Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 01:35:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Независимость России в геополитическом пространстве: состояние и перспективы  (Прочитано 1607 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Октября 2012, 12:03:44 »

Независимость России в геополитическом пространстве: состояние и перспективы

Доклад на международной конференции «Исторический и духовный путь развития России: память поколений»



Предлагаю вниманию читателей РНЛ фрагменты моего аналитического доклада на международной конференции «ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ», организованной Правительством Самарской области и Самарской митрополией Русской Православной Церкви. Сразу отмечу, что эта конференция, на которой мне посчастливилось участвовать по приглашению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия, отличалась уровнем подготовки, единством позиций и, что не менее важно, составом участников. Она привлекла огромное количество молодежи (пленарная часть проходила в битком набитом Театре оперы и балета). Доклад состоял из двух частей (получасовой постановочный в театре и двухчасовой для студентов в одном из ведущих институтов города) и назывался «Независимость России в геополитическом пространстве». Название предложил не я, но признателен тем, кто это сделал: я сразу почувствовал остро дискуссионный характер темы.

Высокопреосвященнейшие  Владыки, досточтимые отцы, уважаемые коллеги!

Доклад посвящен теоретическим, но, надеюсь, не сухим и вовсе не скучным вопросам, связанным с пониманием государственности, суверенитета и независимости России - исторической и современной, которую мы называем Российской Федерацией. Все понимают, что та Россия, которую оставило нам в наследие поколение победителей, и ее часть, пусть и большая, оставшаяся после передела власти внутри правящей элиты, - не одно и то же. Россия резко сузила свои границы и амбиции в результате распада СССР - крупнейшей, по словам Владимира Путина, геополитической катастрофы века, с которой могут сравниться по своей разрушительной силе только мировые войны.

Уроки: удары истории и скорлупа государственности

Жизнь общества, облик страны и менталитет нации изменяют не только войны и прочие так называемые роковые события, но и их «двойники». Именно так можно назвать роковые даты - юбилеи войн, которые как мощные волны, докатившиеся из давней истории, иногда «накладываются» одна на другую, многократно усиливая свое влияние. Здесь мы имеем дело с эффектом синхронизации событий. Во втором десятилетии Третьего тысячелетия от Рождества Христова мы наблюдаем совершенно удивительное явление - своеобразный и величественный Парад роковых событий, которые не единожды могли опрокинуть российскую государственность, но сохранили и укрепили единство народов России. Событийные ряды из разных эпох почти совпадают, наслаиваются, пробуждают мысль. Это и 1150-летие со дня призвания Рюрика, и 400-летие освобождения от польской интервенции, и 200-летие Отечественной войны против нашествия «двунадесяти языков» (2012-2014 гг.), и 100-летие Первой мировой войны (2014 - 2018 гг.), когда ушла в небытие Российская империя, а из ее руин поднялась ростки стальной советской империи. Столь важные событийные ряды накладываются на 70-летие начала и победного завершения Великой Отечественной войны. Именно тогда вновь прозвучали объединяющие слова: «Братья и сестры!» (2011-2015)...  

Особо отмечу, что именно сегодня, 18 сентября, в день начала конференции исполнилось ровно 200 лет с того момента, когда обескураженный Наполеон взирал с кремлевских стен свозь едкий дым на пепелище сгоревшей до основания Златоглавой Москвы. Тогда превратилось в пепелище до 90 процентов (!) всех строений огромного по тем временам города. Осознав масштабы катастрофы, властитель либеральных умов, как его величали современники, точно и поименно определил три стихии, с которыми даже его военная громада двунадесяти языков была не в состоянии бороться. Эти стихии, равно непостижимые и враждебные «просвещенному европейскому духу» - русский холод, русский огонь и русский народ, ни пожалевший ни себя самого, ни дома свои ради Отечества... В эти же дни Наполеон дал отмашку мародерам, убрав от въездов в город заградительные кордоны и дозволив массовые грабежи, в том числе в церквах и соборах Кремля: тащи из «дикой России» все, что можно. Это решение добило «непобедимую армию»: не смогли такого кощунства простить супостатам русские мужики, да и жадные французы не могли быстро бежать из горящей России - груженые обозы воров держали.  К сожалению, этот завет Наполеона (тащить из «дикой России» все, что можно и нельзя) был слишком хорошо усвоен его столь же жадными до наживы наследниками - «просвещенцами» западного толка. Хочется верить, что их ждет такое же невеселое будущее.

Сегодня только духовно мертвый или чрезмерно идеологически ангажированный человек не услышит и не увидит главного: сама история через Парад роковых событий говорит с нами, вновь и вновь повторяя свои уроки. А главный из этих уроков заключается в том, что жизнеспособность Российского государства пробуждается именно в годины смертельной угрозы для Русской цивилизации и ослабляется в годы кажущегося благополучия, когда незаметно подрываются цивилизационные устои России, то есть сама ее корневая система.

