Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:41:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О единстве и соборности Церкви  (Прочитано 2362 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Июня 2013, 13:42:55 »

Священник  Сергий  Карамышев, Русская народная линия

О единстве и соборности Церкви

Часть 1



Выдать настоящий материал в святые дни праздника Вознесения Господня, когда Церковь пребывает в трепетном ожидании возобновления в ней даров Святого Духа, о чем все мы будем просить в коленопреклоненных молитвах в день Святой Троицы, меня побудила великолепнейшая статья Фотия, епископа Триадицкого, «Всеправославный конгресс 1923 г. и его последствия». Здесь представлены исторические факты, являющиеся ступенями апостасии, ступенями падения некоторых представителей православной иерархии, что повлекли за собою повреждение церковной жизни целых народов. Притом падение выставлялось его зачинщиками как восхождение, как путь к единству, чему препятствовавшие догматы и каноны Церкви отбрасывались, как нечто отжившее, обветшавшее.

Мы должны с прискорбием отметить факт: эрозию понятия «Церковь» в сознании многих православных христиан, которые мыслят ее лишь как земную организацию с земным, преходящим главою. Мыслят о Церкви, отделяя себя от нее, говорят о ней, как правило, в третьем лице, а не в первом - произносят «она», вместо того, чтобы говорить «мы».

В священном Символе веры каждый из нас исповедует: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь», часто не отдавая себе отчета, что значит «единая» и что значит «соборная». Надеемся, настоящие размышления будут способствовать возбуждению умственной активности в указанном направлении. Ведь наша вера не должна быть слепой, но зрячей, просвещающей разум, а не помрачающей его.


 I.

  Св. Писание о единстве и соборности Церкви

 

Прежде, чем ставить вопрос о единстве и соборности, необходимо определиться с понятием «церковь». В русском языке это слово объединяет в себе сразу два понятия, выражаемые в греческом разными словами, а именно: «екклесиа» (собрание по поводу некой важной причины) и «кириайкон» (дом Господень). Такое расширенное понимание, как в русском языке, дает нам счастливую возможность рассуждать о сущности Церкви с более широким охватом смыслов. А наименование тем же словом в русском языке храмового здания дает готовый символ, который обогащает наше понимание вселенской Церкви.

Церковь существует от начала мiробытия, ибо мiр и создан ради нее, т.е. ради единства в Боге разумных существ - ангелов и людей. Апостол и евангелист Иоанн Богослов раскрывает тайну: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Любовь - чувство или качество, или отношение. Почему между превосходящей разум Сущностью (одно из имен Божиих - «Сущий») и отношением (или качеством) поставлен знак тождества? Потому что указанное качество неотделимо от Бога, т.е. присуще Ему всегда, в том числе, до сотворения мiра.  Это вечная любовь трех Ипостасей Божества, дающая в качестве результата недоступное для человеческого ума тождество Трех и Единицы,  которое выражается таинственным словом «триединство».

Воля Божия об ангелах и человечестве заключается в том, чтобы разумные творения, сущие во множестве ипостасей, достигали через взаимную любовь подобного единения, в котором личности не упраздняются, но существует высочайшая степень взаимопонимания, осознанного единомыслия, взаимной жертвенности, что и называется любовью.

Об этом хорошо сказал священномученик Иларион Троицкий: «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица во едино Существо, так что уже не три Лица, но единый Бог, живущий триединой жизнью. К такой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем и Христос молился Отцу небесному: «Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин. 17, 26)». (1).

Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 14, 34-35). О совершенном, насколько это возможно для существ сотворенных, восприятии отношения, присущего единому в трех Ипостасях Богу, взывал Господь в Своей первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Этот новый, основанный на любви, союз людей в Боге, назван Господом Церковью, и ему дано великое обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Господь употребил здесь единственное число (сказав «Церковь», а не «церкви»), дабы утвердить человечество в истине: Церковь одна. Естественное разделение верующих временем и пространством не нарушает этого единства. В ней архангелы и ангелы, в ней Адам с Евой, Авель, Сиф, Енох, Ной; в ней Авраам и Давид, Илия и Даниил; в ней верные первой Иерусалимской церкви, здесь же, разделенные от нее расстоянием, но соединенные любовью, верные I века христианской эры из Антиохии, Александрии, Рима, из всех земель, где апостольская проповедь принесла плоды праведности в Боге. В ней -  верные последующих веков, что были рассеяны по всему лицу земли, за исключением тех, что попрали любовь своей гордыней. Единство с этим «торжествующим собором и Церковью первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 23) дороже любых земных выгод, ибо отлучение от нее равнозначно вечной смерти.

Рождение земной Церкви Христовой, призванной усыновлять людей Богу, было ознаменовано схождением на собрание учеников Христовых Святого Духа в виде огненных языков, которые, разделяясь из одного начала, почили на каждом из них (Деян. 2, 3). Этим видением Святой Дух показал Свое благоволение к личности каждого из собранных и, через сообщение каждому особых даров благодати, властно призвал всех к источнику благодати, который один, т.е. к единству в Боге. Благодать через обилие ее причастников («причастников Божеского естества» - 2 Петр. 1, 4) не оскудевает, но умножается, все более и более распространяясь в мiре.

