Евгения Марьянова, Русская народная линия Восстановление Третьего Рима - миссия Русского народаИсторический очеркПонятия, связанные с идеей Третьего Рима и Царской Самодержавной власти, возникли в лоне Православной Церкви и потому имеют религиозный характер.
Известный церковный историк А.В. Карташев писал: «С того момента, как в рамках Римской Империи родился и совершил таинство своего служения Сам Господь, бытие этой Империи приобрело универсальный характер. Его центр Рим, хотя и передвигающийся, по существу увековечен, т. е. он должен дожить до Второго Пришествия, чтобы довести искушаемое антихристом человечество до врат Царствия Божия». (Проф. А.В. Карташев «Святая Русь в пути России». В сб. «Церковь о государстве». Старица. 1993. С. 40.
Первый Рим - это языческая Римская Империя, в которой явился миру Спаситель, и возникла Новозаветная Церковь.
Второй Рим - Византийская Империя, первое Православное монархическое государство, оплот Вселенского Православия, просветившее народы мира Евангельской Истиной.
Третий Рим - Русское Православно-Самодержавное Царство, последний оплот Вселенского Православия, удерживающее распространение сил мирового зла и приход антихриста.
Церковное учение о Царской власти было разработано в VI в. при Императоре Юстиниане Великом и дополнено в IX в при Императоре Василии I Македонянине и вошло в «Новеллы» Юстиниана и «Эпинагогу» (Сборник законов). Это учение было развито в XIX-ХХ вв. русскими святителями, богословами, церковными историками.
Согласно церковному учению Царь (Император) и Патриарх являются двумя главами единого церковно-государственного организма и вместе составляют полноту Верховной власти в Православно-монархическом государстве. (Архиепископ Серафим (Соболев) «Об истинном монархическом миросозерцании». С.-Пб. 1994. С. 68. М.В. Зызыкин «Царская власть». София. 1924. С. 46).
Церковная и Царская власть, как Божие установление, должны быть в полном согласии и гармонии, что составляет их «симфонию» и дарует народу душевный и телесный мир и благоденствие. (6-я Новелла Юстиниана). Церковь ведает делами Божественными, Небесными, Царская власть - человеческими, земными, а вместе они направляют народную жизнь по пути, угодному Богу. Высшая цель Церковной и Царской власти - спасение душ пасомых подданных для жизни вечной и насаждение на земле начатков Царствия Божия.
Император (Царь) воспринимает свою власть как Божие служение и осознаёт свою ответственность перед Ним за вверенный ему народ и страну. Он должен быть заботливым отцом для подданных, обеспечивая им «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2), для наказания злых и поощрения делающих добро, для осуществления правды и справедливости на земле. Царь является Верховным защитником Церкви, догматов и канонов Православного вероучения. При коронации он через рукоположение и миропомазание, совершаемое Первосвятителем, обретал особые дары Святого Духа и становился священным лицом, «епископом внешних дел Церкви». (Проф. М.В. Зызыкин. Указ. соч. С. 50, 53. Свт. Филарет Московский «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных» Сб. «Русская идеология». М. 2000. С. 215, 222- 225. Проф. Л.А. Тихомиров «Монархическая государственность». М. 1998. С. 101-154. Архиепископ Серафим (Соболев). Указ. соч. С. 82).
Православный народ, сознавая, что через Царя, Помазанника Божия действует Сам Господь, добровольно подчиняется его власти, видя в этом своё служение Богу.
В Византийской Империи трудами святых учителей Церкви и Вселенских Соборов было создано стройное вероучение и определены взаимоотношения Церкви и Царской власти.
На Втором Вселенском Соборе в 381 г. христианство было признано государственной религией Византийской Империи и принято постановление: «епископ Константинопольский должен иметь преимущество чести после епископа Рима, потому что город этот есть «Новый Рим».
На Третьем Халкидонском Вселенском Соборе в 451 г. прерогатива Константинопольского епископа была признана канонической, поскольку «сей град почтен присутствием Императора и Сената». На том же Соборе было принято постановление называть первенствующих епископов Патриархами и создана система сакральной «пентархии», первенства пяти Патриархов - Рима, Константинополя, Александрии, Антиохи и Иерусалима, которые управляли всей Христианской Церковью.
В 692 г. на Трульском Соборе было принято постановление считать Вселенскими Соборами только те, на которых присутствовали пять главенствующих Патриархов или их представители. (Протопресвитор Иоанн Мейендорф «Рим, Константинополь, Москва». М. 2005. 14, 15, 24, 25, 29, 30, 127, 128).
