Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 23:53:05  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Патриарх Кирилл: «Русские никогда в Сербии не были чужими»  (Прочитано 1668 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 07 Октября 2013, 06:54:32 »

Патриарх Кирилл: «Русские никогда в Сербии не были чужими»

Начался визит Предстоятеля Русской Церкви в Сербскую Православную Церковь, приуроченный к 1700-летию Миланского эдикта



4 октября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в столицу Сербии Белград. Визит Его Святейшества в Сербскую Православную Церковь приурочен к торжествам по случаю 1700-летия Миланского эдикта, сообщает Патриархия.ru.

В московском аэропорту «Внуково-3» Святейшего Патриарха Кирилла провожал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич.

В состав официальной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха Кирилла, входят: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

В аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Сербский Ириней, епископат и духовенство Сербской Церкви, настоятель подворья Русской Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, министр иностранных дел Республики Сербия Иван Мркич, министр транспорта этой страны Александр Антич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Сербии А.В.Чепурин.

Предстоятель Сербской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поблагодарил его за приезд. Сербы считают русских своими братьями, засвидетельствовал Святейший Патриарх Ириней: «Мы очень близки друг другу, у нас одинаковые корни, в нас течет одна славянская кровь, мы исповедуем ту же веру». По словам Святейшего Патриарха Иринея, визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Сербию «принесет огромную пользу Церкви Христовой, позволит еще больше сблизиться друг с другом и со всеми православными иерархами и народами».

Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Предстоятеля Сербской Церкви и выразил благодарность за приглашение принять участие в праздновании 1700-летия Миланского эдикта:

«Событие это действительно историческое, потому что 1700 лет тому назад Римским Императором Константином Великим был подписан документ, который не только легализовал христианство в Римской Империи, но и заложил основу особых взаимоотношений светской власти и Церкви, тогдашнего нехристианского общества с христианской Церковью. И эта модель взаимодействия мирского и церковного, которая затем получила свое развитие в Византии, стала христианским фундаментом цивилизационного развития Европы.

Сегодня, когда некоторыми ставится под сомнение актуальность этого христианского источника европейской цивилизации, мы — Православные Церкви и все христиане Европы — должны помочь нашим современникам еще раз понять и прочувствовать, насколько важен этот источник для формирования духовного, нравственного профиля европейцев. Я надеюсь, что торжественное празднование 1700-летия Миланского эдикта послужит этой доброй цели.

Одним из результатов события, которое мы будем праздновать, явилась миссионерская деятельность христианских Церквей Европы. Плодом этой деятельности явилось и Крещение Руси, 1025-летие которого мы торжественно праздновали в Москве, Киеве и Минске вместе с Вашим Святейшеством и другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей.

Мы имели с Вами содержательные беседы во время Вашего визита в Русскую Православную Церковь, и, я надеюсь, продолжим эти разговоры и обсудим те проблемы, которое сегодня волнуют Сербскую Церковь и Русскую Церковь. Я также радуюсь возможности встретиться с Предстоятелями других Поместных Православных Церквей, которые, откликнувшись на Ваше приглашение, принимают участие в этом юбилейном торжестве».

Святейший Патриарх Кирилл пожелал процветания сербскому народу, государству и особенно — духовной силы и крепости Сербской Православной Церкви в осуществлении пастырского водительства народом Божиим.

Затем состоялось братская беседа Предстоятелей Русской и Сербской Церквей.

Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в монастырь Раковица.

Миланский эдикт (Edictum Mediolanensium) — датируемый 313 годом указ императоров Константина и Лициния, провозглашавший свободу вероисповедания на территории Римской империи. В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах; таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии.

Эдикт особенно выделил христиан, применив к ним термин corpus christianorum, и предусмотрел возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Тем самым Церковь приобрела статус юридического лица с вытекающими правами в рамках действовавшего римского корпоративного права. Миланский эдикт стал продолжением изданного Императором Галерием Никомидийского эдикта 311 года, объявлявшего терпимость по отношению к христианам, разрешавшего строительство храмов и отправление культа, и важнейшим этапом на пути к объявлению христианства господствующей религией в Империи.

