Игумен Кирилл (Сахаров)Пятикнижие МоисеевоЧасть втораяТеперь
о книге «Исход». Это вторая книга Ветхого Завета. В ней описывается бегство евреев, тогда богоизбранного народа, из египетского плена.
К вопросу о 40-летнем странствовании в пустыни, каков был его смысл. В наши дни кто-то сомневается - это расстояние можно пройти за считанные недели, а тут - 40 лет. Вот, что значит отсутствие духовного видения событий. 40-летнее путешествие по пустыне имело духовный смысл: чтобы за эти годы народ преодолел в себе то, что вошло в плоть и кровь, когда они жили в Египте; чтобы произошло внутреннее преодоление Египта в духовном смысле, изживание его; чтобы возникло чувство принадлежности к народу богоизбранному. Для этого 40 лет испытаний, драматическая история падений. В принципе это символизирует душу, жизненный путь человека. Этот опыт был очищающим, страдания духовные и физические стали неким горнилом, пройдя через которое, они очистились, и стали достойными войти в землю обетованную. Мы также проходим 40 дней поста для очищения себя, чтобы быть достойными встретить Христово Воскресение.
Моисей был призван на служение, он должен совершить немыслимый подвиг - освободить, вывести народ, по сути, толпу рабов из прекрасно устроенного, в военном смысле, государства. Представьте себе, для примера, толпу или группу деморализованных рабов в Чечне - забитых, потерявших человеческий облик, пытающихся убежать из глубинки Чечни, где все схвачено, где совершенно иная структура общества. У нас, в огромном мегаполисе, можно раствориться в массе, а там пришелец, незнакомец, благодаря спайке общества, сразу выявляется. Так хватали беглых солдат, их моментально вычисляли.
И вот, стояла такая задача - переделать толпу рабов, потерявших корни, привыкших к своему рабскому состоянию, потерявших понятие о своей особой миссии в этом мире. В Египте все было на высоком уровне: военная организация, хорошо охраняемые границы, ряд пограничных крепостей, хорошие дороги, огромная армия. Это наводило страх на весь мир. Необходимо было вывести массу безоружных людей, бесправных рабов. Моисей прекрасно знал обстановку, сознавал мощь этого государства. Что его укрепляло и что было залогом успеха? То, что через него действовал Сам Господь, Он Сам сломит все препятствия на пути к освобождению.
400 лет рабства действительно очень ослабили религиозное самосознание, этническую солидарность; народ превратился в месиво. Они были перегружены физической работой. Нужно представить себе ужас рабства в древнем мире - это многочасовой ежедневный изнурительный труд, не до подвигов. Почему сейчас не могут поднять народ на активную борьбу? Одна из причин та, что народ задавлен нуждой, постоянно в поиске хлеба насущного. До пикетов ли, до собраний, когда с утра до вечера люди живут как «белка в колесе», трудятся на нескольких работах только для того, чтобы обеспечить себя и семью куском хлеба.
К тому же, в случае с Моисеем, речь шла не только об освобождении от физического рабства, а и о духовном освобождении. Более того, об очищении народа, о приготовлении его к вхождению в землю обетованную. А если брать в далекой перспективе - о приготовлении его к пришествию Мессии.
Моисей призывался не просто к спасению рабов в Египте, а к спасению того народа, с которым был заключен Завет Божий. Все это нужно было как-то реанимировать, воскресить в сознании, приготовить народ. Такая была сложная задача.
Книга «Исход» является для нас ярким примером участия Бога в делах человеческих. Вспомним облако, которое сопровождало народ - это был символ присутствия Божия. «Я иду вывести народ в землю обетованную». Господь идет с ними из египетского рабства. Египет - символ царства тьмы, дьявола. Здесь нужно не просто буквально понимать, как конкретную страну, а как символ. Нужно было еще духовное освобождение из египетского духовного рабства. Естественно, это было прообразом освобождения Мессией-Христом народа из египетской тьмы, в которой находилось человечество к моменту пришествия в мир Христа Спасителя.
«Сила Божия в немощи совершается», - знаем мы эти слова. К Моисею они могут быть также приложимы. «Господи, кто я, чтобы мне вести?» Он был подавлен величием задачи. «Я буду с тобой». Превратить жезл в змею, власть над проказой, превратить воду в кровь - такую власть дал Господь Моисею. И эти способности даны не случайно. Эти знамения показывают, что Моисей получил духовную власть, способную поразить египетскую мощь. Змея в Древнем Египте почиталась знаком магической власти фараона и жрецов. Изображение змеи было на короне. Фараон почитался как сын богов и змеи, что было знаком богосыновства. Власть над змеями показывала, что Моисей имеет власть над этими магическими силами, над сверхъестественными силами Египта ... Проказа - это не просто кожная болезнь, бич Древнего Востока, это знак внутренней зараженности. Девятая казнь - иллюстрация состояния Египта. До этого показывалась одна из сторон греховности Египта: духовная (моральная) нечистота - песьи мухи. А девятая казнь (тьма) - вообще помрачение Египта (см. Премуд. Соломона 17,18).
