Михаил Яблоков, Русская народная линия От антропологии к догмату ИскупленияДля наиболее полного и правильного усвоения православного догмата Искупления необходимо разобраться в основах антропологии и христологии. Все православные догматы связаны между собой, и неправильное понимание одного ведет к неправильному понимаю и всех остальных.Итак, остановимся на ключевых моментах:
I. Грехопадение Адама;
II. Воплощение Христа - Второго Адама;
III. Крестная Смерть.
IV. Славное Воскресение.
I. Антропология.Итак, все творение Божие совершенно, так как совершен Сам Творец. Совершенный Творец не может творить что-то несовершенное. Адам был сотворен совершенным: бессмертным, бесстрастным, безгрешным и нетленным по природе, со свободной волей и стоящим на пути к обожению - «обоживающимся». В соблюдении божественной заповеди он должен был утвердиться в добродетели, и, таким образом, полностью и окончательно обожиться. Но это, как известно, не произошло...
После же грехопадения человеческое естество в Адаме претерпело некоторые существенные изменения:
1. Появились греховные страсти, всеянные диаволом в результате греха (смерть души - отлучение от Бога и лишение благодати, порабощение диаволу, удобопреклонность воли ко греху, помрачение разума, искажение образа Божия, органическое расстройство), которые есть неверные направления естественных способностей и душевных сил (что уже само по себе является грехом, отлучающим душу от Бога), но они - эти греховные страсти - естество человеческое не изменяют, грех нового естества не создает. Т.е. греховные страсти не в природе души, а как нечто придаточное. Они являются искажением, порчей, изъяном, деформацией и деградацией естества человеческого, и в них виновата сама душа.
2. Господь в наказание и во благо (всякое наказание Божие во благо) облекает первых людей в кожаные ризы, одной из составляющих которых являются непогрешительные или безукоризненные страсти (голод, жажда, труд, слеза, утомление, боязнь смерти, испытание боли, предсмертная мука, смертность) - но вот они-то, как раз, изменяют естество. В отношении этих безукоризненных страстей естество Адама до грехопадения не единосущно естеству Адама после грехопадения. Это очень важный момент для дальнейшего рассмотрения христологии и сотериологии.
Догмат о первородном грехе.Под первородным грехом подразумевается:
1. Нарушение божественной заповеди Адамом в раю - личный грех Адама;
Последствия первородного греха, так же называют первородным грехом:
2. Распространение вины этого греха на всех потомков Адама;
3. Искажение человеческой природы (непогрешительные и греховные страсти).
4. Отлучение от Бога, проклятие и порабощение диаволу.
Последние эти последствия первородного греха (три последних пункта) распространились на весь человеческий род. Все потомки Адама сделались «по природе чадами гнева».
II. Воплощение.Бог-Слово принимает в Свою Божественную Ипостась человеческое естество, которое одновременно в самом моменте Воплощения приводится в бытие и полностью обоживается (обоживается - то, что не смог сделать первый Адам, - совершается Вторым Адамом). Христос - Второй Адам - начинает все сначала, воссоздает человека. От Девы Марии, как и первый Адам из девственной земли, воспринимает человеческую плоть - ту самую плоть, которую имел Адам до грехопадения, но, в тот же самый момент, с добровольно воспринятыми безукоризненными - непогрешительными страстями, которые явились следствием грехопадения и наказания первого Адама. Таким образом, Христос понес на Себе наше наказание. То есть воспринял естество человеческое с теми же кожаными ризами (1), в которые в свое время Сам и облек согрешившего Адама еще в раю. Для чего? - Для того, чтобы:
1. быть полностью единосущным нам («что не воспринято, то не спасено»), и
2. чтобы иметь возможность пострадать и умереть за нас.
Греховные же страсти, которые так же являются следствием грехопадения первого Адама, Христос не воспринимал. Если бы Христос воспринял греховные страсти, то был бы таким же грешником как и все мы, и умер бы за Свои грехи, а не за наши. А если бы Христос добровольно не воспринял безукоризненные страсти, то был бы не единосущен нам и не смог бы пострадать и умереть за нас на Кресте, так как естество Адама до грехопадения было бессмертно и нетленно. И все это - бытие, восприятие и обожение - произошло одновременно в самом моменте Воплощения. Таким образом, человеческое естество Христа от самого момента Воплощения до Славного Воскресения сделалось добровольно тленно по природе (в смысле непогрешительных страстей). Именно тленность по природе делает единосущным Его человеческое естество естеству всех потомков Адама, т.е. всем нам.