Также вчера Патриарх Кирилл в сопровождении официальной делегации Русской Православной Церкви посетил монастырь Раковица, расположенный на окраине Белграда. На месте погребения Святейших Патриархов Сербских Димитрия и Павла Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию.

Монастырь Раковица в честь Архангелов Михаила и Гавриила — епархиальный монастырь Белградской митрополии. Обитель, основанная в XIV веке Влашским воеводой Радулом I Черным, неоднократно подвергалась разрушениям и восстанавливалась. В начале 1930-х годов настоятелем монастыря Раковица являлся бывший епископ Сумской Митрофан (Абрамов; 1876-1944), перешедший в эмиграции в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Им при монастыре была создана школа церковного пения. 19 ноября 2009 года на кладбище монастыря, согласно собственному завещанию, был погребен Патриарх Сербский Павел (1990-2009). На монастырском кладбище похоронен также Патриарх Сербский Димитрий (1920-1930), представители Королевского дома Обреновичей, герой Первого сербского восстания воевода В.Чарапич и другие выдающиеся исторические лица Сербии.

Также вчера Его Святейшество посетил подворье Русской Православной Церкви в Белграде. В Свято-Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен. В храме молились главы дипломатических представительств в Республике Сербия: посол Российской Федерации А.В.Чепурин, посол Украины В.Ю.Недопас, посол Белоруссии В.Н.Чушев.

Обращаясь к Святейшему Патриарху, настоятель подворья протоиерей Виталий Тарасьев сказал: «Преисполнен духовной радости, что имею высокую честь приветствовать Вашу Святыню в Свято-Троицком храме Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Свято-Троицкий храм воздвигнут руками русских беженцев, которые попали на святую сербскую землю после трагических событий в нашем Отечестве, произошедших в 1917-1918 годах». Отметив, что на протяжении прошедших лет в храме трудились, молились и несли послушание как русские, так и сербские клирики, он напомнил: «Преподобный Иустин (Попович) здесь проводил много времени и совершал свой монашеский подвиг, его духовником был один из настоятелей Патриаршего подворья блаженнопочивший протоиерей Виталий Тарасьев».

«В послевоенный период решением Священного Синода Русской Православной Церкви и с согласия Сербского Патриархата Свято-Троицкий храм получил статус Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Белграде, — продолжил настоятель храма. — В трудные времена коммунистического режима у нас в храме ежедневно совершалась Божественная литургия, и эту традицию мы храним по сей день. Один из самых великих иерархов Русской Православной Церкви XX века блаженной памяти митрополит Никодим (Ротов) проявлял теплое отношение к нашему храму: благодаря его личному взносу и его благословению у нас в трудный период в 1973 году была проведена первая Рождественская детская елка. Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и впоследствии Ваш предшественник Святейший Патриарх Алексий II особо заботились о храме подворья».

Перейдя к недавней истории этой земли, он подчеркнул: «В 1999 году, когда Сербию и православный сербский народ постигло большое несчастье, мы сопереживали сербам. Совместно с ними мы выдержали бомбардировку Югославии. Вы, Ваше Святейшество, будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, уделили огромное внимание, любовь и труд тому, чтобы после бомбардировок восстановить наш храм. И, Богу содействующу, Вашими руками Патриаршее подворье было освящено в 2007 году. Тогда по окончании Божественной литургии Вы, Ваше Святейшество, сказали, что этот день великого освящения Свято-Троицкого храма является новым началом истории Свято-Троицкого храма. И воистину, наша духовная жизнь благодаря Вашим молитвам, Вашим духовным наставлениям и Вашей духовной опеке стала гораздо богаче».

