(Окончание)Сторонники латинской партии отыскали Казимира в его монастыре. Делегация поехала к папе римскому Бенедикту 9-му с просьбой снять с Казимира монашеские обеты. Папа согласился с условием, что польский народ будет платить постоянно с каждого человека динарий Риму, а сам Казимир добьётся, чтобы священники в Польше имели коротко постриженные волосы, брили бы бороду, носили тонзуру и одевались на римский манер.[32]
Получив от папы денежное пособие, Казимир прибыл в Саксонию, где с помощью матери навербовал большое число немецких рыцарей и с ними вторгся в Польшу. После ожесточённых боевых столкновений с "бунтовщиками" Казимир утвердил свою власть, получив имя Восстановитель.[33] Польша была разорена войной. От этой смуты прежде всего выиграли соседи. Чешский князь Бржетислав 1-й захватил Краков, сжёг собор Болеслава Храброго на Вавеле, разорил Гнезно, вывезя оттуда мощи Войтеха-Адальберта, захватил в 1038 году Силезию… Киевский князь Ярослав Мудрый утвердил за Русью червенские города (Перемышль, Червень…). При этих событиях погибло много лиц из числа духовенства. Но ни один из них не был объявлен святым. Между тем в те времена самый короткий путь к прославлению в лике святых шёл через смерть от язычников. Так, Войтех-Адальберт погиб в 997 году, а святым его объявили уже через три года!
Из событий польской "языческой реакции" не вышел ни один латинский святой. Это подтверждает, что латиняне вели борьбу не с язычниками, а с христианами, только православными, славянского обряда.[34]
Католические историки сделали всё возможное, чтобы затушевать события 1037-1038 годов. Они не простили молодому Болеславу того, что он принял сторону православных, в отличие от своих матери и брата. Поэтому память о нём старательно стиралась. Сей король фигурирует в польской истории как Болеслав Забытый. Некоторые историки даже утверждают, что Болеслава и вовсе не было на свете.
Разорённая гражданской войной Польша сравнительно легко покорилась Казимиру, опиравшемуся на немецких наёмников. В конце концов, он был законным королём, сыном Мешко 2-го и внуком Болеслава Храброго. Да и твёрдая власть всегда лучше анархии. Казимир, воспитанный в католическом монастыре и даже принявший монашеские обеты, сразу приступил к латинизации Польши. В наличии двух обрядов он видел причину бедствий страны. Сам он выбрал латинство. Но политика латинизации сразу натолкнулась на сопротивление Мечислава (в разных источниках – Маслав, Мечлаус, Моислав), правителя Мазовии. События 1037-1038 годов Мазовии не коснулись, ибо здесь двухобрядовости не было. Латиняне не успели закрепиться в этой области и славянский обряд безусловно доминировал. Мечислав воспротивился латинизации, ибо он тоже видел опасность двухобрядности, но свой выбор сделал в пользу славянского обряда. Латинизация могла нарушить мир в этой части Польши.
До сего момента Мазовия процветала. Галл Аноним сообщает, что в ходе событий 1037-1038 годов население Велькопольши массово бежало на Вислу, в Мазовию. Приход Казимира с немецкими наёмниками привёл к исходу всего православного населения из региона Познань-Гнезно на восток. Велькопольша обезлюдела, зато Мазовия стала "густо населённой, а мощь её возросла многократно".[35]
В Мазовию ушла часть населения и из Малой Польши, после чего латиняне стали доминировать в районе Кракова. Католические историки обвиняют Мечислава в язычестве. Однако руками этого "язычника" был восстановлен собор в Плоцке, сожжённый в 1031 году войском Ярослава Мудрого.[36]
Казимир попытался расправиться с Мазовией военным путём, но сил у него не хватило. Не помогли и немецкие наёмники. Польская "Великая хроника" утверждает, что на помощь Мечиславу пришли пруссы и русские.[37] Это не совсем верно. Киевская Русь оказалась на стороне польского князя. В 1039 году Казимир женился на дочери Ярослава Мудрого Марии Добронеге. Женитьбе предшествовал польско-русский договор, по которому Ярослав обязался оказывать военную помощь зятю в овладении всеми уделами Польши.[38] В придачу и сын Ярослава, Изяслав, женился на Гертруде, сестре Казимира. Родственные и династические связи значили больше, чем обряд. Грядущее же в 1054 году разделение церквей не осознавалось даже правителями славянских государств. Поэтому Ярослав Мудрый оказал военную помощь латинянину Казимиру в борьбе против православного Мечислава. Нужно учесть ещё то обстоятельство, что православная церковь на Руси подчинялась Константинополю и митрополитом в Киеве сидел грек, назначаемый из Византии. Православные в Мазовии Константинопольскому патриарху не подчинялись. Они являли собою осколок уничтоженного греками Доростольского патриархата, так и не перешедший под контроль Византии. Поэтому греческая церковь отнюдь не препятствовала походам Ярослава Мудрого в Мазовию.
