Ставим ШергинаДетский театр кукол и творческое наследие северного краснопевцаТворчество Бориса Викторовича Шергина вошло в мою жизнь с самого раннего детства. Сначала неосознанное детское восприятие и восхищение удивительно красивой мелодикой былин и сказок Бориса Викторовича, затем познание истории нашего Северного края вместе с его повестями. Именно благодаря его замечательным произведениям: «Двинская Земля», «Детство в Архангельске», я поняла, что живу в удивительном и прекрасном городе, ощутила гордость, что я - уроженка гордой Северной земли, и никакие силы не смогут заставить меня отказаться от убеждения, что Архангельск - самый лучший город на планете, во всяком случае для меня.
Настоящее и серьёзное увлечение творчеством Бориса Шергина началось, когда я стала руководителем детского театра кукол «Сюрприз». Тогда я поняла, что могу наслаждаться его произведениями не только как читатель, но и доносить его слово до других. Воплотить его сказки на сцене стало моей мечтой, и я поняла, что как нельзя лучше это можно сделать с помощью кукольного театра.
Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, в которой сливаются воедино различные его виды: куклы - это скульптура; декорации — живопись; пьеса — литература. Это, может быть, единственный вид искусства, занимаясь которым человек получает возможность максимально проявить свои разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе, научиться понимать языки различных искусств, чтобы с их помощью испытать чудо постижения гармонии мира.
Несколько слов о театре, которым руковожу. Детский театр кукол «Сюрприз» государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества» образован в 1938 году Зинаидой Ивановной Пироговой. Во время войны здание Дворца пионеров стало госпиталем, но коллектив не распался, а, наоборот, сплотившись, создал концертную бригаду, которая выступала перед ранеными. В 1944 году Дворец вновь открылся, и театр продолжил творческую мирную жизнь. С 1972 года руководителем театра стала Нина Дмитриевна Тюрикова. При ней театр и стал называться «Сюрприз» - путём проведения конкурса среди детей и взрослых. Создаются такие спектакли, как: «Где ты, Кузя?», «Чебурашка», «Тигрёнок, который говорит "р-р"», «Происшествие в стране Мульти-Пульти», «Лесной барабан», «Рак-отшельник» и др. С 1983 года в театре начал работать бутафорский кружок под руководством Светланы Ювенальевны Трушевой, который перерос в настоящую творческую мастерскую по изготовлению кукол, декораций и реквизита. Перед театром открылись новые возможности: своя мастерская помогла ставить более сложные и интересные спектакли.
В 1998 году в театр пришла работать я. С 1998 по 2008 год в театре создаются такие спектакли, как «Золотой петушок» по сказке А. С. Пушкина, «Сказка старого леса», «Холодная сказка», «На балу у Золушки», «Прыгающая мышь», «Под парусом на "Подсолнухе"», концертная программа «Ретрокуклы», « Рождественские сны», «Снежная королева», «Рождественский карнавал в лесу» и др. С приходом в театр художника-бутафора Сне- жаны Валерьевны Волковой появилось новое направление «шоу-группа», которая занимается созданием концертных эстрадных номеров с куклами. Я и Снежана Валерьевна - обе выпускницы Архангельского колледжа культуры, а затем Санкт-Петербургской академии театральных искусств, обе когда-то были на преддипломной практике в «Сюрпризе». Театр в тот год (1993) отмечал свой 55-летний юбилей, и тогда ещё студентки Ольга и Снежана с воодушевлением помогали Нине Дмитриевне и Светлане Ювенальевне в подготовке праздника. И на самом юбилейном концерте, во время показа их концертного номера, Наталья Мироновна Корнеичева, в то время начальник художественного отдела, произнесла следующую фразу: «Вот будущие руководители "Сюрприза"». Никто не мог тогда подумать, что эти слова окажутся пророческими! Прошло всего пять лет, и они сбылись.