На молитвенную память о посещении Свято-Троицкого храма-подворья отец Виталий Тарасьев подарил Святейшему Владыке Владимирский образ Пресвятой Богородицы, написанный мастерами, которые трудятся на Подворье.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Я с совершенно особым чувством переступил порог этого святого намоленного храма, одно соприкосновение с которым пробуждает в памяти и трагические, и героические страницы жизни нашего народа. Он является свидетельством сильной веры наших людей, которые в результате революционных событий оказались на чужбине. Большинство из них, выехав за пределы тогдашней России, устремились в братскую единоверную Сербию. Здесь, в Белграде, и по всей Сербии они обрели дом. Сербское общество, как и государственная власть тогдашней Сербии, окружило их вниманием, добрым чувством заботы. И русские люди — в основном, высокообразованные, с прекрасной квалификацией, замечательными трудовыми навыками — включились в жизнь Сербии, в том числе содействуя ее культурному и экономическому процветанию.

Русские никогда в Сербии не были чужими, о чем свидетельствует и тот факт, что вскоре после эмиграции из России в эту страну в самом центре Белграда по особому разрешению тогдашнего монарха Сербии началось строительство Свято-Троицкого храма. Храм был построен на средства, которые тогда имели наши люди. Он невелик по своим размерам, но это еще раз говорит о том, что не внешняя красота, не внешняя сила в полной мере являют лик христианской жизни и христианского подвига — порой самые скромные внешние формы в должной мере отображают и жизненный подвиг людей, и их веру.

Мы с вами находимся именно в таком храме. Войдя в его стены, невольно соприкасаешься с жизнью не одного поколения наших соотечественников, которые жили здесь, в Сербии, хранили православную веру, любовь к своей Родине и своей Церкви.

Мы знаем, что гостеприимство, которое оказала беженцам, изгнанникам из России Сербия, было в то время беспрецедентным. Союзнические страны, победа которых в Первой мировой войне во многом была обусловлена жертвенным подвигом нашего народа, не всегда были готовы принять беженцев с открытым сердцем — так, как это сделала Сербия. Этими словами мы никого не осуждаем, но хотим подчеркнуть нашу особую признательность сербскому народу. И те, кто здесь оказался, трудился во благо Сербии так же, как на Родине они трудились во благо своей страны, внося замечательный вклад в развитие культуры, образования, науки, архитектуры, инженерного дела и многих других отраслей человеческого знания и человеческого труда.

Я вспоминаю, как, сопровождая Святейшего Патриарха Пимена во время его первого официального визита в Сербскую Церковь после интронизации, я впервые вошел в этот храм. Вспоминаю свои чувства, вспоминаю, как мысль моя обратилась к тяжелейшим страницам нашей истории. Но в то время из-за политических обстоятельств (как на нашей Родине, так и здесь) не принято было говорить об этих героических и таких трудных страницах нашей истории. Сегодня же, взирая в прошлое, мы с благодарностью Богу свидетельствуем о духовном и трудовом подвиге наших людей, которые жили здесь, на гостеприимной сербской земле, и хранили веру православную, которые не делили себя на русских, белорусов, украинцев, которые сознавали себя чадами одной Русской Православной и здесь, в этом Божием доме, объединялись перед святой Чашей, поддерживая себя в нелегких жизненных обстоятельствах.

Вспоминаю также и первое посещение этого храма после трагических бомбардировок Югославии. Отец Виталий сообщил мне тогда, что храм пострадал и требует капитального ремонта, практически восстановления. Когда открылась дверь храма и я зашел и увидел те мерзость и запустение, которые стали результатом варварской бомбардировки центра Белграда, сердце мое сжалось. По милости Божией с помощью людей, которые готовы были тогда поддержать Русскую Церковь в стремлении восстановить ее подворье в Белграде, это доброе дело осуществилось.

