Крупин Владимир Николаевич (р. 1941)
"Россия живет в вечности", - убежден писатель, историк и православный общественный деятельЧасть 2.
– Тем не менее, тогда, уже в 70-е, писатели делились на тех, кто в итоге вошел в Российской союз писателей, и на других?– Конечно. Очень хорошо написал тогда журнал «Молодая гвардия», редактором был Никонов, журнал был сильный. А потом помните знаменитую полемику «Октября» и «Нового мира»? Это тоже все было полярность. «Юность» какое-то время старалась угодить и вашим, и нашим, а потом ее охомутали.
Конечно, я вот из Вятки пришел, всех любил, но не понял, что они садятся за стол и раздвигают локти, чтобы рядом никто не сел. Литература, искусство – жестокие сферы и до сих пор остаются такими. Полярность в писательском мире присутствует всегда. Существовали космополиты, люди, которым дорог весь мир. Я не осуждаю. Как сказал Бродский: «Поэт выбирает не родину, а место экономического проживания». Такие тоже есть. Но куда я без Вятки денусь? Кто такой Астафьев без Енисея, Распутин без Ангары и т.д.? Человек без родины как перекати-поле. И язык. Почему много переводили Трифонова, Макарова? Их легко переводить. Гораздо тяжелее перевести Белова, Распутина. Не случайно многие выступали против реформы русского языка. Теперь – за реформу. Но теперь русский язык подгоняют под Интернет, а тогда, когда Леонид Леонов защищал чистоту языка, тогда реформа угрожала уничтожению слов, униформе. Так что писатели всегда делились на европейцев-западников и славянофилов.
– Как в 19 веке?– Но штука в том, что наши-то от них отстают. Чаадаев любил Россию, и Чернышевский, и Писарев, и Добролюбов, – несомненно, они все любили Россию, а вот Тургенев так и остался европеизированным. Так что это всегда было, и тогда, и теперь. Хотя делить нам нечего. Штука в том, что не уйдет от меня читатель к Вознесенскому.
– У Вас свой читатель?– Да. Вы знаете, конечно, уменьшилось их количественно, потому что у журнала сейчас тираж 3-5 тысяч. Я, когда приезжал на Запад и рассказывал, что в «Роман-Газете» у меня вышла книга миллионным тиражом, то они смотрели на меня не как на известного писателя, а как на человека жутко богатого. Нам же платили ни с тиража, а с листа. «Живая вода» у меня всего 6-7 листов – по 300 рублей платили. Но тиражи оглушительные, известность, потом радио. Радио все-таки литературой занималось, там я и читал свои произведения.
– Я помню, Вы стали едва ли не первым русским писателем, у которого была программа чуть ли не в перестройку...– Да. Тогда я с Александром Менем выступал. Конечно, разногласия уже и тогда были. Вот это обращение со Священной историей как с историей, и эта мечта масонов написать религию как часть мировой культуры...
– Очень интересный момент. Не раз читал в дневнике отца Александра Шмемана и решил проследить. Нигде не отмечено, что завтра праздник Покрова, нигде не отмечено, что день особенный, необыкновенный. В Православии тоже ведь есть тенденция космополитическая. А Покров — это местный праздник, русский.– Да. Андрей как раз был русским. Я побывал в храме в Стамбуле, в Константинополе. Щит на вратах они не любят показывать. Когда им говорят, что крест – вот он, они не хотят видеть. Они обвешали все щитами халифов. Конечно, гордыня и тогда была. Возглас «Я победил тебя, Соломон»…
– Как бы Вы сейчас определили себя, свое место в большой русской культуре. Я имею в виду не в истории, а в большой культуре?– Я все время что-то делаю. Если бы я хотел молчать, тогда зачем мне писать? Я как всегда определял, уже понимая всю огромность русской литературы, культуры, что все мы копошимся у подножья прозы Пушкина. На что мне братья по перу сказали, что ты, может, и копошишься, а мы уже давно рядом... Я думаю, что если затратить жизнь на пропаганду достигнутой русской культуры, уже было бы не страшно умирать. Поэтому я много преподавал древнерусскую литературу, читал цикл лекций, учебники писал по православной педагогике, и детскую православную азбуку, и книга «Русские святые» – это все из области просвещения. Уже одного этого не жалко, уже только за это можно умереть. Но раз я писатель, если Господь дал возможность складывать слова в строчки, то, значит, я должен смотреть на это как свидетель эпохи. Так я думал лет до сорока.
Теперь же я гляжу на свой труд как на попытку, как на мостик между мирской жизнью и церковным порогом или хотя бы церковной оградой, папертью. Литература, если она не говорит о пути к Богу, бессмысленна и бесполезна. Сейчас не то время, когда можно глядеть на литературу в категориях «Ваня любит Машу, а Маша любит Витю». Это интересно читать, как интересно знать, кто кого в итоге убил. Но такая литература в наше время преступна. Потому что, во-первых, ни в одной нашей традиции русской, православной нет такого понятия, как подозрения, на которых строится детектив.
