(Окончание)Мощи выносят из храма четыре раза в год в ознаменование избавления жителей острова по заступничеству святителя от различных напастей. В Вербное Воскресенье крестный ход (литания) совершается в память избавления от бубонной чумы (1629 – 1630); в Великую (Страстную) Субботу – от страшного голода начала XVI в.; 11 августа – от нашествия турок-османов в 1716 г.; в первое воскресенье ноября – еще от одной чумной эпидемии последней трети XVII в. По окончании крестных ходов мощи святителя выставляются для поклонения в храме, как правило, на три дня.
Вот как это происходило в первой трети XVIII в. и сохранилось, за исключением некоторых деталей, до сегодняшнего дня: гробницу святителя открывают, «взимаютъ его со ракою, священници, облекшеся въ фелоны, творятъ процессию, обходяще стогни града и носящее его, аки живаго, стоящего на своихъ ногахъ; таже, по окончании процессии, паки вносятъ в церковъ и поставляютъ со ракою стояща между намесними образами, лобизания ради народа, и биваетъ отворенъ 7 или 8 дний».[21]
Стоит ли добавлять, что ни в одном из этих крестных ходов Гоголь не участвовал, ибо в 1847 г. писатель до конца мая находился в Италии, затем во Франции и Германии, а с конца ноября по январь – в Неаполе, откуда и выехал после 18 (6) января на Святую Землю. Таким образом, сведения, сообщенные в письме прп. Амвросия Оптинского о пребывании Гоголя на о. Корфу и его участии в крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, едва ли соответствуют действительности[22]. Обратимся к письму прп. Макария Оптинского.
Предположим, что 27 января (н. ст.), т. е. 15 января (ст. ст.) 1848 г. Гоголь все-таки сел на корабль на о. Мальта и отправился пусть и не в Константинополь, а на о. Корфу. Оттуда через Смирну (25 января (ст. ст.) он прибыл на о. Родос 27 января (ст. ст.) 1848 г. Следовательно, плавание от о. Мальта до о. Родоса заняло меньше двух недель, точнее, 12 дней: 15 (27) января 1848 г. – 27(9 февраля) 1848 г. Десяти дней на плавание (о. Мальта – о. Корфу – Смирна) должно было хватить, даже если писатель провел какое-то время на о. Корфу.
В письме прп. Макария речь уже не идет о «свидетельских показаниях» Гоголя, а лишь о том, что писатель, скорей всего, услышал о чуде от очевидцев или от других горожан, а спустя некоторое время рассказал о нем Н. П. Киреевской. Ведь «весь город ни о чем не говорил, как об этом происшествии, когда Гоголь туда приехал». Само чудесное событие произошло, судя по всему, не во время крестного хода, а при «открытии», вероятно, вскрытии раки с мощами св. Спиридона, что, как мы уже знаем, время от времени практиковалось в Керкире. Все это представляется достаточно правдоподобным, хотя, конечно, нельзя исключить и того, что писатель мог услышать о чуде не на о. Корфу, а, например, во время плавания на корабле между островами греческого архипелага от кого-нибудь из уроженцев Керкиры или просто от любого другого из спутников, бывавших на Корфу.
Однако ни в письмах, ни в беседах с современниками Гоголь больше никогда о чуде «с посрамлением англичанина» не вспоминал, как и о самом свт. Спиридоне Тримифунтском. Если, конечно, не считать гоголевского рассказа «об одном англичанине», зафиксированного в одесском дневнике Е. А. Хитрово от 9 февраля 1851 г. Этот рассказ можно с определенными натяжками интерпретировать как своеобразное преломление (с переменой знаков на обратные) гоголевского «сюжета» о крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, изложенного в письме прп. Амвросия Оптинского. По крайней мере, ситуативно здесь присутствует некоторое, хоть и весьма отдаленное сходство. Герой рассказа «дошел до духовной жизни не так, как другие, которые с молоком всасывают правила и убеждения и веру, заповеданную родителями, неприкосновенно сохраняют. Он, напротив, сомневался во всем и не знал, что избрать себе незыблемою опорою. Погруженный раз в такие думы, он увидел покойника, которого несли мимо. «Да вот, – он подумал, – самое верное! Вернее смерти ничего нет!» И с этой мыслью началось его обращение»[23].
Остается добавить, что о чуде у мощей свт. Спиридона не упоминается ни в одном из доступных нам исследований по истории Керкирской митрополии или посвященных жизни и чудесам святителя (имеются в виду работы С. Папагеоргио, И. Скадопулоса, С. Катсароса и др.). Впрочем, отдаленным отзвуком этого предания можно при желании посчитать такие утверждения: «Мощи для поклонения открывают не всем. Например, англичанам, исповедующим протестантизм, раку с мощами святого не открывают никогда»[24]. Вероятно, для подтверждения или опровержения сведений о посещении Гоголем о. Корфу потребуются дополнительные изыскания.
Но, как бы то ни было, согласно вполне достоверным воспоминаниям о. Петра Соловьева, в Смирне Гоголь сел на пароход «Истамбул», отправляющийся в Бейрут (через о. Родос), вместе с членами первого состава Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путь писателя к Гробу Господню продолжался.
___________________________
[1] См. об этом: Гуминский В. М. Путешествие Гоголя по Святой Земле в контексте развития паломнической литературы // Новая книга России. №№11-12, 2011.
[2] Гоголь Н. В. Собрание сочинений и писем в 17 ТТ. Т. XV. М.-Киев, 2009. C. 28. В дальнейшем все цитаты из переписки Гоголя приводятся по этому изданию в тексте (римская цифра означает том, арабская ─ страницу).