Находясь сегодня среди вас, мои дорогие, преемников тех, кто начинал созидание русского храма — Патриаршего подворья в Белграде, я бы хотел с особой любовью вспомнить его настоятелей, которых лично знал: отца Виталия Тарасьева, отца Василия Тарасьева — и воздать им благодарность за самоотверженные труды, любовь к Отечеству, крепкую веру, способность объединять не только общину изгнанников из России, но и сербов, которые посещали этот храм. И многие из них в этом храме обретали духовную силу.

Вы вспомнили, отец Виталий, отца Иустина Поповича, ныне святого, а в то время, о котором я говорю, — уже знаменитого богослова, замечательного пастыря Сербской Церкви; он, действительно, был тесным образом связан с этим русским храмом.

В память о пребывании здесь я бы хотел преподнести образ Тихвинской иконы Божией Матери с памятной надписью о том, что образ сей является даром Патриарха Московского и всея Руси. Подходя к этой иконе и молясь перед ней, вспоминайте землю нашу, Церковь и вашего Патриарха.

Пусть Господь каждого из вас хранит от злых обстоятельств земной жизни, укрепляет в вере, дарует мир душевный, здравие и радость в сердце. Потому что радость в сердце есть отображение Божественной благодати — не скоропреходящее веселье, от которого человек утомляется, но тихая внутренняя радость, которая является отражением Царствия Божия. И мы знаем: находясь когда-то в самых трудных обстоятельствах, люди не теряли этой радости именно потому, что вместе с ними был Господь.

Пусть Царица Небесная покрывает всех вас Своим Покровом, пусть возносят о вас молитвы перед Господом святые Русской и Сербской земли».

Каждый из присутствовавших в храме получил на память о посещении храма Предстоятелем Русской Православной Церкви образок Нерукотворного Спаса.

Подворьем Русской Православной Церкви в Белграде является храм Святой Троицы, построенный в 1924 году по проекту русского архитектора Валерия Сташевского русскими эмигрантами c разрешения Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев и по благословению Патриарха Сербского Димитрия.

В 1946 году храм получил статус подворья Русской Православной Церкви в Белграде и находился в составе ставропигиального благочиния русских православных приходов на территории Югославии. В 1954 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви благочиние было упразднено, и все входившие в него храмы, кроме Троицкого в Белграде и приписанной к нему Иверской часовни на Русском кладбище, были переданы в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

В 1957 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил подворье и совершил в нем Божественную литургию.

Троицкий храм пострадал в период бомбардировок НАТО в 1999 году. К 2007 году он был капитально отремонтирован, после чего храм освятил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

С 1950 года настоятелем Троицкого подворья являлся видный деятель русской эмиграции протоиерей Виталий Тарасьев, преемником служения которого после его кончины в 1974 году стал его сын Василий Тарасьев. С 1998 года настоятелем подворья является протоиерей Виталий Тарасьев — внук первого настоятеля храма.

В храме до настоящего времени сохранился иконостас, созданный князем М.С.Путятиным. В нем находится гробница генерала П.Н.Врангеля. На территории подворья действует экспозиция, посвященная истории русской эмиграции в Югославии.

К Свято-Троицкому храму приписан Русский некрополь на Новом кладбище Белграда: Иверская часовня и четыре участка захоронений.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/05/patriarh_kirill_russkie_nikogda_v_serbii_ne_byli_chuzhimi/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 08 Октября 2013, 12:20:41 »

Свет веры с Востока

По словам священника Сергия Карамышева, представители «постхристианской» цивилизации услышали властный голос русского Патриарха



Слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им в Белграде и Нише, по случаю торжеств в честь 1700-летия Миланского эдикта,  – веяние свежего ветра, исполненного светоносными лучами. На родине равноапостольного Царя Константина, некогда соединившего Восток и Запад в служении Христу Богу и тем обновившего распадавшееся Римское государство, прозвучал призыв к христианскому возрождению Европы. Представители «постхристианской» цивилизации услышали властный голос русского Патриарха. Люди, приучившиеся, если не с покорностью поклоняться, то с уважительным почтением вставать пред идолом абстрактной свободы, восприняли нечто для себя необыкновенное: «благодаря Константину Великому была заложена основа христианской Европы, которая существует до сих пор, несмотря на желание многих сегодня отказаться от этой основы или даже ее разрушить. Другими словами, со времен Константина Великого началось воцерковление не только личности, но и общества, воцерковление культуры».

