Говорят, что православная икона – это видимое богословие. Думаю, о православных песнопениях можно сказать, что они – богословие звучащее. Невозможно представить себе службу без песнопений. В 26-й главе Евангелия от Матфея, стих 30-й, читаем: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую.»
Не будучи профессиональным музыкантом, а только любителем, не стану заниматься анализом русской православной певческой традиции, которая на протяжении веков претерпевала существенные изменения. Хочу дать ссылки н записи наших песнопений, которые не могут не тронуть сердце православного человека. Наша служба, убранство храмов, иконы – все это можно назвать одним словом: «благолепие». Разумеется, ни в коем случае нельзя сводить службу только к песнопениям, посещать храм ради слушания, пусть и прекрасных, но только песнопений. Нельзя воспринимать службу как концерт для услаждения слуха. Не мне объяснять, что такое наша православная служба. Пение в храме есть обязательная и неотъемлемая часть богослужения, которому ревностные регенты, любящие свою работу, отдают все силы и умение, за что им наша благодарность. Невозможно равнодущно читать о служении известного регента, архимандрита о.Матфея (Мормыля). В Киево-Печерской Лавре долгое время служил регентом благоговейнейший Михаил Семенович Логвиненко. В конце 40-х от него, студента консерватории, требовали отречения от веры, но он имел мужество не отступиться от Православия. Исповедник веры! Да разве перечислишь всех достойных людей, трудящихся и трудившихся на этой благодатной ниве?
И еще несколько слов о месте наших песнопений в музыкальном наследии человечества. Запад дал композиторов-корифеев первой величины, писавших для церкви. Какие имена - Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Брамс, Лист – и каждый обязательно посвятил какие-то произведения религиозной тематике. Бах вообще большую часть жизни проработал кантором в церкви святого Фомы. Отдавая должное вкладу названных и неназванных композиторов в мировую культуру, должен сказать, что их музыка воспринимается большей частью как концертная. Понимаю, что люди, воспитанные в протестантизме и католичестве, будут решительно возражать. Их право. Но добавление аккомпанемента к песнопениям сразу делает это искусством, а не живой человеческой молитвой. С точки зрения службы это искусство воспринимается как нечто искуственное. Каждому свое. Я могу слушать их великие творения в концертном зале, но и мысли не допускаю, чтобы подобное могло прозвучать в наших службах. Простите меня за сравнение, которое кому-то покажется неумным и неуместным, но дико было бы, если бы на фоне скрипок вдруг запели, например, «Разбойника благоразумнаго».
Итак, предлагаю послушать историческую запись 1948-го года «Союзом любве» из чина умовения ног:
http://classic-online.ru/ru/production/31958Также можно посмотреть в записи саму службу из Храма Христа Спасителя от 21/04/2011 (Великий Четверток). Чин умовения ног совершил Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1457983.htmlP.S. Деятельность по выкладыванию записей можно продолжить, благо им несть числа. Мы обладаем богатым наследием.