В 395 г. единая Римская Империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую) с двумя независимыми Императорами. В 476 г. Западная Римская Империя была завоёвана готами, и на её территории возникло несколько варварских королевств.
В 1054 г. Римская Католическая Церковь отпала от Православия и разорвала отношения с Православными Церквями, тем самым превратив «пентархию» в «тетрархию».
В 1204 г. с согласия Римского папы Иннокентия III войска Четвёртого крестового похода захватили Константинополь и основали на завоёванной территории Византии Латинскую Империю с католическими императором и патриархом. В 1261 г. Никейский Император Михаил VIII Палеолог изгнал крестоносцев из Константинополя и частично восстановил Византийскую Империю. Но бывшего могущества Империя достичь уже не могла. Чтобы защитить страну от наступавших венецианцев, турок, болгар и сербов, Михаил VIII обратился за помощью к Римским властям, которые потребовали от него подписания унии с католиками. В 1274 г. на Церковном Соборе в Лионе уния была подписана. Встретив протест со стороны Церкви и народа, Император отказался от унии. Но вероотступничество Императоров и знати продолжалось, что неминуемо вело к катастрофе.
В 1439 г. по приказу Императора Иоанна VIII Палеолога во Флоренции Византийскими архиереями была подписана уния с католиками, признано главенство Римского папы и принят Римский догмат веры. Отказался подписывать унию только стойкий в вере Митрополит Эфесский Марк. В 1452 г. Император Константин ХI велел служить в главном Софийском соборе литургию с пением латинского Символа веры. Византия, отказавшись от Божия служения быть оплотом Вселенского Православия, была обречена. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, предавшими огню и мечу весь город. Некогда великая Византийская Империя, Второй Рим, перестала существовать.
На смену погибшей Империи пришла Православная Русь, которой Византия задолго до своего падения передала веру Православную и Церковное вероучение. Господь готовил Русь-Россию на протяжении веков к несению креста быть оплотом Вселенского Православия в последние, самые тяжёлые предантихристовы времена всеобщей апостасии, а русский народ к сохранению веры в чистоте и неповреждённости.
Древние церковные предания, записанные известным богословом II в. Оригеном и церковным историком II-III вв. Евсевием и изложенные в «Повести временных лет», повествуют, что Апостол Андрей Первозванный проповедовал в Крыму, Северном Причерноморье. Затем прибыл по Днепру к месту будущего Киева, благословил близлежащие горы и предсказав возникновения там великого города, поставил крест. (А.В. Карташев «Очерки по истории Русской Церкви». Т. 1. М. 1999. С. 41-50).
Первые сведения о славянском племени Руссов или Россов привёл в своём труде сирийский историк Захарий Ритор (VI в.). Это племя обитало на берегах среднего Днепра при слиянии с рекой Рос. (История СССР. Т.1. М. С. 347-351).
Иностранные авторы весьма положительно характеризовали наших далёких предков. Так Византийский Император Маврикий (582- 602 гг.) писал: «Племена славян и антов ... многочисленны и выносливы... к прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и принимают у себя... Находящимся у них в плену они не держат в рабстве вечно... Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу».
Арабские историки Ибн-Русте (IХ в.) и Ибн-Мискавейх (Х в.) писали, что славяне высокие, красивые, мужественные и храбрые воины. (История СССР. Т.1. С. 344-345, 348. Протоиерей Лев Лебедев «Крещение Руси». М. 2003, С. 53-55).
Первое массовое крещение южных руссов, живших в Северном Крыму, произошло в 866 г. Об этом сообщил в «Окружном послании» в 867 г. Константинопольский Патриарх Фотий. Тогда же он отправил к руссам епископа.
Второе массовое крещение киевских руссов произошло между 874 и 877 годами по инициативе князей Аскольда и Дира. Об этом имеются сведения в «Хронографе» Императора Константина VII Багрянородного и «Хрониках» Константина Манасия. В это же время в Киеве были построены храмы во имя Святителя Николая и Пророка Илии.
В документе конца IX - начала Х веков «Постановление Императора Льва VI Мудрого о порядке престолов церковных, подлежащих Патриарху Константинопольскому» есть упоминание о 61 Русской Митрополии. Современными археологическими раскопками в окрестностях Киева были обнаружены христианские захоронения IХ - Х вв.
