Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 00:22:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русское певческое искусство  (Прочитано 1866 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Марта 2013, 20:08:17 »

Русское певческое искусство
и его значение в возрождении национального самосознания




С каждым днем все очевиднее острота проблемы духовного состояния нации. Не случайно сегодня практически каждый общественный и политический деятель в своих выступлениях так или иначе обращается к вопросам духовно-нравственного воспитания молодого поколения россиян. На поиск «духовных скреп» нацеливают и руководители государства. Однако, не смотря на тиражирование по вопросам воспитания огромного количества, как правило, скороспелых, без серьезной апробации диссертаций, всевозможных сборников научно-методических трудов, конференций, собраний, «круглых столов», совещаний и отчетов ситуация лишь ухудшается. Проблема стала «модной» и постепенно начинает увязать в ни к чему не обязывающих разговорах.

На головы школьных учителей и воспитателей за последние два десятилетия свалилось такое количество научных и околонаучных рекомендаций, изобилующих иностранной трескотней и пустозвонством, что они не в состоянии все это переварить, теряя ориентацию в этом потоке так называемых новаций. Формальное бумаготворчество возведено, к сожалению, в ранг показателя качества образования.

Современный учитель и воспитатель обязан писать кучу, порой, никому не нужных и невостребованных на практике бумаг, оформлять всякого рода отчеты, сайты, презентации, вести в письменном и электронном варианте журналы и дневники учащихся, разрабатывать по примеру высшей школы и специализированных НИИ рабочие программы (вместо обычных тематических и поурочных планов) и методические рекомендации, заниматься вообще не свойственной для рядового учителя научно-исследовательской работой. В результате на прямые его обязанности – учить и воспитывать, являть пример и взращивать души – не остается времени. Школа превратилась в тоталитарно-догматическое учреждение, где формализм и наукообразная трескотня вытеснили лучшие и признанные в мире традиции русской и советской школы, «живой» процесс воспитания человека. Из школы изгоняются предметы, воспитывающие душу ребенка, его гражданскую позицию и национальное самосознание – русская литература, музыка и изобразительное искусство. Переведя эти предметы «на задворки истории», школа утратила связь со своим народом, она действительно, как по-видимому и было задумано, перестала быть народной. Молодое поколение оказалось оторванным от своих национальных корней, поэтому мы имеем то, что имеем. Кто же будет защищать наше Отечество? Неужели те, кто убежден, что он гражданин мира и где хорошо, там и его родина?!

Восстановление национального самосознания, уважения к себе и окружающим без возрождения русской песенной культуры для русского человека невозможно. Песня – это свидетель всех переживаний и чаяний народа, выразитель его характера. Народ, потерявший свою песню, теряет свою душу. Вот что по этому поводу писал композитор, выдающийся музыкант и педагог, народный артист СССР Г. А. Струве «Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель духовного здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии – и это одна из основных причин нашего возможного грядущего вырождения»[1]. О значении песни в жизни русского человека писали лучшие представители нации: М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Ф. И. Шаляпин, К. Д. Ушинский и многие, многие другие.

Сегодня волна мутного звукового шума накрыла всю страну, но более всего пострадал русский народ, потому и нет тех «скреп», которые объединяли бы население в нацию. Благодаря телевидению, отчасти радио и интернету, безумной образовательной политике, страна ввергнута в звуковой фон, удручающий своей бессмысленностью, подавляющий волю и навязывающий тревожность и страх. А ведь еще древние греки знали, что государство не может существовать и, тем более, поступательно развиваться, если в стране будет звучать музыка без развитой и осмысленной мелодии, без жизнеутверждающих интонаций. Об этом же свидетельствуют научные исследования в области психологии. Не случайно в Советской России придавали такое огромное значение массовой песне. Композиторы-песенники, имеющие основательную профессиональную подготовку и, естественно, талант, моментально откликались песней на любое значительное событие в жизни страны. Песня, вопреки всему, заставляла радоваться жизни и восхищаться ею, строить планы и преодолевать трудности. Звуки утреннего радио, музыкальные позывные и «заставки» несли определенный смысл и позитивный настрой. Люди ждали песню из кинофильмов, радио, телевидения, быстро ее подхватывали. Песня становилась народной.