Второе, эта литература просто отнимает время. Поэтому если литература не говорит о воцерковлении, о спасении через Христа, то она бессмысленна и бесполезна. Вот так я думаю уже лет, может, 25-30. Конечно, может быть, я стал для Союза писателей немного чужим, хотя и взлетел на вершину писательской власти. Я был председателем правления СП СССР. Представляете? Это уже небожитель. Мне Астафьев говорил, ну все, с тобой покончено. Потому что секретарей не критикуют, у них автоматически дача в Переделкино, секретарша. А потом меня где-то в газете обругали. И он сказал мне, что, мол, ничего, значит, все в порядке. Для писателей я тогда уже стал чужим. Когда я преподавал в Московской Духовной академии, меня пригласил митрополит Филарет, был ассистентом на курсе "Христианство и литература", и по истории России иногда ассистировал, то и там для богословов я тоже не стал своим. Я их понимаю, я как залетная птичка... Но, благодаря одиночеству в Союзе писателей и благодаря присутствию в Академии, я очень много получал от жизни…
– Помимо писательской деятельности и преподавания, Вы входите или входили в жюри различных православных фестивалей. Наверняка Вы видели очень много православных фильмов. На Ваших глазах, наверное, и появился этот жанр?– Тогда председателем жюри был Борис Карпов. Татьяна Карпова, его супруга, прекрасный документалист. Это 89–90 год. Мы находились в театре Моссовета, потом в кинотеатре Новороссийск, попасть туда было невозможно. Продолжалось все так года 3–4, а потом как-то обмельчало. Я и сам много лет председательствовал в жюри. Теперь даже и не расстраиваюсь, что Никифоров не может набрать денег на очередной фестиваль. Потому что это очень тяжело и очень нервно. Я наивно полагал, что съедутся люди православные, их же много. Даже отборочное жюри дает фильмов 100. Ясно, что при таком количестве ошибки неизбежны. Мы кого-то могли не заметить. Помню всем очень понравился прекрасный фильм «И песня наполнила сердце мое», про мальчишку-певца. Он погиб, а я его знал при жизни. Это удивительно.
Я наивно полагал, что кому приз дадут, кому не дадут, мы же люди все православные. Но это как Каннский фестиваль. Поэтому мы всегда надрывались и придумывали какие-то номинации. Например, года 3-4 назад мы дали первый приз отличному вологодскому фильму «Дионисий». Вдруг я узнаю, что областным администрациям дают деньги на работу с молодежью. Люди задумались, куда уходят эти деньги. Во-первых, конечно, воруют. А во-вторых, собирают детей, подростков, кормят их гамбургерами, и ведут фильм смотреть. Вот это считается работа с молодежью. В Вологде их повели на «Дионисия». 7 или 8 дней этот фильм крутили с утра до вечера, все школы шли смотреть. Таких фильмов очень много. Очень редко я вижу такие фильмы по телевидению. Даже на канале «Культура». Потому что даже брать такие фильмы невыгодно, потому что те, которые у них проходят, так это им за это платят. Мы говорили: «Берите даром». А они даже и даром не хотят брать. Когда мы говорим, что мы вам даром даем, так это им не надо. Все очень бессовестно. В этот мир лучше не входить.
Но все равно, если человек начал служить Богу, то он так и будет продолжать. И в те годы существовали другие режиссеры. Им жюри говорит: надо снять праздник церковный. Он тут же начинает думать как режиссер, что лучше всего Крещение. Сейчас все по-другому, нужны другие фильмы, воцерковляющие, иначе бесполезно. Но их уже много в различных местах снимают. На Украине проходит очень хороший фестиваль "Покров".
– Хочется Вас спросить как мудрого человека. Вы прожили большую жизнь в значимый исторический период. Столько всего произошло! Вы отчасти уже сказали, что Россия живет в вечности. Я думаю, что это пока заголовок к тому, о чем мы говорим сегодня. Все-таки, мы говорили и о том, что нужно быть оптимистом. Может, опишете более расширенно Ваше видение того, что нас ждет?– Все мы пророки в своем отечестве. Пессимист говорит, что хуже некуда. Оптимист говорит, есть куда. Почему есть куда? Потому что мы знаем, что зло будет побеждено Господом Богом. Но чтобы победить зло во всем его объеме, зло должно раскрыться во всем своем объеме. Мы боремся со злом, и оно вынуждено раскрываться. Поэтому борьба со злом очень благотворна и необходима и нужна. В жизни мы много раз ошибались, это совершенно естественно, но после 91–93 годов я очень долго приходил в себя. Было ощущение затяжной чудовищной болезни, еле ползал в прямом смысле. Потому что я все это очень близко видел, был внутри Верховного совета. Меня все это очень угнетало. Но уже после этого анафема на тех, кто поднял бунт, сбылась полностью. Есть такое исследование писателя Александра Кузнецова. Он проследил судьбы офицеров, стрелявших по Белому дому: они или сошли с ума, спились, задавились, застрелились, или ушли в контрактники.