Бог изрек устами пророка Осии: «помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты - Мой народ», а он скажет: «Ты - Мой Бог»» (Ос. 2, 23). Евсевий Памфил так комментирует это и другие пророчества, которые указывали на рождение Церкви Христовой как нового народа: «...вот появился, по неизреченному предопределению времени, воистину новый народ, не малый, не слабый и осевший не в каком-то уголке земли, но из всех народов самый многочисленный и благочестивый, неистребимый и непобедимый, ибо Бог всегда подает ему помощь. Народ этот у всех почтен именем, происходящим от имени Христа. Один из пророков, пораженный при виде Его и провидевший будущее оком Духа Божия, восклицает: «Кто слышал такое, кто говорил так? Земля один день была в родовых муках, и сразу родился народ».» (2)

Апостол Петр, наименованный Самим Господом Камнем, образно представляет созидание Церкви в виде строительства здания: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный...» (1 Петр. 2, 4-5).

Этот образ развивает «Пастырь Ерма». Церковь в образе старицы явилась Ерму и дала откровение через видение, по счету третье: «...строилась квадратная башня теми шестью юношами, которые пришли с нею. Многие тысячи других мужей приносили камни. Некоторые доставали камни из глубины, другие - из земли и подавали тем шести юношам, они же принимали их и строили. Камни, извлекаемые из глубины, прямо клали в здание, потому что они были гладки и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить. Таким образом, здание башни казалось построенным как будто из одного камня». (3) По толкованию старицы, идеальным строительным материалом для таинственной башни служат души служителей Божиих, как почивших в Боге, так и живущих еще на земле, «которые были всегда согласны друг с другом, имели мир между собой и слушали взаимно друг друга; поэтому-то они и в здании башни хорошо приходятся своими спайками». При этом часть камней выбрасывалась юношами в места пустынные или в огонь. О них старица сказала: «Это суть сыны беззакония, которые уверовали притворно и от которых не отступила неправда всякого рода; потому они не имеют спасения, что не годны в здание по неправдам своим, - они рассечены и отброшены далеко по гневу Господа за то, что оскорбили Его. А из прочих камней, которые во множестве видел ты сложенными и не идущими в здание, шероховатые суть те, которые познали истину, но не пребыли в ней и не находятся в общении со святыми, поэтому они и не годны. Камни с трещинами это суть те, которые имеют в сердцах вражду друг против друга и не имеют мира между собой...» (4).

Отсюда, из древнейшего церковного предания, мы видим, что сеющие разделение не могут пребывать в Церкви. Хотя их души приносятся, как бы готовые для строения, но тотчас отбрасываются как не подчиняющиеся закону любви, ибо скрепы здания, скрепы душ человеческих, - любовь.

Апостол Павел называет себя «домостроителем тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1). И здесь же говорит: «мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3, 9). Но что значит быть соработником у Бога? Это значит полностью, без остатка, предать себя воле Божией: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3, 5-7).  Эти свои рассуждения апостол приводит для того, чтобы исправить разделения, возникшие в Коринфской церкви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 10-13).

Разделение Церкви представляется апостолом как дело преступное и противоестественное. Это становится в особенности очевидным, когда апостол Павел называет Церковь телом Христовым: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12, 24-27). Члены Церкви связаны со Христом не только верою, но и органически - душой и телом (через причастие святых Христовых Тайн). Апостол с дерзновением говорит о себе как о созидателе тела Христова (Еф. 4, 12). Необходимым условием этого созидания служит святая Евхаристия, о чем Сам Господь возвестил: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Об этом же Господь сказал на Тайной вечери, уподобив Себя лозе, а учеников - ветвям на ней, призванным питать свои души соком Лозы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 4-6).

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 14 Июня 2013, 13:43:39 »

(Окончание 1-й части)

Далее, раскрывая тайну Церкви и одновременно поясняя притчи Господни, уподобляющие будущее Царство браку, апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 22-27).

Наконец, тот же апостол Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины», «великой благочестия тайной» (1 Тим. 3, 15-16). Истина есть Христос, воплощенная Премудрость: «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6). Ясно, что столп истины нужен не Богу, ни в чем не испытывающему недостатка, а человечеству - как источник премудрости и жизни.

Церковь может быть только одна (потому что Бог один), наполняемая одним Духом и под одною главою - Христом. Однако указанное единство не исключает множественности, но, напротив, ею, так сказать, питается: «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16, 5). Это явление было не разделением, ибо единство не утрачивалось, но умножением частей единого целого, рождением в жизнь вечную.

В начале Откровения Иоанна Богослова Господь обращается к отдельным церквам, обличая их недостатки или ободряя в скорбях, дабы они оказались достойными принять участие в имеющем открыться Царстве, или Церкви с большой буквы. В конце же Откровения сказано: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19, 6-8).

Осуждая неприязненные отношения и разделения, возникающие в земной церкви, Господь через Св. Писание повелевает отлучать попирающих любовь как Божию, так и братскую: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 15-19). Пример мирного, благополучно завершившегося препирательства, между верховными апостолами, приводит св. Павел: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться  и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2, 10-14).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов наставляет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Но любовь к ближнему должна быть в Боге, а не против Бога, ибо все, что против Бога, не может быть любовью - это может быть только ее личиной. Поэтому апостол продолжает: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога.... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 9-11). Подобное говорит и св. Павел: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1 Кор. 16, 22).

В Третьем послании Иоанн Богослов говорит о беззаконных изгнаниях из церкви: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я  приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин. 1, 9-10).

О подобных беззаконных разделениях пророчествовал апостол Павел, разговаривая с пресвитерами Ефесской церкви, навсегда с ними прощаясь: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 28-29). Более того, апостол Павел не исключает, что называется, теоретически, даже самого себя из числа тех, что могут впоследствии, прельстившись, исказить богооткровенное учение: «если бы даже мы, или Ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8 ).  