Какой же звуковой фон окружает нашего современника? Как правило звуковые сигналы (музыкой назвать просто нельзя) заполняющие паузы между телевизионными и радиопередачами лишены смысла и художественной выразительности. Чаще они напоминают попискивания, похрюкивания и другие странные звуковые комбинации, словно страна в один миг лишилась профессиональных музыкантов и музыкально образованных редакторов и авторов программ. Содержанию самих же музыкальных программ уже вообще никто не удивляется. А молодое поколение думает, что так и должно быть. У них уже сформировался комплекс неполноценности, им даже сравнивать не с чем.

По всем телевизионным каналам (кроме некоторых) скачут одни и те же, надоевшие всей стране лица. Шоу-бизнес захватил буквально все – сами пляшут, сами шумят, сами себя оценивают и присуждают звания великих, заслуженных, «королей» и «примадонн». С экранов исчезла подлинная русская песня. Культуру народного пения заменили все теми же прыжками, гиканьем и визгом, вульгарным до безобразия открытым звуком или нарочито стилизованным «под запад» завыванием. По сцене носятся странные тетки с не менее странными именами-кличками. Мы можем гордиться – еще никому не удавалось с такой силой опошлить свое собственное национальное искусство.

А ведь для русской песни характерны сдержанность, достоинство, чувство меры, драматургическое смысловое развитие. Настоящий исполнитель русской песни никогда не будет петь песню «по куплетам». Потому что куплетная форма русской песни это не простое повторение одной и той же мелодии много раз, а сквозное драматургическое развитие, где должна быть завязка действия, основная часть (музыканты говорят - разработка) и развязка. Исполнителю песни необходимо понять почему и зачем она была создана, что в ней главное, а что сопутствующее. Для этого, как минимум, нужно быть умным, образованным человеком, иметь большой жизненный опыт, знать не по наслышке национальный характер народа, создавшего эту песню, иметь, как это не странно звучит сейчас, певческие способности.

Культура народного пения передается из поколения в поколение. Без соответствующей музыкальной среды в детстве не может родиться музыкант и певец. Именно в раннем детстве закладываются проникновенное отношение к своей национальной песне, потребность в общении с искусством своего народа. И это в душе человека остается навсегда. Народная песня помогает идентифицировать себя с определенным национальным сообществом, рождает чувства уверенности, как частицы своего народа, побуждает к созиданию во имя отечества. Без народной песни нет национальной культуры. Без национальной культуры нет нации.

Для того, чтобы создать полноценную музыкальную среду в семье, нужна сама полноценная семья, с присутствием нескольких поколений – мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев. В семье должна культивироваться историческая память. Дети должны знать историю своего рода, особые достижения и заслуги своих предков, дабы не уронить их память и достоинство в будущем. Старшее поколение семьи должно передавать свой музыкальный опыт детям. Привлекать их к совместному пению, обращать внимание на особо любимые песни их ушедших и живущих сородичей. Нужно восстанавливать связь времен и поколений, ответственность человека перед прошедшим, настоящим и будущим.В семье должны появиться общие любимые песни.

Проблема только в том, что таких семей уже практически нет. России предстоит решить задачу, которую ни одно государство мира еще не решало – восстановить семью, родовую и клановую взаимопомощь, вернуть в семью традиционные ценности, среди которых национальная песенная культура должна занять одно из важнейших и подобающих ей мест.