Моисей совершил исход силой Божией, Господь был с ним.
Как исход совершался? Это была бегущая масса людей. Только лишь при подходе к Синаю, она стала приобретать некий организованный вид. Это было поспешное, беспорядочное бегство людей из рабства. Господь промыслительно направил их странствовать по пустыне, чтобы произошло перерождение, очищение. Была масса искушений, например, они упрекали Моисея: «Как было хорошо в Египте, там были котлы с мясом, а здесь мы испытываем страдания». Моисей неоднократно приходил в отчаяние, Господь гневался на народ и хотел истребить его. «Меня истреби, а народ пощади, Господи», - говорил Моисей. Это испытание, странствование в пустыне должно было укрепить веру, приучить народ к мысли о реальности Божественного присутствия. Они были к этому мало готовы, реально показана слабость и неподготовленность народа; избавление они получили только благодаря безконечной любви Божией. Апостол Павел говорит: «Бог избрал немощное, слабое, чтобы посрамить мудрых века сего. Сила Божия в немощи совершается». Это мы видим на примере исхода. Моисей увещевал народ укрепляться в вере, уповать не на внешнюю силу, а на Господа. «Не бойтесь, будьте спокойны, Господь поможет». Таковы были слова Моисея. Огромный духовный смысл исхода в аскетическом плане. Этот переход можно понимать как внутренний разрыв с миром греха и, чтобы победить грех, человек должен был из этого рабства выйти, он должен быть ведом силой Божией, нужно сочетание Божией помощи и нашего стремления, нашего желания.
Сколько прообразов новозаветных событий заключено в Ветхом Завете!
Святые отцы говорят: «Новый Завет в Ветхом сокрыт, а Ветхий в Новом раскрывается».
Вспомним такой пример из книги «Исход»: остановка на пути - Мерра, «горькая вода». Для путников источник - первое дело, а здесь горькая, негодная для питья вода. Что в этой ситуации делать? Представьте себе экскурсию - заплатили хорошие деньги, экскурсовод привел к кафе, а там замок висит или сервис никудышный - все голодные, злые. Так и здесь, длительный переход, и на пути источник с горькой водой. Люди не могли утолить жажду. Господь опять выручает Моисея в этой ситуации, повелевает ему бросить древо в воду и вода становится сладкой. Существует вариант естественного объяснения: есть такое растение - барбарис, которое бросают в емкость с испорченной водой и она приходит в более-менее нормальное состояние. В любом случае, чудо налицо - Господь вразумил так поступить.
Святые отцы усматривают в древе, брошенном в воду и сделавшим ее из горькой сладкой - прообраз Креста. Горечью страданий Христос победил все зло мира и даровал нам радость.
Еще одно чудо на пути исхода - манна пала с неба, когда они голодали. Манна прообразовала хлеб жизни - Святую Евхаристию.
Искушение, которое постигло Моисея при подходе к земле обетованной. Послали разведчиков узнать обстановку. Через несколько дней они вернулись, неся огромную кисть винограда в доказательство того, что земля здесь процветает - «молоко и мед». Однако их напугал народ, населявший эту землю и укрепленные города. Разведчики, вернувшись с осмотра земли, стали распространять, как сейчас сказали бы мы, панические слухи. Этой кучке людей удалось посеять панические настроения, и вся масса людей подняла дикий вопль, народ лишился покоя. Нет ничего страшнее озверевшей толпы, которая ничего не понимает, и слышать не хочет. Страх настолько овладел людьми, что они решили убить Моисея и Аарона, избрать новых вождей и вернуться в Египет. Обратный ход. Моисей, Аарон, Иисус Навин падают на землю перед народом, просят не восставать против Господа, не бояться врагов. В ответ на это народ еще больше вопит и угрожает побить их камнями. Сам Господь вступился за Моисея, как и раньше. Вспомним библейское повествование о том, что воины Исуса Навина в течение шести дней по одному разу, неся впереди ковчег, обходили город в полном молчании. Эти процессии вызывали мистический ужас у осажденных. На седьмой день они это сделали семь раз, после чего затрубили трубы и раздались крики: «Стены падут!», что в действительности и произошло. Археология подтверждает, что Иерихон в действительности пал не в результате штурма (ибо одна стена пала внутрь, а другая вовне), а вследствие чуда.
Господь предлагал Моисею произвести новый народ, но тот опять и опять умоляет Господа простить их грехи и продлить странствование по пустыне, чтобы быть более приготовленными для входа в землю обетованную.