Мечта поставить на сцене произведения Бориса Шергина не оставляла меня. Мою мечту поддерживала и Снежана Валерьевна. Дело в том, что, когда мы были ещё студентками колледжа культуры, на курсе была попытка поставить спектакль по сказке Бориса Шергина «Пронька Грезной». Режиссёром выступала тогда Светлана Ивановна Сидорова, основательница литературно-музыкального театра «Словица», известного в нашем городе. В то время она преподавала у нас сценическую речь. Но, несмотря на прекрасную режиссуру, спектакль не удался. Хотя сказка покорила меня с первых слов! Такого количества юмора и самобытности в речи, такого оптимизма и веры в то, что наш северный мужик может всё, - трудно найти! Но, видимо, мы, юные актрисы колледжа культуры, не до конца прочувствовали всю прелесть языка Бориса Шергина и не смогли передать на сцене ни тот юмор, ни его самобытность. Чувство глубокого неудовлетворения и разочарования жгло меня всё это время, и мы со Снежаной решили доделать то, что не удалось студенткам колледжа культуры. Мы были уверены, что дети справятся! И наш выбор остановился, конечно же, на сказке «Пронька Грезной». С каким воодушевлением дети и мы принялись за эту работу!!! Стиль - скоморошина, перевоплощение с помощью масок, ярмарка, а на ярмарке любимец публики Петрушка. А почему и не он станет помощником неунывающего Проньки? Много, очень много весёлых и неожиданных находок мы придумали с детьми, чтобы ещё ярче и гротескнее показать эту и без того абсурдную сказку. Спектакль начинается с красивого и традиционного хоровода северных красавиц, но неожиданно в хоровод врываются парни с необычным заморским танцем, звучит современная американская заводная мелодия, и зритель сразу понимает, что обычного, традиционного фольклорного представления не будет. Интересна и сценография этого спектакля. Когда занавес открывается, зрители видят только театральную тумбу с афишами, такую, какие раньше стояли на всех перекрёстках. На ней афиша спектакля «Сказ о Проньке» и маски. Тем самым мы сразу даём понять зрителям, что действующие лица на сцене - это актёры, и они перевоплощаются прямо на глазах у них, надевая ту или иную маску. Американец делает деловое предложение простому северному парню Проньке — 15 лет не мыться, не бриться, не чесаться, не сморкаться, ни белья, ни одежды не переменять в обмен на магазин, набитый «разноличными» товарами, которым Пронька может распоряжаться и богатеть.
И тут мы подумали: почему бы не сделать действующими лицами доллары! И на сцену легко выпархивают доллары! Весёлый танец Проньки с долларами, и он согласен на условия американца. 15 лет Пронька не моется, не бреется, не меняет одежду, честно выполняя условия американца, но при этом торгует и становится богаче самого царя!
Конечно, не обошлась сказка и без любви. Пронька попросил в жёны у царя его дочь. Как точны и хлёстки обороты, которыми царь награждает Проньку, негодуя от такой наглости! «Сопля пропашша, овин толстой, вшива биржа». И это не звучит вульгарно даже из уст детей! В этом гений слова Бориса Викторовича! Однако у царя три дочки. И две из них, увидя портрет Проньки, в ужасе решаются бежать. Очень интересно нами придумана сцена сбора вещей старших царевен. Этого нет в сказке, мы сами нафантазировали, что одна царевна складывает в свой чемодан горы сарафанов, чайники, чашки и даже часы с кукушкой. Другая - более практичная. Вот она аккуратно сложила в чемодан стопочку долларов, шкатулку с драгоценностями, но при этом не забыла стащить из чемодана сестры самый красивый сарафан. Вся эта сцена проходит без единого слова, на музыке, и только остаётся наслаждаться замечательной актёрской игрой юных актрис. Сказка заканчивается прекрасно: 15 лет проходят, Пронька отмывается, и младшая царевна выходит за него замуж. «Свадьба была - семь дён табуном плясали, лапишшами хлопали, пока в нижной этаж не провалились, дак ишо там заканчивали».
И спектакль заканчивается весёлым и задорным танцем, зрители аплодируют!
Работа с таким благодатным материалом, как сказки Бориса Шергина, дают удовлетворение не только режиссёру, но и актёрам. Удался ли на этот раз спектакль? Думаю, лучше на этот вопрос ответят те победы, которые одержал коллектив с этим спектаклем.
год - диплом лауреата на XVI Всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки-2009» в г. Москве в номинации «Лучшая сценография».
2010 год - диплом лауреата и диплом Правления Вологодского отделения СТД РФ на Третьем фестивале детских самодеятельных театров кукол «Кукольная страна» в г. Вологде.
Диплом III степени регионального конкурса детских театров в рамках Второго международного фестиваля школьных театров на русском языке «Золотой ключик».
Диплом лауреата I степени на Международном фестивале — конкурсе детских и юношеских театров «Золотой павлин».
Творчество Бориса Шергина заинтересовывает с первых строк. Никогда не забуду группы зрителей на фестивале в Москве, которые подбежали ко мне после просмотра спектакля «Сказ о Проньке». Они говорили о том, что впервые сталкиваются с этим сказочником, восхищались его юмором и особенностью речи, а также спрашивали, где его можно почитать.
А у меня уже зрели планы на новый спектакль. И внимание моё привлёк особенно известный персонаж Бориса Викторовича - Шиш Московский. На сказках об этом весёлом и хитром мужике выросло моё поколение, и я подумала, что начинать знакомить зрителей, да и самих юных артистов с творчеством моего любимого сказочника лучше с этих сказок.