Мечиславу фактически помогали поморяне, литвины и ятвяги.[39] В 1047 году Мечислав был наконец разгромлен войсками Ярослава Мудрого и бежал со своими сторонниками к пруссам. Пруссы, возложив на него вину за поражение и гибель многих своих, прибили его к высоченной виселице.[40]
После победы Ярослава Киевского над Мечиславом, ожидая столкновения с пруссами, Казимир обратился к войскам: "Это давно жданный день. Победивши столько фальшивых христиан, мы уже безопасно побьём язычников".[41] Таким образом, мазовшане были для Казимира "фальшивыми христианами", то есть православными, носителями славянского обряда в богослужении. Теперь король мог приступить к латинизации Мазовии. Пока Ярослав Мудрый громил Мазовию, дядя Казимира кёльнский архиепископ Герман прислал польскому князю в помощь Арона, монаха из Клюни, приятеля Казимира с монастырских времён. В 1046 году Арон появился в Кракове, где был сделан латинским архиепископом. Эта пара и занялась латинизацией Польши. Им удалось установить для страны одного архиепископа. После разорения чехами Гнезно была упразднена гнезнинская латинская митрополия. Обосновавшийся в Кракове Арон стал архиепископом одновременно и для латинского, и для славянского обрядов. Это позволило латинянам контролировать ситуацию сверху. Но окончательно извести славянский обряд тогда было нереально. Русская жена Казимира привезла из Киева дворню. На Вавеле, рядом с латинским собором, был отстроен православный собор св. Михаила.
Адам Бременский в третьей книге своего труда «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» сообщил, что при шведском короле Эмунде (1050-1060 гг.) был архиепископ-схизматик Осмунд. Своё назначение он получил «у некоего епископа Полании». При Осмунде латинские миссионеры были изгнаны из Швеции. Адам Бременский горько сетовал, «что совсем недавно обращённых варваров уже развратила испорченная ветвь нашей веры». Эта информация лишний раз подтверждает факт существования в середине 11-го века православной славянской митрополии в Польше.
В 1058 году Казимир Обновитель умер. Через год умер и архиепископ Арон. На троне в Кракове сел старший сын от Марии Добронеги Болеслав Смелый. Воспитанный православной русской матерью, Болеслав был женат на русской княжне Вячеславе. Преемник Арона Ламберт Зуля был избран только через два года. Причём он не стал архиепископом, а остался епископом. Всё это несколько разоружило латинскую партию и ослабило давление на славянский обряд. Установился некий "status quo".
Болеслав Смелый много воевал в Венгрии, помогая добыть власть Гезе (в 1063 году) и Ласло-Владиславу (в 1077 году). Воевал он и в Чехии, и в Поморье. Король активно вмешался в дела на Руси, совершив поход на Киев, чтобы посадить на великокняжеский престол своего дядю Изяслава. Изяслав, изгнанный из Киева, ездил за помощью аж к римскому папе, обещая в случае удачи подчинить Русь юрисдикции Рима. Это привело даже к заигрыванию латинян с православными. На коронации Болеслава Смелого в 1076 году вместе с шестью латинскими бискупами участвовало семь славянских епископов.[42]
Но сей король вёл весьма распутную жизнь. Однажды он увёл у некого рыцаря Мстислава жену Кристину. Краковский епископ Станислав публично обличил короля в грехах, а, когда это не подействовало, проклял его. 11 апреля 1079 года Болеслав приказал убить епископа Станислава, что и было сделано на Вавеле между двумя кафедральными соборами.
