(Окончание)Наконец, избежав благодаря усилиям императора Николая II полного уничтожения государства и армии в I Мировой войне, королевство Сербия завершает в 1918 г. великое дело полного освобождения балканских славян, заняв оставшиеся сербские территории в бывшей Австро-Венгрии и приняв в своё подданство хорватов и словенцев во вновь созданном Королевстве сербов, хорватов и словенцев (в 1929 г. переименованном в Королевство Югославию).
И несмотря на все испытания, недоразумения и разочарования (а всего этого в отношениях между сербами и русскими на протяжении последних двухсот лет хватало!), отношения эти продолжали развиваться, взаимная склонность двух народов осталась незамутнённой. Как, почему?
Как-то в одной газете я прочитал высказывание некоего современного русского писателя, интеллектуала-западника (удивительно, до каких мелочей совпадают у сербских и русских «западников» их
ценности; тому, кто познакомился с «идеологией» одних, совершенно не нужно обращаться к другим: он услышит ту же самую песню): итак, утверждал этот писатель, сербы -
малый народ с имперским, так сказать,
великодержавным, сознанием.
Это, конечно, было сказано с таким высокомерием и презрением, как будто численность какого-либо народа определяет ценности, носителем которых он является, по которым он живёт.
И опять же, вышеупомянутый писатель (к сожалению, я не запомнил его имени) по-своему абсолютно прав. Он высказал истину, которую враги сербов и русских (а у сербов и русских всегда были общие враги!) издавна так или иначе осознавали.
Как можно видеть из приведённого выше, очень беглого и сжатого очерка сербско-русских отношений, именно
имперское сознание, стремление к созиданию
державы (наряду с общими корнями, духовностью, принадлежностью к одной религии, культуре, цивилизации и т.д.) - это то, что крепче всего связывает сербов и русских, это та особенность, которая делает их
идентичными в глазах их врагов. За минувшие 200 лет сербы на деле показали, что именно
державность является особенностью, свойственной из всех балканских народов только им. Как таковые, они для «передовых» западных государств, которые по сути (если отбросить их риторику) крайне нетерпимы и безудержны ко всему и всем, кто не разделяет их ценностей, всегда будут ненавистными «московитами», носителями очень опасного для Запада «вируса», который любой ценой должен быть обезврежен и уничтожен - так, как это было проделано с североамериканскими индейцами или сербами в Германии. А если так, то благоразумие требует вести себя с ними осмотрительно, взвешенно и держать их на строгом расстоянии. Что отнюдь не означает сидеть сложа руки.
О том, что в современном мире идёт непрестанная война против всякой державности, не стоит и говорить. Это до такой степени очевидно, доказано таким количеством исследований, свидетельств и фактов, что мы, конечно, имеем сегодня столь полную картину намерений и стратегии своих противников, какой никогда не могли иметь наши предки. Впрочем, стратеги этой войны своих намерений и не скрывают, действуя всё более беззастенчиво и неприкрыто. В современных боевых действиях завоевание территории представляет собой лишь заключительную фазу войны. Ему предшествует систематическое телесное и духовное отравление населения подвергшейся нападению страны, предшествует ему (и продолжается после) постоянная информационная война, борьба за умы и души людей. В этой войне ракетные комплексы, атомное оружие и прочие чудеса военной техники не играют никакой роли. Чтобы помочь себе, нужна тщательно разработанная культурная политика.
СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ
Есть ли у сербских и русских властей серьёзно разработанная культурная политика?
Ответ краток и однозначен:
нет.
Её, насколько мы можем видеть, в сущности нет и у тех, кого обычно называют и считают «культурной элитой» наших стран.
Последовательная культурная политика особенно нужна России, даже больше в отношении других культурно родственных балканских государств - Болгарии, Греции и Румынии - нежели Сербии. И это несмотря на нынешнее членство этих государств в некоторых других союзах. Ибо, по нашему глубокому убеждению, Россия - единственная страна, которая может противостоять процессу подавления суверенитета независимых государств. Работой над созданием Евроазиатского союза Москва действует именно в этом направлении. Однако экономических и военных связей недостаточно. Необходимо действовать, по примеру противника, во всех направлениях. В глобальном столкновении, которое назревает всё отчётливей, имеет значение всякий, даже самый малый союзник.
Но всё это заброшено и предоставлено доброй воле редких «фанатиков», единиц, неравнодушных людей из народа - так называемых маргиналов.
Полное отсутствие обдуманной культурной политики явилось одним из поводов того, что во время нашего пребывания в Москве на рубеже 2000/2001 гг., мы приняли предложение наших русских друзей об основании совместного русско-сербского Братства. Идея состояла в том, чтобы мы сами, каждый в своём окружении и в соответствии со своими скромными способностями и возможностями, пытались что-то делать в этой области. Объединение было названо Русско-сербским Братством Святых Царя Николая и Владыки Николая и в нынешнем, 2012 году, вступает в 12-й год своего активного существования. Местопребывание русской ветви Братства находится в Москве.
В Сербии до конца 2004 г. Братство, несмотря на свою активную деятельность, не было официально зарегистрировано. Чтобы избежать сложностей и длительной процедуры юридического и церковного признания (поскольку в названии были имена святых), Братство в конце 2004 г. было официально зарегистрировано как НВО под названием Словенско друштво/Славянское общество, с центром в городе Кралево. Этот шаг обеспечил Братству выход из узких локальных рамок, более лёгкий доступ к средствам массовой информации, возможность заниматься издательской деятельностью и выступать со своими программами перед городскими и республиканскими властями, претендуя на выделение средств для покрытия по крайней мере основных расходов, связанных с его работой.
