Русская беседа
 
16 Июня 2024, 21:28:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Деидеологизация в 90-х была нелепостью»  (Прочитано 1382 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104543

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Сентября 2013, 06:00:41 »

«Деидеологизация в 90-х была нелепостью»

Православные священнослужители о национальной идее



Как сообщалось, Президент России Владимир Путин выступил на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Он говорил, в частности, о необходимости национальной идеи:

«Для россиян, для России вопросы "кто мы?", "кем мы хотим быть?" звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции.

Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне «цивилизовать» Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера.

Идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы, по сути, начинаем уничтожать сами себя.

Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те "красные линии", за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового.

В России, на которую пытались в своё время навесить ярлык "тюрьмы народов", за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.

Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни её граждан.

Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны».

Под национальной идеей обычно понимается некоторое общее представление о роли той или иной страны в мире, о ее прошлом, настоящем и будущем. В качестве общеизвестных примеров можно привести, с одной стороны, советскую идеологию (сперва мечту о мировой революции, потом – идею построения идеального общества в одной стране), с другой – «американскую мечту» об обществе равных возможностей, построенном на идеалах свободы и стремления к счастью.

Обычно национальная идея вырабатывается представителями интеллектуальной элиты, затем формулируется в официальных документах и распространяется через школу, прессу и другие орудия воздействия на массовое сознание, а затем, наконец, становится общепринятой, так что несогласие с нею автоматически превращает человека в маргинала.

«Видите ли вы шансы, что в России появится национальная идея, которая объединяла бы, а не разъединяла бы ее граждан? Что, на ваш взгляд, непременно должно входить в эту идею? Кто должен ее сформулировать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что «национальная идея в России есть, - без нее государство не может существовать, она является концентрированным выражением сущности государства».

«Идея выработана веками существования России; и настоящим гражданином, защитником, человеком, служащим этому государству, может быть только тот, кто осознает национальную идею. Задача в том, чтобы она была выражена достаточно ясно и четко для всех людей. Так называемая деидеологизация в 90-х была просто нелепостью, - она значит, что люди не служили государству и не выражали национальные интересы государства. И слава Богу, что Владимир Путин говорит сейчас об этом. Значит, кончились времена, когда нам пытались навязать ложные представления о нашем государстве и нашем существовании. Это я могу только приветствовать», - заключил отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что В.В.Путин заметил, что нужно идею вырабатывать, формулировать и обсуждать, нужен диалог прозападных и либеральных сил и сил патриотических.

«Теперь нужно найти формы этого гласного обсуждения. Есть же практика Всемирного русского народного собора, который аккумулирует в основном православные силы, может, стоит эту практику расширить и сделать его собранием, на которое пригласили бы представителей разных точек зрения для конструктивного обсуждения. Другого выхода нет. Нельзя не сформировать идею, это чревато гибелью государства. Мы же большая страна, и следуем имперским принципам существования, а империя нуждается в национальной идее. На мой взгляд, в основе идеи должно быть христианское православное миропонимание, но переведенное на язык светского государства. Исходя из этого, следует формировать внутренние, правовые, национальные, морально-этические, культурные и прочие ценности при предоставлении определенных свобод, которые должны быть свойственны светскому государству. Принуждать быть православным никого не надо», - заключил священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, подчеркнул, что, конечно, без национальной идеи не будет никакого развития, только топтание на одном месте, лишь выживание и существование.

«Но нелепо думать, что появится гений и вдруг её сформулирует. Такая идея не придумывается, не разрабатывается, а вызревает. При этом она не только возможна, а просто неизбежна. Без нее нет государства, эта идея - его вектор и сверхзадача. Другое дело, что в период кардинальных социальных волнений, сломов, преобразований она становится очень расплывчатой. От старых мифологем избавились, но нового ничего не обрели», - добавил он.