Это злодейство не вызвало никакой реакции в польской католической иерархии. Архибискуп гнезненский Пётр ни в чём не упрекнул короля, не послал протеста в Рим. Папа Григорий 7-й не наложил на Болеслава никаких клятв. Латиняне вели себя так, будто смерть Станислава была им на руку.[43] Много лет позднее, только в 1250 году, начались хлопоты о канонизации Станислава.
Исследования показывают, что Станислав был епископом славянского обряда. Среди многочисленных детей киевского князя св. Владимира летописец Нестор упоминает Станислава и Мстислава, но не пишет о судьбе Станислава после смерти св. Владимира и братоубийственной борьбы на Руси, в которой погибли Борис, Глеб, Святослав, а затем и сам Святополк Окаянный. В борьбу была вмешана и Польша. Болеслав Храбрый в 1018 году даже захватил Киев, но вскоре был вынужден покинуть столицу Руси, уведя "с собою многих бояр российских и сестёр Ярославовых…"[44]
Ушёл с Болеславом в Краков и Анастас, фактический глава православной церкви в Киевской Руси при св. Владимире, вывезенный им из Корсуня.
Во время этих бурных событий Станислав Смоленский был ещё малолетний. Сведения о его смерти в летописях отсутствуют. Поэтому очень вероятно, что Станислав вместе с сёстрами, Анастасом и многими боярами был вывезен в 1018 году в Краков. Великокняжеское происхождение и родство с королевской семьёй открывали перед ним и его потомками большие возможности.
Существовал обычай, по которому старшему сыну давали имя деда. Епископ Станислав вполне мог быть правнуком св. Владимира и внуком увезённого в Краков Станислава. А Мстислав, у которого король увёл жену, вполне мог быть его младшим братом, получившим имя в честь дяди, Мстислава Тмутараканского. Чтобы быть епископом в Кракове, нужно было высокое происхождение. Правнук св. Владимира более всего подходил на должность славянского епископа в стольном городе, где матерью короля была внучка св. Владимира, а женой – русская княжна Вячеслава.
Русское происхождение епископа Станислава подтверждают: имя его отца – Велислав, и название родового поместья – Степанов. У Длугоша можно найти описание трёх событий, подтверждающих православие Станислава. Так, пригорок в Боровне, где Станислав молился всю ночь, получил народное название "Попова гора". В Польше попом именуют только православного священнослужителя. Далее, шляхтич Ян из Бжежницы выгнал Станислава, приехавшего освятить построенный им костёл. Ян ожидал латинского бискупа, а приехал православный епископ. Наконец, когда рыцари не решились выполнить королевский приказ зарубить Станислава, король крикнул им: "Что, попа боитесь?"
Длугош многократно повторяет, что ни гнезненский архиепископ Пётр, ни другие латинские епископы ни в чём не попрекнули короля. Они явно радовались развитию конфликта короля со Станиславом. В то же время проклятие Станиславом короля не вызвало никакой реакции в Риме, как проклятие нелатинского епископа. Ведь с 1054 года Рим разорвал отношения даже с Константинопольским патриархом, предав Православную церковь анафеме. Со славянскими епископами в Польше можно было теперь не считаться.
По этой причине Болеслав Смелый ещё три года правил в Польше и оставил Краков только после того, как ему перестал повиноваться простой народ, у которого король убил епископа. Болеслав бежал в Венгрию, к королю Владиславу (Ласло), у которого прожил ещё три года. Венгерский король, конечно, должен был испытывать благодарность за оказанную ранее помощь. Но, в любом случае, Ласло, причисленный Римом к числу святых, не стал бы держать у себя проклятого убийцу, если бы проклятие было наложено католическим епископом. Проклятие же православного епископа им всерьёз не воспринималось. И только в 1084 году на охоте Болеслав Смелый был загрызен собственными охотничьими собаками.[45]
В отсутствие короля Краков был занят чешским князем Вратиславом, сторонником, кстати, славянского обряда. В 1086 году венгерский король Ласло (Владислав) отбил Краков и посадил там королём Мешко 3-го, единственного сына Болеслава Смелого. Этот Мешко погиб очень скоро, в 1089 году.