В 955 г. равноапостольная княгиня Ольга, приехав в Константинополь, крестилась вместе с приближёнными. Вернувшись в Киев, она велела истреблять языческие идолы и строить храмы. (О. М. Рапов «Русская Церковь в IX - XII вв. Принятие христианства». М. 1998. С. 78-136).
Внук княгини Ольги Князь Владимир в 987 г. по просьбе Императоров Василия II и Константина IX отправился в Византию усмирять восставшего полководца Варду Фоку. В награду он просил в жёны их сестру царевну Анну. Победив Варду Фоку и не дождавшись приезда Анны, Князь Владимир захватил Херсонес и пригрозил взять Царьград, если ему не пришлют царевну. Императоры потребовали крещения Владимира. Неожиданно он ослеп. Крестившись, Князь Владимир прозрел и воскликнул: «Теперь я познал Истинного Бога». Вскоре он венчался с приехавшей царевной Анной. Вернувшись в Киев, равноапостольный князь Владимир велел жителям принять крещение в водах Днепра. Во время Таинства, совершаемого приехавшими пресвитерами, он молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.
К концу XI в. христианство приняли все жители русской земли. В ХIII - XVI вв. христианами стали и племена, жившие по соседству. (О.М. Рапов. Указ. соч. С. 220-225. Протоиерей Петр Смирнов «История христианской православной Церкви». М. 1994. С. 103, 104).
Приняв Православную веру от Византии, наш народ с первых же лет стремился жить по заповедям Божиим, искал «прежде всего Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и называл свою Родину Святой Русью, а себя богоносцем. И Господь в награду даровал ему необъятные земельные просторы, природные богатства, святых вождей в лице великих князей и царей и сонм Божиих угодников. Не раз народ наш оступался и грешил. И Господь для вразумления сурово его наказывал. Народ горячо каялся и просил Бога и помиловании. И Спаситель прощал его и приводил к ещё большей славе, так как русский народ оставался верен своему предназначению - хранить веру Православную в чистоте и неповреждённости.
Православие и религиозные идеалы стали основой русской государственности, объединив славянские и другие племена в единый, сильный православный народ. Церковь, воспитывая в людях лучшие качества, помогала превратить Русь в мощную Православную державу. Она воодушевляла на подвиг наших святых князей, Александра Невского, Дмитрия Донского, великих героев Минина и Пожарского в борьбе с грозными врагами. И только благодаря Церкви и сохранившейся в народе веры Россия не погибла в Смутное время.
Во времена сына князя Владимира святого, Ярослава Мудрого (978-1054 гг.) возникли первые монастыри и был построен в Киеве знаменитый Софийский собор по образу храма Святой Софии в Константинополе. Великий князь Ярослав создал первый свод законов «Русская правда» и Устав по церковным делам. Перед своей кончиной он разделил Русь между сыновьями на уделы. Это привело к нескончаемым раздорам удельных князей, ослабивших страну настолько, что она стала лёгкой добычей татаро-монголов в 1237 г.
Русские святители стремились восстановить церковную жизнь и помогали князьям в их нелёгком труде сохранения отечества в тяжелейший период татарского ига.
Великий князь Александр Невский (1220-1263 гг.) вёл непримиримую борьбу с шведами и немцами, пытавшимися завоевать Русь и изменить веру народа. После его кончины остались его трое сыновей. Младшему сыну, князю Даниилу (1261-1303 гг.) достался самый незначительный удел с небольшим городком Москвою, которому Промыслом Божиим было назначено стать столицей великого государства.
Младший сын князя Даниила, Иван Калита (1283-1340 гг.) путём дипломатических переговоров и щедрых подарков, добился получения у хана ярлыка на Великое Княжение. Затем он присоединил к Московскому княжеству несколько уделов. Великий русский святитель Петр, прозревая будущее величие Москвы, перенёс в неё Митрополичью кафедру. По его инициативе в Москве было начато строительство храма Успенья Пресвятой Богородицы, который спустя века стал местом венчания на царство русских царей и императоров.
В 1378 г. внук Ивана Калиты Великий князь Дмитрий Донской (1350-1389 гг.) впервые одержал победу над татарами на реке Веже. Орда, раздираемая внутренней борьбой ханов за власть, теряла своё могущество.
Темник Мамай, зять хана Бердибека, реальный глава Орды, два года собирал войско, нанял генуэзцев из Крыма, кавказских воинов, договорился с литовским князем Ягайлой совместно выступить против Москвы.
