Сергей Лебедев, Русская народная линия Слобожанщина: этническая историяСлобожанщина или Слободская Украина - историко-географический регион на территории нынешней северо-восточной части Украины и юго-востока Черноземья в России. Этот регион родился на стыке русского Черноземья, бывшего «Дикого Поля», и Малороссии.Название региона пошло от казацких поселений пользовавшихся большими вольностями - слобод, жители которых были «ослобождены» (то есть освобождены) от многих податей и тягла. В настоящее время термин «Слобожанщина» используется как неформальное название Харьковской области.
По административно-территориальному делению регион охватывает почти целиком Харьковскую область, а также соседние ей южные районы Сумской, и северные части Донецкой и Луганской областей Украины. На территории Российской Федерации, к Слобожанщине относятся большая часть Белгородской области и соседние южные районы Курской и юго-восточные районы Воронежской областей.
В дореволюционной географии Харьковскую губернию вместе с Черниговской и Полтавской губерниями относили к Малороссии. В советские времена экономические географы Слобожанщину не выделяли в отдельный регион, относя ее вместе Донбассом к Юго-Западному экономическому району. Наконец, обычно Слобожанщину объединяют под общим названием Левобережная Украина, и иногда еще более неопределенно - восточная Украина. Однако по своей этнической истории этот небольшой регион отличается от соседних земель по левому берегу Днепра, от Новороссии, и тем более от остальных территорий Украины. Следовательно, с этнологической точки зрения Слобожанщину необходимо рассмотреть как самостоятельный регион.
На заселение «Дикого Поля» значительное влияние оказывали местные реки. Регион находится на водоразделе бассейнов Днепра и Дона. Днепровские притоки - Псёл, Сула, Ворскла связывали Слобожанщину с Полтавщиной; река Сейм, которая впадает в Десну, давала возможность общаться с Черниговщиной. На территории Слобожанщины днепровские реки сближаются с донскими.
В настоящее время этот край считается степным. Лесов во времена заселения было, однако, несоизмеримо больше, чем в настоящее время. Леса и поляны чередовались по всему краю. Северная часть района (север Сумской области) находится в зоне смешанных лесов, Харьковская область почти полностью находится в Лесостепной зоне, только восточная часть Харьковской области является чисто степной.
Природа щедро наделила Слобожанщину. Почвы края - благодатный чернозём. Водилась птица, дикие животные (зубры, медведи, волки, лоси, кабаны), пушнина; в степях встречались сайгаки и дикие кони. В широких степях легко было разводить табуны коней, рогатый скот, овец. Росли плодовые деревья. Прекрасные условия были для пчеловодства. Минералов было мало. В достатке была только соль. Добывали камни для жерновов, мел, который использовали для строительства «хат-мазанок», гончарную глину.
Дикое поле Территория Слободской Украины была заселена еще во время раннего палеолита. Множество следов оставили проживавшие в краю в разные времена скифы, разноэтнические племена черняховской культуры, среди которых были и предки славян. Видимо, славяне стали преобладающим населением края достаточно давно. Археологи открыли поселение северян VIII-IX веках.
С конца IX-го века часть территория Слобожанщины вошла в состав Киевского государства. После распада Киевской Руси на удельные княжества эта земля принадлежала Черниговским князьям. Некоторые территории принадлежали Переяславскому и Новгород-Северскому княжествам.
В X-XII веках вблизи современного Харькова располагалась древнерусская крепость Донец - один из самых отдаленных форпостов Киевской Руси в борьбе со степняками.
Половецкий натиск конца XI - начала XII веков отбросил славянское население под защиту северных лесов. Территория будущей Слободской Украины стала пограничьем между Половецкой Степью и Русью. Разумеется, какое-то разноплеменное население здесь оставалось, но в целом этот край стал ничейной территорией.
В первой половине XIII века во время монголо-татарского нашествия Донец и другие славянские поселения были уничтожены, а край окончательно опустошен. Таким образом, первая славянская попытка закрепиться на Востоке закончилась поражением и на несколько столетий будущая Слобожанщина остается безлюдным «Диким полем».