Лишившись семьи, мы по-особому должны посмотреть на роль и характер современного дошкольного и школьного воспитания. Причем, детский сад и школа, а также учреждения дополнительного образования должны не только выполнять работу по воспитанию и обучению детей, но и оказывать нужное влияние на жизнь ребенка в семье, привлекая родителей к участию в музыкально-просветительских мероприятиях, оказывая им консультативную помощь. Однако и здесь дела на сегодня обстоят неважно. К сожалению, за четверть века школа превратилась в учреждение «услуг», потеряла лучшие традиции отечественной педагогики, в том числе традиции и достижения в деле массового музыкального воспитания. Из школы исчезло хоровое пение. Только изредка и кое-где отдельные учителя-подвижники еще пытаются создать школьный хор. Но в большинстве своем дети даже не имеют представления о красоте хорового звучания. Они копируют то, что видят и слышат. Да и учителей с хорошим хормейстерским образование просто в школах нет. Музыка, как предмет-изгой стала «довеском» к учебным поручениям учителей других специальностей. Мизерная зарплата учителя музыки, даже по отношению к учителям других специальностей, пренебрежительное отношение к нему со стороны руководства школы и властных структур образования, наконец, общества привели к катастрофическим последствиям. Школы, да и детские сады, практически остались без квалифицированных специалистов в области музыкального воспитания. Какой же уважающий себя учитель-музыкант пойдет на таких условиях работать в школу?

Между тем учителя музыки нельзя подготовить за пять лет обучения в ВУЗе. Обучать его нужно с 4-5 лет, а впитывать в себя музыку он должен еще раньше. Учитель музыки – это «штучный товар». Помимо усидчивости и способности к обучению, будущему учителю-музыканту нужен еще и особенный талант. Тем более, что на школьном уроке он один во всех лицах. Он должен глубоко знать историю музыкального искусства, владеть специальными теоретическими знаниями (гармония, полифония, анализ форм и т.д.), быть искусным хормейстером и дирижером, талантливым исполнителем и великолепным концертмейстером.

Наконец, учитель музыки должен выполнять большую внеурочную музыкальную работу, за которую, сейчас практически ничего не платят. Следовательно он должен обладать совершено уникальными организаторскими способностями.

Крайне неблагополучно в настоящее время складывается и ситуация с учебными программами по музыке. Они продолжают множиться без необходимых на то апробации и обсуждения педагогической общественностью. Порой, можно предположить, что авторы сами никогда не работали в школе, не знают кто учит и кого учат, каково истинное положение дел. Как правило, авторы программ хотят объять необъятное – в один урок недели пытаются втиснуть такой объем знаний из различных областей искусствоведения и даже богословия, что активным формам музицирования и, прежде всего, пению не остается места.

Формулировки тем, предлагаемых в учебных программах, страдают надуманностью и уводят от существа самого предмета музыки. Музыка на уроке музыки становится лишь одним из видов искусства, выступая часто в качестве иллюстрации к тому или иному сообщению. Надо помнить, что учебная программа должна быть доступной не только для учащихся, но и для рядового учителя музыки, соответствовать реальным условиям современной школы.

В сложившейся ситуации по-видимому следует вернуться к традиционно ведущей роли хорового пения, как вида детской музыкальной деятельности на уроке музыки. Это совпадает и с историей нашей школы, в учебных планах которой долгое время значился предмет «пение», а учителя, ведущего этот предмет, называли учителем пения. Такой подход был не случайным. Русские были всегда одной из поющих наций, чему способствовала православная культура общения русского человека с Богом, без музыкального инструмента-посредника через совместное соборное пение.

Хоровое пение, утратившее в последнее время ведущую роль среди других видов музыкальной деятельности, постепенно стало покидать школу. Вокально-хоровой репертуар предлагаемый в утвержденных программах по музыке либо необоснованно сложен, либо настораживает своей инфантильностью и уходом от подлинного народного распева, серьезного эмоционального содержания. Совершенно очевидно, что в разработке учебных программ по музыке должны принимать участие известные и опытные музыканты-хоровики.

Если мы действительно хотим выжить как единая государствообазующая нация, нам необходимо прежде всего обратить внимание на духовную составляющую воспитания нового поколения, вернуть традиционные ценности в семью и школу, по иному, чем делается это сейчас, посмотреть на роль и значение предметов художественно-эстетического цикла.

[1] Струве, Г. А. Судьба и музыка. 2008, С. 210-211.

Вера Лысенко, доцент Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского

http://www.voskres.ru/school/lisenko.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!