Последние слова дают сокрушительный удар по ставшим модными в несколько последних столетий так называемым идеалам демократии. Эти идеалы воспроизводятся современными государственными конституциями, в которых сказано: источником власти является народ, хотя на деле понятие «народ» оказывается размытым, поэтому на практике источником власти объявляется каждый отдельный человек. Среднее же арифметическое всех человеческих волеустремлений оказывается вектором общественного развития, правильней же сказать - общественной деградации. Абсолютизировать волеизъявление пораженного грехом индивида - есть крайняя степень скудоумия. Если б было иначе, премудрый бы не сказал: «Праведность возвышает народ, а беззаконие - безчестие народов» (Притч. 14, 34). Источник правды и праведности - Бог, а источник беззакония - горделивое невежество. Если верно, что «начало мудрости - страх Господень» (Притч. 1, 7), ясно, что лишенному этого страха гордому индивиду, почитающему себя началом власти, мудрости и т.д., остается пресмыкаться в ничтожестве своих преступных замыслов.    

Если бы апостол Павел был по убеждениям демократом, он не стал бы себя анафематствовать на случай собственного отступления от учения Господня. Демократия не требует любви. Она удовлетворяется средним арифметическим индивидуальных волеизъявлений, в ней возможны компромиссы - чтобы удовлетворить интересам и умонастроениям большей части коллектива.

Напротив, соборность понимает источником власти, мудрости и т.д. - Бога. Не среднее арифметическое интересует соборянина, не компромиссы с совестью, а постижение воли Божией в каждом отдельном случае и общее, совместными усилиями, ее исполнение, что невозможно без общей веры, без общей молитвы, без общей в Боге любви.

Вряд ли случайно в Апокалипсисе наиболее строгие слова обращены к Ангелу Лаодикийской церкви, ибо Лаодикия переводится как «народный суд» и вполне воплощает в себе идеалы демократии в виде гордого самодовольства: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг» (Откр. 3, 17). Некоторые толкователи говорят о последовательно представленных в начале Апокалипсиса малоазийских церквах как образах семи эпох в жизни Церкви. Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на их выводах, заключает: «Лаодикийская церковь - последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мiра, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием». (5). В ней на смену соборности пришла демократия.

Приведенные в статье еп. Фотия конгрессы и совещания построены на демократическом принципе, поэтому восстают против воли Божией, которая, мешая разрушительной работе отступников, естественно, ими отвергается, через что сами они отлучают себя от Бога, усиливаясь превращать Церковь из богочеловеческого в чисто человеческое общество.

(Продолжение следует)

Примечания

1.     Священномученик Иларион архиепископ Верейский. Христианство или Церковь? // Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Без Церкви нет спасения. М.-С.-Пб.: Сретенский монастырь - издательство «Знамение», 2000. 638 с. -  С. 55.

2.     Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 447 с. - С. 23.

3.     Пастырь Ерма. М.: Сибирская благозвонница, 2011. 271 с. - С. 54-55.

4.     Там же. - С. 61.

5.     Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. 842 с. - С. 777.

_______________________

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/14/o_edinstve_i_sobornosti_cerkvi/
« Последнее редактирование: 21 Июня 2013, 07:44:48 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 15 Июня 2013, 17:00:32 »

Священник  Сергий  Карамышев, Русская народная линия

Святые отцы древности о единстве и соборности Церкви

Часть 2



Мысль о единстве Церкви утверждает в своих письмах священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Ефесянам он пишет: «...ваше знаменитое, достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом». [9. С. 68]. Как условие единства Церкви, Игнатий Богоносец представляет общую молитву, а наипаче Евхаристию: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя Хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви! Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится». [Там же]. «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (1)

Но вожделенное единение должно быть основано на истине, а не на равнодушии к ней, о чем святой Игнатий пишет в Послании к Траллийцам: «...прошу вас не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищею, а от чуждаго растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть». (2). Итак, отлучающий себя от единства с Церковью находится в опасности вечной погибели. Эта мысль продолжена в Послании к Филадельфийцам: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия, пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места». (3).

В «Послании к Диогнету» одной фразой прекрасно выражен идеал единства Церкви: «что в теле душа, то в мiре христиане».(4). Церковь - это одна душа. Указанную мысль, можно сказать, подхватывает священномученик Ириней Лионский в трактате «Против ересей»: «Приняв это /изложенное выше - св.-к Сергий Карамышев/ учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему мiру... тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мiре языки различны, но сила Предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют Предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мiра. Но как солнце - это творение Божие - во всем мiре одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с этим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое - не умаляет» (5).

Святой Ириней наставляет, что чуждые Церкви не способны приносить Богу жертвы, Ему приятные, и не способны участвовать в небесных Таинствах: «...чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, ибо они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... мы приносим Ему то, что Его; последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей - из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (6).

Далее священномученик Ириней наставляет, как подобает распознавать истинных служителей Божиих от волков: «...надлежит следовать тем пресвитерам Церкви, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Рассекающие же и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам». (7).

Священномученик Киприан Карфагенский в «письме к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима» образно представляет грех раскола: «Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получив ваше письмо, потому что у меня всегдашняя цель и желание - содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо. Вы же извещаете о безчинных и коварных замыслах Фелициссима, о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Церкви Христовой» (8 ). Логика здесь такова: разрывающий Церковь расторгает члены Христовы, т.е. становится богоубийцей - потому что убивает Бога в душах людей, отпадающих по его злобе от Церкви.

Отстаивая свое мнение о том, что подобает крестить еретиков, не приявших ранее Таинства от Церкви, святой Киприан говорит, что Святой Дух чужд еретическим сборищам, поэтому там не могут совершаться Таинства: «Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: «Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: «От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей» (Притч. 9, 8 ). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого... Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к которому относятся следующие слова Господа: «и всё, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис. 19, 22)... Эту истину утверждает и сам вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в жизнь вечную и в оставление грехов через святую Церковь?» - то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви... кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершить духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему через святых... чтобы ему, впавшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу. Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их крещение... Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т.к. и Крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь... одна» (9).