Дикое поле было коридором для кочевых татар между Донским казачеством и Гетманщиной. Через него татары хорошо знали пути в заселённую Русь и выбирали те, по которым не приходилось переплавляться через глубокие и широкие реки. Древняя «Книга Большому Чертежу» перечисляет одиннадцать татарских бродов - Каганский, Абашкин, Шебелинский, Изюмский, Татарский и др.
Многие известные в Диком Поле пути также использовались татарами при набегах на Русь. Муравский шлях начинался от крымского Перекопа и лежал до Тулы (а это всего 160 верст до Москвы) по междуречью Донского и Днепровского водозаборов. От Муравского ответвлялись Изюмский и Кальмиусский шляхи, которые большей частью пролегали по территории Харьковщины.
Заселение Слобожанщины В течение XV - первой половины XVI веков, по мере ослабления Золотой Орды, территория опять начинает заселяться крестьянами и казаками. Однако только с конца XVI века начинается регулярное и массовое заселение края. Ещё в 1571 году Царь Иван Васильевич Грозный устраивает сторожевую службу на Слобожанщине для защиты от татар. Князь Воротынский, дьяк Матвей Ржевский, князь Михаил Тюфякин и боярин Юрий Булгаков получают начальство над пограничной линией. На столетних дубах по их распоряжениям вырезались двуглавые орлы - символ российского владения этими землями[1]. Нужно отметить, что в росписи мест, которые должен был объезжать рыльский голова, для наблюдения за татарами, сказано: «да вниз по реке Удам, через Павлово селище, к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу, через Хорошев колодезь, да чрез Удския ровни». Таким образом, уже в это время эпизодический контроль над незаселенной территорией осуществляло московское правительство.
В конце XVI столетия при Фёдоре Иоанновиче построены были Воронеж, Валуйки, Белгород, Курск, Ливны. Степная граница теперь продвигается на юг, на так называемую «польскую», то есть степную, украйну.
Продолжавшееся продвижение русских в южные черноземные степи неминуемо привело их к появлению на некогда славянской земле, ставшей Слобожанщиной. Строительство Белгородской и Изюмской «засечных черт» не только обезопасили край, но и способствовали быстрому заселению и хозяйственному освоению этих благодатных земель. Характерной чертой заселяемого края было то обстоятельство, что среди переселенцев весьма значительную часть составляли «черкасы» - малороссы, бежавшие от польского владычества в пределы Московского царства. Кроме того, поскольку край граничил не только с Диким Полем, но и с Речью Посполитой, здесь сложился особый порядок управления. Здесь не было ни «чисто» казачьего самоуправления, ни централизованной воеводской власти. Крепостнические отношения практически отсутствовали в крае вплоть до конца XVIII столетия.
В 1591 году приказ царя Федора Иоанновича (точнее, правителя Бориса Годунова), гласил: «другую станицу послать к Донцу, до Изюмскаго кургана, меж Донца и Оскола, а переезжати той станице на Донце перевозы: Бишкинской, да Шабалинской, да Булуклейской, да Савинской, да Изюмской».
Семь лет спустя только что вступивший на престол Борис Годунов положил построить на правом берегу Оскола, 50 км южнее нынешнего Чугуева,- город «в свое имя»- Царев- Борисов, в защиту с крымской стороны.
Разразившаяся в начале XVII века Смута на время приостановила русское продвижение в степи. Напротив, были сожжены и разграблены многие русские города и крепости на степных рубежах. Однако вскоре после воцарения Михаила Романова и «успокоения» Московского царства продвижение в степь продолжилось. Помимо московских служилых людей сюда устремились и черкасы.
В 1617 году 10 тысяч казаков из Запорожья поселились на реке Донец. В 1638 году запорожский гетман Яков Остряница со своими людьми, примерно с 1 тысячью казаков, оставив пределы Речи Посполитой, с позволения Московского царя поселился на месте нынешнего Чугуева. Вместе с казаками в Чугуеве поселились также московские стрельцы. В 1640 году еще 5 тысяч черкасов селятся в том краю под «высокой рукой» русского царя. Одновременно была построена крепость Хотмыжск.
