Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 09:43:26  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Декабрьские послания  (Прочитано 1599 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 28 Декабря 2013, 13:37:17 »

Декабрьские послания

Мой месяцеслов

В сумрачном декабре все политики, общественные деятели через СМИ подводят итоги года и дают предрождественские обещания. Как снег не покрыл еще среднерусскую равнину, так и я не могу подводить годовые итоги с чистого листа, потому что многие события и явления, дороги и встречи, освещенные на этих страницах, продолжают волновать душу и ум. Поэтому ограничусь декабрем и сразу скажу о главном разочаровании: не пролег, по-старинному выражаясь, ясный санный путь, не обозначено вехами в снегах главное направление…
Источник добродетелей

Владимир Путин в декабре выступал по-крупному перед согражданами трижды, но в результате 10 часов тезисов, объяснений, уточнений, каламбуров не проявилось главного – цели движения России. В Послании ожидали услышать о национальной сплачивающей идее – мимо. На пресс-конференции журналисты тянули самодельные плакаты, таблички, кукол, казацкие папахи, но все вопросы касались денег, торговли (вокруг той же Украины) и политики, которая в России замешена исключительно на деньгах. Хорошо хоть корреспондент CNN Джилл Догерти задала самый «русский» вопрос – о религии, культуре, нравственных ценностях. «Раньше такого не было. Почему это стало так важно для вас?». Ну ясно, Джилл, мы дошли до тупика, и дело тут не в мировом кризисе. Ответ Путина не раз транслировался: «Вспомните «кодекс строителя коммунизма». Это жалкая копия Библии. А теперь про этот кодекс никто не помнит. Без этих ценностей общество деградирует. Нам важно понять их ценность. И на базе этих ценностей двигаться». Куда?!
Нужно заметить, что подобное сравнение появилось примерно в конце 1980-х годов, в период катастройки. К сожалению, зачастую люди, делающие подобные сумбурные заявления, знакомы с 10 библейскими заповедями, 9 заповедями Иисуса Христа, изложенными в Нагорной проповеди, и с принципами «Морального кодекса строителя коммунизма» поверхностно. К моему удивлению, и Геннадий Зюганов это повторял, хотя ясно, что никогда бы не включили в кодекс слова «блаженны нищие духом» или «блаженны изгнанные за правду» и, наоборот, в проповедь – слова о дружбе народов или строительстве коммунизма. Так ведь можно найти перекличку и с положениями «Русской правды» Ярослава, и уж тем более с «Русской правдой» Пестеля. «Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в наброске своего конституционного проекта. В Библии этого не найдешь, как, увы, и в нынешней реальности! Каков источник нашего благоденствия – нефть с газом и вертикаль власти?
Впрочем, оставим частности и благостные словеса. Главный вопрос: какой русский народ нужен сложившейся буржуазной формации? Ответ в Посланиях не прозвучал, но он ясен: покорный, оболваненный. Еще вернее – никакой не нужен, ни набожный, ни социализированный. Через Россию, с помощью стержневой державы русский народ веками спасал и себя, и многие народы славянского мира от разгрома Западом, от колониальной судьбы. Даже буржуазный ученый Арнольд Тойнби основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, считал непрерывное внешнее давление. Объективный ученый, он и коммунизм рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязывал России с XVIII века: «Экспансия коммунистических идей – лишь один из неизбежных ответов на противоречие между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».
Контрудар был погашен, Россия сопротивляется вековому давлению из последних сил, но внутри действует офшорная, прозападная элита. Ни Наполеон, ни Гитлер не сделали того, чего добились США с обожателями. Под их диктовку народ расчленен приватизацией на народ новорусский и собственно русский, у которого непреходящая жажда правды и социальной справедливости. Последний шанс остался ныне у правящей элиты – азиатизация, феодализация и исламизация России, чтобы подавить социалистический, истинно православный потенциал российского народа. Это и свершается, хотя многие начинают осознавать главное: нынешний капитализм предназначен для раздробления России и уничтожения русского народа. Но ни шага в сторону осмысления нынешнего тупика, корректировки движения, попытки заглянуть выше стены сделано в декабре, увы, не было. А ведь история и сама жизнь адресуют лично Владимиру Путину настойчивые и грозные послания.
Посредственности

