Владислав ГУЛЕВИЧКитайско-индийский диалог: третий лишний Китай и Индия – два азиатских гиганта, уверенно заявляющих о своих интересах на мировой арене. Оба государства обладают устойчивой экономикой, первоклассными демографическими показателями, готовностью твёрдо отстаивать свои международные позиции.
Дели приоритетной зоной своей политики видит Индийский океан. Менее важное значение для индийской внешней политики имеет Южно-Китайское море, рассматриваемое как потенциальная зона расширения влияния Индии. Дели изъявляет готовность бороться здесь с пиратством и терроризмом и действует очень мягко, стараясь не пересечь невидимую разделительную линию, за которой уже простирается зона интересов Китая, доминирующего в Южно-Китайском море (1). Например, китайский ВМФ превосходит Военно-морские силы у Индии. В сфере космических технологий Пекин тоже впереди. Индийцы же заявляют о намерении усовершенствовать свои ВМС и развивать военно-космическую отрасль.
В последнее время признаки соперничества Индии и КНР, в частности в Южно-Китайском море, стали заметнее, несмотря на то что сохранение мира в Азии - в интересах обеих держав. Однако есть третья сторона, которая стремится укрепить своё влияние в АТР и интересам которой отвечает рост напряжённости в индийско-китайских отношениях, – США…
Несмотря на соперничество, у Пекина и Дели много точек соприкосновения в сфере международной экономики, энергетической безопасности, охраны окружающей среды. Оба государства выступают за пересмотр функций существующих международных организаций, твёрдо отстаивают принципы государственного суверенитета (в том числе в киберпространстве), стремятся к недопущению военных конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, укрепляют безопасность системы морских международных коммуникаций.
Да, и Китай, и Индия считают Южно-Китайское море объектом приложения своей политики, но Индия отделена от этого морского водоёма Андаманским морем и целым созвездием азиатских островных и полуостровных государств – Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам. Некоторые из них находятся в непростых отношениях с КНР (Вьетнам, Таиланд), некоторые, напротив, извлекают выгоду от одновременного сотрудничества и с Пекином, и с Дели (Индонезия). Продвижение Индии в Южно-Китайское море – попытка выстроить своеобразный заслон на пути Китая, если тот будет двигаться в противоположном направлении - в Индийский океан. Каждая из этих двух держав, хотя и по-своему, противостоит американской гегемонии на мировой арене, но на региональном уровне они соперничают.
Поскольку у КНР больше шансов потеснить Америку, чем у Индии, американцы делают ставку на последнюю. Индийские руководители, похоже, готовы опереться на американцев – по крайней мере, в настоящее время. И чем успешнее Вашингтон будет создавать образ китайской угрозы, тем больше шансов подтолкнуть Индию в объятия Соединённых Штатов.
В то же время у Индии и КНР есть своё видение будущего мирового порядка, значительно отличающееся от взглядов, господствующих в Вашингтоне. И китайцы, и индийцы очень сдержанно смотрят на попытки США диктовать свою волю другим. И Китай, и Индия не приветствуют работу заграничных НПО на своей территории. Стоит обратить внимание, как это освещается в западных СМИ, – все обвинения в подавлении гражданских свобод адресуются исключительно Пекину, в то время как индийские власти остаются вне критики. Такой подход призван сформировать негативный образ Китая не только на Западе, но и в Азии. По сути, США ведут информационную войну против Китая, и правозащитная критика Пекина – один из её элементов.
Одновременный подъём двух великих держав в одном и том же регионе – редкое событие в истории международных отношений, и это играет на руку Соединённым Штатам. Куда хуже для американцев было бы, если бы в АТР была только одна страна-гигант. Тогда сложней было бы находить с ней общий язык по основным вопросам, не имея рядом альтернативного полюса влияния.
Сейчас теме индийско-китайских противоречий посвящают свои материалы многие американские аналитики. Часто в таких работах бегло освещаются перспективы индийско-китайского сотрудничества, но глубоко и скрупулёзно изучаются возможности индийско-китайского столкновения. В ходе этого изучения выделяются следующие основные проблемы:
- как интегрировать Индию и КНР в международные институты, не ставя под вопрос американское влияние в этих институтах?
- Как найти компромисс с обоими государствами, если и Китай, и Индия видят в западной модели либерального общества орудие разрушения традиционных общественных устоев и культур народов Азии?
- Как добиться того, чтобы международные институты, в работе которых принимают участие КНР и Индия, не превратились со временем в место выяснения индийско-китайских отношений без непосредственного участия США и не послужили бы усилению могущества Китая? (2).
Похоже, в Вашингтоне нашли общий ответ на эти вопросы: делать ставку на углубление противоречий между Индией и КНР, закрывая путь к единоличному региональному лидерству каждому из этих государств. Китай, в отличие от Индии, мешает американцам на многих направлениях - в Афганистане, Средней Азии, в АТР, на Ближнем Востоке. Отсюда попытки Соединённых Штатов направить в нужное американцам русло непростые отношения Пекина с тибетским меньшинством (через Тибет Китай соприкасается с Индией), противодействовать усилению китайского присутствия в Средней Азии, выдавить Китай из Африки, опередить его в деле налаживания военно-стратегического сотрудничества с островными государствами (Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия).
Индия долгое время была партнёром и другом СССР. Таковым, по сути, она остаётся и для современной России. Между Москвой и Дели нет неразрешимых проблем. Тем важнее Вашингтону взять индийцев под свою опеку, не допустить сближения Индии с Россией, выдвигая по ходу дела взаимоисключающие тезисы то о российско-американском союзе против Китая, то об американо-европейском союзе против России.
______________________________________
1) Michał Jarocki «Morze Południowochińskie w strategicznej rywalizacji Indii i Chin» (Fundacja Amicus Europae 2013-01-10)
2) Ashley J. Tellis, Sean Mirski «Crux of Asia: China, India, and the Emerging Global Order» (Carnegie Endoment, January 2013)
___________________
http://www.fondsk.ru/news/2013/01/13/kitajsko-indijskij-dialog-tretij-lishnij.html