Только тогда в Краков переместился брат Болеслава Владислав Герман (ум.1102 г.). Вот при нём и его сыне Болеславе Кривоустом (ум. 1138 г.) и была произведена окончательная латинизация церкви в Польше. Последними славянскими епископами в Кракове исследователи считают Ламберта 3-го (1092-1101 гг.) и Чеслава (1101-1103 гг.).[46] Длугош писал о Чеславе, что тот был устранён с кафедры за то, что не находил нужным просить Рим о своём утверждении в сане краковского епископа.[47]
В 1103 году краковским епископом был поставлен француз Балдуинус. Кардинал Иво, папский легат также французского происхождения, провёл реорганизацию церкви в административном плане. Был придуман идеальный вариант. Славянские епархии были преобразованы в архидиаконаты. Архидиакону сохранялась административная власть епископа, чем лично он мог быть доволен. Но архидиакон, в отличие от епископа, никого не мог посвящать в священный сан. Ситуация стала очень управляемой. Постепенно славянские священники вымирали, а на их место ставились католическими епископами латинские. В большом числе приглашались и иностранные латинские священники. Например, завоевав в 1124 году Западное Поморье, Болеслав Кривоустый попросил Оттона из Бамберга христианизировать поморян силами немецких клириков.[48]
Славянский обряд не изводился Польше в течение нескольких десятилетий. Краковский бискуп Матвей ещё в 1145 году послал письмо Бернарду из Клерво, приглашая его в Польшу. В письме бискуп указал, что славянский обряд популярен не только на Руси, но и в Польше, и в Чехии. По мнению Матвея, только такая знаменитость, как Бернард, мог бы латинизировать этих еретиков. В 13 веке Польша была полностью латинизирована, а следы православного прошлого старательно ликвидированы. Только песнь "Богородица Девича", сохранившаяся у нынешних католиков, напоминает о некогда сильном влиянии в Польше гимнографии греческой, а не латинской. Всякое же упоминание о существовании в прошлом в Польше славянского богослужения тщательно удалялись из хроник латинскими историками.
_____________________________________
[1] Rocznik Krasinskich. MPH, Tomus 3. Lwow, 1878, перевод на русский язык:
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ann_Krasin/frametext.htm[2]
http://www.pravoslavie.ru/put/61732.htm[3] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzeczym Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.19.
[4] Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М.,1990. – с.162.
[5] Монах Горазд. Судьбы святой православной веры на территории бывшей Чехословакии. \ Православный путь. – Джорданвиль.,1999. – с.117.
[6] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.33.
[7] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzeczym Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.14.
[8] Там же. s.20.
[9] Там же. s.14.
[10] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.33.
[11] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.32
[12] Там же. s.32.
[13] J. Uminski, Obrzadek slowianski w Polsce 9-11 wieku. s. 1-44
[14] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.35-36.
[15] Там же. s.39.
[16] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.21.
[17] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.47.
[18] Там же. s.46.
[19] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.22
[20] Там же. s.23.
[21] Там же. s.26-29.
[22] Там же. s.41-42.
[23] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.39-40.
[24] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.36
[25] Там же. s.52.
[26] Там же. s.54.
[27] Там же. s.64.
[28] Там же. s.72.
[29] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.48.
[30] Богуслав Хроповский. Славяне.Историческое, политическое, культурное развитие и значение. – Прага.:Орбис,1988. – с.260.
[31] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.75.
[32] Там же. s.80.
[33] "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях 11-13 вв. – М.,1987. – с.69-70.
[34] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.78.
[35] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.49.
[36] Там же. s.50.
[37] "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях 11-13 вв. – М.,1987. – с.70.
[38] Щавелева Н.И. Комментарии. \ "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях 11-13 вв. -М.,1987. – с.211.
[39] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.82.
[40] ."Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях 11-13 вв. – М.,1987. – с.70.
[41] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.77.
[42] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.87.
[43] Там же. s.93.
[44] Карамзин Н.М. История государства Российского. – СПб.:Золотой век, Диамант,1997. – Кн.1. с.174.
[45] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.89-100.
[46] Antoni Mironowicz. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. – Bialystok.,2003. – s.54.
[47] Серафим Железнякович. Миссионерская деятельность свв. Кирилла и Мефодия на землях Польши. \ "Тысячелетие крещения Руси", международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 года. Материалы. – М.,1988. – с.82.
[48] Frank Kmietowicz. Kiedy Krakow byl "Trzecim Rzymem". – Bialystok.,1994. – s.104.
______________________________
http://rusk.ru/st.php?idar=62329