Политолог Сергей Михеев: «Россияне – больше реалисты, чем французы»Президент Франции Франсуа Олланд в телефонном разговоре с президентом США Бараком Обамой заявил о неприемлемости тотальной слежки американских спецслужб за французскими гражданами, о чём стало известно из разоблачений «от Сноудена». Комментирует политолог Сергей МИХЕЕВ.– Вообще, думаю, что во Франции достаточно много людей, посвящённых в реальную суть американо-французских отношений, и для них разоблачения Сноудена не стали большим откровением.
Французы в последнее время активно участвуют во всех американских внешнеполитических проектах, проявляют свои инициативы в операциях в Ливии, Сирии, других регионах. И как они думали – американцы не будут стремиться быть в курсе всего, что на самом деле происходит во Франции? Естественно, они стремятся.
Но, с другой стороны, мне не раз приходилось сталкиваться с феноменом некоторой наивности европейцев. Общаясь с ними, замечал нередко, что они выдумали себе своего рода религию – ею для европейцев стала вера в твёрдый «демократический миропорядок», который якобы установлен на Западе. И они его всеми силами защищают.
Если учесть наличие таких странных иллюзий, каких-то наивных мечтаний, то становится неудивительным, что большой части французских обывателей действительно могли показаться невозможными такие отношения между союзниками по Североатлантическому блоку.
Поэтому французы так сильно возмущены информацией о тотальной слежке за ними со стороны США.
Интересно сравнить с реакцией французов отношение в России к разоблачениям деятельности АНБ от Сноудена. У нас оно сильно различается в зависимости от того, кто реагирует.
Если взять «правозащитников» или шире – «либералов» (первые из них, по сути, являются вольными или невольными агентами влияния Запада), то они давно исходят из позиции, что Россия – страна второго сорта, а США и Запад – «венец цивилизации», поэтому им там можно то, что нельзя нам.
Почему так? Потому что мы – «страна варварская», «авторитарная» и тому подобное. И всё то, что происходит на Западе, ему «либералы» всё прощают. Априори. Отношение к западным лидерам – как к патрициям. Всё же, что происходит в России, точно так же априорно подвергается жёсткой критике.
То есть, «правозащитники» и «либералы» давно и сознательно стоят на позиции двойных стандартов – всё, что делает Запад, это всегда хорошо, а когда Россия делает что-то, скажем, для укрепления государственного суверенитета, это всегда плохо.
Но вот народ наш в массе гораздо более реально смотрит на жизнь, и для него не стало неожиданностью известие, что американцы кого-то подслушивают, что они далеко не всегда действуют законно и по-честному. Поэтому никакого особого открытия для большинства наших граждан Сноуден не сделал.
Достаточно посмотреть голливудскую кинопродукцию. В США давно выходит много фильмов о том, как спецслужбы их собственного государства регулярно нарушают закон – из политической целесообразности или из коррупционных целей. Американская культурная матрица такую особенность деятельности спецслужб предполагает и даже оправдывает. И для американцев информация от Сноудена тоже не стала потрясающим открытием.
Скажу так: россияне – больше реалисты, чем французы, это однозначно.
http://file-rf.ru/context/2954