Здесь много святынь – в этом огромном храме, куда недавно стояла в очереди вся православная Москва. Частица ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мощи основателя храма митрополита Московского Филарета, перенесенные сюда в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры, частица мощей преподобной Марии Египетской, чудотворный Владимирский образ Божией Матери и чудотворный Смоленский-Устюженский…

Я прикладываюсь к ризе Богородицы, спускаюсь в нижнюю Преображенскую церковь, где находится древняя Смоленская икона и непривычный образ святителя Николая, привезенный из Бари, и вытекаю на улицу. Следующая точка маршрута – храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Теперь все уже, наверное, знают, что там находится частица пояса Пресвятой Богородицы.

Переход

Москва, конечно, город контрастов. На переходе к Остоженке – простая молодая женщина почему-то с йорком под мышкой. Черные волосы из-под шапки, поверх брюк – нечто вроде черного палантина, но, учитывая наличие собаки, понимаю, что девушка идет не из храма – это просто наряд.

С ней – знакомая. Не слушаю, но само врезается – резко, как звук сирены: «Ну уж нет, я на красный не пойду, одни придурки на красный ходят. Я так ребенка потеряла: коляска поехала – и все», – звучит хрипловатый голосок. До знакомой, как и до меня, доходит не сразу. Она продолжает тарахтеть свое, но вдруг перебивает саму себя: «Как – потеряла?! Совсем?» «А вот так, – отвечает та, затягиваясь, и щелчком отстреливает бычок в лужу, – совсем. Умер». Они резко шагают вперед – загорелся зеленый.

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке


Храм Илии Пророка в Обыденском переулке.

Люди за стеклом в «Ванили» рассматривают прохожих, пара прохожих рассматривает вход и меню. Хорошо, но где же тут Обыденский переулок? Модная парикмахерская, за стеклом стригут и красят дам, дальше ресторан «Генацвале», почти дошла до Зачатьевского. Надо спрашивать у местных – вон, вроде, дяденька в подвытянутах штанах, не гламурный, но он только пожимает плечами: «Илии Пророка?» – и, чтобы сделать мне хоть что-то хорошее, показывает на Зачатьевский монастырь: ну вон храм…

Разворачиваюсь: может быть, та пожилая дама – абориген? Качает головой: сама ищет «одно учреждение». Куда подевали всех жителей этой улицы? Выселили в Капотню? Мимо девушки торопятся на ланч.

Наконец ура! – навстречу, чинно беседуя, шагают две монахини. «Матушки! – кидаюсь к ним, как Семен Фарада в фильме “Чародеи”, – не подскажете, где тут храм Илии Пророка?» Матушки никуда не спешат. «Он не виден с Остоженки, – неторопливо поясняет та, что помладше, – вам надо вернуться к началу».

Конечно! Вот он – тянет в серое небо золотой крест своей высокой колокольни.

Сначала храм святого Пророка Божия Илии, выстроенный за один день (вот что, оказывается, означает слово «обыденный») и давший название здешним переулкам, был деревянным: каменный построил только в 1702 году барочный архитектор Иван Запрудный.

Этот храм тоже никогда не закрывали, и здесь – хорошо, как дома.

Между «Милостивой» и Голгофой дремлет, сидя на просторной лавке, бомж в черном пальто – из «ашановской» сумки выглядывает початая коробка «Геркулеса».

На аналое, в венке из белых роз и лилий, – икона Божией Матери. Богородица держит покров. Икона освящена на Афоне. Лилии и розы источают тонкий аромат.

Здесь – кусочек Ее пояса. Здесь – ну наконец-то! – частица мощей великомученицы Варвары, и моей любимой великомученицы Екатерины, перед которой у меня старый должок: она знает, – и пророка Божия Наума, память которого как раз сегодня и которому я, как баран, не понимая, кто это, читала в утренней спешке тропарь, а теперь он, даже и не знакомый, становится знакомым.

Подхожу к ящику подать на сорокоуст за родственника. Слышу, как бабуля отвечает кому-то: «А это наша чудотворная – “Нечаянная Радость”». Подам-ка я еще и за маму – такой у меня вдруг получается неожиданный вывод. В притворе другая бабуся объясняется по мобильному: «У Ильи Обыденного я подала! Что?! У Обыденного!» Хорошо бы бывать здесь почаще.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Две станции до Охотного ряда – и я уже на Тверской. У «Интуриста» на ограду налегает небольшая толпа: ждут кого-то. «А вот мы сейчас спросим, – говорит прохожая и тянет своего парня за руку к фотографу с мощной оптикой, которой курит, прогуливаясь вдоль очереди, – а кого это ждут-то?» «Маккартни», – роняет тот. Я прохожу мимо этой маленькой другой планеты. Моя Москва – очень разная, тут у всех свои очереди, свое ожидание и своя жизнь.


Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Вот, к примеру, для меня моя следующая цель – именно церковь, хотя про все другие я говорю «храм», и находится она в моем сознании не в Брюсовом переулке, а на улице Галины Неждановой. «Церковь на Неждановой», – говорили мы в 1980-х и отлично понимали друг друга, называя так никогда не закрывавшийся храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Уже в 2000-х, как-то начав церковную жизнь, я ездила сюда к «Взысканию погибших». Как ни придешь, всегда – ну или почти всегда – стоит у нее какая-нибудь ошарашенная горем женщина и читает акафист. Иногда – сидит на лавке и просто смотрит. Вернее, не просто. Как – не опишешь. В пол, на икону или перед собой. Потрескивают свечи: в подсвечнике у «Взыскания погибших» ни одного пустого местечка.

Потом где-то прочла, что сюда, к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», ходил молиться, наезжая в Москву из Печор, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Сегодня – третье открытие невнимательного человека: старинный чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей мощей.

Накануне о нем в интернете нашла следующее – кто-то пишет в своем блоге: «Одна из работниц храма пришла как-то помолиться и попросить помощи у Спиридона. Молится она перед иконой – и вдруг открывается ковчег с мощами святого, который находится на иконе. Это произвело такое огромное впечатление, что на это чудо сбежались посмотреть все, кто в тот момент находился в церкви; позвали батюшку и спросили, что с этим делать. Батюшка сказал: пусть тот, кто открыл дверцу, ее и закроет. Каково было удивление, когда та же самая работница помолилась еще раз, и дверца закрылась. Хочешь – верь, хочешь – нет, но это – правда жизни… Не такое бывает». Даже не сомневаюсь.

***

Я вышла. На улице продолжался день. На здании напротив Центрального телеграфа демонтировали гигантскую рекламу Hyundai. У «Интуриста» поредевшая толпа все еще дожидалась Маккартни.

Марина Вологжанина

http://www.pravoslavie.ru/put/50493.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 03 Июня 2012, 17:20:17 »

Рукой подать. Часть 2

Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».

Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)


– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!


Святейший Патриарх Кирилл перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Храм святителя Николая в Толмачах.

Оказалось, что «там» – это в храме святителя Николая в Толмачах, что в Третьяковской галерее, а «она», как, наверное, вы уже сами поняли, – Владимирская икона Божией Матери. Вот именно, что та самая, встречать которую в 1395-м вышла охваченная ужасом перед подступавшим Тамерланом Москва, сутками не закрывавшая двери своих храмов.

«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам!..” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.

И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.

Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.

***


Храм святителя Николая в Толмачах.

Как дредноут, поднявший трапы у причала Москвы, бьющей в его борта пеной дней, белый храм святителя Николая в Толмачах, одним боком выходящий в Толмачевский переулок, а другими – на территорию Третьяковской галереи, не пускал ни с какой стороны.

Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.

У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.

Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.

Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.

Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…

В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.

Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.


Чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Золотая, как золото осени, как самый живописный сентябрьский лес, Владимирская смотрит из киота с такой болью, как не смотрит ни одна из копий, которые кажутся теперь ее чуть блеклыми портретами, а она – словно и впрямь Сама.

Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.

За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.

Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
тел: (495) 957-07-81.


Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке


Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в храме на Большой Ордынке.

До «новичков» все доходит не вдруг. К примеру, вот есть икона «Всех скорбящих Радость» – а каково ее происхождение, как-то не приходит в голову узнать.

Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.

***

Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу приставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.

Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).

«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».

***


Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

А прославилась она, когда от иконы исцелилась сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петровна Папина. «В лето 7196 месяца октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима Патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутренним являтися из боку ея», – повествует о событии церковная запись Преображенской церкви.

«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:

– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.

И был ответ:

– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.

Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.


Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Уже в 1713 году Преображенскому храму был выдан антиминс на престол в честь прославленной иконы, с тех пор церковь в народе все чаще стала именоваться не по главному престолу в честь Преображения Господня, а Скорбященской – по приделу, посвященному чудотворному образу».

***

Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?

У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.

В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.

– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.

– Венчание, – отвечает та.

Раз так, пора и честь знать.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке:
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.


Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)


Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».


Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Храм святителя Николая в Хамовниках.

Однако же, что есть Великий пост, Лиза знала. И вот даже закупилась банкой с растворимым соевым молоком, а также сухой клокастой дрянью в пакете, называемой «соевым мясом». Впрочем, даже и из этого ничего особенно не вышло. Ближе к середине поста в меню как-то само собой просочилось кофе с обычным молоком («Просто я не могу по утрам без кофе!»), рыбу оттуда и так никто не исключал, но зато удалось не есть мяса – ни соевого («Гадость!..»), ни любимой копченой колбасы. Вообще никакого.

И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.

Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила, оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Ладно, – не дал договорить он, – а то еще два года не придешь», – и накрыл ее голову епитрахилью.

Она летела домой, как птица.

И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».

То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.

***

Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»


Храм святителя Николая в Хамовниках

Доподлинно известно лишь то, что прославление иконы Божией Матери «Споручница грешных» началось в Николо-Одринском монастыре Орловской губернии, где долгое время она стояла вместе с другими ветхими иконами в монастырской часовне, забытая всеми, и покрывалась пылью, пока в монастырь не пришла некая купеческая жена Почепина с двухлетним сыном. Младенчик страдал тяжелыми припадками.

Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.

Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.

А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.

И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.

С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.


Марина Вологжанина

http://www.pravoslavie.ru/put/51846.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!