Святой Киприан именует еретиков антихристами и духовными мертвецами. В письме к Римскому епископу Стефану он опровергает мнение последнего, будто не следует крестить никого из обращающихся к Церкви от ереси. То же он делает и в письме к Помпею: «Если же рождение христиан совершается в Крещении, а рождение и освящение Крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу, то где же, от кого и для кого родился тот, кто не есть сын Церкви, чтобы он мог иметь отцом своим Бога, не имевший прежде матерью своею Церковь? Но если таким образом не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не могут иметь у себя освящения спасительного Крещения, то к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу...? Воздает ли славу Богу тот, кто утверждает, что и от прелюбодейцы и блудницы, вне Церкви, рождаются чада Божии?» (10).

Мы видим, что святым отцам древности, когда Церковь была менее терпима со стороны внешних сил и более гонима, чем сейчас, даже в ум не приходило составлять какие бы то ни было политические союзы с еретиками или раскольниками. Не то сейчас. А.С.Хомяков, бывший непосредственным свидетелем начавшихся процессов объединения религиозных обществ Европы в политические союзы, писал по этому поводу:  «Перед ними быстро растет неверие, не то, которым отличался восемнадцатый век, не неверие властей, богачей и ученых, а неверие масс, скептицизм невежества - это законное исчадие рационализма, явного или переодетого, в продолжение стольких веков слывшего в Европейском мiре за веру. Страх, овладевший западными религиозными партиями, наталкивает их не на примирение (оно невозможно), а на переговоры о временных союзах; но этим только обличается слабость, рас​ширяется область сомнения и увеличивается грозящая опасность... Самое стремле​ние к такой сделке уже вредит делу, как верный признак страха, бессилия и отсутствия истинной веры. Хри​стиане первых веков не испрашивали содействия Маркионитов или Савеллиан. Лет сто тому назад, ни папи​сты, ни протестанты, даже не подумали бы приглашать друг друга действовать сообща. Ныне нравственная их энергия надломлена, и отчаяние наталкивает их на путь очевидно ложный; ибо не могут же они не понимать, что если (в чем я не сомневаюсь) одно Христианство всесильно против неверия и заблуждения, то наоборот, в десятке различных Христианств, действующих со​вокупно, человечество, с полным основанием, опознало бы сознанное безсилие и замаскированный скептицизм» (11).

Это было писано всего за полвека до печальных событий, о которых повествует еп. Фотий. Столь мало потребовалось времени, чтобы совратить некоторых представителей православной иерархии к исповеданию идеи единства, чуждого истины, стремящегося лишь к временным, земным «миру и безопасности».

Строительство горнего Иерусалима близко к завершению. Живые души, составляющие торжествующую Церковь первенцев, спаянные между собой любовью в Боге, готовы явиться в нетленной славе. Спешит и устроитель антицеркви, всемiрного Вавилона, во главе которой будет поставлен антихрист. Падший херувим уловляет души, не утвержденные в истине, в тщетной попытке сравнять свое строение с горним Иерусалимом. Ему помогают вольные каменщики, ограждая стенами из человеческих душ сатанинское капище. Но над ним уже произнесен приговор: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу...» (Откр. 18, 2). Однако здесь же сказано и другое: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18, 4). Если «Вавилон» переводится как смешение, ясно, что смешение религий будет иметь в нем первенствующее значение; за ним уже без всякого надрыва последуют смешение национальное и культурное, что принято теперь называть мультикультурализмом. Однообразие серой массы, стада кастрированных, лишенных личностного начала людей, торжество разложения - вот что уготовано Вавилону прежде его окончательного поражения.

Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на учении древних отцов, пишет по этому поводу: «Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество - ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с мiром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу... Члены этой неверной Христу церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мiра сего... будут проповедовать исключительно мечом и золотом». (12).

Нынешний Запад весьма основательно приблизился к «идеалу» всемiрного Вавилона, поэтому общение в особенности с его религиозными обществами не может принести ничего, кроме зла и растления. Единство, основанное на чисто политических интересах, не может распространиться на Небо - оно умрет на земле. Демократическое смешение ересей будет в разы дальше от истины, чем любая, отдельно взятая, ересь.

Поэтому А.С.Хомяков так продолжает свою мысль: «Как члены Церкви, мы - носители ее величия и достоинства, мы - единственные, в целом мiре заблуждений, хранители Христовой истины. От​малчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству; но мы были бы хуже чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали при​зывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины, и, потеряв веру в божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы вы​соко не стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви: то, в области веры, он может быть толь​ко учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу - обра​титься». [22. С. 88].

Учение древних отцов Церкви и даже последние слова, направленные на ограждение истины от ее смешения с ложью, обычно воспринимаются людьми, не принадлежащими к Церкви, как гордость и превозношение. Но именно в этом обвиняли в свое время Христа. Так что не стоит удивляться, когда верным Христу достается подобная участь. Вспомним слова царя и пророка Соломона, обличающие помышления врагов Божиих: «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных, и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его; ибо если этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих...» (Прем. 2, 16-22). Так поступят устроители всемiрного Вавилона, когда их власть достаточно укрепится. Непокорных объявят гордецами и человеконенавистниками, губителями всеобщих прав и свобод. Будут требовать, как древние язычники от первых христиан воскурять фимиам перед идолами современности, а несогласных - гнать и убивать.

(Продолжение следует)

Примечания

1.     Игнатий Богоносец, священномученик. Послание е Ефесянам. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. - С. 72.