Наверное, многие, услышав такое, говорили в себе, как в свое время и о речи Спасителя: «какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). «Воцерковление общества», «воцерковление культуры» - это же призыв к диктату, от которого Европа последовательно освобождалась, начиная с эпохи Возрождения! Нет, мы этого не потерпим! Опять нас будут пугать судом Божиим, опять станут напоминать эти несносные заповеди: «не убий», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «чти отца и мать» и т.д. Это возмутительно! По какому праву? Подобные безмолвные или даже артикулированные крики, думается, раздались в душах некоторых представителей Евросоюза.

Патриарх Кирилл стал голосом совести Европы, которая, увы, с величайшей легкостью отказывается от бывшего основания  своей жизни – от Христа. Ведь о Нем ни слова не сказано неблагодарными потомками, например, в пока остающейся в виде проекта Конституции объединенной Европы – столь ненавистно имя Сына Божия архитекторам Нового мiрового порядка.

Русский Патриарх продолжал говорить, что называется, не взирая на лица. И как благородно звучат его слова, особенно если сравнить их с неистовыми воплями всевозможных содомитов и феминисток, требующих от общества признания их извращений Божия закона в качестве нормы: «мы с тревогой наблюдаем за тенденциями в современном обществе: призывами отказаться от своей исторической идентичности, от драгоценного наследия, полученного нами от наших благочестивых предков… Нас чрезвычайно тревожат попытки изгладить из сознания людей понятия греха, ответственности, разумного самоограничения. Вместо этого насаждаются принципы вседозволенности, гедонизма и безудержного потребления».

Отметил Святейший и благочестивую ревность жителей Белграда, решительно выступивших против проведения здесь публичных акций, «пропагандирующих безнравственный образ жизни».
 
Прозвучала жесткая оценка со стороны Святейшего идеологической основы современного нечестия: «Мы сегодня живем в эпоху воинствующего безбожия. Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от Креста Христова, от веры, которую он символизирует, и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, которые некогда заложены были в основу великой европейской цивилизации. Эти безбожные силы покушаются притупить в людях стремление к уготованному им Отцом Небесным Царствию и любой ценой отвернуть их от тысячелетних устоев христианской нравственности».

Итак, эпоха так называемых свободы, демократии, прав человека оборачивается «эпохой воинствующего безбожия». Все те силы в недавнем прошлом именуемого «свободного мiра, что осуждали Советский Союз за безбожие, теперь оказались еще более нетерпимыми к вере Христовой, без всяких «союзов воинствующих безбожников», с одним только своим хваленым Евросоюзом. Современной Европе, как никогда ранее, далеко до тех идеалов, что воодушевляли лучшую часть жителей Римской империи 1700 лет назад. Европа сгорит в содомском огне собственного нечестия, если не услышит отеческий голос с Востока, если не сможет восприять, в силу своей духовной слепоты, свет, готовый излиться на нее из Третьего Рима. Этот голос, сопутствуемый светом истины, зазвучал из уст Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Священник Сергий Карамышев, публицист

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/08/svet_very_s_vostoka/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 10 Октября 2013, 09:27:11 »

«Служение Императора Константина - это служение симфонии Церкви и государства»

Диакон Владимир Василик о торжествах, приуроченных к 1700-летию Миланского эдикта



Как сообщалось, в Сербии состоялись торжества, приуроченные к 1700-летию Миланского эдикта. В мероприятиях принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Итоги торжеств анализирует в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик:

«Миланский эдикт, как справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл, действительно заложил основы христианской Европы и основы христианского правосознания. Миланский эдикт даровал Церкви свободу и права, в том числе, право юридического лица, равноправие с другими религиями.