Тогда же и Великий князь Дмитрий Донской собирал рать со всех русских земель. На врага стала почти вся Русь. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле встретились два войска. Отправляясь на бой, князь получил благословение прп. Сергия Радонежского, который послал с ним двух иноков, Андрея Ослябю и Александра Пересвета и предсказал победу. Несколько часов длилась кровопролитнейшая битва, окончившаяся полной победой русских войск. Это вызвало необыкновенный национальный подъём. Народ понял, что врага можно победить с Божией помощью, объединив все силы Русской земли.
В 1389 г. Дмитрий Донской впервые на Руси завещал Великокняжеский Престол своему старшему сыну Василию I. В 1392 г. хан Тохтомыш утвердил Великое княжение за родом Московских князей. Таким образом, власть Великого князя становилась наследственной, т. е. династической.
В 1425 г. Великим князем Московским стал Василий II (1415-1462), сыгравший исключительную роль в истории России. В 1441 г., через два года после принятия Византией Флорентийской унии, в Москву вернулся Митрополит Исидор, подписавший унию и перешедший в католичество. В Успенском соборе после литургии он вместо Константинопольского Патриарха помянул Римского папу, а затем зачитал Акт об унии, принятой 5 июня 1439 г. Великий князь всенародно назвал Исидора «латинским прелестником», «еретиком» и категорически отказался признать унию. Тем самым Василий II осознал себя защитником веры Православной. Русь с этого времени стала превращаться в оплот Вселенского Православия.
Вскоре Церковный Собор утвердил на Руси династический порядок наследования Великокняжеского Престола от отца к старшему сыну, объявив его древним обычаем. (Иоанн, епископ Шанхайский «Происхождение закона о Престолонаследии в России». Шанхай. 1936. С. 14).
В 1448 г. Собор русских епископов впервые самостоятельно избрал Митрополита Московского и всея Руси. Им стал Рязанский епископ Иона (1448-1461 гг.). Новый, после падения Константинополя, Патриарх Геннадий особой грамотой предоставил Русской Православной Церкви право избирать митрополитов Собором русских епископов без сношения с Константинопольским Патриархом. (Протоиерей Дмитрий Дмитриевский «История Православной Христианской Церкви». М. 2003. С.322).
Русская Церковь стала независимой, а русское духовенство теперь воспринимало Русь наследницей Византийской Империи. В 1451 г. митрополит Иона назвал Великого князя Василия II «Новым Константином», спасителем Православия. А инок Фома назвал «Новым Константином» Тверского князя Бориса, также отвергшего унию.
За стойкость в хранении Истинной веры Господь даровал русскому народу полное освобождение от татарского ига в 1448 г. при Великом князе Иоанне III (1440-1505). Русь стала единственным независимым православным государством. В 1485 г. к Москве было присоединено Тверское княжество, усилившее наше государство.
Россия, став духовной наследницей Византии, получила от Византийских Императоров и династическую преемственность. Так князь Владимир Святой в 988 г. женился на царевне Анне. Его внук князь Всеволодович Ярославович в 1046 г. вступил в брак с царевной Анной, дочерью Императора Константина Мономаха, от которой имел сына Владимира Мономаха (1053-1125). Его сын Юрий Долгорукий (1090-1157) был женат на дочери Императора Иоанна Комнина и имел о неё трёх сыновей. Великий князь Иоанн III в 1472 г. женился на царевне Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего Византийского Императора Константина ХI. С собой Софья привезла стяг с Византийским гербом - двуглавым орлом.
Вскоре Великий князь Иоанн III (1440-1505 гг.) повелел считать государственным гербом двуглавый орёл, соединённым с древним Московским гербом - Георгием Победоносцем. Таким образом, приняв от Византии Православную веру, породнившись с Императорами и приняв их государственную символику, Великие князья превратили Русь в преемницу Византийской Империи в духовном, династическом и государственном значениях.
В 1492 г. Митрополит Московский и всея Руси Зосима назвал Великого князя Иоанна III - «Государем и Самодержцем всея Руси, Новым Императором Константином в Новом граде Константина - Москве». (Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Указ. соч. С. 176).
При Великом князе Василии III (1478-1533 гг.) к Москве была присоединены в 1510 г. Псковская земля, в 1514 г. - Смоленск, в 1520 - Рязанское княжество, в 1523 г. - Северское княжество. Объединив все княжества, Московские князья превратили Русь в единое Православное государство. (М.В. Толстой «История Русской Церкви». М. 1991. С. 257-258).
(Продолжение следует)