2.     Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Траллийцам. // Там же. - С. 84.

3.     Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Филадельфийцам. // Там же. - С. 94.

4.     Послание к Диогнету. // Там же. - С. 247.

5.     Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. С.-Пб: Издательство Олега Бабышко, 2010. 639 с. - С. 54.

6.     Там же. - С. 371.

7.     Там же. - С. 395.

8.     Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. // Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви. М: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 365 с. - С. 128.

9.     Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков. // Там же. - С. 270-272.

10.  Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. // Там же. - С. 306-307.

11.  Хомяков А.С. Несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры господина Лоранси. 1853. // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886.  В двух томах. - Т. 2. - С. 86-87.

12.  Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. 842 с. - С. 805.

13.  Хомяков А.С. Ук. соч. - С. 88.

_________________________

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/15/svyatye_otcy_drevnosti_o_edinstve_i_sobornosti_cerkvi/
« Последнее редактирование: 21 Июня 2013, 07:46:19 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 19 Июня 2013, 11:35:35 »

Священник  Сергий  Карамышев, Русская народная линия

Правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов о единстве и соборности Церкви

Часть 3



Образец единства и соборности Церкви дан на века в 15-й главе книги Деяний святых апостолов. Поэтому остановимся на ней подробней. В предыдущих 13-14 главах рассказывалось об успехах проповеди св. Павла и Варнавы среди язычников, что было доказательством ее богоугодности; свидетельством, что через них действовал Дух Святой. Этот вывод тем более очевиден, когда мы примем во внимание, что их миссия была предварена чрезвычайным откровением: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2-3).

И вот «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15, 1-2). Приведенное разногласие угрожало закончиться расколом. Избежать его помогла мысль обратиться к людям, водительство которых Духом Святым ни у одной из спорящих сторон не вызывало сомнения.

Далее представлен первый Собор, разбиравший вероучительный вопрос. «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». (Деян. 15, 6-11). После этого был выслушан рассказ святых Павла и Варнавы об обращении к истине множества людей из разных народов. С заключительным же словом выступил Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимской церкви, поддержавший Петра, Павла и Варнаву, но  вместе предложивший и некоторые правила благочестия, что должны были соблюдать христиане из язычников. Последние были изложены письменно: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 28-29).

Иерусалимский Собор был убежден, что излагает учение Святого Духа, к которому сам он всего лишь присоединяется. Такая убежденность была присуща всем святым Соборам Православной Церкви. Не количество участников, не степень их образованности, ни какой-либо другой критерий выставлялись главным, а единственно - содействие Святого Духа.

Решения святых Соборов поддерживались людьми Божиими, тогда как решения лжесоборов ими жестко обличались. Ложные мнения и особенно лжесоборы всегда вносили в Церковь смуту, которая приводила к разделениям с последующим примирением или же с открытым отделением от Церкви части ее бывших членов в раскол или ересь. Соборность - это в первую очередь енпогрешительное преемство земной Церковью всего того, что уже утверждено много большей частью Церкви, которая совершила свой земной подвиг. Дух Святой не может Сам Себе противоречить. И если что-то когда-то было постановлено богоносными мужами и одновременно было утверждено на Небе (вспомним слова Господни: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 19)), этого никто не может отменить. А если дерзнет - сам себя отлучит от благодати Божией. Соблюдавшееся как святыня многими поколениями верующих и вошедшее в качестве неотъемлемого состава церковного здания, церковного организма; чем питались сердца лучших сынов человеческого рода, - не под силу исказить земным людям. Не в их возможностях изменить Церковь, живущую вечностью - в их силах только изменить ей, исказить самих себя, и через это отпасть от вечной жизни.

Человек, проникнутый духом соборности, всегда мыслит о себе смиренно, ибо справедливо ощущает себя в сияющей громадине церковного здания неким малым, темновидным и подверженным колебаниям камушком, участь которого в вечности еще под вопросом. Подобный образ мыслей был присущ, например, благоверному царю Иоанну Грозному: «Земля правится Божьим милосердием и Пречистой Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами государями своими...»(1) Помазанник Божий ставит себя на последнее место в великой небесной иерархии, льющей свой свет на землю.

Демократ, почитающий началом власти не Бога, а себя самого, склонен замечать лишь малую часть Церкви в виде ее земной организации и совершенно не видеть целого. Такое извращенное видение питает его гордыню. Движимый «передовыми идеями современности», он хочет поставить их выше древних церковных установлений, представляющихся ему устаревшими. Папа Римский, земной человек, противоречащий каждый день Соборным установлениям, дерзко объявляет себя непогрешимым в вопросах вероучения. Этим папство попыталось низвергнуть истину под ноги людей, утверждая, что она относительна и может изменяться в зависимости от потребностей времени. Папство в IX веке превратилось в Лаодикию - суд человеческий, восставший против суда Божия. Выросшая, как на дрожжах, в папском Риме, Лаодикия постепенно стала проглатывать целые народы, отторгая их от Бога. Теперь папство усиливается возглавить всю безконечность относительных «истин», чтобы привести Лаодикию в Вавилон для поклонения сатане.

Мы не призываем абсолютизировать каждую букву Предания, каждую букву Соборных постановлений - но крайне важно не противоречить их духу, ибо это богоборчество. Если блуд, прелюбодеяние, содомия, скотоложство, ересь и т.д. названы смертными грехами, нельзя выступать с их оправданием. Покаянная дисциплина древней Церкви весьма сурова. И если она не используется сейчас на практике, это не потому, будто ее кто-то отменил, а потому что мы стали настолько грехолюбивы, изнеженны, малодушны, что не в силах ее понести. Но мы должны знать древние нормы церковного права, ибо оно будет способствовать нашему смирению; мы поймем, ощутим, что находимся в Церкви по снисхождению к нам, а не по нашим заслугам.

