(Окончание)То же самое касается реальных расходов государства на обслуживание внешних займов, которые существенно превышают озвученные Сергеем Степашиным 32 млрд. рублей. Согласно официальным данным Министерства финансов, только в 2012г. затраты на обслуживание государственного и муниципального долга превысили 383,3 млрд. рублей. Согласно подписанному президентом проекту бюджета на ближайшие 3 года эти расхода вырастут до 550-570 млрд. рублей к 2015г. К тому времени расходы бюджета на оплату прибылей финансовых спекулянтов превысят затраты на образование и науку, а также здравоохранение, ЖКХ, культуру и спорт по отдельности.
Российская экономика по уши во внешних долгахСтоит отметить, что наиболее активно из всех субъектов экономики наращивали долговую нагрузку именно российские банки, которые по итогам 2012г. увеличили размер внешних заимствований на 45,6 млрд. долл. - с 162,7 до 208,3 млрд. долл. И это неудивительно - отечественная банковская система в силу проводимой в России колониальной по своей сути эмиссионной политики «currency board» и целенаправленного отказа Банка России от развития полноценной системы рефинансирования экономики уже больше полутора лет живёт в состоянии перманентного кризиса ликвидности и хронической нехватки финансовых ресурсов.
За период с начала 2011г. ставки по однодневным кредитам на межбанковском рынке подскочили в 2,5 раза (с 2,5% до 6,5-6,7%), а стоимость кредитов «овернайт» в середине декабря 2012г. обновила рекордные максимумы с весны кризисного 2009г. (6,7% годовых).
Не особенно сильно отставали от них российские нефинансовые компании, занятые в реальном секторе экономики. Согласно оценкам Банка России, размер внешней задолженности промышленных предприятий перед иностранными кредиторами подскочил по итогам 2012г. практически на 25 млрд. долл. - с 331,5 до 356,1 млрд. долл.
И это также вполне объяснимо - в условиях, когда правительство осознанно отказывается от модернизации инфраструктуры и последовательно изымает из экономики порядка 3-5% ВВП ежегодно (в лучшие годы и вовсе 7-10% ВВП) под псевдонаучные монетаристские рассуждения о «борьбе с инфляцией» и вывозит их за рубеж, финансируя научно-технический прогресс и структурную модернизацию на территории стратегических конкурентов (США, ЕС, Япония, Великобритания и т.д.), другого выбора у российских компаний не остаётся.
Отечественные компании и банки влезают в долговую петлю не от хорошей жизни и не от желания взять на себя лишние курсовые, процентные и прочие риски. Они просто лишены иного выбора - финансовые власти России, занимающиеся стерилизацией «избыточной» денежной массы и финансирующие модернизацию и инновации в США за счёт консервирования технологической отсталости внутри России, искусственно втягивают российскую экономику в долговую яму.
По сути дела, российские финансово-экономические ведомства, контролируемые выходцами из команды «младореформаторов», оставляют отечественных компаниям и банкам ровно два варианта действий. Первый вариант: продолжить тихо загнивать и вымирать в условиях нарастающей конкуренции с иностранными производителями (что стало особенно актуально после втягивания России на «титаник» ВТО), занимая под непозволительно высокие ставки внутри России.
Напомним, что, согласно официальным оценкам Росстата, ставка рефинансирования Банка России (8,25%) сопоставима со средней рентабельностью всей отечественной экономики в целом (10-11%), а стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса в несырьевом секторе экономики и наукоёмкой промышленности (18-25% без учёта «отката» руководству банка) в 2-2,5 раза превышает среднюю норму рентабельности соответствующих видов обрабатывающей промышленности.