Что для нас значит святой равноапостольный Император Константин? Он освободитель Церкви. Что значит Миланский эдикт для Церкви Христовой? Примерно то же, как если бы человека заживо похоронили в гробнице, а потом сняли крышку гроба, вывели оттуда и сказали: "Ты свободен!" То же значил Миланский эдикт для христиан, гонимых, преследуемых, травимых. Те, кто не погибли, находились в ссылках, тюрьмах, на каторге, скитались, опасаясь за свою жизнь.

Эдикт Императора Константина вернул свободу заключенным, покой бежавшим, вернул Церкви храмы и кладбища. Законодательство Константина Великого вернуло Церкви могущественные инструменты для социального служения и преображения мира. Константин Великий сделал Церкви значительные пожертвования, чтобы она занималась благотворительностью. Он дал епископам право суда, скорого, правого и милостивого, в отличие от неповоротливого, коррумпированного римского правосудия. Император Константин способствовал всемерной гуманизации и христианизации законодательства. Он отменил позорную и страшную крестную казнь, запретил гладиаторские бои, сделал воскресенье Днем Господним, днем покоя и отдыха для всех, в том числе для рабов. Церковные праздники сделал также выходными днями, запретив на их время судопроизводство и пытки. Он всемерно возвышал значение Церкви.

Что же касается его матери, святой равноапостольной Елены, то ей мы обязаны обретением Честного Животворящего Креста, построением храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики Рождества Христова, строительством многих замечательных церквей. Отчасти ей мы обязаны Святой Землей.

Многие задаются вопросом, были ли меры Императора Константина сугубо политическими или он был верующим человеком? На мой взгляд, да и не только мой, Император Константин по-настоящему уверовал после битвы на Мульвийском мосту, когда накануне ему явился на небе Крест и надпись "Сим победиши". Император Константин воистину стал служителем Креста, как об этом говорится в каноне Иоанна Дамаскина, посвященном ему.

Служение Императора Константина - это служение симфонии Церкви и государства. Император Константин относился к Церкви предельно благоговейно. Когда однажды ему принесли жалобы на епископов, он порвал их и сказал: "Идите, сами судитесь между собой. Мы не достойны судить божественных". С другой стороны, в кризисные для Церкви моменты он, не колеблясь, брал на себя задачи церковного управления, в частности, именно благодаря ведущей роли Святого равноапостольного Императора Константина оказался возможен Первый Вселенский Собор.

Каковы заветы Императора Константина? Это единство, единство империи и Церкви, единство общества и государства. Характерна та боль, которая сквозит в словах Императора Константина, обращенных к отцам Первого Вселенского Собора: "Даже внешние войны не доставляют столько скорби и тревог, сколько раздоры между вами. Я ожидаю от вас единства". Второй завет - всемогущество государства. Если для нас возвращение Православия досталось дорогой ценой, ценой краха Советского Союза, то от церковно-государственных реформ Константина империя всемерно укрепилась. Это был крестоносный Император - победитель, который побеждал не только внутренних, но и внешних врагов силою Креста. Как, например, в 20-е годы на Дунае, когда ему вторично явился Крест Господень. Третий завет - завет разумной терпимости и понимания ведущей и главенствующей роли христианской Церкви.

Император Константин не гнал язычников, за исключением явно изуверских и бесчеловечных культов. Он говорил: "Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами". Но в то же время он всемерно поддерживал Церковь. Следующий завет Императора Константина - подлинное, здравое понимание толерантности на основе совестного и естественного права.

