Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 20:32:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Порт пяти морей  (Прочитано 1547 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Января 2014, 08:44:58 »

Алексей Балиев

Порт пяти морей

Москва может стать новым Амстердамом?



В столице России с 2014 г. начнется реализация беспрецедентной программы развития водных путей. Только в южных районах Москвы, например, власти планируют в ближайшие годы построить 12 водных каналов, что позволит добираться с помощью паромов с юга столицы до центра, самое большее, за 50 минут.

Создание каналов включено в проект развития территорий между станциями метро «Печатники» и «Кожуховская». Береговая линия Южного столичного порта расширится в 3-4 раза. Об этом в середине декабря 2013 г. заявил гендиректор TDI (компании-разработчика данного проекта) Павел Тигер. Он полагает, что «земля в районе припортовых промзон загрязнена, ее нужно выкапывать. А, выкопав, сделать каналы глубиной 4 метра». В результате Москва-река будет расширена. Улучшится качество окружающей среды обширного района.

Хотя и менее масштабный, но схожий проект будет реализован и на северо-западе столицы. Новый речной маршрут между Северным речным вокзалом и Химками планируется открыть в начале навигации наступившего года. Об этом недавно заявила официальный представитель столичной судоходной компании Юлия Ефремова. И уточнила, что «с весны будущего года этот речной маршрут будет работать на регулярной основе». Кроме того, согласно недавнему заявлению руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова, жители района Северное Тушино с будущего года смогут попасть на Северный речной вокзал Москвы минут за пять, «переплыв Москву-реку на пассажирских пароходах. Для этого в районе парка «Северное Тушино» уже установлен причал».

Похожие проекты намечены к реализации в центре и на северо-востоке столицы: в 2014-2016 гг., после 60-летнего перерыва, возможно восстановление судоходства на Яузе, точнее – в ее столичном участке течения.

По данным правительства Москвы, в рамках государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы» из бюджета столицы недавно было выделено 211 млн. руб. на очистку нижнего и среднего течения Яузы. Средства эти предназначены профильному предприятию ГУП «Мосводосток». Яуза, напомним, вторая крупнейшая река в столице. Уже несколько лет как в столице восстанавливают бетонные укрепления ее набережных, углубляют, очищают дно, благоустраивают берега и прибрежные районы.

Первый этап комплексных работ на Яузе, начатый еще в 2008 г., был успешно завершён осенью 2013-го. В честь этого события 31 августа 2013 г. на московском участке Яузы был проведен демонстрационный заплыв судов «Мосводостока». Дистанция составила 1 км. По оценке специалистов, заплыв наглядно показал, что возможность прохода судов на указанном отрезке реки полностью восстановлена.

Работы по восстановлению судоходства, бесперебойного водоотведения, облика реки Яузы и ее берегов в черте Москвы стартовали в апреле прошлого года. Они будут продолжены и в нынешнем году. Таким образом, столичный бассейн Яузы возрождается в качестве объекта природного и хозяйственного значения.

Вообще по масштабам современная программа развития водных путей сравнима разве что с небезызвестным сталинским планом, по которому столица страны должна была стать крупным воднотранспортным центром не только России, но и всего СССР.

Согласно данным «Мосводостока», это 39 рек и ручьев, которые имеют полностью открытые русла, 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Наиболее крупными из притоков Москвы-реки являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области. По информации «Мосводостока», «эта сеть обеспечивает регулирование поверхностного и грунтового стока, несёт рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также для судоходства».

Очевидно, что реализация всех этих проектов повысит значение Москвы как «порта пяти морей». Позволит хотя бы частично ослабить транспортные заторы на многих столичных маршрутах. Все упомянутые проекты планировались еще в конце 1930-х и на рубеже 1940-1950 гг. Для развития транзита по водным путям Москвы в начале 1950 гг. в Тульской и Липецкой области намечалось создание канала протяженностью примерно в 200 км между реками Дон и Ока. (Этот проект, заметим, инициировали еще Петр I и Павел I.) В Оку, напомним, впадает Москва-река, Москва вполне могла бы стать транзитным портом на стыке крупнейших воднотранспортных систем России – Волжско-Балтийской и Азовско-Донской.