Далее. Откуда Христос взял естество Адама до грехопадения, т.е. без первородного греха? - Именно от Богородицы. Но отнюдь не потому что Сама Богородица была изъята от первородного греха, как говорят католики, а вследствие бессеменного зачатия от Духа Святого. Если бы Христос был зачат, как и все люди, от отца и матери, то Он имел бы естество Адама, которое стало после грехопадения, с порчей и изъянами, и нес бы на Себе первородный грех со всеми его последствиями. Но Христос воспринял естество Адама до грехопадения, и не имел ни греха, ни греховных страстей, ни порчи, ни изъянов, ни деформации естества, и не находился под проклятием и властью диавола - «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.»(Ин.14,30). Более того, у Христа не было избирающей между добром и злом (гномической) воли, а Его Ипостасное произволение было полностью тождественно природной воли всей Святой Троицы. Итак, Христос имеет два совершенных естества - Божественное и человеческое. Он - совершенный Бог и совершенный Человек. И две совершенные природные воли, соответствующие этим естествам, - Божественную и человеческую. Хотелось особо подчеркнуть совершенство Его человеческой природной воли (согласно догмату VI Вселенского Собора), которая не нуждалась ни в каком исцелении, становлении или совершенствовании. От Адама до грехопадения Христос отличался тем, что Адам мог согрешить (и согрешил), а Христос согрешить не мог не только в силу непреложности Ипостасного произволения Бога-Слова, но и полного совершенства Его природной обоженной человеческой воли, которая во всем была последующая и подчиняющаяся Его Божественному и всемогущему хотению.
III. Теперь непосредственно подходим к догмату Искупления.Человек, преступив заповедь, сам по себе не мог избавиться от греха, проклятия, смерти и власти диавола. Все чада Адама после смерти нисходили во ад. Для удовлетворения Божественного Правосудия, Правы Божией, и избавления человека от греха, проклятия и смерти требовалась искупительная Жертва. Причем, эта Жертва должна была быть чистой и непорочной. Никакой человек такой чистой жертвы за себя принести не мог, так как сам был рожден во грехах. Но даже если кто-то бы и принес такую жертву, то принес бы ее только за себя, за свои грехи, а не за грехи всех людей. Но в то же время спасение должно было прийти именно от человека. Человеком вошел грех в мир, человеком должно прийти и оправдание. Человек был побежден диаволом, человек должен был стать и победителем его. И такой Человек пришел. Бог-Слово по любви, нисходя к роду человеческому, воплощается в человека, становится во всем подобным нам кроме греха. Бог становится Человеком, чтобы человек снова стал богом. Творец воссоздает Свое падшее создание. Сын Божий в Своей Божественной Ипостаси соединяет два совершенных естества - Божественное и человеческое. Итак, чистый и непорочный Человек для принесения Жертвы пришел. Господь наш Иисус Христос добровольно проходит весь наш жизненный путь и через страдания, и Крестную Смерть приносит Себя в чистую и непорочную Жертву Святой Троице. А ипостасное соединение с Божеством придает этой Жертве бесконечную цену, что распространяет Ее спасительное действие на всех потомков Адама. Эта Жертва является искупительной и заместительной, принесенной за нас и вместо нас. Усвоение же каждым человеком в отдельности этой Жертвы осуществляется через правую веру в Искупителя, таинства Св.Церкви и жизни по вере. В таинстве крещения человеку прощается первородный грех и все личные грехи, человек становится чадом Божиим, именно в силу искупительной Жертвы Христовой. Следствия же первородного греха промыслительно остаются для того, чтобы каждый человек с помощью благодати Божией, мог бороться со грехом и побеждать грех и диавола. И, таким образом, обоживаться и спасаться.
IV. Воскресение.Во Своем Славном Воскресении Господь наш Иисус Христос отринул от Своего человеческого естества безукоризненные страсти, воспринятые Им в Воплощении. Таким образом, Его человеческое естество по Воскресении стало совершенно бесстрастным и нетленным. В Вознесении же было посажено одесную Бога-Отца. И последующие за Христом святые станут по Всеобщем воскресении подобные Ему - богами по благодати и усыновлению.
Вот кратко суть догмата Искупления в Домостроительстве нашего спасения в православном его понимании.
Примечание1. «Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал до грехопадения, был переоблачен Богом в тело нынешнее - более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих естественно присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек, будучи первоначально нагим, нетленным и бессмертным, затем был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подобие нагого Слова; ибо Бог облачил Адама, не совлекши и не отняв эти ризы у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над всяким прочим естеством. Отсюда ризы эти - не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь тем самым ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему Сам Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, 3). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или сотканные из какого-либо иного материала?» (прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему 2, 3).
http://ruskline.ru/analitika/2013/01/26/ot_antropologii_k_dogmatu_iskupleniya/