Альтернативный вариант: влезать в долги перед иностранными кредиторами и садиться на «иглу внешних займов», импортируя целый набор внешнеэкономических рисков и закладывая своё имущество (в том числе пакеты акций) крупнейшим международным банкам. Масштабы финансовых рисков прекрасно показал кризисный 2009г., когда на фоне 50% обесценения рубля по отношению к американскому доллару и 4-кратного падения цен на энергоносители подавляющее большинство крупных сырьевых и металлургических компаний (не говоря уже о предприятиях обрабатывающей промышленности) оказались на грани дефолта. Они элементарно не были способны обслуживать свои долги.
В результате чего крупнейшие российские компании, в том числе из состава стратегически значимых отраслей промышленности, оказались в шаге от перехода под контроль своих кредиторов - крупнейших международных банков и финансовой олигархии с Уолл-Стрит.
Совершенно очевидно, что в силу целого ряда объективных обусловленных причин (начиная от преследования коммерческой выгоды и стремления к подавлению конкуренции и заканчивая сращиванием банковского капитала с военно-политическими элитами стратегических конкурентов России) интересы крупных международных банков в большинстве случаев не совпадают с национальными интересами. Тогда как их взгляды по вопросу управления стратегически значимыми предприятиями могу в корне противоречить государственным интересам страны и подрывать её суверенитет.
И если для экспортоориентированных секторов экономики такого рода финансовая политика хотя бы отчасти выглядит оправданной (они получают колоссальную экспортную валютную выручку от распродажи невосполнимого минерального сырья и застрахованы от роста стоимости долга в случае девальвации рубля), то для всех остальных компаний внешние займы в конечном итоге становятся неподъёмным бременем.
В краткосрочном периоде, пока сохраняется благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие цены на экспортируемое сырьё (на долю нефти и газа приходится порядка 65% товарного экспорта, а на продукцию низких переделов - свыше 92%), а ставки на кредитные ресурсы остаются на сравнительно низком уровне, это порождает иллюзию успеха, уверенности и финансовой устойчивости.
Однако в разгар кризисных явлений, когда иностранные банки ужесточают условия кредитования заёмщиков (особенно в периферийных странах), а пузыри на товарно-сырьевых рынках сдуваются за считанные недели, это приводит к финансовому краху компаний, банкротству заёмщиков и переходу контроля над предприятием, акции которого выступают в качестве залогового имущества по иностранному кредиту, в руки транснационального капитала.
Именно это и произошло в разгар глобального финансово-экономического кризиса, когда российские «эффективные собственники» и олигархи, в руки которых были переданы крупнейшие и наиболее лакомые куски государственной собственности во время фиктивных и незаконных кредитно-залоговых аукционов, оказались не способны самостоятельно обслуживать свои внешние займы. И, предварительно выплатив себе рекордные дивиденды, встали в очередь за бюджетными деньгами к «неэффективному» государству.
Российские компании занимают за рубежом прокрученные деньги российских налогоплательщиковВ России сложилась парадоксальная ситуация, при которой правительство сначала изымает колоссальные по своим объёмам финансовые ресурсы из экономики под псевдонаучные рассуждения о необходимости «накопления подушки безопасности» и «борьбы с инфляцией» и вкладывает их в финансовую и бюджетную систему стратегических конкурентов России под 1,5-2% годовых.
А затем российские компании и банки, вынужденные существовать в рамках обескровленной экономики и в состоянии хронического дефицита доступных кредитных ресурсов, занимают у иностранных банков средства российских налогоплательщиков (т.е. уплаченные ими же самим налоги). Которые были вывезены туда под видом Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и денег из прочих «нефтегазовых кубышек», под 7-8%.
Финансовый директор любой коммерческой структуры, который занимает средства под больший процент, чем кредитует (тем более, если кредитором и заёмщиком средств выступает одно и то же лицо), в лучшем случае с позором лишился бы занимаемой должности. А в худшем, и более вероятном, понёс наказание за совершение уголовно наказуемого преступления - хищения в особо крупном размере. В России же за подобного рода нецелевое использование средств налогоплательщиков и финансовые хищения не только не наказывают, но и активно продвигают по государственной службе.