Массовый исход днепровских казаков на Слобожанщину начался в период освободительного восстания против Польши, поднятого Богданом Хмельницким. Количество переселенцев из польских владений теперь исчислялась сотнями тысяч. Большинство из них поселились в соседних владениях Московского царства.
В 1651-м году казаки из Корсуня основали Краснокутск. В 1652-м переселенцы из Черниговского и Нежинского полков во главе с полковником Иваном Дзинковским основали Острогожск и создали первый и самый большой на Слободской Украине Острогожский полк. В этом же году прибыли переселенцы из городка Ставище Белоцерковского полка во главе с Герасимом Кондратьевым, основав Сумы, создали там Сумской полк. В 1654-м году переселенцы из прежних польских владений основав Ахтырку, сформировали Ахтырский полк. В том же 1654 году строятся Змиёв, Печенеги, Хорошево.
В 1654 (по другим данным, в 1656 году) был основан город Харьков, ставший центром края. Название связывают с легендарным казаком Харько (Харитоном), имевшим здесь хутор, и погибшим в бою с татарами. Харьковом стала называться местная река, и, видимо, уже в честь реки и назвали город. В свою очередь, в честь города был назван Харьковский полк.
В 1654 году на Слободской Украине насчитывалось уже 80 000 жителей, состоявших из казаков, несущих военную службу и владельческих крестьян-подданных, которых было не так много. Великорусская колонизация края осуществлялась путём переселения на Слобожанщину служилых людей - стрельцов, детей боярских, русских казаков и т.д.
Новые крупные переселения черкас произходили и позднее.
В 1659-м осадчим Иваном Семененком основан Салтов. В 1660-х годах Яков Черниговец основывает Балаклею. Поселения продолжаются и в дальнейшем: в 1674-м году запорожец Мартын Старочудный строит Волчанск.
В 1679-1680 гг., была сооружена Изюмская черта (Новая линия). От г. Царева-Борисова вдоль рек Северский Донец и Мжа она протянулась на 530 верст[2]. Под прикрытием укреплений Июмской черты строились новые города и селения.
В 1680 году была воздвигнута крепость Изюм, ставшая южным форпостом Слободского войска. В Изюм в 1682-м был перенесён центр Балаклейского полка. На базе Балаклейского и части Харьковского полков в 1685-м создан Изюмский полк. К концу 1680-х гг. население Слободской Украины превышало 250 тысяч человек[3].
Для своевременного оповещения о татарской угрозе близ каждого укрепления, каждого хутора сооружались, по древнему казачьему обыкновению, маяки из хвороста и соломы, пропитанных смолой и дёгтем. Впрочем, вплоть до 1736 года крымские татары проникали на Слобожанщину, жгли, грабили и убивали.
В 1680-м году Слобожанщина подверглась особенно крупному массированному натиску крымских татар. Но в жестокой битве под Золочевом их наголову разбил Харьковский полковник Григорий Донец-Захаржевский. В 1688 и 1692 годах татары подступали к Змиёву, в 1697-м к Харькову, но всякий раз были отбиты. Последними боевыми действиями на Слобажанщине стали события 1736 года, когда татары в третий раз пытались взять Змиёвскую крепость, но были разгромлены.
Окончательно как своеобразная этническая территория Слобожанщина сформировалась в первой половине XVIII столетия. В 1731-33 для защиты границ Российской империи от турецко-татарских набегов усилиями казаков левобережных и слободских полков и крестьян была построена система укреплений - Украинская линия. Заселена она была почти исключительно однодворцами-великороссами. Но вообще великороссы составляли в Слобожанщине лишь 6 % населения. Впрочем, это объясняется тем, что великороссами считались однодворцы и другие представители неказачьего сословия. В Чугуевском уезде великороссы преобладали абсолютно, их было здесь в XVIII столетии более 86 %.