В День бывшей сталинской Конституции, в День воинской славы России – начала контрнаступление советских войск под Москвой – 5 декабря, мы отметили 210-летний юбилей великого поэта и мыслителя Федора Тютчева. Родился он в 1803 году в усадьбе Овстуг тогдашней Орловской губернии (ныне Брянской области, граничащей с Украиной и Белоруссией) в стародворянской семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские связаны с Москвой.
Окончив Московский университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, вначале Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается. На чужбине Тютчев провел целых двадцать два года, хорошо изучил Запад, потому и пришел к проповеди панславизма, к беспощадной критике Запада и того, что делала на родине тогдашняя «офшорная элита». В 1843–1850 годах выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему всеславянской империей.
Вот он пишет лучшему министру иностранных дел России – государственнику и патриоту А.М. Горчакову: «…Не опасности создавшегося положения сами по себе пугают меня за вас и за нас. Вы обретете в самом себе достаточно находчивости и энергии, чтобы противустать надвигающемуся кризису. Но что действительно тревожно, что плачевно выше всякого выражения, это – глубокое нравственное растление среды, которая окружает у нас правительство и которая неизбежно тяготеет также над вами, над вашими лучшими побуждениями. Я, право, не знаю, стояло ли когда-нибудь во главе какого бы то ни было общества что-либо столь же посредственное в отношении души, характера и ума, как то, что стоит во главе нашего. Все, что я примечаю, все, что я слышу вокруг себя, внушает мне как бы предчувствие невероятной подлости, которая пока еще назревает и, чтобы осмелеть, ждет новых осложнений, но которая в данный момент не преминет разразиться открыто...»
Стояло ли во главе общества столь посредственное правительство? Господи, да нам на этот вопрос, увы, ответить легче всего: стоит!
Отвечая на вопрос, почему были так резко повышены зарплаты министрам и чиновникам, Путин рассуждал по привычному шаблону: мол, иначе мы не получим из бизнеса «специалистов и экспертов мирового класса». Из какого бизнеса? Может, из числа металлургических олигархов, которые клянчили деньги и отсрочки из-за олимпийских объектов. Или, может, из банковского сообщества возьмем – из лопнувших в декабре банков? Вспомнил иных нынешних чиновников, и смешно стало: неужели тот же министр Дмитрий Ливанов – специалист мирового класса?
Президент выступил с Посланием, где сказал под аплодисменты о возвращении выпускного сочинения. Через много дней приехал в школу №5 Мытищ, спрашиваю у завуча Оксаны Анатольевны: «Как учителя восприняли слова президента о том, что просила и сама учительская общественность?» – «Если честно, с ужасом!» Я даже опешил. Она продолжала: «А как же! Мы готовили выпускные классы по одним методикам и стандартам, а тут как гром среди ясного неба, и министерство МОЛЧИТ!» Вот он, стиль и показатель уровня путинских министров. Неужели Послание президента – это просто материал для оперативных телерепортажей, для пиара, а не руководство к мгновенному действию? Ревизоров-то в Ванино легко сразу послать, а вот принимать умные управленческие решения куда труднее.
Тверской бульвар, 25

В начале декабря мы, выпускники, студенты и преподаватели Литинститута им. М. Горького, отметили 80-летие альма-матер. В институт я поступил еще до армии, как раз в осень снятия Хрущёва. Я был самым молодым среди поэтов, среди поэтесс – Лада Одинцова. Мы оба учились в семинаре Льва Ошанина. С первого курса в 1964 году меня призвали на три года в армию, вернулся я в тот же семинар, в молодой набор. Это были решающие годы постижения литературы, законов творчества и России. Все семинаристы, грубо говоря, делились на книжников, диссидентов, поклонников Мандельштама–Пастернака и почвенников, провинциалов, поклонников Есенина и сформировавшейся «тихой лирики». Я, сын Замоскворечья, неисправимый москвич, как говорил Пушкин, пытался соединить все эти начала: много читал, но и много странствовал, работая в детском туризме, писал очерки в духе натуральной школы, но и песни, порой остросоциальные и озорные. Все это можно было показать, обсудить, осмыслить. Потом такого уже не было – я в 1972 году рано стал «литначальником», от завотделом поэзии в «Литературной России» до главного редактора издательства «Советский писатель». Так что школа Литинститута оказалась уникальной и приучила к саморедактированию, к самоиронии.
Литинститут мне дал главное в работе литератора – широту взглядов, способность держать удар, отстаивать свою позицию, внятно излагать мысли и остро чувствовать фальшь.
Учитесь у дяди Гиляя