[3] См.: Захарченко С. О. Гоголь на Корфу // Уч. зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2012. Август. №5. С. 72-74.
[4] Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. Сергиев Посад. 1908. С. 82. Ср.: Воропаев В. А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. М., 2008. С. 152.
[5] Речь идет о Наталье Петровне Киреевской, жене (с 1834) И. В. Киреевского, урожденной Арбеневой (1809-1900).
[6] Это письмо впервые полностью, без купюр издала С. О. Захарченко. См.: Собрание писем Макария Оптинского к мирским особам. В 3 т. Т.1. Петрозаводск, 2010. С. 298.
[7] Епископ Порфирий Успенский полагал, что речь идет о «полчищах магометан-арабов, предводимых Мавией. Сей полководец<…> в седьмой год царствования Константа (648 по Р. Х.) предпринял войну морем против Кипра, а было у него 1700 судов, и покорил весь остров…» «Книгу бытия моего» цит. по: Порфирий (Успенский), еп.: Святыни земли Италийской (из путевых записок 1854 года). М., 1996. С. 46.
[8] Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII – XV века. М., 2005. С. 228 – 229.
[9] Там же. С. 243.
[10] Там же. С. 256.
[11] Там же. С. 288.
[12] Там же. С. 293.
[13] Там же. С. 298. Ср.: С. 313.
[14] См. об этом, напр.: Порфирий (Успенский), еп.: Святыни земли Италийской (из путевых записок 1854 года). С. 46.
[15] Нектария монахиня (Мак Лиз). Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции. М., 2007. С. 470.
[16] См.: http: //travelergrim.blogspot.ru
[17] Иконографию свт. Спиридона Тримифунтского отличает необычный головной убор – пастушья шапочка из овечьей шерсти, указывающая на то, что до избрания на святительскую кафедру св. Спиридон был пастухом, не оставив этого занятия и после избрания. См., напр., грузинскую икону св. Спиридона Тримифунтского IX в. или изображения различных икон на сайте spyridon-trimifuntsky.narod.ru
[18] Ср.: «Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридон Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение» –
http://simvol-veri.ru[19] Григорович-Барский В. Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч. I. М., 2004. С. 215 (текст цит. по упрощенной орфографии). Ср. с тем, что писал о мощах святителя еп. Порфирий Успенский: «Они нетленно почивают в правом отделении алтаря церкви, называемой его именем. Все тело сего великого угодника Божия цело так, что даже глаза, к общему удивлению, не вытекли и сохранили тусклый блеск; нос немного приплюснут, кожа на лице смугла, но не черна; на ногах же, ниже колен, она отстает от костей. Я приподнимал ее тут. Нетленный святитель лежит в простой раке, облаченный» («Книгу бытия моего» цит. по: Порфирий (Успенский), еп.: Святыни земли Италийской (из путевых записок 1854 года). С. 45) и
с современным описанием нетленных мощей свт. Спиридона Тримифунтского, напр., на сайте: spyridon-trimifuntsky.narod.ru
[20] Там же. С. 216. Ср. с распространенной ныне в среде русских паломников версии, что нетленные мощи свт. Спиридона почернели из-за проводившихся в XVII в. патриархом Никоном церковных реформ. По свидетельству тех же паломников, сегодня мощи свт. Спиридона открывают чуть ли не ежедневно (кто говорит, что после утреннего богослужения, кто – в 5 часов вечера).
[21] Там же. С. 216. Ср. с фотографиями современных крестных ходов в Керкире, помещенными, напр., на сайте spyridon-trimifuntsky.narod.ru
[22] Между тем некритический пересказ этого письма с добавленными «от себя» совсем уж недостоверными подробностями (например, утверждением о том, что свт. Спиридон Тримифунтский «был дружен» с Николаем Чудотворцем) кочуют по различным православным сайтам. См., напр., материал А. А. Верда «Чудо святого Спиридона Тримифунтского» – Татьянин день //taday.ru
[23] <Хитрово Е. А.> Гоголь в Одессе. 1850 – 1851 // Русский архив. 1902. №3. С. 554. Незадолго до этого – 1 февраля 1851 г. в Одессе в том же доме Репниных Гоголь высказался по поводу всех англичан, точнее, всех и каждого: «Странно, как у них всякий человек особо и хорош, и образован, и благороден, а вся нация – подлец; а все потому, что родину свою они выше всего ставят» (там же. С. 553). Следует также заметить, что имя свт. Спиридона Тримифунтского, вероятно, было знакомо Гоголю, по крайней мере, с юности. Вот что вспоминал Г. И. Высоцкий, гоголевский соученик по Гимназии Высших наук: «Охота писать стихи высказалась у Гоголя по случаю его нападок на товарища Б<орозди>на, которого он преследовал за короткую стрижку волос и прозвал расстригою Спиридоном. Вечером, в день именин Б<орозди>на, 12 декабря…» (Кулиш П. А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. М., 2003. С. 105). И далее следует сочиненный Гоголем акростих, начальные буквы которого образуют имя Спиридон. 12 декабря, в числе прочих, отмечаются именины Спиридона, Ферапонта и Александра. У Федора Бороздина, о котором идет речь в этих воспоминаниях, именины могли приходиться на 12 декабря только в том случае, если при крещении он получил имя Ферапонт (тогда Федор было его обиходное, светское имя). С другой стороны, мемуарист мог перепутать день именин Федора Бороздина с днем именин его брата Александра, который также учился в Нежинской гимназии. Указано И. А. Виноградовым.
[24] См., напр.: www. ABC-people.com
Профессор Виктор Гуминскийhttp://www.voskres.ru/literature/critics/gumiskiy.htm