Почитаем правила свт. Василия Великого. «Волею убивший и потом покаявшийся 20 лет да будет без причастия св. Таин» (правило 56). «Неволею убивший 10 лет да не причастится св. Таин» (пр. 57). «Прелюбодействовавший 15 лет да не приобщается св. Таин» (пр. 58). «Блудник 7 лет да не причастится св. Таин» (пр. 59). «Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо св. Таин; аще же обличен будет, то на два года» (пр. 61). «Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшаго прелюбодеянием» (пр. 62). «На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении» (пр. 63). «Клятвопреступник 10 лет да не приобщается» (пр. 64). «Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы» (пр. 65). «Предавший себя волхвователям, или некиим подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца» (пр. 72). «Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения, все время жизни своея должен быти в числе плачущих» (пр. 73) и т.д. (2).

Сторонникам демократии в Церкви такие правила слушать крайне неприятно. Это нечто, не вписывающееся в правовые и моральные нормы современности. Утверждать подобное сейчас - нетолерантно, это почти экстремизм! А уж называть кого-то еретиком - просто верх неприличия! Перед лицом откровенно инфернальных сил все христиане должны объединяться - ведь у нас общего больше, чем различий! Этими и подобными словами, увы, лукавый уловляет православных в свои сети.

Но правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов тщательно  ограждают верных от безпорядочного общения с еретиками и раскольниками как чуждыми спасения. 10-е апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения Церковнаго помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен» (3).

31-е правило предостерегает от возможности устроения расколов: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем, противном благочестию и правде, да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения Церковнаго...» (4).

47-е правило отрицает благодать в еретических и раскольнических сборищах: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников» [2. С. 99].

Правило 65-е: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго» (5).

7-е правило поместного Лаодикийского собора сквозь века обличает деятелей, дерзающих говорить о «единстве во Христе» с еретическими обществами: «Обращающихся от ересей, то есть Новатиан, или Фотиниан, или Четыредесятников... приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились...» (6).

32-е правило того же собора говорит: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения». (7).

В 34-м правиле того же собора запрещается почитать в качестве святых тех, что были еретиками и ушли из земной жизни, оставшись чуждыми Церкви, хотя бы они и смерть приняли за свои убеждения: «Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые то есть у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою». (8 ).

37-е правило всё того же, Лаодикийского, собора гласит: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними». (9).

1-е правило VI Вселенского собора, изложив кратко православное учение и утвердив ранее принятые постановления апостолов, Вселенских и Поместных соборов, продолжает: «Отметаем и  анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще кто-либо из всех не содержит и не приемлет выше реченных догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема...» (10).

72-е правило того же Собора отвергает брачные союзы верных с еретиками: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретическим сочетоватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовой жребий грешников...» (11).

Все, противоречащее изреченному в древности через отцов Святым Духом, как, например, современные «венчания» в некоторых «церквах» содомитов, - ничтожно и суетно. И даже если  когда-нибудь будет созван какой-нибудь супер-собор, что объявит себя вселенским и православным, и установит нечто, принципиально противное постановлениям святых Соборов, выраженные таким лжесобором мнения, следует почесть ничтожными, противными духу соборности, ибо земная церковь - лишь малая, еще не победившая всех ниспосланных ей искушений, часть единой Церкви, торжествующей на Небе.

Примечания

1.     Цит. по: Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. // Зызыкин М.В. Царская власть в России. М, 2004. 620 с. - С. 72.

2.     Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1876. 626 с. - С. 326-352.

3.     Там же. - С. 29.

4.     Там же. - С. 66-67.

5.     Там же. - С. 131.

6.     Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1880. 876 с. - С. 213-214.

7.     Там же. - С. 243.

8.     Там же. - С. 246.

9.     Там же. - С. 253.

10.  Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1877. 736 с. - С. 278.

11.  Там же. - С. 511.

______________________________

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/19/pravila_svyatyh_apostolov_svyatyh_vselenskih_i_pomestnyh_soborov_o_edinstve_i_sobornosti_cerkvi/
« Последнее редактирование: 21 Июня 2013, 07:47:33 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 20 Июня 2013, 08:44:42 »

Священник  Сергий  Карамышев, Русская народная линия

Древнейшее богослужение о единстве и соборности Церкви

Часть 4



«Дидахэ» весьма красноречиво говорит о единстве Церкви, связывая его с Евхаристией: «Что же касается преломляемого Хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего... Как этот преломляемый Хлеб, быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» (1).

Та же мысль присутствует в литургии свт. Василия Великого сразу по пресуществлении св. Даров: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие; и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего...» (2). Во время пения «О Тебе радуется...» читается молитва о Церкви: «Еще молим Ти ся, помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя, и умири ю...» (3).

Призывая к миру и молясь о «свышнем мире» (как в Великой ектении), мы в то же время обличаем ереси и расколы. Отпавшие и омертвевшие части, когда-то принадлежавшие Церкви, может оживить только чудо Божие, да и то, пока души, представляющие эту омертвелость, живут на земле и могут принести Богу покаяние, потому что за дверью гроба покаяние безполезно. В службе недели 7-й по Пасхе, когда совершается память св. отцов I Вселенского собора, в 4-й песни канона на утрени сказано: «Прелюбодейстовавый Арий умом неразумным, православную веру; отеческими суды изгнан бысть от Церкве, якоже уд гнилый, злоименитый». (4). В этой службе приводится предание, согласно которому Господь явился святому Петру, архиепископу Александрийскому, в разорванной ризе, сказав, что ее разодрал Арий. В одной из стихир на вечерни сказано: «Кто Твою, Спасе, ризу раздра? Арий - Ты рекл еси». «Темже отцы богоноснии, сошедшеся усердно, ревностию разжизаеми, якоже Фесвитянин Илия, духовным посекают мечем студу научившаго хульника...» (5).