Советский Союз обрушился во многом из-за того, что государство, оправившись от гитлеровского нашествия, вновь вернулось к предельно жесткой, примитивной и воинствующей антирелигиозной, то есть антицивилизационной политике, растянувшейся на десятилетия. Государство само воспитало плеяду своих могильщиков - предателей по духу, по убеждениям. В результате крушения державы новые границы прошли по живому, разделив на части и страну, и ее породнившиеся народы, сообща отстоявшие родину в годины испытаний. Бесчеловечные и антиисторические границы разделили даже основной государствообразующий суперэтнос - русский народ - на великороссов, белорусов и украинцев. Это заставило миллионы наших сограждан, неожиданно оставшихся «по ту сторону» своего Отечества, на себе испытать, что означает насильственное отделение от родины, от русского языка как мирового языка и основного инструмента межнационального общения, да и от великой русской культуры, созданной сообща, мощным солидарным духовным усилием семьи российских народов. Именно это отделение от культуры и собственной цивилизации, а по сути - деградация и архаизация, и были лукаво названы обретением независимости и новой государственности. Единственное, что осталось от былого единства - широкая русская душа, историческая память и Русская Православная Церковь. Наши святые не разошлись по национальным квартирам.

Перед докладом я встретился со своим другом и коллегой - известным ученым, доктором педагогических наук архимандритом Георгием (Шевкуном), который сказал мне: главное в наше время - цивилизационная миссия Церкви. Я ему ответил: именно об этом и собираюсь говорить. И действительно, государственность без цивилизационной миссии - пустая оболочка или, как образно в свое время подметил великий русский мыслитель Николай Данилевский, скорлупа без ядра. Те, кто отрицает единство русской цивилизации, полагая, что единственный идеал прогресса давно найден (этот идеал для них - западная «моноцивилизация»), делают закономерный для такой логики вывод: чем скорее треснет и расколется «российская скорлупа», ослабнет наша государственная мощь, тем быстрее мы вольемся в некую общую цивилизацию... И не осознают эти поборники прогресса, что такая «общая цивилизация» не что иное, как общая могила для всех языков и народов, в том числе и для самого Западно-христианского мира...

Цель доклада - найти и определить потаенные смыслы этих всем известных понятий, общепринятых терминов и научные категорий - для кого-то высоких, для кого-то совершенно нейтральных, а для кого-то почти лишенных смысла в эпоху глобализации, эпоху стирания всех границ, и политических, и моральных. Обычно мы, граждане Российской Федерации, крайне редко задумываемся над тем, насколько трактовки устоявшихся понятий соответствуют реалиям современной политики и, что особенно важно, коллективной памяти народа, которая пока еще сохраняет особое отношение к этим словам и ценностям - независимость, государственность, суверенитет... До сих пор они воспринимаются, особенно старшими поколениями, как святыни, во имя которых еще недавно наши отцы и деды отдавали жизни. Так где же проходит грань между низкой ложью и высокой истиной?

Два приветствия и одна мораль

Начну анализ поставленной проблемы с приятного поручения. Мне поручено передать два приветствия к участникам форума. Впрочем, и здесь можно, по-моему, найти «мораль», то есть сделать важные выводы по теме доклада, раскрывающие суть феномена независимости России и нашей государственности. Поэтому попытаюсь соединить приятное с полезным - приветствия с изложением основных положений доклада.

Первое  обращение - от Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, который возглавляют удивительные люди, перешагнувшие 90-летний рубеж и сохранившие молодость духа. Это и ветеран войны, с первого ее дня и до последнего воевавший за Отечество (он начинал свой путь стрелком-радистом на боевом самолете!) выдающийся индолог академик Челышев Евгений Петрович, и академик Добровольский Глеб Всеволодович, почвовед, создатель собственной научной школы. Такое сочетание не случайно: цивилизационное наследие России нельзя механически разделить на природное и культурное. Дело в том, что невозможно понять готовность нашего народа служить государству, забыв о воистину бескрайних просторах самой крупной страны на планете. Без мощного государства такое пространство не сохранить, не передать потомкам, наследникам. Поэтому, как говорил Николай Бердяев, русский народ можно было бы назвать самым «безгосударственным» народом на свете, которому, конечно же, тяжко, а иногда и обидно тащить на себе сверхмощное ярмо госаппарата, бюрократии, армии.  Вместе с тем именно русский народ величают  народом-государственником. И это правильно: народ сохранился и сохранил за собой уникальное геополитическое пространство, кладовые планеты, благодаря уникальному качеству - способности верой и правдой служить своему государству. «Верой и правдой» - в этих словах и заключено конфессиональное содержание нашей государственности и нашей независимости - независимости от супостатов, от безверия, от мелочного делячества и эгоизма, чуждого русскому духу.