Единственное исключение из правил - такого рода финансовая политика имеет право на существование только в том случае, если финансовая система страны находится под внешним управлением, чиновники работают на свой карман в оффшорных гаванях, а подавляющая часть бюрократии выступает в качестве надсмотрщика за оккупированной транснациональным капиталом территорией.
Неудивительно, что динамика внешнего долга российской экономики и объёма средств, находящихся в международных резервах Банка России и Минфина, практически полностью совпадают. По оценкам Центрального Банка России, за период с начала 2001г. по конец 2012г. размер «нефтегазовой кубышки» России расширился с 27,9 до 530 млрд. долл. Тогда как размер задолженности российских банков и компаний подскочил с 31,4 до 623 млрд. долл.
Принимая во внимание, что размер международных резервов России составляет порядка 530 млрд. долл., а совокупный внешний долг России эквивалентен примерно 623,9 млрд. долл., то получается, что только на «ножницах процентов» отечественная экономика теряет как минимум 35-40 млрд. долл. ежегодно. Это оценки ряда видных отечественных экономистов, в частности академиков С.Глазьева, О.Богомолова и Р.Гринберга, а также В.Катасонова, С.Батчикова, М.Делягина, М.Хазина и А.Кобякова.
Согласно официальным данным ЦБ РФ, так называемое чистое отрицательное сальдо счета инвестиционных доходов России от уплаты процентов по кредитам, дивидендов, ренты и прочих доходов на капитал иностранным инвесторам и кредиторам только по итогам 2012г. составило более 53,4 млрд. долл. Это эквивалентно 1,655 трлн. рублей - 13,5% федерального бюджета и 2,5% ВВП России в 2012г. Этих средств было бы достаточно, чтобы нарастить объём капитальных вложений в отечественную экономику почти на 15% или удвоить расходы федерального бюджета на образование, науку, здравоохранение, культуру, спорт, СМИ и изношенное на 85% ЖКХ.
Всего же в связи с хроническим нежеланием Банка России развивать полноценную систему рефинансирования экономики создавать фундамент для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов (вопреки опыту США, Еврозоны, Японии, Великобритании и Китая) Россия за период 2000-2012гг. понесла совокупный чистый инвестиционный убыток в размере 320,6 млрд. долл.
Это колоссальная по своей величине сумма, сопоставимая с годовым федеральным бюджетом России и 15,2% ВВП. Её было достаточно, чтобы удвоить размер капитальных вложений в основные фонды России, степень износа которых только по официальным оценкам Росстата за аналогичный промежуток времени выросла с 39,4 до 47,9%. А, по экспертным оценкам, достигает 60% в целом по стране, 75% в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и порядка 85% в системе «отреформированного» ЖКХ и прочей инфраструктуры.
Напомним, что за период с января 2012г. по январь 2013г. произошло весьма существенное расширение так называемых международных резервов России, ещё недавно именовавшихся ЗВР. Это было обусловлено как увеличением притока нефтедолларов в Россию в силу превышения фактических цен на нефтяную смесь Brent (110-112 долл. за баррель против запланированных 96-97 долл.) и, как следствие, сведения федерального бюджета с профицитом в размере 1,4% ВВП (в январе-ноябре 2012г.). Так и скачкообразным ростом заимствований Минфина на внутреннем рынке без всякой на то необходимости и вопреки всякому здравому смыслу.
Несмотря на тот факт, что государственный бюджет захлёбывается от притока нефтедолларов, а нераспределённый остаток средств Минфина на счетах в ЦБ РФ и коммерческих банках превышает 7,2 трлн. рублей (порядка 60% федерального бюджета в 2012г.), руководимый идейными гайдаровцами-кудринистами Минфин продолжает усердно реализовывать программу государственных заимствований и втягивает Россию в петлю займов.