8 декабря 1853 года в семье вологодского станового пристава родился Владимир Гиляровский – будущий выдающийся журналист, король репортажа, образец для подражания, который не востребован современными прикормленными СМИ, куда рвутся без жизненного опыта и нравственной позиции те, кто мечтает работать на ТВ, обязательно в кадре, в эфире, получая узнаваемость и большие деньги. Судьба подлинного журналиста в России иная. Тот же Гиляровский после неудачного гимназического экзамена без паспорта и денег сбежал из дома – «ушел в народ», как тогда говорили. Дойдя пешком до Ярославля, он присоединился к ватаге бурлаков и 20 дней шел с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Обладая недюжинной физической силой, в Ярославле Гиляровский работал крючником в порту. Осенью того же года он поступил на военную службу вольноопределяющимся в Нежинский пехотный полк. После службы бродяжничал («босяковал», как тогда говорили), был истопником, рабочим на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, работал на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону поступил наездником в цирк. Обладая весьма колоритной внешностью, в 1875 году Гиляровский получил приглашение пойти актером в театр. Выступал на провинциальных сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска. А в 1877 году, с началом русско-турецкой войны, Гиляровский пошел добровольцем в армию. В 1881 году он поселился в Москве, начал собирать заметки для будущей книги «Москва и москвичи», занялся журналистикой. Сначала Гиляровский как поэт печатался в «Русской газете», а потом начал работать репортером в газете «Московский листок», благодаря которой и прославился.
Ничего и никого не боялся, лез в самое пекло событий и писал правду. Вот чему надо учиться у классика! Между тем события на Майдане Украины показали полную профнепригодность паркетных и буфетных журналистов. Они стоят на фоне беснующегося Майдана и рассказывают то, что мы и без них видим. Оказывается, нет у нас ни в Киеве, ни в Донецке такого корреспондента, который может открыть всему миру четкие грани конфликта, показать позицию украинского большинства. Даже по «Евроньюс» озвучили результаты соцопросов: 70% в Донецке, Луганске, Запорожье – против бездельников с Майдана. Где они на экране?
Не видно профессиональных журналистов, включая руководство, того же менеджера Эрнста. Надо не в КВН сидеть, а работу толково организовывать: найти, например, размовляющего репортера-украинца, заставить его одеться «с рынка», поехать в длительную командировку, поваляться на полу в фойе Киевской администрации, побухать с майданниками в соборе Михайловского монастыря (и до этого дошло!), померзнуть в палатке, а в результате сделать правдивый репортаж. Даже скрытой камеры не надо для начала – ты вникни, слейся с народом, запиши, а потом уж красуйся.
Герои декабря