Членом Научного совета РАН с момента его основания был и Святейший Патриарх Кирилл в бытность свою митрополитом Смоленским и Калининградским. Одна из основных многолетних программ совета называется почти так же, как и конференция - «Цивилизационный путь России». Сегодня совет готовит многотомное издание с таким же  названием, и я рад, что участвую в этой работе, будучи заместителем председателя совета. Замечу, что речь идет не о случайном совпадении, а о большем - о внутренней логике поиска ответа на вопрос о будущем России. Цивилизация - не только и даже не столько историческое прошлое, измеряемое веками и тысячелетиями, но и будущее, общий проект на столетия веред. Цивилизация - это и наше настоящее, весь наш современный потенциал, и самое настоящее, то есть подлинное, не фальшивое будущее.

Второе обращение - от руководства философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, где я имею честь работать. По инициативе Высокопреосвященнешего митрополита Сергия Самарская и Сызранская епархия тесно сотрудничает с нашим факультетом, а самого Владыку можно иногда встретить в коридорах МГУ как почетного гостя. Такое соработничество духовенства и научного сообщества, которое еще пару десятилетий назад нельзя было представить, безусловно, является взаимополезным и даже промыслительным как для отечественной философской науки, так и для Церкви. Именно здесь, по-моему, и заложена мораль - основной вывод о природе независимости.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 13 Октября 2012, 12:04:21 »

(Окончание)

Поясню свою мысль, задав непростой вопрос: что же притягивает столь разные сферы духовной жизни, пути которых, казалось бы, давно разошлись, а времена, когда философию называли служанкой богословия, прошли безвозвратно? Различия действительно существенные: если философия по природе своей подвергает сомнению все предельные основания нашего знания, а обвинение в догматизме воспринимается философами почти как оскорбление, то в религиозном сознании и в богословии, а точнее, в вероучении, роль догматов не подвергается ни малейшему сомнению и критике, как, впрочем, и в догматической юриспруденции. Так что же служит основой взаимного притяжения этих исторически и генетически связанных между собой сфер духовной жизни? Отвечу одним словом: их объединяет независимость мысли - и от изменчивой политической конъюнктуры, и от идеологического идолопоклонства, которое еще вчера навязывало нашим гражданам атеистическое мировоззрение, и от поклонения золотому тельцу, которое культивируется ныне.

Конечно, независимость эта имеет разное происхождение, но она всегда настораживала и настораживает сегодня власть имущих во всех концах света. Причина проста: независимо мыслящим и широко образованным человеком труднее управлять. Он не будет послушной марионеткой. С другой стороны, именно независимый человек может постоять за свои убеждения, за свою веру, ибо это действительно его собственные убеждения, его внутренняя вера. Его труднее обмануть, сделать слепым орудием. А именно эти качества чрезвычайно высоко ценятся в годину испытаний. Как писал Николай Бердяев в известном сочинении с говорящим названием «Судьба России», «Национальность есть моя национальность и она во мне, государственность - моя  государственность и она  во мне,  церковь - моя церковь и она во мне, культура - моя культура и она во мне, вся история есть моя  история и она во мне».

Вожди богоборческой власти поняли на краю общей гибели, что государство - даже самое мощное и стальное - не умеет ни мыслить, ни чувствовать. Мыслят и чувствуют, адекватно воспринимают происходящее только живые люди - независимые от внешнего понуждения и принуждения, самостоятельные, свободные сделать собственный выбор. К слову, что такое свобода, если не выбор возможностей, жизненных дорог? Но разве единожды сделанный выбор - спутника жизни, служения, отечества - уже несвобода? Напротив, только верность жизненному выбору - подлинная свобода, не преданная, не попранная. В противном случае свобода - это всего лишь право на постоянное изменение, а то и на измену. С таким пониманием свободы надо навсегда забыть о независимости...

Не случайно в декабре 1941 года, когда немецкая орда стояла у стен Москвы, было принято решение о восстановлении философского факультета МГУ, закрытого большевиками как зловредный рассадник свободомыслия. К слову, именно в эти дни мы вспоминаем еще один горький юбилей - 90-летие «философского парохода», на котором большевики отправили за пределы страны ее ученых, философов. Но вернемся к году 41-му. Не случайно почти одновременно были открыты двери философского факультета и засовы тюрем, из которых на свободу выходили многие священники (к сожалению, далеко не все), которые перед угрозой мученической смерти не отреклись от отеческой веры. Именно тогда по всей стране стали вновь открываться церкви и духовные училища. А обращение «Братья и сестры!» прозвучало из уст человека, стоящего на вершине богоборческой власти, подавлявшей и веру, и свободомыслие.