Не менее грандиозными были проекты Северного и Восточного московских каналов, разработанные еще в 1937-1940 гг. Цель реализации первого из них состояла в соединении среднего течения Волги с каналом им. Москвы (через реки Ока, Клязьма, Яуза, Лихоборка и по сквозному водному пути между ними). Трасса второго планировалась так: канал начинаться с Клязьминского водохранилища, далее он следовал к верховьям Яузы (т.е. к Мытищам), оттуда - по Яузе, затем по трассе современной МКАД на восток, до подмосковного Кусково. Там канал должен был поворачивать на юго-запад, к столичному Южному порту. Курировал эти проекты тогдашний нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович.

«Скоро Яуза пополнится волжской водой: для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и реку Лихоборку будет поступать волжская вода, - писал в июле 1940 г. журнал «Техника - молодежи». - Десятки предприятий по берегам Яузы смогут пользоваться дешёвым водным транспортом. Фонари в виде маяков и гранитные сходы-причалы, расположенные в шахматном порядке, отметят путь по обновлённой реке... Снова, после многовекового перерыва, в Яузу войдут суда. Великий сталинский план реконструкции Москвы неуклонно претворяется в жизнь!».

Окончание войны с финнами и резкое изменение ситуации в Европе в 1940 г. притормозили эти планы до конца 1940-х.

А уже в апреле-мае 1953 г. были отменены все упомянутые проекты, включая проект канала Дон-Ока, хотя их реализация началась в 1949-1951 гг.

Зато в советских СМИ еще в 1935-м было весьма развёрнуто говорилось о том, какой лет через 10 станут не только московская, но и центрально-российская водно-транспортные сети и их роль в СССР. А именно: «Водный транспорт широко развился в Москве. Внутреннее водное кольцо: Химкинское водохранилище — Северный канал — Яуза — Москва-река, внешнее водное кольцо: Клязьминское водохранилище — Восточный канал — Москва-река, — запружены пароходами, катерами, буксирами, баржами, водными трамваями. Два порта — один пассажирский и один грузовой обслуживают это оживленное движение». Далее пояснялось: «...В нескольких местах для спрямления Москвы-реки сооружены каналы. Реку и каналы пересекают новые мосты, приподнятые по сравнению со старыми для пропуска больших судов. Мосты соединяются с улицами эстакадами, поэтому уличное движение по набережным не перекрещивается с движением с мостов».

Еще в 1943-1948 гг. была реконструирована Вышневолоцкая воднотранспортная система (охватывает Ленинградскую, Новгородскую и Тверскую области) общей протяженностью примерно в 800 км. Это был запасной водный путь между Москвой и бассейном Финского залива, созданный еще в XVII веке. Его реконструкция была нацелена на увеличение грузовых перевозок опять-таки между столицей СССР и Ленинградско-Карельским регионом.

Впрочем, упомянутые проекты, по ряду оценок, могли быть связаны и с тем, что лично Сталин склонялся, особенно в связи с небезызвестным «Ленинградским делом» (1949-1950 гг.), к снижению роли Ленинградского и, соответственно, к повышению роли именно Московского региона в межрегиональных экономических связях в стране.

Во всяком случае, в книгах и публикациях по транспортной проблематике в СМИ СССР в конце 1940-х – начале 1950-х был сделан акцент на растущей значимости московских и, скажем так, трансмосковских водных путей, действующих и запланированных, в советской экономике. Судя по современным столичным воднотранспортным проектам, некоторые из прежних планов не потеряли своей актуальности.

http://www.stoletie.ru/vzglyad/port_pati_morej_341.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!