Итак, этот первоначальный хаос - бегущая масса народа, постепенно приобретает новое качество. Священный ритм, регламент жизни, подобно нашему русскому Домострою, как бы становит на рельсы, на добротный, прочный фундамент всю их жизнь. Праздники, виды жертв, правила для священников - все подробно расписывается
в книге Левит. В своде законов также большое место занимает отношение к обездоленным, угнетенным и бедным. Не угнетать пришельца, ибо сами были пришельцами. Нельзя обижать вдов и сирот - Господь Сам их Заступник. Нельзя порабощать бедных. Если возьмешь одежду бедного до заката солнца - возврати ее. Нужно помогать бедному. Народ должен стать народом святым. Это не абстрактный идеал. Меняется понятие о суде. Дается наставление судьям. Они должны быть олицетворением Божественного правосудия и к ним очень строгие требования. Не должен внимать наветам; не должен давать руки нечестивому; не должен поощрять лжесвидетельство; не должен отступать от правды, угождая большинству. Лучше отпустить десять преступников, чем умертвить одного невиновного; не брать подачек. Ряд этих законов называли ветхозаветными мостиками: от Ветхого Завета к Новому. Эти заповеди предусматривали строгое возмездие, указывали на приближение новой морали. Если найдешь вола врага своего, приведи его к нему, не позволяй, чтобы вражда овладела тобою. Если увидишь падшего осла под тяжестью врага твоего, развьючь его, помоги врагу твоему. Таким образом, печать Нового Завета лежит на этих заповедях.
Возникает идеал освященного человека, находящегося в состоянии завета, союза с Богом, то есть появляется идейный стержень. Народ без идеи обречен. Причины демографического кризиса в нашей России - это не пьянство, не наркомания, а именно потеря смысла жизни, потеря великой идеи для великого народа. Конечно, в советский период была эрзац-идея, тем не менее, это была идея: мировая революция, освоение космоса, БАМ. Это как-то мобилизовало людей, а когда государство продекларировало то, что оно без идеологии, когда эти идеи резко критикуются, шельмуются, отвергаются и вместо них ничего не предлагается, кроме какого-то плюрализма, тогда люди теряют почву под ногами, у них все разбалансируется. Люди превращаются в некое месиво, они уже не могут созидать.
В процессе приобщения к Богу возникает идеал освященного человека, находящегося в состоянии завета с Богом, верного Богу. Высшие ценности у такого человека на первом плане, низшие в подчиненном положении. Такой человек чтит имя Божие. В Писании говорится, что с переменой имени меняется сущность человека. Сейчас наступает глобализация, номер вытесняет имя, данное при крещении и, в итоге, формируется (точнее, деформируется) сущность человека под номером, а не под освященным именем.
Вот такие глубокие вещи. Устанавливается идеал народа, освященного человека, ясно различающего и разграничивающего священное от несвященного, повседневного. Народа-труженика, созидателя, который черпает свои силы в субботнем покое. Такой сакраментальный идеал возникает постепенно в народе с Божией помощью, то есть масса народа, находившаяся в хаотичном состоянии, приобретает новое качество.
Это искомое для России, Руси - отказаться от ложных ценностей, от безконечного бега как «белка в колесе». В конце концов, наладить ритм своей жизни: время гармонично распределить между трудом, молитвой и отдыхом, поставить во главу угла духовные ценности, осознать себя единым целым. Моисей, как орудие Божие, достиг того, что этот идеал в народе возобладал и был некоей скрепой массы, приобретя новое качество.
Теперь немного
о книге «Числа». Почему такое название? В начале и в конце этой книги речь идет о переписях народа Израилева - отсюда название. Эти переписи имеют не просто какое-то техническое, административное значение - в них заключается глубокий религиозный смысл.
У нас последняя перепись имела другую цель, об этом надо отдельно говорить, это было собирание информации о людях для того, чтобы выявить слабые места России, чтобы ускорить наше уничтожение - есть такое мнение. Но, в принципе, перепись ведется для решения экономических, социальных проблем.
Перепись Моисея имела совершенно другой смысл, прежде всего, религиозный, а не экономический или административный. Исчисление народа должно было послужить подтверждением того, что обетование Божие исполнилось - народ умножился, как песок земной, или как звезды на небе. То, что было обетовано Аврааму - вот подтекст этих переписей.
Давыд был наказан за проведение переписи, потому что смысл ее был таков: «Как я богат, какое могущество...» Чисто внешний, плотской, земной был подтекст переписи, Давыдом произведенной. За это и Божие наказание.
В книге «Числа» смысл переписи иной - показать исполнение обетований Божиих о том, что народ будет многочисленным, размножится от Авраама и Сарры, то есть, это была перепись во славу Божию.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневкеhttp://ruskline.ru/analitika/2012/07/16/chitaya_vethij_zavet/