Как видим, сказанное имеет самое прямое отношение к теме доклада,  поскольку независимость страны защищают не конституции и не законы, как полагают законники, не международные соглашения, многие из которых не дороже бумаги, и не наемные войска, способные ударить в спину. Жизнь показывает: конституции и законы можно отменять и переписывать в России с приходом нового режима каждый раз заново. Независимостью можно называть все, что угодно - даже сам факт насильственного разделения страны, а под государственностью и суверенитетом подразумевать даже конституционно закрепленный отказ от права иметь государственную объединяющую идею (идеологию самостоятельного развития) и введение внешнего контроля, а также передачу стратегических ресурсов в руки потенциальных противников и конкурентов.

Служение истине и служение Богу не следует противопоставлять. Знаменательно, что вера и сегодня соединяет научные и богословские знания в единый сплав. Кстати, не менее ста выпускников МГУ последних лет (а может быть, значительно больше) избрали для себя пастырский путь. Один из них - выпускник нашего философского факультета протоиерей Димитрий Лескин, доктор философских наук, является модератором этой конференции. Поэтому еще раз передаю слова любви и уважения Высокому Собранию от имени нашего братского факультета.

Итоги

Теперь подведем некоторые итоги из сказанного.

Первый итог заключается в том, что столь важные понятия, как государственность, суверенитет и независимость, чаще всего используются для сокрытия истины. Говорят одно, подразумевают совершенно другое. Подобные слова-перевертыши называют политическими эвфемизмами. В том, что они собой представляют, легко убедится: сепаратисты всех мастей называют раскол, антигосударственную подрывную и террористическую деятельность всегда одинаково - борьбой за независимость, а предательство, отречение от веры отцов или отказ от присяги - секуляризацией общества или становлением новой государственности. При этом обретением суверенитета именуют превращение страны в марионетку, в так называемое несостоявшееся государство, полностью лишенное признаков самостоятельности в выборе внешней и внутренней политики. Россия не должна, не имеет права повторить судьбу таких «псевдогосударств», хотя еще совсем недавно она стояла на краю пропасти. Вспомним, те же «глашатаи истины», которые сегодня учатся выговаривать непривычное для них сочетание слов «Одна тысяча сто пятидесятилетняя годовщина российской государственности», еще вчера без устали повторяли нелепую сказку о том, что российской государственности от роду двадцать лет. Святейший Патриарх Кирилл однажды задал вопрос по поводу торжеств в День независимости, стыдливо переименованный позднее в День России: «От кого независимость?» И ответил на риторический вопрос однозначно: «Если от Киева, то я против такой независимости». При этом Его Святейшество порекомендовал отмечать в этот день воистину славный религиозный праздник - День рождения святого благоверного князя Александра Невского...

Второй итог, который следует особо выделить: государственная независимость - это не что иное, как зависимость и даже сверхзависимость общества либо от масштабной идеи, способной на какое-то время объединить гражданскую нацию, либо от веры, способной соединить все племена и все поколения, в том числе ушедшие и грядущие, в единый народ. В противном случае разговоры о независимости лишаются всякого смысла, а сама независимость превращается в фикцию, голую политическую идею или программу, рассчитанную в лучшем случае на жизнь одного-двух поколений. Большего времени политическим идеологиям - так называемым «великим учениям», как подметил Патриарх в одном из своих выступлений, не отведено...

Третий итог не менее важен: геополитическое пространство - категория, специально введенная в оборот и предназначенная для оболванивания масс. Это такой же опасный эвфемизм, как и новоизобретенное понятие «постсоветское пространство». В действительности человечество - не пустое пространство, которое геополитические игроки могут произвольно заполнять своими безумными проектами глобального переустройства, а  бесконечно богатый и многомерный мир локальных цивилизаций - культурно-исторических типов, как их называл Николай Данилевский. Каждая из цивилизаций, в том числе и Русская, Православная цивилизация, не только имеет право на жизнь, но и представляет собой воистину наиважнейший гарант полноценной социальной  жизни. А «постсоветское пространство» - категория того же рода, как и «геополитическое пространство». Сверхзадача тех, кто его ввел, - заставить нас поверить, что исторической России никогда и не было, а после крушения тоталитарного государства освободилась площадка для новых геополитических экспериментов.

В заключение приведу слова Николая Данилевского, который вывел Закон политической независимости. В соответствии с этим Законом, «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций».

Валерий Расторгуев, профессор МГУ, член оргкомитета Народной партии большинства

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/13/nezavisimost_rossii_v_geopoliticheskom_prostranstve_sostoyanie_i_perspektivy/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!