В Последовании Недели Православия звучит от архиерея многознаменательная молитва, где, среди прочего, сказано: «Видяще многих поползновения, прилежно Тя, всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в неких малоплодно, в неких же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего пресвятаго слова. Премилосердый и всесильный... укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети размныя очи светом Твоим божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем; и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет... Подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и о спасении и обращении заблуждающих попечение их духом евангельским раствори. Да, Тобою вси руководими, достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь, и тамо с лики чистейших небесных сил прославим Тебе Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». (6).

Эта молитва, составленная Константинопольским патриархом Мефодием ( IX век) кратко выражает, откуда берутся церковные разделения и как должно к ним относиться: они следствие помрачения душ грехами, разума - суетой. Нужно молиться об уврачевании благодатью наметившихся разделений, дабы они не стали непоправимыми; нужно молиться о вразумлении заблудших, дабы они не погибли, ибо в отделении от Единой соборной и апостольской Церкви (как мы исповедуем в священном Символе веры) нет спасения.

Зримый и осязаемый образ святой Церкви представляет собою Евхаристия. Здесь, на дискосе, обозначающем вселенную, которая включает в себя Небо и землю, предлежит Христос, Ему предстоят Богоматерь и лики святых. Ниже, обозначая дольний мiр, - подвизающиеся на земле члены вселенской Церкви; еще ниже - усопшие в надежде воскресения и жизни вечной. Церковь здесь едина.

Не менее замечательный образ Церкви представляют здания храмов Божиих. Здесь столпы и стены здания - изображенные на них сонмы святых разных времен и народов, и всех объединяет любовь в Боге, ибо здание одно.
 

Примечания:

1.     Учение двенадцати апостолов. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. - С. 11.

2.     Служебник. М, 2000. - С. 234.

3.     Там же. - С. 237.

4.     Триодь Цветная. Издательство Московской Патриархии, 1999. - С. 208.

5.     Там же. - С. 201.

6.     Чиновник архиерейского священнослужения. Книга 2. Издание Московской Патриархии. М, 1983. 175 с. - С. 75-76.

_________________________________

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/20/drevnejshee_bogosluzhenie_o_edinstve_i_sobornosti_cerkvi/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 21 Июня 2013, 07:52:12 »

Священник  Сергий  Карамышев, Русская народная линия

Русские богословы XIX-XX веков о единстве и соборности Церкви

Часть 5



Святитель Филарет (Дроздов) в своем Пространном катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви рассуждает преимущественно о Церкви земной и дает ей следующее краткое определение: «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» [18. С. 43]. Далее сказано: «...для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь, долженствующая пребыть во все роды века, требует и главы, всегда пребывающей; а таков есть один Иисус Христос. Посему и апостолы называются не более, как «служителями Церкви» (Колос. 1, 24-25)». (1).

На вопрос «Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская» святитель отвечает: «Это суть частные церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу - Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах». (2). Итак, формальная разделенность не отрицает единства Церкви, но более утверждает его, потому что, не имея одного человеческого начала, отдельные части Церкви пребывают в единомыслии.

Затем свт. Филарет высказывает ту же мысль, что и древние отцы, а именно, что спасение невозможно вне Церкви: «Поелику Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Той есть Спаситель тела», то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, т.е. Кафолической Церкви» (Ефес. 5, 23)». (3).

Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о ереси как начале, враждебном Богу и Его Церкви, следующее: «Сущность этого греха - богохульство. Будучи собственно грех ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечной смертию. Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех - противление Богу и хула на Бога. Отличительное свойство падших духов - гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши Богопознание и Богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси, или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и холодности к нему». (4).

В этом же смысле наставлял князя Изяслава Ярославича прп. Феодосий Печерский: «Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами». (5). Пребывание в ереси есть печать богооставленности, что должно возбуждать в верных чадах Церкви соболезнование и стремление обратить заблудших на путь истины, потому что вне его только вечная погибель. Истина одна, тогда как заблуждений может быть безчисленное множество. Церковь же, по словам божественного Павла, - «столп и утверждение истины» благодаря пребывающему в ней Духу Святому. Его действие не ограничивается каким-нибудь одним лицом или группой лиц (священнослужителей), но распространяется на всех, пребывающих в благодати членов Церкви.

Об этом так говорит А.С.Хомяков в своем «Опыте катехизического изложения учения о Церкви»: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Она живет не под законом рабства, но под законом свободы, не признает над собой ничьей власти, кроме собственной, ничьего суда, кроме суда веры (ибо разум ее не постигает), и выражает свою любовь, свою веру и свою надежду в молитвах и обрядах, внушаемых ей Духом истины и благодатью Христовою». (6).

Противопоставляя Церковь ее ложным образам в лице папства (или романизма) и протестантства, Алексей Степанович выдает следующую формулировку: «Единство внешнее, отвергающее свободу и потому недействительное - таков Романизм. Свобода внешняя, не дающая единства, и потому также недействительная - такова Реформа. А мы знаем, что тайна единства Христа с Его избранными, единства, осуществленного Его человеческою свободою, открыта в Церкви действительному единству и действительной свободе верных. Познание сил, которыми совершилось наше спасение, вверено подобным же силам; иначе не могло и быть. Познание единства не могло быть вверено раздору, ни познание свободы рабству; но Церкви дано и то и другое, потому что единство ее есть не иное что, как согласие личных свобод». (7).