О чем говорит Миланский эдикт? "Руководствуясь здравым и правым смыслом, надлежит дать власть мысли и воли каждого по своему выбору заботиться о делах божественных". Подобное отношение подразумевает размышление, следовательно, наличие философского осмысления культа, известную богословскую систему, определенное рациональное начало и социализированность культа. Слова Константина не дают никакой возможности для реализации деструктивных и антисоциальных культов. Не случайно одним из первых постановлений Константин Великий запретил культы, подразумевающие человеческие жертвоприношения. В основу религиозной свободы святой Император Константин полагает здравый и правый смысл. Эти слова в высшей степени значимы.

Константин Великий не случайно вырос в Британии, в Эбораке, будущем Йорке. Пройдут столетия, обитатели Альбиона на основе духовного наследия святого Императора Константина создадут великую империю и великую культуру именно благодаря здравому смыслу. К сожалению, сейчас он им изменяет, поэтому они и лишились своей империи, разрушается их культура и страна находится под воздействием совершенно безумных и бесчеловечных доктрин.

Не только естественный здравый смысл двигал Императором Константином, но и более высокие мотивы. Он издал также постановление, которое поддерживало страх Божий и благоговение, в том числе, даровал свободу всем по собственному желанию выбирать веру, "дабы небесное божество, каковым бы оно ни было, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим".

Основанием для Эдикта является не индифферентность, а наоборот, религиозное чувство, страх Божий и благоговение. Император Константин исходил из философского монотеизма, который, по сути дела, являлся христианским. Император Константин употребил миссионерский прием, подобно апостолу Павлу, начавшему свою проповедь с алтаря неведомому Богу. Он апеллирует к тому, что является общим для язычников и христиан - с представления о едином небесном Боге. Император Константин вступает на ту же тропу, что и апостолы, проповедовавшие язычникам "Бога высочайшего". Очень важна мысль о страхе Божьем и благоговении как основе правового сознания.

В своем Эдикте Император Константин восстанавливает принцип естественной справедливости, не только возвращая христианам все отнятое у них во время гонений, но и покрывая убытки покупателей христианской собственности из казны. Для нас все это весьма поучительно. Кризис современного российского правосознания и общественная нестабильность, грозящая серьезными потрясениями в будущем, происходят от неуважения к чужому имуществу и отсутствия подлинной легитимности как государственной, так и частной собственности. Грабительская "прихватизация" 90-х проходила под ленинским лозунгом: "Грабь награбленное!", на опыте революционных экспроприаций 1930-х годов.

Если мы желаем восстановить правовое поле российской государственности, без чего невозможно ее стабильное существование и развитие, надо следовать примеру Константина Великого и, любя добро, возвратить чужую собственность владельцу, в том числе и Церкви.

Но нынешний юбилей касается не только России, но в гораздо большей степени Европы. Святейший Патриарх Кирилл говорит, что надо плакать о том, что Европа теряет свое христианское наследие. Я бы сказал более, она от него отказывается. В Конституции Евросоюза из-за ложно понятой политкорректности, а, на самом деле, из-за злой воли "европейской элиты" ничего не сказано о христианстве и Христе. В ряде земель Германии и муниципалитетов Италии принимаются решения о запрете христианских символов в школах. В результате ложной толерантности христианство все больше оттесняется на задворки общественной жизни, а поощряются антихристианские нравы. Легализация гомосексуализма, который до Второй Мировой войны считался уголовным преступлением, кое-где привела к настоящей "голубой" диктатуре. А ведь именно Император Константин провозгласил, что гомосексуализм является уголовно наказуемым преступлением. Легализация эвтаназии только в Голландии привела уже к сотням жертв, из которых многие покинули этот свет не по своей воле. При Императоре Константине за убийство врачом своего пациента полагалась смертная казнь. Легализация абортов приводит к депопуляции Европы и заполнению демографического вакуума мигрантами из стран Третьего мира. Меж тем Император Константин, сберегая население империи и стремясь выполнять христианские заповеди под страхом смертной казни, запретил родителям выбрасывать своих детей.