Не будем утомлять читателей перечислением всего, что сделано за 11 лет. Скажем только, что Славянское общество благодаря своей работе стало довольно известно среди своих сограждан и в начале 2010 г. выступило с инициативой открытия Русского дома в Кралеве. Просьба о поддержке вместе с подробным планом была одновременно направлена в Посольство Российской Федерации в Белграде и городским властям Кралева, перед которыми также был поставлен вопрос о выделении для нужд будущего Дома необходимых помещений и предложены на выбор два годами пустующих места в центре города. Идея нашла единодушную поддержку сограждан, и инициативу потписали представители 15 других различных организаций - от спортивных и молодёжных сообществ, объединений мастеров культуры и искусства до общества инвалидов войны. Целых четыре месяца шёл сбор необходимой документации.
Посольство РФ на просьбу Славянского общества ответило положительно, обещав привлечь средства работающих в Сербии русских предприятий для восстановления и подготовки помещений - разумеется, если город Кралево отдаст их для этой цели.
29 июля 2010 г. градоначальник г. Кралево удовлетворил просьбу и поручил соответствующим городским службам начать процедуру передачи намеченных помещений.
Вскоре после этого городская власть сменилась с помощью полиции. Власть перешла к партии президента Тадича с коалиционными партнёрами.
1 сентября того же года новый мэр Любиша Симович получил от посла РФ в Сербии, его превосходительства Александра Конузина, письмо, в котором говорилось о поддержке инициативы основания Русского дома в Кралеве и предлагалось сотрудничество. На письмо посла не ответили.
Новые городские власти до конца 2010 г. упорно отрицали, что они вообще осведомлены о запросе Славянского общества и ещё 15 общественных организаций, и не реагировали ни на какие обращения, в том числе и письменные. Как будто заявки и не было. Кроме того, испрашиваемые помещения по решению градоначальника были отданы в конце года некоему частному лицу под кафе. Через три недели это решение было отменено как незаконное.
От политиков, до тех пор казавшихся равнодушными к нашей деятельности, теперь уже можно услышать, как они нас называют «врагами».
3 ноября 2010 г. в Кралеве произошло разрушительное землетрясение. Одним из первых с предложением помощи город посетил посол РФ Александр Конузин с супругой министра по чрезвычайным ситуациям Шойгу. Градоначальник даже не удостоил посла встречи! Кстати, большой вопрос, как вообще были распределены между горожанами присланные вскоре русской стороной 400 тонн гуманитарной помощи.
В конце января 2011 г. Славянское общество при поддержке посольства РФ и Русского дома в Белграде организовало в Кралеве Неделю русской культуры. Из официальных лиц города, хотя все были заблаговременно извещены, на открытии появился лишь заместитель председателя Скупщины, чтобы приветствовать культурного атташе Александра Кононыхина.
2 марта Славянское общество провело конференцию для журналистов, на которой общественность была поставлена в известность обо всех приведённых выше фактах. Буквально два дня спустя городские чиновники объявили, что помещение, которое просила группа общественных объединений для нужд Русского дома, передано городскому Культурному центру.
Уже на следующий день председателя Славянского общества вызвали представители другой сербско-русской организации - Славянского моста, которые утверждали, что практически добились от городских властей Кралева выделения помещения под Русский дом в другом месте, также в центре города. Мы решили (в надежде, что наши друзья будут более удачливы), что Славянское общество воздержится от открытого конфликта с властями, несмотря на то, что у нас накопилось достаточно фактов, компрометирующих руководство города.
Тогда решение о выделении помещения городские власти обещали принять в мае 2011 г.
В мае сказали, что это будет в августе.
В августе - что решение будет принято в конце декабря. Снова возникли «проблемы с документацией».
В тот момент, когда мы завершаем эту статью (Стефандан - день св. Стефана - 2012 г.) из-за праздников всё ещё нет информации, какое решение принято. Но мы сомневаемся, что оно будет положительным.
Данную статью мы писали не как плач о своей злосчастной судьбе. Это просто краткое о
писание создавшегося положения, условий, в которых трудится большинство носителей сербско-русской истории в Сербии.
Пропагандисты «западных ценностей» наступают, опираясь на мощную финансовую и информационную поддержку. Поборники укрепления связей с Россией вынуждены действовать полунелегально и голыми руками.
Осень прошлого года автор этих строк провёл в Москве. Художники, с которыми он встречался, проявили исключительное понимание обстоятельств, в которых мы живём и работаем. Их произведения, которые они передали в дар, помогут нам хоть немного очистить атмосферу от духовного мусора, которым нас непрестанно забрасывают. Более того - своим отношением они нам показали, что мы занимаемся не бесполезным делом, что в своих трудах мы не одиноки, за что мы сейчас можем высказать им глубокую благодарность и низко поклониться.
От русского государства мы уже не ждём никакой помощи. Развитие событий после декабрьских выборов в России вызывает опасения, что постепенно готовятся условия для прямого удара по России, и что всех нас вместе ожидают лишь более тяжёлые времена: сценарий, который мы видим перед собой, слишком хорошо нам знаком.
Что касается Славянского общества - Русский дом в Кралеве живёт, вопреки решениям политиков, и мы будем продолжать свою работу как знаем и как умеем. Ибо всё, что мы делаем - делаем прежде всего ради своей души и совести.
________________________
http://ruskline.ru/analitika/2013/01/24/edinstvo_prochnee_mira/