Не обращая внимания на тот простой факт, что заимствования в федеральном законе о бюджете на 2012г. и плановые 2013-2015гг. предполагались при дефицитном бюджете и ценах на нефть ниже 100 долл. за баррель. Неудивительно, что это лишь провоцирует усиление дефицита денег в экономике, удорожание кредитных ресурсов и усугубление инвестиционного кризиса.
Согласно официальным оценкам Банка России, объём ЗВР, включающий в себя помимо валютных резервов самого Центрального Банка, полученных от операций ЦБ РФ на внутреннем валютном рынке по эмиссии рублей в обмен на приток иностранной валюты, средства Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния и временно свободные ресурсы Минфина, подскочил с 498,6 млрд. долл. в январе 2012г. до 528,3 по состоянию на конец декабря.
Россия - долгосрочный кредитор и краткосрочный заёмщикНе меньший интерес представляет не столько сама по себе величина внешней задолженности России и её распределение по секторам экономики, сколько изменение и распределение чистого долгового бремени. Согласно официальным оценкам всё того же Банка России, в России сложилась неприемлемая ситуация для страны с хронически недофинансированной инфраструктурой, деиндустриализированной экономикой, архаичной структурной производства и колоссальной степенью износа основных фондов.
По состоянию на 1 января 2012г. (более свежих оценок просто-напросто нет) при величине внешнего долга России в размере 549,4 млрд. долл. совокупный размер так называемых внешних активов России составлял порядка 898,5 млрд. долл. Другими словами, Россия выступает нетто-кредитором мировой экономики и, прежде всего, своих стратегических конкурентов - США, ЕС, Японии и т.д.
Однако больше всего опасений вызывает даже не само по себе превращение России в чистого кредиторам остальных экономик мира, разбалансированность и ущербность временной структуры активов и обязательств. По оценкам ЦБ РФ, в рамках операций краткосрочного кредитования Россия является чистым кредитором мировой экономики в размере порядка 577,7 млрд. долл. - задолженность составляет порядка 78,2 млрд. долл., а активы превышают 656,5 млрд. долл.
Тогда как в рамках долгосрочного кредитования Россия выступает в качестве нетто-должника (чистого заёмщика) перед всеми остальными странами в размере 228,6 млрд. долл. Из которых на долю внешних заимствований сроком свыше 1 года приходится 470,6 млрд. долл., а на долю аналогичных по сроку внешних активов - 241,9 млрд. долл.
Другими словами, Россия является краткосрочным чистым кредитором мировой экономики и долгосрочным чистым должником. В принципе, у такого подхода есть свои позитивные стороны - ориентация в пользу долгосрочных заимствований позволяет повысить уровень краткосрочной финансовой устойчивости и кредитоспособности заёмщика. К тому же ориентация на привлечение долгосрочных кредитных ресурсов позволяет реализовывать долгосрочные капиталоёмкие инвестиционные проекты в приоритетных направлениях социально-экономической политики: начиная от модернизации ЖКХ и прочей инфраструктуры и заканчивая наращивание поддержки капиталоёмких высокотехнологичных отраслей промышленности и финансирования прорывных направлений развития научно-технического потенциала.
Однако оборотной стороной избыточно ориентации на долгосрочные займы являются колоссальные инвестиционные потери - нужно отдавать себе отчёт в том, что долгосрочные финансовые ресурсы априори являются более дорогими, нежели краткосрочные. Разница в стоимости кредитов может достигать 3-5 раз - 2-3% против 8-10% соответственно.
Принимая во внимание, что основными заёмщиками иностранных ресурсов в России выступают представители высокорентабельных добывающих отраслей промышленности и производства низких переделов, а также оптово-розничная торговля и перекупщики, втягивание в петлю долгосрочных заимствований становится опасным. Так как по сути дела вместо модернизации и инноваций усиливается проедание нефтедолларов и поступающих в страну кредитов, а также усиление зависимости экономики от импорта товаров и услуг.
http://ruskline.ru/analitika/2013/02/16/dolgovaya_petlya/