Я ожил благодаря крестным ходам. Особенно Великорецкому крестному ходу. Я на него уже очень давно хожу, написал «Великорецкую купель», потом «Крестный ход». А сейчас уже ничего не пишу, хожу как обыкновенный паломник. Я помню, когда шли 200 человек, а теперь уже идет 20 тысяч, и я думаю, что придет антихрист в Россию, а мы на крестный ход пойдем. Я только что был на крестном ходе от Спаса-на-Крови, от Ипатьевского дома, до Ганиной ямы, это 20 километров. Архиерей Викентий, оказывается, все-таки очень закаленный, спортом занимался. Ни разу не присели, 4 часа как по воздуху пролетели. Пришли — и ни тени усталости даже. Когда видишь таких людей, души, лица, сердца, молитвы, то совершенно спокойно на душе.
Я счастлив, что у меня знакомые делятся в основном на три категории: учителя, врачи и священники. Это та самая триада, которая держала русскую культуру. Жертвенные батюшки, врачи самоотверженные. Я очень много ездил по миру. Сначала долго не выпускали, потом вдруг я стал выездным. Теперь все надоело, мечтаю только о Святой земле и Вятке. Если Бог даст, на Афон получится попасть. Вижу, что в мирской жизни можно приуныть, но Господь не велит... Мне кажется, что все будет хорошо, я просто уверен.
Когда говорят, что надо бороться за Россию, все сразу думают про Крым и берутся за автомат Калашникова. Нет, духовная сила гораздо значительнее. Одно то, что мы живем, одно это вызывает неистовство. Потому что нам много не надо. Есть такие, кому надо все время жрать, летать с любовницей на Канары, что-то где-то украсть. Причем самое интересное, обогащающиеся люди очень недальновидны. Чем он глупее и неначитаннее, тем оборотистее и богаче. Если бы у него была совесть, он бы не воровал и не грабил. Их потомки обречены, потому что вырастают на родительских деньгах, и они эти капиталы быстро пропьют и промотают. У них ума нет. Поэтому будущее — за нами. Понятие русский ум, русская смекалка и сообразительность – не пустые слова.
Почему сегодня «соросы» шарят по нашим конкурсам, заводят музыкальные, литературные, математические олимпиады? Своих мозгов не хватает. К слову, я уже об этом писал, что у нас вятское землячество очень могучее. Все большие начальники, много военных, оборонщиков. Когда пришел Горбачев, украли систему наблюдения за низко летающими объектами. Безумно дорогую, безумно секретную. Я говорю знакомому оборонщику, что это ужасно, а он мне отвечает: «Это же хорошо, заставят выдумать что-нибудь получше». Так что будущее за нами. Я говорю это без всякой тени превознесения перед другими. Потому что я не утверждаю, что Россия в принципе лучше всех. Я говорю, что для меня Россия лучше всех. Когда для армянина Армения лучше всех, мы с ним лучше договоримся!
– В России недавно начали отмечать День народного единства. Каково Ваше мнение по поводу всевозможных акций в этот праздничный день. Они вызывают самый живой отклик у людей. По Вашему мнению, в чем их идеальный смысл?– Митинги и мероприятия бывают разные. Но есть те, которые наращивают злобу в людях. А есть примиряющие. Это точно так же, как выборная власть людей ссорит и обедняет, а наследственная власть примиряет и обогащает. Я иногда вижу, как вокруг Думы идут несколько женщин с иконой и крестом. Мне кажется, это намного сильнее. Вы же знаете хрестоматийный пример, когда мир лежал на грани гибели, и когда молитва старушки перевесила. Это очень трогательно описано. Так что надо молиться. С другой стороны, активность – дело не плохое. Но без агрессивности. Посмотрите, как душа радуется 9 мая. Всем нужна победа. Это живет внутри людей. Это радость.
Нужно быть счастливым просто потому, что живешь в России. Я счастлив этим. Так что все будет хорошо! Иногда мне кажется, что демократы уже так «наелись», что им просто придется делать добрые дела.
– Спасибо большое за интересную беседу. Дай Вам Бог здоровья и сил, Владимир Николаевич!– И вам спасибо.
------------------------------------------------------------------------------------
С писателем Владимиром КРУПИНЫМ беседовали Илья БРАЖНИКОВ и Михаил ТЮРЕНКОВhttp://www.pravaya.ru/ludi/451/9765