В.Н.Лосский рассуждает о Христе - Главе Церкви: «Как Глава Своего Тела, Он становится Ипостасью этого Тела, собранного "от конец земли». В Нем сыны Церкви являются членами Его Тела и как таковые заключены в Его Ипостаси. Но этот «единый человек» во Христе, единый по своей обновленной природе, тем не менее множествен по лицам: существует во многих людях. Если человеческая природа оказывается объединенной в Ипостаси Христа, если она - природа «воипостазированная», то человеческие личности, ипостаси это единой природы, от этого не уничтожаются. Они не смешиваются с Божественной Личностью Христа, с Ней не сливаются. Ибо никакая ипостась не может слиться с другой ипостасью, не прекратив тем самым своего личностного существования: это было бы равносильно уничтожению человеческих личностей в едином Христе; это было бы безличностным обожением, блаженством, в котором не было бы самих блаженных. Будучи единой природой во Христе, Церковь, это новое тело человечества, содержит в себе множество человеческих ипостасей». (8 ).

Продолжим эту мысль. Кафоличность невозможна без ипостасей, в том числе коллективных, каковыми являются поместные православные церкви, затем - митрополии, епархии, монастыри, приходы. В папстве всё поглощается властью одного епископа по необходимости - т.к. тело указанного религиозного общества отделилось от Христа, и его не наполняет один Дух. Кафолическая Церковь, не имея постоянно действующего единого органа управления, не боится утратить единство, т.к. порука последнего - не внешняя власть, а Дух, действующий со властью в разных членах одного вселенского тела. Лосский так говорит об этом: «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию»... Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям. Таким образом, дело Христа единит людей, дело Духа их различает». (9).

Приоткрыв завесу тайны Церкви, русский богослов делает вывод: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь, ибо, если человек - микрокосмос, то Церковь, по святому Максиму Исповеднику, - «макроантропос». Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мiр стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волей Божией, внешний мiр, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим».(10). Но разрушению видимого мiра по необходимости должно предшествовать общее отступничество, стремление утопить Церковь в пучине еретических сборищ.

Епископ Григорий Граббе пишет: «Как не может у Христа быть нескольких телес, особенно борющихся друг с другом, так невозможно и существование нескольких Церквей. Главное доказательство в пользу этого то, что в Св. Писании о Церкви всегда говорится в единственном числе (напр. Мф. 16, 18; Деян. 2, 47) за исключением тех случаев, когда ясно имеются в виду поместные общины (напр. Деян. 9, 31; 2 Кор. 11, 8 и 28). Такое сознание изначально было крепко у христиан, ибо представление о возможности существования двух или более благодатных Церквей унижало бы значение Церкви истинной. Эта вера в единственность Церкви, в то, что она - тот ковчег, который один только может спасти нас от гибели в бушующих волнах житейского моря, необходима и для возбуждения нашей ревности к проповеди Православия. Ведь зачем буду я стараться о присоединении к Церкви еретика или раскольника, если он тоже в Церкви и тоже спасается? Но если я верю, что он в безблагодатном обществе, что он не возрожден в святом Крещении, то христианская любовь должна меня заставить не жалеть сил для его обращения.

Знаю, что эти слова могут кое-кого смутить. За последнее время слишком распространились мысли о том, что будто бы «перегородки» между церквами не достигают Неба, слишком увлекаются всякими интерконфессиональными конференциями, на которых единственная Церковь оказывается, в сущности, несмотря на все оговорки, в положении одной из церквей». (11).

Четко обозначив себя единственным в своем роде обществом спасаемых в жизнь вечную, впрочем, без тени свойственного, например, иудеям, превозношения, Православная Церковь может привлечь в настоящее время к себе людей, понимающих, куда их ведут объединяющиеся безблагодатные религиозные общества. Это царский, божественный, безкомпромиссный путь, ибо истине не свойственно вступать в компромисс с ложью, ей свойственно ложь побеждать, исторгая из ее несытой пасти безсмертные человеческие души. Дай Бог нашей Русской Церкви идти этим путем, совершая последнее на Земле духовное сеяние. Именно этого ждут, как сказал Ф.М.Достоевский, от России народы. Россия чужда этнической ограниченности, она несет закваску соборности, ее сердце открыто мiру и готово вместить его в себе. Но теперь должны раскрыться ее уста и призвать народы ко спасению. Так говорил божественный Павел: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Кор. 6, 11-12). В истинной Церкви никому не будет тесно, ибо она обладает не только единством, но и полнотой разнообразия, собранной в одно тело Духом Святым.
 

Примечания:

1.     Пространный катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М: Синодальная типография, 1911. 104 с. - С. 45.

2.     Там же.

3.     Там же. - С. 49.

4.     Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе. С.-Пб.: Общество памяти игумении Таисии, 2005. 103 с. - С. 18-19.

5.     Феодосий Печерский, преп. Послание к князю о вере латинской  того же Феодосия к тому же  Изяславу. // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. - С. 448.

6.     Хомяков А.С. Опыт катехизического изложения учения о Церкви («Церковь одна»). // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886.  В двух томах. - Т. 2. - С. 3.

7.     Там же.

8.     Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. //  Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991. 288 с. - С. 124-125.

9.     Там же. - С. 125.

10.  Там же. - С. 134.

11.  Епископ Григорий Граббе. Церковь одна. // Епископ Григорий Граббе. Церковь и ее учение в жизни. М.: Вече, 2010. 303 с. - С. 36-37.

_____________________________

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/21/russkie_bogoslovy_xixxx_vekov_o_edinstve_i_sobornosti_cerkvi/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!