Для России Слобожанщина была продолжением Засечной черты, жители которой выступали как охрана южных границ царства от крымских и ногайских татар, именно поэтому царское правительство освобождало поселенцев от уплаты налогов, позволяло свободно заниматься промыслами. Переселенцы безвозмездно владели определенным количеством свободной земли (право заимки), за ними сохранялись казацкие привилегии и самоуправление. Поселения, которые создавались переселенцами, назывались слободами, откуда и название «Слободская Украина». Слово «Украина» означало только окраинное местонахождение края в пределах России, а вовсе не украинское население, тем более, что вплоть до начала XX столетия местные жители считали себя русскими.
Помимо московских служилых людей и черкас с конца XVII века здесь стали селиться старообрядцы. Впрочем, сколько их было на самом деле, сосчитать невозможно, поскольку они всячески старались избегать переписчиков официальной власти.
Наконец, для заселения присоединяемых территорий привлекались, в большом количестве, крещеные татары, чуваши, мордвины и другие народности, переходившие в подданство московского царя. Так, в 1696 году в Чугуеве поселились 1,5 тысячи калмыков.
Как и Север, южные степи активно осваивало и православное духовенство, основавшее ряд монастырей.
Постепенно, по мере того, как исчезла многовековая опасность со стороны степей, край все более терял свой военный характер. Казачество постепенно превращалось в мирных земледельцев, ремесленников, городские торговцев. Казачья старшина все больше сближалось с российским дворянством по своему быту и ментальности.
Развивалось постепенно в крае и образование. В 1732-м году в четырех полках Слобожанщины действовали 124 школы. В Харьковской коллегии училось около 500 учеников. На Слобожанщине жил философ Григорий Сковорода. Основанные во второй половине XVII-го века как крепости Харьков, Сумы, Ахтырка, Острогожск превратились в XVIII-м в торгово-ремесленные центры. Здесь возникли Ахтырская табачная, Глушковская суконная и др. мануфактуры. В Харькове и Сумах действовали большие ярмарки.
Самоуправление Слобожанщины С момента начала колонизации в конце XVI-го и вплоть до второй половины XVIII-во века. Слобожанщина имела самоуправление. Слободская Украина отличалась как от самоуправляемой Гетманской Украины, так и централизованных уездов России. Поскольку этот край не входил ранее ни в Великое княжество Литовское, ни в Речь Посполитую, но при этом был значительно ближе от Москвы, чем казачьи области Дона и Запорожья, здесь развилась собственная система самоуправления.
Здесь сложилось полково - сотенное устройство, где полк одновременно был как военной, так и территориальной единицей. Всего имелось пять полков - Острогожский (иначе - Рыбинский), Харьковский, Сумской, Ахтырский и Изюмский. В отличия от Гетманщины слободские полки не имели выборных войсковых или кошевых атаманов, и вся военная, административная и судебная власть на территории полка принадлежала назначенному царем полковнику. Он имел при себе символы власти полка: печать, литавры, полковую хоругвь. В военную и гражданскую администрацию входила полковая старшина (аналог офицерства): обозный, судья, есаул, хорунжий, и два писаря, которая составляла полковой Совет.
Все пять слободских полков разделялись на сотни. Сотенное управление осуществляли избираемые казаками сотник, атаман, есаул, хорунжий и писарь. Каждый десяток имел десятника.
В политическом и военном отношении слободские полковники подчинялись белгородскому воеводе, назначенному из Москвы (позже из Петербурга). Взаимоотношения с ними были далеко не безоблачными. В Москве жестко пресекали все попытки старшины стать независимой по запорожскому образцу. В свою очередь, казачья старшина все более тяготилась особым статусом края, не позволявшим ввести здесь крепостное право, как в обычных «нормальных» уездах России.
В середине XVII века слободские полки были подчинены Разрядному приказу, а с 1688 г. - Великороссийскому отделу Посольского приказа. Заметим, что Гетманщина управлялась отдельным Малороссийским приказом. Ни власть малороссийского гетмана, ни какие-либо административные меры из Москвы в отношении Малороссии, никогда не касались Слободской окраины.
Шестым полком Слободской Украины был Чугуевский. Как уже говорилось, он в основном состоял из великороссов. Чугуевцы напрямую подчинялись Белгородскому воеводе.
(Окончание следует)