В результате либерального движения и последовавшей за ним смены нравственной и правовой парадигмы, яростной борьбы за права человека, мы пришли к странному результату: реальные жизненные права человека в современной Европе резко сузились. То, что раньше считалось неотъемлемыми правами человека: право на рождение, на воспитание детей порядочными, нерастленными людьми нормальной половой ориентации, право на целомудрие, право на публичное выражение своей веры, право располагать своими органами и умереть своей смертью, - все это в современном обществе становится все более эфемерным.

В результате действий ювенальной юстиции на Западе и, к сожалению, у нас, отбираются дети из вполне благополучных семей и определяются в детские дома, где многие дети могут подвергаться насилию, в том числе, половому. В Германии уже происходили случаи, когда благочестивые католики за протесты против раннего полового воспитания своих детей попадали в тюрьму, а их дети - в детские дома.

Жизненные права изрядно пострадали по сравнению с правами на свободу. Так жизненное право на работу принесено в жертву свободе предпринимательству. Оно становится предметом беспощадной конкуренции и неограниченного произвола работодателей. На примере миллиона бездомных в нашей стране мы видим, как, казалось бы, неотъемлемое жизненное право на жилье равно проигрывает праву на свободу передвижений. Современное общественное сознание не возмущается при виде голодного, опустившегося бомжа, но встает на дыбы, когда речь идет о препятствиях к выезду благополучного интеллигента в Америку.

Право на защиту своего здоровья явно уступило праву сделать с ним что угодно. В современном обществе нужны большие деньги или страховку, чтобы по-настоящему лечиться. Но человек имеет полное право курить, пьянствовать, употреблять наркотики, торговать своими органами. Показательно, что один из первых декретов российских демократических властей, продиктованный им из Вашингтона, отменил принудительное лечение наркоманов. Результат налицо: от одного до двух миллионов наркоманов в Российской Федерации.

Это произошло в результате либеральных движений 60-х - 70-х годов XX века, которые основаны на двух источниках: неотроцкизм и фрейдизм. Это соединение революции социальной и революции сексуальной. Но идеологический фундамент был заложен еще в XIX веке в результате кризиса европейского правосознания. Вот как об этом пишет великий русский философ Иван Ильин: "Правосознание становилось беспочвенным; мотивы и побуждения его сделались беспочвенными; мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, свои первоначальные священные основы и подчинялось духу скептицизма, в котором все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что. Правосознание разучалось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условны и относительным, водворилась буржуазная беспринципность и социальное безразличие, надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности. В XIX веке в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с положительным правом и не хотела слышать о естественном (т.е. верном, идеальном, совестном праве), в ней можно было найти лишь скудные намеки на социальную идею и бледные остатки христианской идеологии, причем то и другое считалось "субъективным и ненаучным"".

А сейчас невозможно даже найти и его следов, поэтому Европе, если она не хочет погибнуть от самопожирания, внутреннего уничтожения, необходимо возвращаться к христианской вере и христианским основам права, к совестному праву. Сможет ли Европа к этому вернуться, ведает один Бог. В Европе есть люди доброй воли - те, кто выходит на демонстрации против "голубой" диктатуры, беззакония и безбожия. Дай Бог, чтобы Европа вновь вернулась ко Христу и к Его путям, которые милость и истина. К сожалению, пути руководства Европой в настоящий момент - это немилость и ложь. По словам святителя Николая (Велимировича), "Европа умна отбирать, а не давать, умна убивать, но не животворить. Европа умеет гордиться, но не умеет смиряться. В этом – коренной порок Европы, что не могло не привести к крайнему материализму, ненависти, агрессии и войнам". Единственное ее спасение - возвращение к наследию Императора Константина»

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/09/sluzhenie_imperatora_konstantina_eto_sluzhenie_simfonii_cerkvi_i_gosudarstva/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!