Конечно, я получила полную поддержку нашего бутафора Снежаны Волковой и хореографа Елены Поповой, и работа закипела! На этот раз куклы. Куклы планшетные, то есть те, которые работают на столе или на полу. Но в таком подвижном и весёлом спектакле не должно быть никаких столов, всё должно быть легко и гармонично. И выход найден - куклы работают на лотках торговцев, а декорации (дома, печка, лес и т. д.) дети делают из разноцветных платков, которые в начале спектакля накинуты на плечи девушек и туда же легко возвращаются, когда надо перестроить декорации. Хитрый Шиш легко и весело обманывает жадного купца, у которого позаимствовал лошадь да и оторвал у неё хвост; судью, который подумал, что Шиш ему взятку предлагает. А уж как ловко он обманывает трактирщицу, которая наивно решила посмеяться над голодным прохожим: «Ты, молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал, не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородки- но, не знавал ли господина Гусева-Жареного?» А Шиш смекнул, что у хозяйки гусь жареный в печи. И перед нами возникает печка, разумеется из платков, с заслонкой. И как только хозяйка за двери - Шиш к печке и не просто вынимает жареного гуся, а манит его: «тега- тега-тега», гусь выглядывает из печки (тоже кукла), и Шиш прячет его у себя. Но ведь на сковороду надо что-то положить, и народ, который и рассказывает эти сказки, начинает суетливо бегать в поисках чего-нибудь. Шиш кричит: «Ну, дайте же уже чего-нибудь!» И ему приносят лапоть! И самое интересное происходит в конце сказки, когда трактирщица полезла в печь, а оттуда вылезает самая маленькая актриса в спектакле и весело, дразня трактирщицу лаптем, говорит: «А на сковороде-то лапоть!!!» И кидает лапоть в народ. Народ, дразня трактирщицу, играет лаптем, как мячиком, доводя толстуху до обморока.
Танцы, юмор, детская импровизация, замечательные куклы, сделанные самими детьми, - всё это не могло не найти отклика у зрителей! И спектакль очень понравился, а также был высоко оценён специалистами.
2012 год — диплом I степени в номинации «Театр кукол» на областном фестивале детско- юношеского творчества в г. Архангельске.
Диплом лауреата в номинации «Самый ансамблевый спектакль» на Четвёртом открытом фестивале детских самодеятельных театров кукол «Кукольная страна» в г. Вологде.
Весной 2013 года театр выезжал в Москву и стал лауреатом 2-й степени на Открытом общенациональном Всероссийском фестивале- конкурсе юных дарований «ТАЛАНТЫ нового века - 2013».
А совсем недавно, в июне, мы побывали на Международном фестивале детских театров кукол «Кукла в детских руках», который состоялся в городе Бургасе (Болгария), где, показав спектакль «Правда о Шише», стали победителями и завоевали главный приз фестиваля — Ситцевого Петрушку.
Театр в постоянном творческом поиске.
На занятиях ребята овладевают большим запасом знаний по истории развития и специфике искусства театра кукол, приобретают целый багаж практических умений и навыков по использованию подручных и специальных материалов, по изготовлению кукол различных систем, приобретают навыки по актёрскому
мастерству и сценической речи, а также постигают основы режиссуры и хореографии.
Сейчас в театре занимается около 180 детей разного возраста. Театр «Сюрприз» развивает в детях чувство прекрасного, влюблённость в своё дело, творческое отношение к нему. Это помогает детям совершенствовать своё сердце, душу, разум. Театр даёт возможность каждому ребёнку поверить в себя, осознать себя как личность. И в этом огромную роль теперь играет и приобщение к бессмертным творениям Бориса Шергина. Мысли о новых спектаклях есть, они зреют, крепнут. Пусть пока только в головах у педагогов, но теперь хочется большего. Попробовать серьёзные и полные драматизма произведения. Например, «Ваня Датский». Неповторимая мелодика и романтика этого рассказа может воплотиться в серьёзное размышление о смысле жизни, о Родине. А ведь у кукол гораздо больше возможностей показать то, что не могут показать актёры в драматическом театре.
Добрые традиции театра - общее достояние коллектива. Мы вместе отмечаем открытие театрального сезона и его закрытие, мы проводим театральные вечера для родителей и выступаем на концертах, мы ездим на гастроли и фестивали, мы вместе отмечаем дни рождения. И вот мы решили ввести в театр новую традицию — пусть в каждой группе нашего театра будет своя история любви к великому и гениальному писателю Борису Викторовичу Шер- гину. Пусть рождаются спектакли, пусть ездят они по городам и странам огромной земли и пусть «родниковое слово» нашего прекрасного земляка узнает как можно больше людей, а мы этому будем очень способствовать.
Достойной наградой за многолетний творческий путь стало присвоение театру звания «Образцовый детский коллектив» в апреле 2012 года.
В 2013 году театр отметит своё 75-летие, но сами юные актёры и их педагоги считают, что они ещё в начале большого творческого пути и самое интересное у них впереди.
Ольга Половцева, педагог актёрского мастерства и режиссурыhttp://www.voskres.ru/literature/critics/polovtseva.htm