«Однако невозможно же, в конце концов, по настоящему жить лозунгами в духе "бери от жизни всё" в смысле развлечений и банального житейского комфорта. Поэтому вопросы "Зачем живём?", "Куда движемся?" - никуда не ушли. И как только появилось ощущение относительной устойчивости, сразу возникла острая потребность в обретении смысла. Ведь национальная идея = это своего рода становой хребет, без которого невозможно жить. Когда хребет переломан, утрачивается и всякая самостоятельность. Постепенное вызревание идеи начинается с понимания, что такое Россия, что такое государство. Президент на Валдайской встрече сказал, что Россия - это судьба, это жизнь. Важно, чтобы то и другое получило какое-то реальное наполнение не просто из уст политического лидера, а из нашего стремления к единой общности. Конечно, национальная идея вырастает, прежде всего, из общей исторической и культурной жизни народов России. Ещё до 17-го года, например, русскими писателями, поэтами, учёными, политическими деятелями назывались не столько по собственно национальности, сколько потому, что выросли и состоялись в русской культуре», - добавил священник.

«Желание и стремление обрести национальную идею есть, и предпосылки есть. Об этом собственно и свидетельствуют слова Президента и их активное обсуждение. Есть и духовные предпосылки. Хотя у нас полиэтническое государство, и присутствуют соответственно самые разные вероисповедания, - тем не менее, в целом в стране религиозная жизнь активна и явно имеет тенденцию к развитию. Общность здесь в том, что люди не могут удовлетвориться плоскостью только этого мира, они стремятся обрести объем внутренней жизни через духовную составляющую. Отсюда и складывается неприятие и иммунитет к так называемым "неолиберальным ценностям"», - заключил отец Александр.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что в основе объединяющей идеи не может быть ничего, кроме любви. И национальных идей может быть много.

«Что касается шанса на появление полнокровной национальной идеи, то он, конечно, есть, потому что пока мы живем, у нас всегда есть шанс. Увы, шанс этот очень невелик, потому что мы стремительно разучаемся слышать и понимать друг друга. И эта проблема понимания на самом деле очень давняя. Сформулировать национальную идею могли бы лучшие представители нашей гуманитарной интеллигенции. К великому сожалению, к ним мало прислушиваются и в наше время. К примеру, недавно скончавшийся Григорий Померанц прекрасно формулировал идеи, в основе которых и любовь, и свобода, и взаимное уважение граждан вне зависимости от религиозных и иных подобных различий. Идеи, выражающие и гражданскую позицию, и представления о человеческом достоинстве. В них есть то, что можно назвать вертикальным измерением, если мы не хотим употреблять слово "религиозность". Другое дело, что подобные рассуждения чужды понятиям "эффективности" и "продуктивности". Шанс, что к ним прислушается и попытается понять большое количество людей, действительно очень мал», - заключил священник.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, отметил, что социально, политически и нравственно идея общего порядка, которая может называться национальной, не может возникнуть помимо национальных идеалов.

«А национальные идеалы всем хорошо известны. Хомяков, Данилевский, Ильин (наверное, в первую очередь), вплоть до Солженицына и Шафаревича – великана русского национального самосознания – вообще многие наши мыслители прямо утверждали, что по сути они националисты, но, конечно, не грубо шовинистического толка. Исключительность, которая допустима в формировании национальной идеи, возможна только как образ служения. Именно об этом и писали наши мыслители, не чураясь слова "национализм". Для них национализм - глубоко патриотическое переживание, основанное на переживании нравственного и духовного смысла национального самосознания. Помимо этого настоящий национализм и национальная идея невозможны», - продолжил он.

«Поэтому многое из того, что сказал В.Путин, по-видимому, приемлемо, но не все. Ведь национализм бывает и добрый, и здоровый, и прекрасный. Без опоры на то, что уже сделано нашими великими писателями и мыслителями в определении национальной идеи, все новые поиски и разработки будут бессмысленны и бесполезны. И дело даже не в том, чтобы сформулировать – а в осознании и внутреннем переживании того, что уже в этом направлении сделано. Речь идет в первую очередь об осознании и понимании русских национальных нравственных идеалов», - заключил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/24/deideologizaciya_v_90h_byla_nelepostyu/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!