Праздник памяти святого Георгия 9 декабря был установлен еще в XI веке «главным украинцем» – русским князем Ярославом Мудрым, в Киеве. Потом этот день стал отмечаться как праздник Георгиевских кавалеров, наконец, в 2007 году его сделали Днем героев Отчества. Да, президент провел торжественное мероприятие в Георгиевском зале Кремля, но оно было разовым – дежурные репортажи по ТВ и – тишина: ни документальных фильмов, ни очерков, ни бесед с героями. Канал «Звезда» отметился галочкой, показал глубокой ночью «Балладу о солдате» и под утро «Молодую гвардию». Вообще-то такие фильмы надо намного раньше показывать для молодых зрителей, если они еще остались.
Кстати, в этот же день 1923 года, 90 лет назад, в Москве вышел первый номер ежемесячного журнала «Звезда». С 1924 года «Звезда» стала издаваться в Ленинграде. Для многих это название связано с именами Михаила Зощенко и Анны Ахматовой благодаря известному постановлению ЦК КПСС.
Но не этими именами был переполнен нынешний декабрь. Сначала посыпались репортажи о том, что впервые на родине Сол­женицына, к 95-летию со дня рождения, состоялась презентация архива писателя. «Все экспонаты выставки «Александр Солженицын: из-под глыб», открывшейся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, – оригиналы, датируемые концом XIX – началом XXI века». Ну вот Марина Лошак – галерейщица и соратница Гельмана, и отметила свое директорство. Почему выставка не где-нибудь в музее Сахарова, а именно в Музее изобразительных искусств? Нет ответа. Поразительно, что не упоминался самый яркий факт новейшей биографии: в 1998 году Солженицын отказался от ордена Святого апостола Андрея Первозванного в честь своего 80-летия. Сказал в Театре на Таганке: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего состояния, я награду принять не могу. Не та обстановка в стране». Это был достойный шаг, но не уникальный – до Солженицына от правительственной награды отказался великий композитор Георгий Свиридов.
А каковы были тексты репортажей: «То, что писал Солженицын в Советском Союзе, было подвигом». Стоп-стоп! А подвигом ли были советские публикации с высокими гонорарами? В ноябре 1962 года вышел номер журнала «Новый мир» с первой публикацией «Одного дня Ивана Денисовича». В январе следующего года повесть (по авторскому определению – рассказ) была переиздана «Роман-газетой» огромным тиражом и, наконец, летом 1963 года – отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» тиражом 100 тысяч экземпляров!
О, всех бы так писателей сегодня «преследовали»! А дальше – вообще бред: «Но подвигом было хранить, переписывать и передавать на Запад его произведения. В целях конспирации Солженицын уничтожил рукописи «Одного дня Ивана Денисовича» и романа «В круге первом». Не понял: а как же они были опубликованы, с каких носителей, по-современному выражаясь?
Но всю литературу и культуру декабря затмило, конечно, 60-летие царевича Макаревича. Он господствовал на всех каналах, ему простили и «болотные» настроения, и антипутинское «Холуёво» и обрушили дифирамбы вроде: «Для огромного числа поклонников певец стал символом времени» («ТВ Центр»). А 14 декабря взбеленился «Первый»: телефильм, через новости – огромная программа, а ночью собственный концерт. Просто не помню как телевизионный человек подобного помрачения на любой юбилей.
Последние итоги

В конце декабря 1708 года Петром Великим был подписан указ об образовании 8 губерний: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Царь работал над этим указом с 1707 года. Московская губерния была названа в нем первой, и в ней кроме Москвы числилось 39 городов. Причем в ее пределы входили Кострома, Тула, Шуя, Владимир, Калуга. Первым московским губернатором на седьмом десятке лет был назначен боярин Тихон Стрешнев – один из любимых, хотя и не ближних родичей царя, с которым их связывала почти 40-летняя дружба. Стрешнев после подавления стрелецкого бунта участвовал в розысках, пытках и казнях сотен стрельцов, сопровождал Петра во всех поездках, после поражения под Нарвой от шведов организовал оборону Новгорода и Пскова и одержал там первые победы. Его вклад в победы русского оружия и строительство Балтийского флота был огромен.
Ныне главным событием конца декабря сделали освобождение и отъезд в Европу Михаила Ходорковского. Экс-глава «Юкоса» Михаил Ходорковский заявил, что не может вернуться в Россию, так как до сих пор не закрыт судебный иск о взыскании с него и Платона Лебедева 17 миллиардов рублей.
Кто-то заговорил о новом пришествии Манделы, а кто-то предрек появление второго Достоевского. Для того чтобы написать «Записки из мертвого дома» и «Преступление и наказание», надо ДО тюрьмы написать «Бедных людей». Так что олигарх свой шанс безнадежно растратил в комсомоле, потом в шоколаде, затем в цеху по изготовлению скоросшивателей. Правда, если он убедительно опишет и докажет причину, по которой ранее Путин обозвал их с подельником людьми, «у которых руки в крови», то книга «Юкос» и трупы» может получиться сильнее, чем «Чапаев и пустота».
Впрочем, все иерархии да критерии сметены. Так, «Яндекс» подвел итоги популярности за 2013 год. Самые упоминаемые события – предсказанный развод четы Путиных и… прикольный говорящий хомячок. Из персон наиболее часто упоминались: среди мужчин – дебошир Андрей Панин, среди женщин – Ксения Собчак, которую одним словом трудно аттестовать. Вот такие краткие итоги декабря.

Александр Бобров

http://www.voskres.ru/kolonka/bobrov58.htm


 
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!